- Подробности
-
Просмотров: 2605
Карих Эльвира Мадиховна,
учитель-логопед детского сада № 33Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка конспекта непосредственно-образовательной деятельности «Развитие словесно-логического мышления при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР подготовительного к школе возраста по лексической теме «Дикие животные наших лесов»
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на комплексной Примерной программе «Истоки».
Используемые парциальные программы:
- «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Москва 2007 год «Айрис-Дидактик», Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под редакцией проф. Л.В. Лопатиной, Санкт-Петербург 2009 год, ЦДК проф. Л.Б. Боряевой»
Представленный материал разработан для обучения подгруппы детей 6-летнего возраста (подготовительная к школе группа, второй год обучения) с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития, стёртой дизартрией .Длительность мероприятия составляет 30 минут и является обобщающим по лексической теме «Дикие животные наших лесов».
Интеграция образовательных областей:
- социализация;
- коммуникация;
- познание.
Образовательные технологии: здоровьесберегающая; игровая; проблемно-поисковая деятельность; элементы ТРИЗ; ИКТ, мультимедийные.
Планируемый результат: систематизировать представления детей о жизни диких животных, совершенствовать умение решать простейшие логические задачи, формулировать ответы на поставленные вопросы.
Цель: систематизировать представления детей о жизни диких животных расширить представления детей о жизненных проявлениях.
Задачи:
Коррекционные:
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласовывать существительные и качественные прилагательные;
- образовывать падежные формы;
- образовывать сложные прилагательные.
Образовательные:
- расширять, актуализировать словарь по теме;
- закреплять представления о диких животных;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- совершенствовать навык построения предложения.
Развивающие:
- развивать просодическую сторону речи: дыхание, силу, высоту голоса;
- развивать логическое мышление:
- формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
- развивать внимание, память;
- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитательные:
- воспитывать речевую активность, чувство языка;
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: разучивание загадок по теме; дидактические игры «Кто, где живёт?», «Назови детёныша», «Опиши животное»; рассматривание иллюстраций;
разучивание стихотворения, соответствующих движений для проведения динамической паузы.
Материал:
1. Демонстрационный: мультимедийный проектор и экран; подготовленная мультимедийная презентация «Дикие животные наших лесов».
2. Раздаточные: картинки с изображением диких животных; ёмкость, наполненная горохом и «утопленные» в нём фигурки диких животных; индивидуальные картинки для раскрашивания, цветные карандаши.
Индивидуальная работа:
Вова - правильное произношение звука «Р» в свободной речи.
Марьяна - правильное произношение звука «С» в свободной речи.
Ваня - правильное произношение звуков «С» и «Ш» в словах.
Ход мероприятия
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и улыбкой встретим новый день. Какая сегодня погода? (пасмурная, дождливая, ветреная). В группе у нас тепло, светло, уютно. И впереди у нас целый день. Наверное, сегодня мы узнаем что-то новое, будем много играть. Будем друг к другу добры и внимательны! Пусть наш день будет радостным! Вдохнём всё хорошее, что ждёт нас сегодня и выдохнем все обиды и огорчения. (Дети 3 раза делают глубокий вдох через нос и выдыхают через рот.)
Сюрпризный момент
- Сегодня я приготовила для вас маленькие подарки – сюрпризы, но спрятала их. Вы сможете их найти, если выполните мои задания и ответите на мои вопросы. Вы согласны?
Игра «Опиши предмет - загадай загадку»
- Вот банка. По очереди запустите туда руку и попробуйте определить, чем она наполнена (горохом). В горох погружены небольшие предметы, каждому предлагаю достать один, а остальные не видя угадать этот предмет. Поэтому нужно загадать загадку про этот предмет или описать его. (Дети достают фигурки диких животных, загадывают загадки или описывают, остальные отгадывают.)
- Как они называются одним словом? (животные). Фигурка какого животного лишняя? (Фигурка свиньи – это домашнее животное, остальные дикие).
- Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу и сами заботятся о себе). Молодцы, вы прекрасно справились с моим заданием!
Проблемно-поисковая ситуация
- Ребята, а вы хотите оказаться в зимнем лесу, там, где живут дикие животные? (Отвечают). Тогда давайте отправимся с вами в зимний лес. На каком виде транспорта вы предлагаете добраться? Почему именно это вид транспорта вы считаете наиболее удобным и надёжным? (Ответы).
- Ну что ж транспорт мы выбрали. Рассаживайтесь так, чтобы было видно дорогу. (Дети садятся на ковёр напротив экрана.). Пока мы едем, давайте поговорим о том, как нужно вести себя в лесу. (Вместе с детьми формулируем ответ: в лесу нужно быть внимательным и осторожным, стараться не шуметь, чтобы не потревожить покой лесных обитателей). А теперь моё задание – ответьте на вопрос:
- Каких животных можно встретить в лесу зимой?
- Каких диких животных мы в зимнем лесу не встретим? (медведя, ежа).- Почему? (они спят). Молодцы, выполнили задание!
- Ну вот, пока мы беседовали, и дорога кончилась, мы приехали. (На экране возникает картина зимнего леса). Выходите, ребята. Давайте войдём в лес. (Дети встают, подходят ближе к экрану). . Полюбуйтесь красотой зимнего леса. Видите, какие чудесные места есть в нашей стране. Кого можно встретить в зимнем лесу? (На экране возникают изображения диких животных, дети отвечают: «Мы встретили лису» и т.д.)
- А теперь у меня для вас следующее задание: Как называются жилища разных диких животных? Где они могут спрятаться от врагов, согреться? (Отвечают). Далее на экране демонстрируются фотографии дупла, лисьей норы, логова, берлоги.
- А если белка живёт в дупле, значит, чьё это дупло? Берлога? Логово? Нора? (Ответы).
- Посмотрите на экран и найдите лишнюю картинку. ( На слайде среди животных, не впадающих в спячку – медведь). Ну, какие же вы молодцы!
- А теперь следующее задание. У вас на столах лежат конверты. Достаньте оттуда картинки и рассмотрите их внимательно. Что вы на них видите? (Ответы). Правильно, художник нарисовал изображения животных и очень ловко спрятал их среди ветвей деревьев, кустарников. Давайте назовем их. (Называют: волка, лису, белку и т.д.).
- Где находятся животные? (Ответы детей – белка на ветке, заяц под кустом и т.п.)
А ведь художник – хитрец, проверяет нашу внимательность. Может вы заметили, что он изобразил неправильно? Предполагаемые ответы детей: Бабочки не летают в зимнем лесу. Лисы не лазают по деревьям. Молодцы, вы не только внимательные, но и знаете повадки животных.
Динамическая пауза. Речь с движениями. Развитие просодической стороны речи – выразительности, силы и высоты голоса.
Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть
|
Встряхивающие движения пальцами
|
Поднимайтесь руки вверх, шевелитесь пальчики – так шевелят ушками беленькие зайчики.
|
Поднимают руки вверх, имитируют шевеление ушами зайцев
|
Крадёмся тихо на носочках, как лисы ходят по лесочку.
|
Идут по кругу на цыпочках.
Понижают силу голоса.
|
Волк озирается кругом, и мы головки повернём.
|
Поворачивают головы в разные стороны.
Говорят чуть громче, понижают тон.
|
Теперь садимся тише, тише – притихнем, словно в норах мыши.
|
Садятся.
Переходят на шёпот.
|
Ходил медведь по лесу, топтался и рычал, хотел он очень мёда, но где достать не знал.
|
Идут вразвалку., имитируя походку медведя.
Говорят громко с понижением тона голоса.
|
Игра « Волчок»
- А теперь я приглашаю вас поиграть в игру и выполнить моё следующее задание. По краю нашего поля расположены картинки диких животных. Раскручиваем волчок, на какое животное он укажет, про того и будем говорить кем он был раньше. (Волк был волчонком, ёж – вы ежонком и т.д.).
- Молодцы, все задания в лесу мы выполнили. Давайте попрощаемся с зимним лесом и отправимся в обратную дорогу. Занимайте свои места, отправляемся в обратную дорогу. (Дети садятся на ковёр)
«Вопросы на засыпку».
- А пока мы добираемся - вот вам следующее задание. Но, чтобы его выполнить, нужно быть очень внимательным и хорошо подумать, прежде чем ответить на вопросы.
- Чего больше в лесу – елей или деревьев?
- Заяц обманул лису. Кто хитрее?
- Волчица ждёт волка. Кто опаздывает?
- У кого больше лап – у лисы или у медведя?
- Чего больше – зайцев или заячьих ушей.
Игра с элементами ТРИЗ «Фантастическое животное».
- Ребята, как вы думаете, у какого животного больше всего врагов, который всё время боится? Его даже в сказках называют трусишкой. (Заяц). Давайте немного пофантазируем, поможем зайцу. Возьмём что-нибудь у других животных и дадим зайцу, чтобы помочь ему защититься от врагов. У нас получится фантастическое животное. (Предполагаемые ответы детей: У волка возьмём острые зубы. У ежа…)
- Молодцы! Теперь нашему фантастическому зайцу ни один враг не страшен!
- Вот мы и вернулись обратно. Вы выполнили все мои задания, ответили на все вопросы. Какое задание или вопрос вам понравились больше всего? В какую игру вы хотели бы поиграть дома? И теперь я скажу, где каждый из вас найдёт свой сюрприз. Ваня, зайди в уголок природы, встань лицом к окну, открой коробку, которая находится справа и там найдёшь сюрприз.
Каждому из детей даются словесные инструкции, помогающие найти нужный предмет.