В Санкт-Петербурге создана и успешно функционирует комплексная система научно-методического сопровождения, направленная на профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров. Система работы, инициированная Комитетом по образованию, регламентируется распоряжением [1] и представляет собой инновационный подход к непрерывному повышению квалификации специалистов в сфере образования.
Основной целью данной системы является обеспечение устойчивого профессионального роста педагогов и руководителей образовательных организаций, а также их адаптация к меняющимся требованиям и приоритетам образовательной политики. В рамках этой системы решаются ключевые задачи, включая методическую поддержку, развитие профессиональных компетенций и внедрение современных образовательных технологий.
Система научно-методического сопровождения включает в себя ряд ключевых структур и институтов: Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга, Санкт‑Петербургскую Академию постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства, информационно-методические центры, районные и городские методические объединения, а также методические объединения в образовательных организациях.
Основные направления деятельности системы:
-
Формирование единой региональной системы профессионального развития, основанной на принципах непрерывного образования.
-
Внедрение методического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов специалистов.
-
Развитие сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и методическими центрами для создания единой информационно-методической среды.
-
Разработка и внедрение инновационных моделей повышения квалификации, соответствующих современным требованиям образовательного процесса.
-
Создание условий для освоения и внедрения современных образовательных технологий, включая цифровые ресурсы и инструменты.
-
Внедрение современных методик обучения и воспитания, включая проектную деятельность с учащимися.
-
Активное вовлечение педагогов в исследовательскую и проектную деятельность для стимулирования их профессионального роста.
-
Разработка системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения эффективных образовательных практик, способствующих повышению качества образования.
Для обеспечения индивидуального подхода к профессиональному развитию педагогов специалистами Центра непрерывного повышения профессионального мастерства был разработан цифровой ресурс — информационно-аналитическая система «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста педагога» [2] (далее – ИАС «Конструктор»). Этот информационно-аналитический инструмент предоставляет широкие возможности для самодиагностики и планирования профессионального роста педагогических работников.
Работа с ресурсом включает в себя создание личного кабинета и прохождение тестирования по трем основным направлениям: предметные, методические и психолого-педагогические компетенции. Тесты разработаны с учетом специфики различных категорий специалистов: воспитателей и старших воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, а также учителей основного и среднего образования.
На основе результатов тестирования формируется профиль компетенций специалиста, который используется для разработки индивидуального образовательного маршрута – ИОМ. В состав ИОМ входят: заполненный профиль компетенций, результаты диагностики, а также перечень мероприятий, направленных на устранение выявленных дефицитов. Педагогам предлагается выбрать и принять участие не менее чем в трех мероприятиях, которые могут включать курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы и другие формы профессионального развития.
1. Создание личного кабинета
Для начала работы с ИАС «Конструктор» необходимо войти в систему по ссылке http://iom.spbappo.ruи создать учётную запись (Рис. 1).
Рисунок 1
Пользователь будет перенаправлен на страницу «Политика в отношении обработки персональных данных». Необходимо ознакомиться и подтвердить своё согласие с политикой в области обработки персональный данных.
Для доступа к сайту необходимо пройти регистрацию – корректно заполнить все предложенные поля (Рис. 2). Логин должен состоять из букв латинского алфавита. После регистрации автоматически будет сформирован запрос руководителю образовательной организации на подтверждение пользователя.
Рисунок 2
2. Входное тестирование
После регистрации и подтверждения система предложит пройти входное тестирование. Тестирование проводится по трём видам компетенций: предметные, методические и психолого-педагогические – для воспитателей и старших воспитателей ДОУ, учителей начальной школы и учителей-предметников. Тестирование по методическим компетенциям для педагогов дошкольных образовательных организаций не предусмотрено. Результаты диагностики будут отражены в личном кабинете в разделе «Индивидуальный образовательный маршрут» (Рис. 3).
Рисунок 3
В разделе «Индивидуальный образовательный маршрут» отображаются мероприятия и образовательные события, предложенные системой на основании анализа результатов тестирования, а также добавленные тьютором (методистом, координирующим работу с ИАС «Конструктор» в районе) и самим пользователем. Для участия необходимо выбрать мероприятие, перейти на его страницу и просмотреть доступные материалы. Посещённое мероприятие будет отмечено в личном кабинете (Рис. 4).
Рисунок 4
В разделе «Календарь» мероприятия отображаются в хронологическом порядке (Рис. 5). Система позволяет просматривать проведённые мероприятия, события на текущий и последующие месяцы.
Рисунок 5
3. Типичные ошибки при работе в ИАС «Конструктор»
У некоторых пользователей возникают трудности при работе в ИАС «Конструктор», например, система не позволяет пойти входное тестирование. Чаще всего, проблемы вызваны некорректным заполнением профиля в личном кабинете. Наиболее распространённая ошибка встречается у учителей-предметников, который в поле «Должность» указывают «Преподаватель» вместо «Учитель». Подобную ошибку допускают учителя английского, немецкого и французского языка. В выпадающем списке предметов пользователи ставят отметку в поле «Иностранный язык», в то время как необходимо указать «Английский / немецкий / французский».
Кроме того, недостаток информации о пользователе может привести к некорректному отображению работы педагога в системе. В профиле пользователя должны быть заполнены все поля без исключения.
Информация о пользователе, а также возможность корректировки и дополнения сведений находится в меню личного кабинета в разделе «О пользователе» (Рис. 6).
Рисунок 6
4. Изменение места работы пользователя
При изменении места работы педагогического работника в личный кабинете необходимо изменить образовательную организацию и/или район. Это можно сделать в разделе «О пользователе» (Рис. 7):
Рисунок 7
В поле «Район» и «Место работы» указать новые сведения (Рис. 8). Подтвердить изменения. При выборе новой организации будет сформирована заявка, которая поступит в личный кабинет руководителя организации. После обработки и подтверждения заявки система будет снова доступна для работы.
Рисунок 8
5. Личный кабинет руководителя организации
В личном кабинете руководителя размещена информация о педагогах образовательной организации, которые являются пользователями ИАС «Конструктор», отражающая работу с профессиональными дефицитами педагогов, адресной методической поддержкой индивидуальных образовательных маршрутов. Регистрация новых пользователей в системе возможна только после подтверждения учётной записи руководителем из его личного кабинета.
Для активации личного кабинета руководителю организации необходимо пройти регистрацию в системе по стандартной схеме, отметив пункт «Я – руководитель организации» (Рис 9).
Рисунок 9
Входное тестирование для данной категории пользователей не предусмотрено. Руководитель организации через свой личный кабинет имеет доступ ко всем мероприятиям разделов «Курсы и образовательные события» и «Календарь».
При регистрации педагогов образовательной организации в личный кабинет руководителя поступает запрос на подтверждение пользователя. Заявки поступают в раздел «Управление заявками обучающихся» (под обучающимися подразумеваются педагоги – пользователи системы). Руководитель может одобрить заявку работника или отклонить, если он не является членом коллектива (Рис. 10).
Рисунок 10
В разделе «Активность обучающихся» руководитель может видеть результаты посещения мероприятий (Рис. 11).
Рисунок 11
В разделе «Статистика» руководитель видит статистику по должностям пользователей. Данные о результатах тестирования и выявленных дефицитах пользователей в личном кабинете руководителя организации не отображаются.
Активное использование информационно-аналитической системы «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» позволяет педагогическим работникам проводить самодиагностику профессиональных компетенций, формировать индивидуальный образовательный маршрут и реализовать индивидуальную траекторию профессионального роста. Система предоставляет доступ к большому массиву методических материалов, позволяет участвовать в образовательных событиях, осваивать дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в дистанционном формате.
Методическое сопровождение осуществляется Информационно-методическим центром и является неотъемлемой частью данной системы. Методическое сопровождение включает в себя актуализацию профессиональных проблем, поиск эффективных решений, а также консультации при разработке и реализации индивидуальных маршрутов. Основная цель методического сопровождения – создание условий для непрерывного профессионального роста педагогов, что достигается путем мотивации их к самостоятельному планированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Информационно-методический центр создаёт условия для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов посредством предоставления информации о районных образовательных мероприятиях и реализуемых дополнительных профессиональных программах, привлекает ресурсы районной системы образования для сопровождения педагогических работников при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. На основании анализа профиля компетенций педагогических работников района формируется и корректируется система научно-методического сопровождения педагогов, вносятся изменения и дополнения в программы повышения квалификации.
Документы и электронные ресурсы:
-
Распоряжение Комитета по образованию от 08.04.2022 года № 746-р «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга».
-
Информационно-аналитическая система «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» http://iom.spbappo.ru