- Подробности
-
Просмотров: 1150
Миронова Римма Николаевна,
учитель школы №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по ОБЖ:
«Энергопотребление и охрана окружающей среды»
Цели урока:
В предметном направлении:
1. Формирование у учащихся точного понятия определений как источники энергии, энергопотребление и энергосбережение.
2. Знакомство учащихся с возобновляемыми и невозновляемыми источниками энергии нашей планеты.
3. Научить учащихся способам правильного использования электроэнергии.
4. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного им материала.
В метапредметном направлении:
1. Формирование у обучающихся коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.
2. Развить у обучающихся умения самостоятельно искать информацию с использованием разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию.
3. Формирование познавательной активности у учащихся и их творческого мышления.
В направлении личностного развития:
1. Развить логическое и критическое мышление у учащихся, способность к анализу и нахождению причинно-следственных связей, развить навыки делового сотрудничества.
Задачи:
1. Развить интерес к знаниям в области экологической безопасности.
2. Развить у учащихся стремление к бережному использованию электроэнергии.
3. Научить применять пройденный материал в повседневной жизни.
4. Воспитать внимание, ответственность за качественное выполнение задания, сформировать навыки самоконтроля
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и материалы к уроку:
1. Презентация «Энергопользование и охрана окружающей среды.
2. Задание для работы учащихся на компьютере
3. Анкета для учащихся: «Бережное и эффективное использование электроэнергии».
4. Лист самооценки учащегося.
5. Карта « Энергетический аудит электропотребления» для выполнения домашнего задания.
6. Компьютер, проектор, экран.
7. Мобильный компьютерный класс
Методы контроля учебной деятельности на уроке:
1. Устный и письменный
2. Фронтальный и индивидуальный.
Содержание учебного материала урока и этапы с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этапы урока и деятельность учителя
|
Время
|
Методы и приемы
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
Учитель создает проблемную ситуацию, актуализирует знания учащихся
|
5 мин
|
Проблемная ситуация
|
Разбор изречения, отвечают на вопросы, определяют тему урока.
|
Актуализация знаний учащихся.
Учитель создает условия для актуализации знаний учащихся, формирует представление об источниках энергии, энергопотреблении, энергосбережении, помогает организовать работу по выполнению задания на компьютере и заполнению листа самооценки, при необходимости корректирует работу.
|
30 мин
|
Эвристическая беседа.
Работа в группах парного состава с последующее самопроверкой
|
Определяют личностный смысл изучение новой темы, отвечают на вопросы, выполняют задания, используя свой опыт, информацию, предложенную учителем, анализируют работу, правильность своих ответов.
|
Первичное закрепление знаний. Практическое применение знаний в жизни.
Учитель помогает организовать работу по заполнению анкеты : «Бережное и эффективное использование электроэнергии» и объясняет как нужно работать дома с картой «Энергетический аудит электропотребления».
|
7 мин
|
Индивидуальная работа
|
Заполняют анкету и анализируют ее.
|
Подведение итогов урока.
Учитель вместе с учащимися анализирует и оценивает деятельность на уроке
|
3 мин
|
Самооценка и взаимооценка работы на уроке
|
Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат
|
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
Методы и приемы: обсуждение, диалог, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, самопроверка и взаимопроверка. Формы организации работы на уроке: фронтальная, работа в группах парного состава, самостоятельная работа. На уроке использованы ППС: презентация в Microsoft Power Point, т.к. в этой программе возможно создание красочных образов и удобно проводить и проверять задания с выбором ответов. На уроке фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Фронтальная работа проходит по теоретическим вопросам, она позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал. Индивидуальная работа необходима при выполнении заданий, направленных на проверку уровня усвоения материала, учащиеся сами имеет возможность оценить свои знания. Групповая работа позволяет сильным учащимся помогать менее продвинутым товарищам. Все приемы вместе позволяют устранить пробелы в знаниях учащихся, заставляют детей сотрудничать со сверстниками, слушать, вступать в диалог, контролировать свои действия, вносить коррективы.Данное занятие соответствует требованиям ФОГС. В направлении личностного развития: организация взаимодействия детей при обсуждении материала развивает навыки делового общения. В метапредметном напрвлении: понимание значимости экологической безопасности, путей ее достижения, работа по теме урока с опорой на свой личный опыт. В предметном направлении: в процессе выполнения заданий и последующей проверки происходит овладение знаниями и умениями, необходимыми для применения их в повседневной жизни. Данная тема урока входит в раздел «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях». Ее изучение направлено на то, чтобы научить детей экологически безопасному образу жизни и уменьшить негативное воздействие людей на природу нашей планеты.
Ход урока.
Комментарий учителя: На слайде вы видите изречение, как вы его понимаете? Почему будущее поколение будет расплачиваться за поступки людей живущих в настоящее время?
Презентация
«За то, что мы растрачиваем будущие поколения будут вынуждены платить»
Арне Нейс [1]
Учитель обобщает ответы учащихся и объявляет, что тема урока созвучна со смыслом данного изречения. Попробуйте определить тему урока ( варианты ответов учащихся).
Тема урока появляется на слайде.
Учитель знакомит учащихся с исторической справкой: «А знаете ли вы, что…?»До конца 19 века уголь и древесина являлись преобладающими источниками энергии. К 1890 году нефть использовали как источник энергии только 2% населения нашей планеты. После
Второй мировой войны (1939-1945 г.г.) использование нефти резко возросло. Возникла новая проблема – это загрязнение окружающей среды. В настоящее время запасы нефти и угля настолько истощены, что они могут быть полностью исчерпаны уже в ближайшие 30 лет. [2] Какие тогда источники энергии будут использовать люди? Найти ответ на этот вопрос нам поможет знакомство с такими понятиями как «источники энергии», «энергопотребление» и «энергосбережение». Энергопотребление- это использование разных видов энергии. Каждого из нас можно назвать энергопотребителем, т.к. мы ежедневно использует электроэнергию в своей жизни.
Вопрос учащимся: Для каких целей люди используют электроэнергию? Учитель делает обобщение ответов детей Для получения электроэнергии люди строят электростанции. Вы уже знаете, что они бывают разных видов: атомные, приливные, тепловые, солнечные, ветряные, геотермальные и гидроэлектростанции.
Вопрос учащимся: Отчего зависит вид электростанции? Учитель делает обобщение ответов детей. Вид электростанции зависит от источника энергии.
Источник энергии - это то, из чего появляется энергия. Источники энергии могут быть возобновляемыми и невозобновляемыми.
Возобновляемыми являются те источники энергии, скорость формирования которых на нашей планете во много раз превышает интенсивность использования их людьми. А невозобновляемые источники энергии миллионы лет формируются на нашей планете и, если люди их будут расточительно использовать, то они быстро истощаются и даже могут исчезнуть.
Задание: С помощью компьютера заполните таблицу. Используя метод исключения, определите вид электростанции, источник энергии, тип источника электроэнергии. После выполнения задания заполните лист самооценки учащегося.
Лист самооценки учащегося
Фамилия, имя учащегося_______________________________________
Оцените, пожалуйста, свою работу в баллах (от 0 до 4).
Задание
|
Самостоятельно
|
С помощью учителя, товарища
|
Испытываю затруднения
|
|
4 балла
|
2 балла
|
0 баллов
|
Определите вид электростанции
|
|
|
|
Определить для каждого вида электростанции источник энергии
|
|
|
|
Какие из данных источников энергии являются возобновляемыми или невозобновляемыми?
|
|
|
|
Сумма баллов
|
|
|
|
Отметка учителя
|
|
|
|
Перевод баллов в отметку:
12-11 баллов – «5»; 10-8 баллов – «4»; 7 баллов – «3».
Менее 7 баллов – испытываю затруднения, нужны дополнительные занятия.
Учитель забирает у учащихся листы самооценки и делает обобщение: к возобновляемым источникам энергии относятся солнце, ветер и вода. А знаете ли вы что…? Солнечная энергия, которая достигает нашей планеты в течении года в 15 000 раз больше ежегодного потребления ее людьми. Около 1% солнечной энергии приводит воздух в движение. Это количество энергии в 100 раз превышает энергопотребление людей во всем мире. Человечество учится использовать энергию ветра уже около 3000 лет, но использует на самом деле только маленькую часть этой энергии. [2] Поэтому вам, когда вы станете взрослыми, предстоит научиться использовать для получения электроэнергии возобновляемые источники электроэнергии, которые не загрязняют окружающую среду, т.е. построить экологически безопасные электростанции.
Вопрос учащимся : Назовите экологически безопасные электростанции?
Учитель делает обобщение: солнечные, ветряные, приливные, геотермальные электростанции являются экологически безопасными. В России в настоящее время используют для получения электроэнергии в основном атомные и гидроэлектростанции, а они причиняют вред природе. Например, при строительстве гидроэлектростанции изменяется русло реки, затапливаются большие территории пахотной земли, наносится огромный вред растениям и животным, обитающим в этой реке.
А атомные электростанции загрязняют почву ядерными отходами и при аварии могут создать угрозу загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами. В 21 веке люди используют больше электроэнергии, чем в 20 веке. С одной стороны это делает нашу жизнь комфортной, но с другой стороны возникает проблема причинения вреда природе. Поэтому нам необходимо беречь электроэнергию.
Как вы можем использовать полученные на уроке знания в своей жизни? Для этого мы познакомимся еще с одним понятием как энергосбережение. Энергосбережение – это правильное использование электроэнергии, т.е. без ее пустой траты. Не расточать энергию в пустую – это использование меньше электроэнергии в данный момент времени, чем делали раньше. Например, вы раньше не выключали свет, когда выходили из комнаты. Если в комнате никого из людей нет, а горит свет, то электроэнергия растрачивается в пустую. Теперь, если вы будете выключать свет выходя из комнаты, вы будете практиковать энергосбережение .Задание: Ответить на вопросы анкеты «Бережное и эффективное использование электроэнергии»
Анкета
«Бережное и эффективное использование энергии»
1.Выключаете ли вы свет, когда выходите из комнаты? Да Нет Иногда
2.Вы включаете свет только в одном помещении, когда кроме вас в квартире больше никого нет? Да Нет Иногда
3.Члены вашей семьи выключают свет и электроприборы, если в них в данный момент нет необходимости? Да Нет Иногда
4.Назовите причины, по которым вам не удается правильно использовать электроэнергию.
Учитель делает обобщение: чтобы не причинять вред природе нашей планеты и не строить все больше и больше электростанций загрязняющих окружающую среду нужно каждому человеку практиковать в своей жизни способы энергосбережения:
1. Выключать свет, когда вы выходите из помещения.
1. Включать свет только в темное время суток
2. Выключать электроприборы, если в них нет необходимости
Учитель делает обобщение урока и объясняет учащимся домашнее задание.
В течении недели работать с картой:«Энергетический аудит электропотребления»
«Энергетический аудит электропотребления»
1. Определите показание электросчетчика в начале недели.
2. Ежедневно проявляйте бережное отношение к электроэнергии в вашем доме.
3.Ежедневно производите самооценку в пятибалльной системе.
Понедельник 0 1 2 3 4 5
Вторник 0 1 2 3 4 5
Среда 0 1 2 3 4 5
Четверг 0 1 2 3 4 5
Пятница 0 1 2 3 4 5
Суббота 0 1 2 3 4 5
Воскресение 0 1 2 3 4 5
4.Зафиксируйте показание электросчетчика в конце недели.
5.Определите расход потребляемой электроэнергии за неделю и сравните его с показаниями прошедшего месяца.
Список литературы:
1. Сайт: Глубинная экология./ paganantifa ucoz/ru/1-1-0-14
2. Сайт: Воздействие электростанций на окружающую среду./ ref/by/alike/40113/html