Сапежко Александра Вячеславовна,

воспитатель детского сада № 14 Петродворцового района Санкт-Петебурга

Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Дуб» 

Работа по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста основывается на знакомстве с природой на том, что их окружает: парки, участки для прогулок, озера, пруды  все это различные экосистемы, миры, которые ребенок познает не путем обучения, а путем поиска, наблюдений, экспериментирования, манипулирования ее элементами, т.е. через системно-деятельностный подход.
Цель: формирование опыта применения полученных знаний о дубе у детей старшего дошкольного возраста. 
Задачи:
1. Образовательные:
- Обобщить полученные знания о дубе;
- Продолжать формировать у детей представления о природных взаимосвязях;
- Обобщить чувственный опыт детей на основе сенсорных ощущений; 
- Побуждать детей к составлению простых логических умозаключений.
2. Развивающие:
- Развитие активного словаря детей;
- Продолжать работу по развитию у детей умения применять полученные знания в составлении рассказа;
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие у детей доказательной речи. 
3. Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к природе;
- Воспитание интереса детей к природе родного края.
Предварительная работа:
Просматривание видеофильма «Сказка о дубе», мультфильмов, работа с энциклопедией «Деревья, чтение сказок и легенд о дубе, изучение экосистем,  экскурсии в парки Петергофа, исследования дуба, изготовление книги о деревьях, составление моделей описаний, рассматривание картин. 
Оборудование: ящик «ощущений», желуди, кора, макет дуба с липучками, схемы для рассказывания, схема описания предметов, интерактивная доска,  схема приготовления, лепешки из желудей.
Ход:
1. Приветствие
Здравствуйте, ребята.. Сегодня нам вместе предстоит узнать много интересного. 
2. Мотивация
Ребята посмотрите, я принесла вам удивительную книгу. Кто сможет прочитать, как она называется?
(Дети читают «Книга о деревьях»)
 Осенью ребята из подготовительной группы детского сада сделали энциклопедию о деревьях. Они нашли много интересных сведений о них. Знакомы ли вам эти деревья? 
- А эта страничка пустая. 
- Как вы думаете, почему она пустая? 
-  О каком дереве здесь нет информации?
Ребята решили загадать вам необычную загадку, разгадка которой находиться вот в этом ящике «Ощущений». 
Нужно подойти к «Волшебному ящику», опустить в него руки, нащупать предмет и, не вынимая его рассказать о предмете который находится в нём. (В ящике лежит кора дуба, желудь, дубовый лист). 
А подсказкой для вас будет схема, изображённая на ящике (на коробке нарисована схема описания предмета). Отгадывая предметы, дети постепенно заполняют нарисованное изображение дерева. 
- Догадались, о каком дереве идёт речь? 
- А как вы догадались?
Ой, мне кажется, я кого-то слышу (на интерактивной доске появляется Лесовичок, который предлагает детям разгадать ребус). Дети отгадывают ребус.
- Сегодня мы будем говорить о дубе и попробуем заполнить пустую страннику в нашей книге.
- А что вы знаете о дубе? Что бы вы хотели узнать? А где бы мы могли эти знания добыть? (Предположения детей)
- Как много вариантов. На чем же остановиться? 
3.
- Ой, мне кажется, я кого-то слышу (На доске появляется Лесовичок). Это  наш старый знакомый! Кажется, он хочет нам что-то сказать. 
- Ребята, давайте отправимся в лес.
Проводится физкультминутка «Мы к лесной полянке вышли…».
4. Волшебные листочки Появляется слайд с изображением дубравы.
- Вот мы и пришли. Что вы видите? Посмотрите, какие могучие, раскидистые дубы здесь растут.
Воспитатель обращает внимание на макет дерева.
 - Чего не достает дереву? У меня как раз есть листья дуба, но они не простые, а волшебные. Каждый лист – это слово. По этому, перед тем, как подарить нашему дереву листочек, нужно будет сказать дубу, какой он, подобрать слово-описание.
Дети выполняют задание.
- Ребята, мне тоже хочется подарить дубу листочек. (Воспитатель подбирает свое слово).
5. Природное сообщество
- Обратите внимание, на соседней полянке растет молодей дуб. (Появляется изображение на интерактивной доске). Как много желудей под ним. 
 - Интересно, а кто из вас знает для чего дуб сбрасывает жёлуди? (Предположения детей).
- Если в лесу сидеть тихо-тихо, то можно много увидеть и услышать? (Крик кабана). Кто издает такие звуки? Для чего кабан пришел к дубу? (Далее появляется лиса, белка, барсук, сойка, мышка, насекомые). Дети аналогично устанавливают взаимосвязи между деревом и животным. 
- Ребята, а что объединяет этих зверей. 
- Недавно я услышала один поучительный  рассказ. Хотите его послушать? (На доске появляется пищевая цепочка без птиц). В одном лесу птицы пели так громко, что люди решили их прогнать, а дальше….
- А как вы думаете, что же произошло дальше? (Предположения детей, что в лесу без птиц все погибнет из-за большого количества насекомых. Погибнет лес – погибнет все живое).
- Ребята, как вы думаете, эта информация пригодится нам для нашей странички? 
- Рядом с макетом вы найдете изображения различных птиц, зверей и насекомых. Выберете тех, которые дружат с дубом и прикрепите их к макету.
6. Прогулка под дубом
- Мне кажется, нам пора отдохнуть. Давайте присядем на травку и полюбуемся чудесным пейзажем. (На интерактивной доске появляется картина И. И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе»). 
- Что вы видите на картине?
- Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
- А теперь давайте попробуем закрыть глаза и представим, что мы входим в эту картину. Делаем шаг и … вот мы уже под раскидистыми ветвями дуба. Что мы можем услышать? 
- Какие чувства вы испытываете, находясь в картине?
7. Подарки дуба
- Молодцы. Дуб  приготовил для вас подарок – вкусное лакомство. (Воспитатель угощает детей лепешками из желудей).
 - Как вы думаете, из чего приготовлено это лакомство?
- У меня есть рецепт, который вы легко прочитаете (Детям предлагается схема изготовления лепешек из желудей). 
- Ну, вот и пришло время  возвращаться обратно в детский сад. Проводится физкультминутка «Мы из лесной полянке вышли…».
8. Синквейн
- Мы побывали с вами в гостях у дуба.
-Что вы узнали о нём? 
- А я предлагаю вам написать про него маленький рассказ, и поместить на страничке о дубе. Это очень легко и интересно. Поможет нам в этом схема. А я попробую это записать.
- Первое слово – Дуб
- Теперь нужно подобрать два слова-описания – Дуб какой?
- Теперь подберем три слова действия – Дуб что делает? 
- Теперь нам нужно придумать красивое предложение о дубе.
- И, наконец, на что похож дуб? Или сравнить (ассоциация). 
(зачитывает рассказ и помещает его в посадочный горшочек)
9. Рефлексия
Ребята, что интересного вы узнали? Что показалось вам трудным? Что оказалось для вас простым?
Далее воспитатель отмечает успехи каждого ребенка. 
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Методические разработки Методическая разработка на тему «Дуб»