Захарова Лариса Николаевна

воспитатель ГДОУ детский сад № 33

Статья «Оригами  для дошкольников»

Оригами – искусство складывания из бумаги. 
Изготовление забавных, красочных поделок из бумаги приёмами сгибания и складывания – увлекательное и полезное занятие для детей дошкольного возраста.
Задача педагога заинтересовать детей и вызвать у них желание самим изготавливать фигурки из бумаги. Можно сложить бумажные фигурки на глазах у детей, показать готовые фигурки, бумажные игрушки-забавы или рассказать «оригамскую» сказку. А можно показать фокус, предложив детям научиться создавать чудеса и стать «фокусниками».
Следует отметить, что при обучении детей технике оригами существуют общие правила.
  • заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый;
  • заготовка должна иметь точную квадратную форму;
  • бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной;
  • показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске. Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей;
  • при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия;
  • обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма  выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми;
  • линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться;
  • совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным;
  • после того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен учиться самостоятельно изготавливать поделку от начала до конца.
Учитывая индивидуальные способности детей, можно разделить детский коллектив на подгруппы, планируя разный объём усвоения материала. В начале обучения воспитанников технике оригами, детям предлагается сложить изделие, с которыми ребёнок справится и получит удовольствие. Следует отметить, если ребёнок не сможет сложить фигурку в первый раз сам, то у него пропадёт интерес к этому виду деятельности. Малышей надо хвалить, поощрять, обращать внимание на полученный результат. 
С готовыми фигурками детям можно предложить поиграть, подействовать, раскрасить их. В процессе взаимодействия воспитанники вступают в общение друг с другом, возникает диалог, что способствует развитию коммуникативных навыков.
В процессе работы следует ориентировать детей на точность выполнения действий  обращать их внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться», не согнётся, как надо, что пальчики могут превращаться в «утюжки». Объяснить ребятам, что работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё складывать заново.
Оригами можно заниматься с детьми 3-4 лет. Возрастной показатель может определить сам педагог, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка.                                                                                                                                                   С маленькими детьми можно поэкспериментировать с бумагой, например на их глазах сложить кораблик и предложить пустить его на воду.
Поделки для детей 4-5 лет основаны на базовой форме – «треугольник», «конфетка».                                                                                                                                                   
Дети 5-6 лет осваивают приёмы складывания на основе базовых форм: «Треугольник», «Двойной треугольник», «Конверт», «Дверь», «Воздушный змей». 
В 6-7 лет детям доступны уже более сложные базовые формы: «Рыба», «Двойной квадрат».
 
Как мы уже отмечали ранее очень важно научить детей складывать базовые формы, так как это является залогом успеха в достижении результата. Это обучение лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребёнок научился их складывать.
Складывать изделие с детьми можно, используя, различные приемы, например:
  • при помощи сказки   «Жили два брата. Один на одном конце поля, а второй -   противоположном. Первый брат решил пойти в гости ко второму …»
  • при помощи сказочного персонажа при проведении индивидуальных занятий - чудесный Квадратик. Присутствие сказочного героя вызывает у ребёнка интерес и способствует достижению результата.
  • познакомить ребёнка с условными обозначениями, научив складывать, пользуясь чертежом. Это экономит время, облегчает работу с детьми, создаёт возможность для индивидуальной работы с ребёнком. 
Складывание модели, пользуясь чертежом, у детей не вызывает трудностей, и они это делают с удовольствием, познавая азы геометрии. Они хорошо понимают, когда слышат задание:
  • получите из одного квадрата - четыре;
  • совместите углы;
  • найдите середину квадрата;
  • получите две диагонали;                  
  • сложите квадрат так, чтобы получился треугольник или прямоугольник;
  • совместите стороны квадрата;
  • соедините короткие стороны или противоположные и т.д.
Изделия, сложенные из бумаги, можно успешно применять в различных видах деятельности с детьми. Так, работу по аппликации или рисунок можно дополнить бумажными фигурками, или наоборот на сложенном изделии выполнить аппликацию, используя «оригамские» изделия, показать театрализованное представление, составить рассказ. 
В деятельности по развитию элементарных математических представлений использовать как счётный материал (например, считать геометрические фигуры в процессе складывания изделия); при решении задач, для ориентировки в пространстве. 
В речевом развитии использовать для знакомства с гласными и согласными звуками, анализа слова, разбора предложения (например, «Как ворона каркает?», «Посадите столько ворон, сколько слов в предложении»). С помощью «оригамских» фигурок, можно изучать русские обряды, знакомиться со сказкой, петь, играть, сочинять истории. 
Следует отметить, что занятия оригами способствует:
  • развитию мыслительных процессов; 
  • концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления фигурки, чтобы получить желаемый результат;
  • развитию памяти;
  • совершенствованию трудовых умений ребёнка, формированию культуры труда;
  • развитию у детей способности работать руками под контролем сознания;
  • совершенствованию мелкой моторики рук, точному движению пальцев;
  • развитию глазомера;
  • процессу трансформации плоского листа в объёмную фигуру с помощью складок. Дети практически сталкиваются с «волшебными» переходами листа бумаги из одной геометрической фигуры в другую;
  • воспитанию усидчивости у активных детей. Потребность в движении у детей удовлетворяется через игровую деятельность: «маршируют» в треуголках, сделанных на занятии, «летают» на самолётах, соревнуются;
  • развитию наблюдательности, расширению круга их познавательных интересов, так как перед изготовлением любой фигурки, педагог рассказывает детям о диких животных, птицах, обитателях морского дна, о самураях и праздниках японских детей;
  • развитию у детей коммуникативные способности, воспитывает доброту, дружелюбие и снижает комплексы застенчивости,
  • развитию конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. 
Приведу пример перспективного планирования непосредственно образовательной  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Оригами для дошкольников» (Таблица №1).
При планировании данного вида деятельности решаются следующие задачи:
  • образовательные:
1. сформировать умение складывать простые фигурки из бумаги: находить середину листа, соединять стороны, углы;
2. познакомить воспитанников с основными геометрическими понятиями - основными базами: «воздушный змей», «конфетка», «треугольник», «дверь», «конверт», «рыба», «двойной треугольник»; 
3. познакомить с условными обозначениями;
4. сформировать умение пользоваться схемой.
  • развивающие:
способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
способствовать развитию глазомера детей, уверенности в своих силах и способностях;
способствовать развитию у детей творческого воображения, логического мышления.
  • воспитательные:
воспитывать умение концентрировать своё внимание;
вызвать у детей интерес к искусству «Оригами», положительные эмоции.
 
Таблица №1
 

Тема

Интегрированные формы совместной деятельности

Развивающая среда

Работа с родителями

Показ «оригамской» сказки.

Опыты с бумагой.

Оформление рисунка.

1. Литература по оригами.

 

2.Выставка готовых изделий.

 

3.Оформление группового помещения.

 

4.Фотоальбом.

 

5.В уголке изодеятельности листы бумаги разного цвета, схемы.

 

6.Готовые оригамские фигурки для закрепления счёта, для театрализованных игр.

 

1.Выставка детских работ.

 

2.Оформление фотоальбома.

 

3.Папка-раскладка «Оригами для всех»

 

4.Выставка литературы по оригами.

 

5.Схема складывания изделия «Умелые ручки».

 

6.Оформление приглашения на праздник.

 

7.Мастер-класс для родителей.

 

8.Презентация «Оригами для дошкольников».

 

9.Совместная деятельность родителей с детьми.

«Грибок» (б/ф «воздушный змей»).

Счёт

Осенний цветок

(многомодульное оригами).

Изобразительная деятельность

Стаканчик для сока(б/ф «треугольник»).

Дидактическая игра «Фруктовый сок»

 

«Колосок» (б/ф «воздушный змей»).

Коллективная композиция по лексической теме «Откуда хлеб на стол пришёл»

Игрушка-забава «Ворона» (б/ф «воздушный змей»).

Развитие речи. Закрепление звука «р».

«Лисичка» (б/ф «воздушный змей).

Рисование по сказке «Серая шейка».

«Ёжик» (гофрировка)

Развитие речи, лексическая тема «Дикие животные». Чтение сказки «Ёжик и белочка».

«Дом» (б/ф «дверь»).

Лексическая тема «Город».

«Чайный сервиз» (б/ф «треугольник»).

Изодеятельность. Аппликация (гжельская роспись).

«Котёнок», «Щенок» (б/ф «воздушный змей»).

Лексическая тема

«Домашние животные» Изодеятельность по сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу?»

«Гномик» (б/ф «воздушный змей»).

Настольный театр «Цирковое представление».

«Кусудама» (б/ф «конверт», многомодульное оригами»).

Коллективная работа, украшение группы.

«Ёлочка» (б/ф «двойной треугольник»).

Лексическая тема «Зима. Новый год».

Изодеятельность.

«Белый медведь»(кириоригами)

Лексическая тема «Животные Севера»

«Рыбка» (б/ф «рыба»)

Развитие речи Придумывание сказки «На морском дне».

«Ракета» (б/ф «конфетка»).

Лексическая тема «Полёт в космос», изодеятельность.

«Голубка» (б/ф «воздушный змей».

Изодеятельность.

 

Литература:
 
  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами.-СПб.: ООО «Издательский дом» Кристалл», М.,: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М., Издательство «Аким», 1995
  3. Нина Острун, Алексей Лев, Оригами. Весёлый зоопарк. – М.: «Айрис-Пресс»,2006
  4. Нина Острун, Алексей Лев, Оригами. Мозаики, - М.: «Айрис – Пресс», 2006
  5. Просова Н.А., Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: «Эксмо», 2008
  6. Соколова С.В., Азбука Оригами. – М., «Эксмо», СПб.: «Домино», 2007
  7. Соколова С.В., Оригами для старших дошкольников. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004
  8. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. – СПб., «Детство – Пресс», 2009
  9. Тарабарина Т.И., Оригами и развитие ребёнка. –Ярославль, «Академия развития», 1997
  10. Соколова С.В. Бумажные игрушки. Оригами для малышей. – СПб., «Литера», 2013