Бойцова Юлия Борисовна, 
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
 
 
«Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» в региональной системе научно‑методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
 

В Санкт-Петербурге создана и успешно функционирует комплексная система научно-методического сопровождения, направленная на профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров. Система работы, инициированная Комитетом по образованию, регламентируется распоряжением [1] и представляет собой инновационный подход к непрерывному повышению квалификации специалистов в сфере образования.

Основной целью данной системы является обеспечение устойчивого профессионального роста педагогов и руководителей образовательных организаций, а также их адаптация к меняющимся требованиям и приоритетам образовательной политики. В рамках этой системы решаются ключевые задачи, включая методическую поддержку, развитие профессиональных компетенций и внедрение современных образовательных технологий.

Система научно-методического сопровождения включает в себя ряд ключевых структур и институтов: Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга, Санкт‑Петербургскую Академию постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства, информационно-методические центры, районные и городские методические объединения, а также методические объединения в образовательных организациях.

Основные направления деятельности системы:

  1. Формирование единой региональной системы профессионального развития, основанной на принципах непрерывного образования.
  2. Внедрение методического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов специалистов.
  3. Развитие сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и методическими центрами для создания единой информационно-методической среды.
  4. Разработка и внедрение инновационных моделей повышения квалификации, соответствующих современным требованиям образовательного процесса.
  5. Создание условий для освоения и внедрения современных образовательных технологий, включая цифровые ресурсы и инструменты.
  6. Внедрение современных методик обучения и воспитания, включая проектную деятельность с учащимися.
  7. Активное вовлечение педагогов в исследовательскую и проектную деятельность для стимулирования их профессионального роста.
  8. Разработка системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения эффективных образовательных практик, способствующих повышению качества образования.

Для обеспечения индивидуального подхода к профессиональному развитию педагогов специалистами Центра непрерывного повышения профессионального мастерства был разработан цифровой ресурс — информационно-аналитическая система «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста педагога» [2] (далее – ИАС «Конструктор»). Этот информационно-аналитический инструмент предоставляет широкие возможности для самодиагностики и планирования профессионального роста педагогических работников.

Работа с ресурсом включает в себя создание личного кабинета и прохождение тестирования по трем основным направлениям: предметные, методические и психолого-педагогические компетенции. Тесты разработаны с учетом специфики различных категорий специалистов: воспитателей и старших воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, а также учителей основного и среднего образования.

На основе результатов тестирования формируется профиль компетенций специалиста, который используется для разработки индивидуального образовательного маршрута – ИОМ. В состав ИОМ входят: заполненный профиль компетенций, результаты диагностики, а также перечень мероприятий, направленных на устранение выявленных дефицитов. Педагогам предлагается выбрать и принять участие не менее чем в трех мероприятиях, которые могут включать курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы и другие формы профессионального развития.

1. Создание личного кабинета

Для начала работы с ИАС «Конструктор» необходимо войти в систему по ссылке http://iom.spbappo.ruи создать учётную запись (Рис. 1).

 
Рисунок 1
 
Пользователь будет перенаправлен на страницу «Политика в отношении обработки персональных данных». Необходимо ознакомиться и подтвердить своё согласие с политикой в области обработки персональный данных.
 
Для доступа к сайту необходимо пройти регистрацию – корректно заполнить все предложенные поля (Рис. 2). Логин должен состоять из букв латинского алфавита. После регистрации автоматически будет сформирован запрос руководителю образовательной организации на подтверждение пользователя.
 
 
Рисунок 2
 
2. Входное тестирование
 
После регистрации и подтверждения система предложит пройти входное тестирование. Тестирование проводится по трём видам компетенций: предметные, методические и психолого-педагогические – для воспитателей и старших воспитателей ДОУ, учителей начальной школы и учителей-предметников.  Тестирование по методическим компетенциям для педагогов дошкольных образовательных организаций не предусмотрено. Результаты диагностики будут отражены в личном кабинете в разделе «Индивидуальный образовательный маршрут» (Рис. 3).
 
 
Рисунок 3
 
В разделе «Индивидуальный образовательный маршрут» отображаются мероприятия и образовательные события, предложенные системой на основании анализа результатов тестирования, а также добавленные тьютором (методистом, координирующим работу с ИАС «Конструктор» в районе) и самим пользователем. Для участия необходимо выбрать мероприятие, перейти на его страницу и просмотреть доступные материалы. Посещённое мероприятие будет отмечено в личном кабинете (Рис. 4).
 
 
Рисунок 4
 
В разделе «Календарь» мероприятия отображаются в хронологическом порядке (Рис. 5). Система позволяет просматривать проведённые мероприятия, события на текущий и последующие месяцы. 
 
 
Рисунок 5
 
3. Типичные ошибки при работе в ИАС «Конструктор»
 
У некоторых пользователей возникают трудности при работе в ИАС «Конструктор», например, система не позволяет пойти входное тестирование. Чаще всего, проблемы вызваны некорректным заполнением профиля в личном кабинете. Наиболее распространённая ошибка встречается у учителей-предметников, который в поле «Должность» указывают «Преподаватель» вместо «Учитель». Подобную ошибку допускают учителя английского, немецкого и французского языка. В выпадающем списке предметов пользователи ставят отметку в поле «Иностранный язык», в то время как необходимо указать «Английский / немецкий / французский».
 
Кроме того, недостаток информации о пользователе может привести к некорректному отображению работы педагога в системе. В профиле пользователя должны быть заполнены все поля без исключения.
 
Информация о пользователе, а также возможность корректировки и дополнения сведений находится в меню личного кабинета в разделе «О пользователе» (Рис. 6).
 
 
Рисунок 6
 
4. Изменение места работы пользователя
 
При изменении места работы педагогического работника в личный кабинете необходимо изменить образовательную организацию и/или район. Это можно сделать в разделе «О пользователе» (Рис. 7):
 
 
Рисунок 7
 
В поле «Район» и «Место работы» указать новые сведения (Рис. 8). Подтвердить изменения. При выборе новой организации будет сформирована заявка, которая поступит в личный кабинет руководителя организации. После обработки и подтверждения заявки система будет снова доступна для работы.
 
 
Рисунок 8
 
5. Личный кабинет руководителя организации
 
В личном кабинете руководителя размещена информация о педагогах образовательной организации, которые являются пользователями ИАС «Конструктор», отражающая работу с профессиональными дефицитами педагогов, адресной методической поддержкой индивидуальных образовательных маршрутов. Регистрация новых пользователей в системе возможна только после подтверждения учётной записи руководителем из его личного кабинета.
 
Для активации личного кабинета руководителю организации необходимо пройти регистрацию в системе по стандартной схеме, отметив пункт «Я – руководитель организации» (Рис 9).
 
 
Рисунок 9
 
Входное тестирование для данной категории пользователей не предусмотрено. Руководитель организации через свой личный кабинет имеет доступ ко всем мероприятиям разделов «Курсы и образовательные события» и «Календарь».
 
При регистрации педагогов образовательной организации в личный кабинет руководителя поступает запрос на подтверждение пользователя. Заявки поступают в раздел «Управление заявками обучающихся» (под обучающимися подразумеваются педагоги – пользователи системы).  Руководитель может одобрить заявку работника или отклонить, если он не является членом коллектива (Рис. 10).
 
 
Рисунок 10
 
В разделе «Активность обучающихся» руководитель может видеть результаты посещения мероприятий (Рис. 11).
 
 
Рисунок 11
 
В разделе «Статистика» руководитель видит статистику по должностям пользователей. Данные о результатах тестирования и выявленных дефицитах пользователей в личном кабинете руководителя организации не отображаются.
 
Активное использование информационно-аналитической системы «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» позволяет педагогическим работникам проводить самодиагностику профессиональных компетенций, формировать индивидуальный образовательный маршрут и реализовать индивидуальную траекторию профессионального роста. Система предоставляет доступ к большому массиву методических материалов, позволяет участвовать в образовательных событиях, осваивать дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в дистанционном формате.
 
Методическое сопровождение осуществляется Информационно-методическим центром и является неотъемлемой частью данной системы. Методическое сопровождение включает в себя актуализацию профессиональных проблем, поиск эффективных решений, а также консультации при разработке и реализации индивидуальных маршрутов. Основная цель методического сопровождения – создание условий для непрерывного профессионального роста педагогов, что достигается путем мотивации их к самостоятельному планированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
 
Информационно-методический центр создаёт условия для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов посредством предоставления информации о районных образовательных мероприятиях и реализуемых дополнительных профессиональных программах, привлекает ресурсы районной системы образования для сопровождения педагогических работников при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. На основании анализа профиля компетенций педагогических работников района формируется и корректируется система научно-методического сопровождения педагогов, вносятся изменения и дополнения в программы повышения квалификации.
 

Документы и электронные ресурсы:

  1. Распоряжение Комитета по образованию от 08.04.2022 года № 746-р «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга».
  2. Информационно-аналитическая система «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» http://iom.spbappo.ru
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Методические разработки «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» в региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров