Горюхова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов ГБОУ № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по теме «Христианская семья»

 
Цель урока: Формирование у детей понятий семья, семейные ценности, воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Планируемые результаты:

Личностные: испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Метапредметные:

  • развивать умение обучающихся в работе с текстовой информацией, выделяя глав-ное в соответствии с учебным заданием;
  • развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;

Предметные: Понимать смысл обряда «венчание», особенности семейных традиций в православной культуре. 

Основные термины и понятия: семья, ценности, любовь, венчание, семейные тра-диции.
Виды деятельности: беседа, словарная работа, устный рассказ, работа с учебником, объяснение смысла пословицы, работа с притчей.
 
Оборудование:
  • мультимедийный проектор;
  • лепестки ромашки из бумаги;
  • текст притчи;
  • презентация к уроку;
  • учебник «Основы православной культуры», Москва «Просвещение»
Литература и интернет-ресурсы:
  • Учебник «Основы светской этики», Москва «Просвещение»,2012
  • Рабочая тетрадь
  • Книга для учителя. Москва «Просвещение», 2012
  • https://youtu.be/EBXCktvZPAk 
Ход урока:
 
1. Организационный момент.
2. Мотивация к уроку.
  • Просмотр видеоклипа «Гимн семье».
  • О чём мы поведём разговор на уроке?
3. Актуализация новой темы.
– Какие ассоциации вызывает слово «семья»? Напишите их на лепестках ромашки 
(прикрепить на доску).
– Я не случайно выбрала этот цветок, ведь именно ромашка является символом се-мьи. В 2007 году 8 июля был объявлен Днём семьи, любви и верности. В этот день право-славные христиане   празднуют память святых Петра и  Февронии Муромских.
4. Работа по новой теме.
Все слова, которые вы написали, относятся к понятию «семья». В слове «семья» много разных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же,  как я.  И, действительно, в семье все  чем-то похожи друг на друга: лицом,  го-лосом, взглядом.
Число 7 само по себе особенное – оно простое. Оно нам говорит о том, что семья – единое целое. «Семеро не один – в обиду не дадим»,- говорит народная мудрость.  В семье все друг за друга. Но есть и ещё одна тайна у этого слова. Оно родное слову «семя». Как вы думаете почему?
Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые пред-ставители человечества, как из зерна колосья.
1. Работа с текстом учебника.
– Откройте учебник на странице 86 . Прочитайте первое предложение. С чем срав-нивает семью автор учебника? Как вы думаете, почему именно такое сравнение использу-ется? (Семья – наш дом. Семья нас защищает.  Семья оберегает нас от бед).
2. Прочитайте библейскую историю на с 85.
– Почему на корабле Ноя не было людей?
– За что Бог наказал человечество потопом?
– Какими качествами вы бы наделили Ноя? (смелый, решительный, жил по совести, честный, отзывчивый, доброе сердце…)
– Ной взял с собой «каждой твари по паре». О чём он заботился? (о будущем, о продолжении рода)
3. Продолжение жизни на Земле – эту цель и ставит перед собой семья. Православная семья - это маленькая крепость, цель которой защитить детей  от беды. Дети - важ-нейшая составляющая семьи верующего человека.  
 В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи?
4. Главная ценность семьи – это любовь. Семью создают два человека, которые любят друг друга. 
Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церк-ви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга.
– Найдите в учебнике во второй абзаце слово «венчание» и прочитайте, что оно обозначает. Запишите понятие в тетрадь.
– Создается союз двух любящих человек ради радости, однако это еще не все. Лю-бовь - это не только радость, она приносит боль. Как вы думаете, почему жизнь в семье не может приносить только радость и удовольствие?
– С чего начинается семья?  – с.86
1 вариант: Что означает венец на головах жениха и невесты?
2 вариант: Что символизирует обручальное кольцо?
– Научится любить в момент венчания невозможно. Чтобы создать крепкую семью, ребенок должен научиться любить в родительском доме, видеть достойный пример своих родных. Семья не просто группа людей, а маленький мир со своими радостями и горестя-ми, традициями и праздниками. В этом мире важно все и важны все. 
5. А что может стать «потопом» для семьи?
– Я предлагаю вам послушать поучительный рассказ К.Д. Ушинского «Дедушка».
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дро-жали от старости: несет ложку ко рту, - и суп расплескивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кор-мить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной мис-ки. 
А у старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и скла-дывает что-то из щепочек. 
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать. 
– Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить. 
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
– Интересный рассказ, не правда ли? А теперь скажите, какую библейскую запо-ведь нарушили сын и невестка?
В притче родственные связи (родство) между сыном и отцом есть. Но назвать их семьей трудно. Почему? (так как отсутствует родственное внимание). Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. 
– Что подтолкнуло их к исправлению ошибки?
6. На чём должна строиться христианская семья?
– Прочитайте  притчу и обсудите в паре ответ на этот вопрос.
Китайская притча
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скаже-те: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раз-доров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в гра-моте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Ра-зобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕР-ПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
– Выберите из предложенных ценностей 3 наиболее важные  для семейного сча-стья. Объясните свой выбор  (достаток, дети, терпение, удовольствия, карьера, традиции).
– Почему традиции необходимы для сохранения дружной семьи? 
– Какие традиции существуют в ваших семьях?
5. Рефлексия
– Составим синквейн: христианская семья.
6. Домашнее задание:
– С.86-87
– Найти пословицу о семье.
– 8 июля, день памяти святых Петра и Февронии, в России официально объявлен праздником – Днем семьи, любви и верности. Найти, прочитать «Повесть о Петре и Фев-ронии» и ответить на вопрос: «В чем секрет крепости семейных уз Петра и Февронии?»
 
Литература и материально-техническое обеспечение урока:
1. Учебник:  А. В.Кураев  «Основы православной культуры» 4-5 класс. М., Просвещение 2013 год
2. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
3. «Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2013
4. Бородина А. В. «Основы православной культуры» – М. 2002.
5. «Религиозно-нравственное воспитание детей в школе» (Е.Ф. Сосунцов. Из бесед с учащимися на земских педагогических курсах 1912 года в гг. Симбирске и Охан-ске. Казань. Центральная типография. 1914 г.)
6. Шевченко Л. Л.. «Православная культура» (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразова-тельных школ, лицеев, гимназий. 5 изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2004-2007.
7. «Школа и церковь. Новые отношения» Педагогика -1991. №6.