Журавлева Ирина Николаевна,

воспитатель детского сада №13 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта непосредственно-образовательной  деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по теме «Фонтаны Петергофа»

 
Данная методическая разработка составлена с опорой на  программу Г.Т. Алифановой «Первые шаги» (Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет), которая является одной из парциальных программ части формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы ГБДОУ детского сада №13 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Тема представленного мероприятия – «Фонтаны Петергофа» - это итоговое мероприятие с детьми подготовительной к школе группы в рамках реализации годичного проекта«Воспитание петербуржца через ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга».
Данное мероприятие разработано с использованием технологии«Мнемотехника»,  с учетом здоровьесбережения детей.
Использование методов и приемов мнемотехники в работе с детьми  развивает общие способности детей, все психические процессы, интеллект и в конечном итоге позволяет решить проблему психофизической, интеллектуальной готовности ребенка к жизни.
В результате непосредственно-образовательной деятельности у детей расширятся и систематизируются представления о достопримечательностях Нижнего парка, они познакомятся с Воронихинскими колоннадами, примут заинтересованное и активное участие в образовательной деятельности.
Данная методическая разработка может быть использована воспитателями подготовительных к школе групп и учителями первого класса в рамках ознакомления воспитанников с достопримечательностями родного края.
Цель: Углублять и расширять представления детей о  достопримечательностях Нижнего парка с применением методов и приемов мнемотехники.
Задачи: 
Образовательные:
- закрепить названия фонтанов Нижнего парка.
- сформировать представление о Воронихинских колоннадах.
- обогатить словарь детей за счет слов: Воронихинские колоннады, Воронихин, величественные, симметрично
Развивающие:
- развивать связную речь.
- развивать память, наблюдательность, логическое мышление, воображение.
Воспитательные:
-продолжать воспитывать любовь к родному городу, его истории.
Технологии: мнемотехника, здоровьесберегающая.
Оборудование для педагога:мольберт, пейзажная картина «Лето», кувшин с водой, игрушечный лев, шахматная доска,конфетница-ваза, небольшая лесенка, игрушечный зонтик, открытки с видами достопримечательностей Нижнего парка, фотография «Дети группы около Воронихинских колоннад», хрустальный колокольчик, фотография купальни вокруг фонтана Солнце, фотография Казанского собора, фотография Марли.мнемотаблица по теме.
Оборудование для воспитанников:«слепые» таблицы на каждого ребенка, простые карандаши,  круги.
Предварительная работа:беседы о достопримечательностях Нижнего парка; рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение стихов о фонтанах; в совместной деятельности с детьми составление описательных рассказов о достопримечательностях Нижнего парка: рассказы из личного опыта детей; экскурсии в Нижний парк, музеи и дворцы Петергофа; рисование фонтанов Петергофа; дидактические игры «Петергофское лото», «Составь из частей», «Спроектируй парк»; экспериментирование «Как вода пришла к фонтанам», строительные игры «Построй Большой дворец», «Строительство Большого каскада».
Ход мероприятия
 
Вводная часть: НАСТРОЙКА (созерцательная)
Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей). Да, сейчас весна. А что будет потом? (Ответы детей). Да, потом будет лето. Но оно наступит еще так нескоро. А так хочется понежиться на солнышке, позагорать, покупаться. Придумала! Давайте мы отправимся с вами на ковре-самолете  в лето? Вот только где нам взять ковер-самолет? (Рассуждения детей). Садитесь поудобнее на  нашковер и закрывайте глаза. Открыть можете, только когда я скажу. (Дети садятся на ковер).
Наш ковер обыкновенный,превращайся в самолет.
Отправляемся в полет! 1,2,3 в лето нас перенеси!
(наковролин выставляется пейзажная картина «Лето»).
Открывайте глаза. Вот мы и приземлились на лесной полянке. Вставайте, пойдем погуляем. Посмотрите, какие нас с вами окружают деревья-великаны. Послушайте, как они шелестят зелеными листиками-ладошками, какбудто здороваются  с нами. Давайте и мы кивнем им головой – поздороваемся. 
Посмотрите,  у нас под ногами расстелилась зеленая травка, как чудесный волшебный ковер. Давайте погладим ее, чувствуете, какая она нежная, мягкая, шелковистая, как шерстка у котенка. А как чудесно пахнут цветы. Их нежный, медовый аромат напоил воздух. Понюхайте, ах, как чудесно они пахнут. Посмотрите на небо. Там проплывают легкие, воздушные облака, как белоснежные волшебные корабли. Помашите им рукой. Прислушайтесь. Слышите, что-то звенит. Это ручеек манит нас своей прохладой и зовет с ним поиграть. Опустите ладошку в воду. Поводите рукой вправо, влево, почувствуйте, как струйки воды проскальзывают между пальцами. Поднимите ладошку, встряхните. Посмотрите, как сверкают на солнце капельки воды, как драгоценные камни. Ой, вода была прохладная и у нас ладони замерзли. Давайте их погреем.  Подышим на ладошки, согреем каждый пальчик. Дотроньтесь до щек, почувствовали, какие у вас теплые ладошки? А теперь дотроньтесь до лба, погладьте себя по голове, дотроньтесь до носика. Улыбнитесь нашим гостям. Ребята, а вы знаете, в листве деревьев спрятались маленькие эльфы. Они о чем-то говорят. Хотите узнать, о чем они разговаривают? Присаживайтесь на ковер. Я повторю вам их слова. А вы запоминайте. Только я буду показывать одно, а называть совсем другое. Готовы? Запоминайте.
Основная часть:СЛОВА (метод «Цицерона»)
Цветник (ковер),колокол (цветочный горшок), солнце (лампа), скамейка (стул),  грибок (зонтик), мольберт (пирамида), золотая гора (этажерка), каскад (лестница), фонтан (кувшин с водой), шахматная гора (шахматная доска), Самсон (лев), чаша (конфетница), каток (пол).Дети повторяют, объясняя, почему предметы назывались по другому.
А вы догадались, о чем они говорили? (Размышления детей). Да, они говорили о Нижнем парке и о том, что они там видели. А какое слово здесь было лишнее? Почему? (Каток не находится в Нижнем парке). Я показала на льва, а сказала Самсон. Почему? (Ответы детей). Правильно, потому что лев есть в гербе Швеции, с которой в то время воевала Россия. А где еще можно увидеть львов у нас в парке? (На Львином каскаде, на пьедестале Самсона. Показ фотографии группы около Воронихинских колоннад). А помните, как мы ходили с вами во дворец Марли? Посмотрите-ка на эту фотографию. Где мы сфотографировались? (Ответы детей).
Возможные вопросы к детям:
- Как бы вы назвали это архитектурное сооружение?
- Как вы думаете, почему назвали «Воронихинские колоннады»?
- Какой храм в Санкт-Петербурге построил архитектор Воронихин?
- Опишите эти колоннады.
- Сколько таких колоннад в парке?
- Для чего они были построены?
- Из какого материала они сделаны?
Это – Воронихинские колоннады. Появились они еще при Петре 1, но тогда они были деревянными. Гости могли спрятаться здесь от дождя и от жары. Потом их перестроили из кирпича и облицевали очень дорогим материалом – мрамором, который привезли из Италии. А вот львы, которые лежат у величественной лестницы и как будто охраняют вход на нее, сделаны из гранита. Построил эти мраморные колоннады архитектор Андрей Воронихин. Хотя в то время он был только помощником архитектора. Но за эти колоннады ему присвоили звание архитектора. Вы уже встречались с ним раньше. Посмотрите, какой храм он построил в Санкт-Петербурге? (Показ фотографии Казанского собора). Таких колоннад построено две и расположены они симметрично с двух сторон от Морского канала.
ОТКРЫТКИ + СЛОВО
Эльфы сфотографировали все, что им понравилось в парке. Но они не знают, как же это называется. Давайте  поможем им запомнить? Сейчас я покажу вам, что же сфотографировали эльфы, а вы должны запомнить эти фотографии и потом повторить и сказать название. 
Цветники (ковер), пирамида (мороженое), зонтик (озорник), скамейка (хулиганка), солнце (ромашка), елочки (ежики), дубок (желудь), шахматная гора (пешка),  Большой каскад (лестница), Самсон (укротитель), Чаша (бокал). Дети повторяют, объясняя, почему объекты назывались по другому.
Жарко стало эльфам, захотели они искупаться. Ребята, скажите, а можно купаться в фонтанах? (Рассуждения детей). А в каком фонтане раньше можно было купаться? (Солнце). Показать фотографию купальни.
Полетели эльфы к прохладным прудам, которые находятся около этого дворца. (Показ фотографии Марли). Как он называется? (Марли). Смотрят, а в пруду резвятся золотые рыбки. Плавают, а к эльфам не подплывают. Что надо сделать, чтобы рыбки подплыли к ним. (Позвонить в колокольчик). Да, была такая забава: звонили в колокольчик, и рыбки подплывали, почему? ( Потому что знали, что их сейчас будут кормить. Воспитатель звонит в колокольчик). К нам подплыли рыбки.  Давайте покажем, как рыбки резвятся в прозрачной, прохладной воде.
Динамическая пауза:
Ведущими выступают два ребенка.
Рыбки плавают, ныряют в ясной, солнечной воде.
Разойдутся и сойдутся, а потом перевернутся
И зароются в песке.
Повторить 2 раза.
Очень понравилось эльфам у нас в Парке. И вы им рассказали много интересного. Чтобы ничего не забыть, они все нарисовали, потому что еще не умеют писать. Давайте сядем за столы и посмотрим, что же они нарисовали.
Садятся за столы.Мнемотаблица(См. приложение)
Работа по мнемотаблице.
П – парк, Петр 1, пирамида. Парк построили по приказу Петра 1.
П – Ф – Петергоф.
Ф – фонтаны, Финский залив, флаг, флагшток.
М – Марли, Монплезир (первый дворец), маскарон.
С – Самсон (самый главный фонтан), сноп (первый фонтан), солнце, скамейка.
1 – первый. 
- салют, район парка, 5 лучей – аллеи, расходящиеся от Большого дворца.
- пирамида, парус, Золотая гора, Шахматная гора, зонтик.
2 дуги – мосты, волны на Финском заливе.
Елочка – фонтан елочки, деревья в парке, Еловая гора.
Заключительная часть:
А нам пора возвращаться из летнего путешествия. Садимся на ковер-самолет.
Полетели. Нам навстречу несется облако – наклонились вправо, влево, вперед. (Дети фиксируют позу в течении 3-5 сек).Ну, вот мы и прилетели обратно в  сад. Понравилось вам путешествие? Тогда возьмите кружок и нарисуйте настроение, с которым вы вернулись из путешествия. В это воскресенье мы с вами снова пойдем в Нижний парк и, я надеюсь, узнаем еще что-то новое и интересное.