- Подробности
- Просмотров: 4861
Уманцева Ольга Владимировна
учитель - логопед ГБДОУ детского сада № 25
Статья «Игра и игрушка в жизни дошкольника
на этапе внедрения ФГОС в ДОУ»
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) к условиям реализации основной образовательной программы являются требования к развивающей предметно - пространственной среде, которая, согласно ФГОС ДО, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [3]. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей, а для воспитанников с ОВЗ - учитывать особые специфические образовательные потребности каждой категории детей [3].
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, среди которых - умение ребенка владеть разными формами и видами игр [3]. Важно отметить, что игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Чрезвычайно важно по ФГОС ДО, чтобы предметно-пространственная среда была безопасной, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использовании [3].
Мой многолетний опыт работы в дошкольном учреждении с детьми с тяжёлыми нарушениями речи привёл к необходимости систематизации многообразия игрушек, с точки зрения их функциональности, требований к ним. Именно дети с речевыми нарушениями, в большей степени нуждаются в правильной организации предметно-развивающей среды, которая несёт и коррекционную направленность.
Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметная. Содержание игровой деятельности детей с года до трех направлено на различные действия и манипуляции с предметами. Для этого возраста нужны яркие, простые, безопасные игрушки: кубики, матрешки, пирамидки, вкладыши, простые конструкторы из больших деталей.
В результате освоения предметно-игровой деятельности, ребенок переходит к игре нового качества - сюжетно-ролевой, что в свою очередь является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. К игрушкам, развивающим интеллектуально-познавательные и моторные способности, добавляются игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (куклы, зверушки, персонажи сказок, мультфильмов и др.) и игрушки, помогающие освоению норм отношений между людьми.
Очень часто вопрос о грамотном выборе игр и игрушек поступает к педагогам от родителей. Огромный их ассортимент в магазинах вызывает растерянность у покупателя, как маленького, так и взрослого, зачастую, провоцируя споры между детьми и родителями в вопросе «Я хочу!» или «Полезно!». Конечно, ребенку полезно и нужно играть в те игры, которые помогут ему расширить кругозор и приобрести новые навыки. Однако следует отметить, что выбор игрушек должны направлять и корректировать взрослые, исходя из её функциональности.
В рамках одного из семинаров для родителей, мы предложили им посетить импровизированный «магазин игрушек» и выбрать своему ребенку самую лучшую, на их взгляд, игрушку или игру. Практически все родители подошли к выбору с точки зрения «важности» развития интеллектуально-познавательной сферы ребёнка, при этом, учитывая возрастные особенности своих детей, но, не учитывая функциональность игрушки в социально-эмоциональном развитии.
Все игры и игрушки имеют главную функцию – это активизация самостоятельной детской деятельности, а задача родителей – научить ребенка играть! Нельзя забывать также о таких функциях игрушек как: привлекательность, возможность игрушки будить фантазию ребенка, способность быть психологическим орудием, наделяющим ребенка силой, красотой, добротой.
По своей функциональности игрушки можно разделить на несколько видов:
- игрушки, выполняющие символическую функцию - это игрушки, представляющие героев любимых книг, мультфильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы стать этими героями ( винкс, Бэтмэн);
- игрушки, обладающие возможностью быть «переходным объектом» - плюшевые игрушки, которые можно прижать к себе, обнять (мишки, собачки, белочки и т.д.);
- игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника - это игрушки для создания различных социально-культурных ситуаций (посуда, аптечка, солдатики, ролевые персонажи и т.д.);
- игрушки-однодневки - это механизированные или мягкие игрушки, которые мы видим в детских игровых автоматах;
- игрушки для коллекционирования (фарфоровые куклы, барби всех видов, модели машинок и т.д.);
- агрессивные игрушки - это игрушки, с помощью которых можно выразить чувства страха наказания, агрессии, тревожности (зубастый волк, баба-яга);
- АНТИИГРУШКИ - это средство информации, пропагандирующее анти ценности (куклы монстр - хай, роботы - трансформеры и т.д.).
Какие же требования, предъявляемые к игрушкам, стоит учитывать?
1. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья - первые и совершенно необходимые требования, при нарушении которых, дальнейшая психолого-педагогическая оценка бессмысленна;
2. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта для ребенка;
3. Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания и социализации ребенка.
Все эти требования учитываются при проведении экспертизы игр и игрушек. Деятельность в данном направлении осуществляет Межрегиональная общественная организация "Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей" сокращенно МОО "Экспертиза для детей". В состав экспертной комиссии входят психологи, педагоги, ученые, представители производственной сферы на рынке игрушек.
Цель: содействие защите прав детей на получения качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции, информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми о продукции полезной для развития детей, а также содействие развитию рынка данной продукции.
На государственном уровне контроль за качеством и безопасностью игр и игрушек осуществляется в двух направлениях:
1. Органами Роспотребнадзора - выдается санитарно-эпидемиологическое заключение, оно же гигиенический сертификат - документ, подтверждающий, что продукция соответствуют установленным гигиеническим нормам и санитарным правилам. Служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека.
2. Органами по сертификации, аккредитованными в системе ГОССТАНДАРТа - сертификат соответствия ГОСТ (сертификат ростеста или сертификат качества, сертификат безопасности, таможенный сертификат) - документ, подтверждающий, что продукция соответствует требованиям качества и безопасности, установленным для данной продукции действующими стандартами и правилами, выдается на основе сертификационных испытаний в аккредитованной лаборатории.
Трудно оспорить, что игрушка – великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколения. И нам, педагогам, нельзя забывать, что игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости!
Учитывая функциональность и соблюдая требования к игрушкам, мы можем создать условия для социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего, личностного, морально-нравственного и познавательного развития способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития ребенка.
Литература
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания –
СПб: КАРО, 2000.
2. Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю., Иванова Н.В. Игровое взаимодействие родителей с ребёнком раннего возраста // Воспитатель ДОУ.2011. №1
3. Проект ФГОС дошкольного образования 2013
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1997