Михайлова Светлана Борисовна

музыкальный руководитель
ГБОУ детского сада №33 Петродворцового Района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Развитие музыкальных способностей детей через различные виды музыкальной деятельности «Осенний калейдоскоп»

[Скачать]

Методическая разработка конспекта непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста создана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 33 компенсирующего вида  Петродворцового района Санкт-Петербурга, а также примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией   Л.А. Парамоновой.
При разработке конспекта были использованы следующие дополнительные программы: 
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи».-М., 1991. - 44 с.
2. А.И. Буренина  «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. С.-П. 2000г.
3. А.И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей». С.-П. «Музыкальная палитра» 2004г. 
4. О.П.Радынова «Слушаем музыку», Москва «Просвещение» 1990г
5. Учите детей петь» состав.: Т.М.Орлова, С.И.Бекина для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет, Москва «Просвещение» 1987г.
6. М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль, «Академия развития 1997г.
При подготовке мероприятия учтены индивидуальные и возрастные особенности воспитанников группы.
В методической разработке присутствует интеграция всех образовательных областей: 
- физическое развитие (двигательные упражнения, упражнения на развитие координации движений, танцы); 
- познавательное и речевое развитие (расширение музыкального кругозора детей, в частности, знакомство с творчеством композиторов П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского, и формирование целостной картины мира, закрепление знаний о приметах осени); 
- социально-коммуникативное развитие (коммуникативная игра-упражнение «Здравствуй, друг», игровой массаж «Туча», направленные на развитие свободного общения детей и взрослых); 
- художественно-эстетическое развитие (развитие детского музыкального творчества: музыкально-игровое задание «Зайка, зайка, где бывал?», закрепление результатов восприятия музыки)
В ходе совместной деятельности с детьми использованы следующие методы:
- побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленного на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка; 
-  упражнения в исполнительских видах музыкальной деятельности; 
- метод поисково-проблемных ситуаций, побуждающих детей к творческим проявлениям; 
-  сопоставления музыкальных произведений; 
- метод, активизирующий музыкальные способности детей, направленный на осознание музыкального образа. 
- метод перспективы и ретроспективы, ориентированный на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве
- метод пластического интонирования, направленный на передачу интонаций в музыке в пластике движений
Методические приёмы: наглядный показ; выразительное исполнение музыки; словесные объяснения; моторно-двигательные уподобления; тактильное восприятие;
эмоциональное воздействие на детей положительными впечатлениями; ассоциативный метод;
Технологии: здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, охрана детского голоса); ритмопластика; инновационные (интерактивный экран, презентация, музыкальные файлы, анимация); интерактивная музыкально-дидактическая игра; игровые; ТРИЗ; сказкотерапия
Планируемый результат (рефлексия): участие детей в многообразных видах музыкальной деятельности способствует развитию музыкальных способностей, а также расширению музыкального и общего кругозора детей.
Рекомендовано для использования при проведении непосредственно музыкальной образовательной деятельности детей старшего возраста.
Цель: способствовать развитию музыкальных способностей детей через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
образовательные:
- способствовать расширению музыкального кругозора детей;
- способствовать формированию навыков, умений детей; 
- приобщать детей к активному участию в различных формах и видах музыкальной деятельности
развивающие:
- развивать музыкальные способности детей в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать звуковысотный, динамический, ладовый, интонационный, ритмический слух;
- развивать координацию движений, двигательные способности детей;
-развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческие и двигательные навыки детей;
- развивать творческие способности детей
воспитательные: 
-воспитывать чувство любви к окружающему миру, к красоте природы родного края;
-способствовать установлению дружеской, доброжелательной атмосфере в коллективе, доброжелательности
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация, осенние листья, туча, солнышко, дождь, лужи, раздаточный материал: картинки для выбора ведущих.; зонт, музыкальная лесенка, маски лесных зверей, султанчики.
Предварительная работа: разучивание песен, танцев. закрепление выученных ранее песен, закрепление названий музыкальных произведений, композиторов их написавших. Подбор музыкального репертуара. Индивидуальная работа с детьми. Изготовление атрибутов и декораций.
Этапы совместной деятельности:
1. Вводная часть: создание игровой проблемной ситуации.
2. Основная часть: игра-путешествие. Решение игровой проблемной ситуации.
3.Заключительная часть: рефлексия с мотивацией на последующее получение знаний.
4. Подведение итогов непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей.
 
Ход совместной деятельности с детьми
 
 
 
 
 
М. Р.: Здравствуйте, ребята (распевка).
М. Р.: Сегодня по дороге в детский сад я нашла письмо. Только вот пока я вас ждала, оно вдруг стало невидимым. А увидеть мы его сможем, только если, правильно передадим друг другу ритм 
Ритмическая игра «Отстучи правильно ритм» На мультимедийной установке появляется письмо. Слайд № 1.
Письмо появилось, да не простое – это видео письмо от Осени. Давайте узнаем, что же она нам написала. Слайд №2
Осень: Здравствуйте, мои друзья, очень рада видеть в этом зале всех вас Я.
Не смогла сегодня в гости к вам прийти, так как злой колдун, ворчун паук, меня заколдовал! Вы, ребята, помогите, и меня скорей спасите. А спасти вы меня сможете, только если выполните все задания, которые оставил в этом письме для вас ПАУК. 
Слайд № 3
Вот вам первое задание:
Паук: Туча по небу гуляла, тучка солнце закрывало,
           Вы, ребята, помогите, солнышко, скорей спасите.
 Игра-массаж «Туча по небу гуляла, дождик за руку вела»
Разминка под русскую народную мелодию в исполнении группы «Тодес», дети выполняют ритмические задания, направление на развитие различных видов ходьбы, бега, поскока, прыжков. Слайд № 4
Осень: Вот и солнышко сияет, и дорогу освещает. Молодцы, с этим заданием справились.
А вот следующее задание, паучок спрятал для вас в моем лесу. Под березой, под листочком, под грибочком иль под кочкой. Чтобы его выполнить надо вам в мой лес попасть. На листочек вы садитесь, в лес осенний попадите! 
Дети садятся на листочки. Упражнение полет на листочках. «Вальс» Вихаревой. После него открывается занавес, появляются декорации осеннего леса, на полу лежат листочки. 
М.Р.: Вот мы с вами попали в осенний лес. Посмотрите, как здесь красиво. 
Давайте, поищем задание, которое для нас оставил Паук, по-моему, осень сказала, что оно лежит под березой.
Дети ищут, и находят сундук, а в нем задание. Слайд № 5
 
Ребята, лесные зверюшки у нас здесь живут, играют, танцуют, смеются, поют. Вы с ними скорее подружитесь, и в танце смелей закружитесь
 Дети одевают маски зверей. Коммуникативная игра «Здравствуй друг»
М.Р.: Ах, как много лесных зверей в осеннем лесу, я с ними сдружиться очень хочу. А можно я зайку вот этого что-то спрошу?
Игра на развитие творческих способностей детей: «Зайка, зайка, где бывал?» «Ах, лиса, ты – краса, расскажи мне где была!» «Мишка, мишка выходи, своей лапой покрути»
М.Р.: Посмотрите на экран, есть еще одно задание для вас.
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Узнай композитора!» (автор Михайлова С. Б.) Слайд № 6
М.Р.: В лес осенний мы попали, и немножечко устали. Мы тихонько отдохнем, звонко песенки споем. Музыкальные распевки.
М.Р.: Вот вам и последнее задание от паука:
Чтобы Осень расколдовать, должны вы спеть мне песенку про Осень, да не простую, а такую, чтобы в ней рассказывалось о ее приметах. Да, и не забудьте, что в лесу нет музыкальных инструментов, поэтому петь вам придется acapella
Песня «Приметы осени» дети исполняют acapella Слайд № 7
На экране, снова появляется Осень
Осень: Спасибо, вам ребята, что расколдовали вы меня, теперь я смогу придти к вам завтра на праздник и подарки принести. А вам пора возвращаться домой. А чтобы вы могли поскорее вернуться в детский сад, я превращу вас в волшебную стаю.
Танец «Разноцветная Осень»
М.Р.: 
Ребята, кому мы сегодня с вами помогали?
Что мы для этого делали?
Что вам понравилось больше всего?
Какое у вас настроение после занятия?