[Скачать материал]

Килимник Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 567
Петродворцового района Санкт-Петербурга 

ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ В ПОНИМАНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО
(изучение «Севастопольских рассказов» и романа «Война и мир»)                                        

Цель: Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации в работе над обоснованием философского вывода о взглядах Л.Н.Толстого на войну как «самое противоестественное для человека» явление.
Задачи:
образовательные:
- отработать основные умения и навыки осуществления информативного поиска, работы с хронологией, с художественными текстами и дневниками, мемуарами;
- выработать умение анализировать события, основываясь на исторических фактах и делать выводы о мировоззрении писателя, опираясь на его произведения.
воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к славному прошлому нашей страны, к подвигу русского народа в ходе войны 1812 года;
- развивать чувство прекрасного при знакомстве с художественными текстами, с произведениями композиторов, художников, скульпторов, архитекторов, кинорежиссёров.
коммуникативные:
 - сформировать потребность в совместном проектировании, взаимодействии, диалоге и партнёрстве.

   
 

Ход урока

Слово учителя литературы
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали роман «Война и мир», посвящённый одной из героических страниц нашей истории – войне 1812 года. Ещё она известна как Отечественная война.
Читая комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», созданную писателем, гражданином, ушедшим добровольцем на войну с Наполеоном в составе гусарского полка, мы начали изучение творчества целой плеяды писателей и поэтов, которые вслед за декабристами могли сказать о себе: «Мы были дети 12-го года». События Отечественной войны произвели сильнейшее впечатление на современников, особенно на молодёжь. «Гроза двенадцатого года» наложила неизгладимый отпечаток на творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. На её преданиях  выросли Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Герцен и Огарёв. Она не прошла бесследно.

В самом названии Отечественной войны как бы подчёркивается её общественный, народный характер. Недаром император пытался запретить слово «Отечество». В 1812 году русское общество, потеснив самодержавие, вновь как во времена Минина и Пожарского, взяло дело защиты Отечества в свои руки. Россия отстояла свою целостность и независимость.
У памяти свой отсчёт времени… Заботясь о том, чтобы не допустить повторения трагедии, память возвращает нас к незабываемым событиям…
Демонстрация отрывока из кинофильма «Война и мир» - наступление французской армии (1 часть: «Итак, жребий брошен…») 
Слово учителя истории
Итак, жребий был брошен. 10 (22) июня 1812 года войскам «великой армии» был зачитан приказ Наполеона, который  гласил: «Солдаты! Россия увлечена роком. Судьбы её должны свершиться. Идём же вперёд, перейдём Неман, внесём войну в её пределы… Мир, который мы заключим, принесёт с собой ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы».
Сообщение учеников (Использование диска «1812 год») План наступления французской армии, численность и расположение войск, отклик о событиях в русской периодической печати, русское и французское вооружение.  
Слово учителя литературы
Форсированным маршем войска захватчиков продвигались вглубь территории России. Настроение русских солдат и офицеров очень точно выразил Ф.Н.Глинка в созданной  в те дни «Военной песне»:
Теперь ли нам дремать в покое, 
России верные сыны?!
Пойдём - и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падём в родных полях.
Русский народ воспринял нападение Наполеона как посягательство на святое Отечество, в такой обстановке дух армии имел большее значение, чем стратегия и даже здравый смысл.
Сообщение ученика о соединении русских армий у Смоленска 22.12 1812 года. (Использование диска «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - «История Отечественной войны 1812 года», Лента истории)
Заключительные слова:  «Призрак победы, второго Аустерлица, за которым  Наполеон тщетно гнался от самой границы, и на этот раз ускользнул от него».
Сообщение ученика о прибытии в армию 17.08.1812 года М.И.Кутузова. (Использование диска «1812 год», мемуары и воспоминания)
Слово учителя истории
Генерал А.П.Ермолаев вспоминал: «Отступление русской армии вызвало возмущение в стране, не успевшей забыть подвиги Суворова. Главнокомандующий русской армией Барклай-де Толли, предки которого происходили из Шотландии, опытный полководец, честно исполнявший свой долг, не пользовался любовью солдат. Армия жаждала в открытой битве разгромить врага, осмелившегося поднять оружие против России. Многие по горячности считали Барклая виновником неудач, а он не поддался общему настроению, понимая, что сражение выгодно Наполеону с его почти втрое большей армией. Войска перестали приветствовать его криками «ура». Все требовали, чтобы армию возглавил прославленный ученик Суворова Кутузов. Царь уступил общественному мнению, Кутузов был назначен главнокомандующим.
Принимая русскую армию, Кутузов, обходя строй войск, проговорил сам себе, но так, чтобы слышали солдаты: «С такими молодцами и отступать?». Слова эти в несколько дней облетели страну. Все воспрянули духом».
Тем не менее, Кутузов продолжал отступать, изматывая французскую армию…

 
 

Сообщение ученика о наступлении французской армии (Использование дисков «1812 год», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Уроки литературы. 10 класс», «Уроки русской литературы»)

Слово учителя литературы

Александр 1 вёл себя в эти дни необыкновенно сдержанно, скромно и даже робко. Переходя из Кремлёвского дворца к Успенскому собору, кланялся народу. Прежде, чем произнести речь, долго «набирался духу». Судьба его царствования висела на волоске; однако он был твёрд в борьбе с Наполеоном и внёс в неё немалый вклад:
- издал манифест с призывом создать народное ополчение;
- разработал рескрипт, который узаконил партизанскую войну;
- обязал дворянство внести деньги на нужды войны;
- провёл труднейшие переговоры со шведским королём и сумел удержать его от союза с французским императором.
Однако эти действия получили разную оценку русского общества.
Правительственные круги диктовали своё понимание событий, выдвигая единственным героем дворянство во главе с императором Александром 1. А.С.Пушкин в черновых набросках к роману в стихах «Евгений Онегин» дал совершенно иную оценку действиям русского императора:
Правитель лысый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами властвовал тогда.
Его мы очень смирным знали,
Когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Бонапартова шатра.
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Но Бог помог – стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.
Сообщение учеников: светский и военный костюм, вооружение русской и французской армий. (Использование дисков «Материальная культура. 
П. Вейль», «1812 год», «Портрет»)    
Слово учителя истории
Эпицентром, главным событием Отечественной войны 1812 года, несомненно, является знаменитое сражение 26 августа (7 сентября) неподалёку от Можайска, у села Бородино, вошедшее с тех пор в историю как немеркнущий символ мужества, патриотизма и героизма русского народа.
Сообщение ученика (Использование диска «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - «История Отечественной войны 1812 года», Лента времени, интерактивная карта Бородинского сражения).
Сообщение ученика рассказ о Бородинской битве по интерактивной карте (диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»)
Сообщение ученика Кутузов и Наполеон в изображении Л.Н.Толстого (Использование дисков «Уроки литературы. 10 класс», «Портрет», «История России»)
Слово учителя истории
Бородинское сражение – важнейший этап всей кампании. И, хотя до конца войны было ещё далеко, невиданная схватка наглядно показала провал стратегии Наполеона, делавшего ставку на одно «генеральное сражение».
Русское военное искусство, блестящим олицетворением которого стал М.И.Кутузов, исходило из учёта действия более долговременных факторов, опиралось на более гармоничное сочетание всех элементов боевого искусства. Но главное, что определило успешный исход сражения для русских войск, было безмерное мужество солдат и офицеров, всех, кто сражался в те далёкие дни на Шевардинском редуте, Багратионовых флешах, батарее Раевского, Утицком кургане, у деревни Семёновское, на берегах реки Колочи.
(На фоне арии Кутузова» Утро перед сражением» – диск «Соната») 
«Сей день, - писал позже Кутузов, - будет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте, но не уступить неприятелю».
Слово учителя литературы (На фоне фрагментов из кинофильма «Война и мир») 
Бородинское сражение – патриотический подвиг русского народа, воспетый писателями-современниками. Все они – от прославленных поэтов старшего поколения от Державина и Карамзина до Пушкина и Дельвига, находившихся в 1812 году ещё на школьной скамье – так или иначе обращались в своём творчестве к событиям грозной поры. (Монтаж из поэтических произведений русских поэтов на материале диска «1812 год»).
П.И.Багратион сказал о Бородинском сражении так: «В сей день… русское войско показало  совершенную неустрашимость и неслыханную храбрость от генерала до солдата.
Неприятель видел и узнал, что русские войны, горящие истинной… к Отечеству любовью, бесстрашно готовы пролить кровь, защищая Отечество. День сей пребудет и предбудущие времена знаменит редким героизмом русских воинов».
А Наполеон вспоминал об этих потрясающих событиях так: «Самое страшное из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми». (Аудиофрагмент, диск «Уроки литературы. 10 класс», отрывок из романа «Война и мир»)
Сообщение учеников с демонстрацией интерактивной карты Бородинского поля (диск «1218 год»): 
Слово учителя литературы
Поля славы… Горят в памяти, словно негасимый огонь, даты победных битв. Разбросаны по необъятным просторам Родины овеянные славой поля минувших сражений  - Куликовское, память о котором закреплена в Дмитриевской субботе, Полтавское, Бородинское, Прохоровское, Солдатское…
Издревле великая страда крестьянская сравнивалась с ратной, ибо требовала она всё той же неизменной стойкости, самоотверженности, несгибаемой воли и горячей любви к своей земле. В недрах нашей истории заложена эта общность: в самих словах «ратай» (пахарь) и ратник,  давнишней мечте «перековать мечи на орала», то есть плуги, те самые плуги, из которых в трудную годину вновь «ковался булат».
Земля полей славы, полей, политых кровью защитников Отечества – земля священная, её не обрабатывают, не пашут.
Так мы освобождаем наше поле,
Родную пашню. Дом. Свою весну.
В атаку ходим, пахари, на воле.
Чтоб жить. Не быть у нечисти в плену.
 А поле, где у нас хлеба росли, - 
Любой покос и пастбище любое,
Любой комок исхоженной земли,
Где мы себе бессмертье обрели, - 
Теперь мы называем полем боя.
/М.Луконин/
Бородинское поле… Этот «вечный памятник мужества» был создан народом, солдаты которого обильно полили своей кровью поле русской славы. На скрижалях отечественной истории того времени мы читаем славные имена военачальников:
  • М.И.Кутузова
  • П.И.Багратиона
  • М.Б.Барклай-де-Толли
  • Д.С.Дохтурова (демонстрация видеофрагмента о перезахоронении праха Д.С.Дохтурова, диск «1812 год»)
  • Н.Н.Раевского
  • Ф.П.Уварова
  • М.И.Платонова
  • П.П.Коновницина
  • А.П.Ермолаева
Но мы не можем забыть героизма русских солдат, их решающего вклада в успех сражения, до основания потрясшего «великую армию», которая потеряла в нём более 50 тысяч человек. Их имена не поглотило время: Павел Тихонов, Яков Бородин, Иван Золотов, Герасим Антонов и тысячи других крестьян в солдатских мундирах. Неувядаемой славой покрыли себя ратники Московского ополчения, которыми командовал И.И.Марков.
Французская армия, под предводительством Наполеона не смогла поколебать твёрдость духа русских солдат, Знаменитые маршалы, десятки раз добывавшие жар-птицу военной победы, на этот раз оказались бессильными перед стойкостью солдат армии Кутузова (демонстрация фрагмента кинофильма «Война и мир», 3 часть – «Бородинская битва», конец эпизода, заключительные закадровые слова).
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Методические разработки Философия войны в понимании Л.Н.Толстого