- Подробности
-
Просмотров: 1842
Лисичик Наталья Викторовна,
учитель-логопед детского сада №33 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка конспекта непосредственно-образовательной деятельности
«Автоматизация звука "Р" при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников подготовительной группы с ОНР по лексической теме " Животные зимой "
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на комплексной Примерной программе «Истоки».
Используемые парциальные программы:
- «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Москва 2007 год «Айрис-Дидактис», Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под редакцией проф. Л.В. Лопатиной, Санкт-Петербург 2009 год, ЦДК проф. Л.Б. Боряевой»
Представленный материал разработан для обучения подгруппы детей 6-летнего возраста (подготовительная к школе группа, второй год обучения) с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития, стёртой дизартрией .Длительность мероприятия составляет 30 минут и является обобщающим по лексической теме «Дикие животные наших лесов».
Интеграция образовательных областей:
- социализация;
- коммуникация;
- познание.
Образовательные технологии: здоровьесберегающая; игровая; проблемно-поисковая деятельность; элементы ТРИЗ; ИКТ; мультимедийные; элементы сказкотерапии; элементы мнемотехники.
Цель: Автоматизировать трудный в произношении звук "р"
Задачи:
Коррекционные:
Развивать артикуляционную моторику. Закрепить навык правильного произношения звуков "Р","Рь" в словах и предложениях
Развивать мелкую моторику. Развивать навык написания заданного узора (графо-моторные навыки)
Развивать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Образовательные:
- Закреплять знания и представления детей о природе, животных.
- Совершенствовать звуко-буквенный анализ слогов
- Расширять, актуализировать словарь по теме;
- Совершенствовать умение соотносить заданный звук и букву.
- Совершенствовать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- Развивать эмоциональную отзывчивость при общении.
- Воспитывать бережное отношение к природе
- Воспитывать самостоятельность.
- Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки.
Развивающие
- Развивать у детей логическое мышление, внимание, память.
- Развивать диалогическое общение детей: умение слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, рассуждать.
- Развивать фонематические представления детей. Совершенствовать умение выделять первый звук в слове.
Предварительная работа: знакомство с животными и их образами жизни. Заучивание стихов и движений для физкультминутки.
Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, экран, картинный материал -животные ,зима; предметные картинки, в названии которых есть звук "Р", "Рь", карточки схемы, кукла,
Раздаточный материал: простые карандаши, буквы.
Вводная часть
1. Организационный момент.
1) Знакомство с героем.
- Сегодня у нас в гостях кукла - мальчик Рома. У него есть очень любимый звук, если вы, ребята отгадаете с какого звука начинается его имя, то узнаете это. (Уточняется характеристика звука "Р","Рь", положение органов артикуляции при произношении этих звуков).
2) Артикуляционная гимнастика.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим
Слайд № 1 – Язычок
Упражнения:
"Чашечка", "Вкусное варенье", "Орешки", "Лошадка", "Подуть на кончик языка", "Парус", "Маляр".
Основная часть
1) Закрепление изолированного произношения звука "Р".
- Рома любит играть в разные игры и предлагает вам (ребятам) поиграть с его грузовичком. (Детям предлагается пособие-игра, где грузовичок едет по дороге только в том случае, если заведется мотор у машины). Слайд № 2
2) Дидактическая игра "Собери картинку" (Разрезная картинка "Паровоз")
Дети собирают паровоз и определяют, что необычного они заметили. Весь паровоз состоит из геометрических фигур.
Называют части паровозика - их цвет и форму:
- прямоугольный красный корпус
- квадратная оранжевая труба
-коричневая прямоугольная кабина
- треугольные оранжевые окошки
- черные круглые колеса
- серая прямоугольная крыша
3)Образование существительных с уменьшительно -ласкательным суффиксом.
- Рома приглашает вас ребята в волшебное путешествие на паровозике и хочет взять с собой друзей - зверят. (Ребята рассаживают по вагончикам зверей и называют их и детеныша животного).
Кенгуру с кенгуренком, тигра с тигренком, рысь с рысенком, жирафа с жирафенком, барсука с барсучонком.
4) Образование притяжательных прилагательных.
1-ая остановка - Город Мастеров. В нем живут гномики - удивительные мастера, умеющие делать уникальные вещи.
логопед
|
ответы
детей
|
коробки из картона
|
картонные
|
стены из кирпича
|
кирпичные
|
чашу из серебра
|
серебряную
|
стол из дерева
|
деревянный
|
футболку из трикотажа
|
трикотажную
|
чашку из фарфора
|
фарфоровую
|
кофту из шерсти
|
шерстяную
|
лодку изрезины
|
резиновую
|
5) Знакомство с гномиками.(Слайд № 3)
Чтобы узнать имена гномов, надо прочитать буквы на одежде и сложить их в слоги.
(РА, РО, РУ, РИ, РЫ)
6) 2-ая остановка - Зимняя сказка.
Рассматривание картины "Зима". (Слайд № 4)
Стихотворение А.С. Пушкина:
Идет волшебница зима.
Пришла. Рассыпалась: клоками
Повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сровняла пышной пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки -зимы.
Беседа по картине. Называем приметы зимы.
Дети подбирают определения к слову ЗИМА. Зима сказочная, причудливая, красивая и т.д.
7) Дети придумывают зимние слова в названии которых есть звук "Р". (Слайд № 5)
(Подсказка).
Например: сугробы, рукавицы, мороз, ветер, снегирь, красивые узоры, пурга, снегурочка, снежная горка, январь, февраль, декабрь и др.
8) Дидактическая игра "Найди отличия" Предлагается картинка "Новогодняя елка".
Слева на елке 2 шара, а справа 3 шара.
Слева на елке гирлянда из флагов и лампочек, а справа из шаров.
Слева подарок синего цвета, а справа - красного.
Слева есть фонарик, а справа -нет.
Физкультурная пауза. (Слайд 6)
Раз, два - стоит ракета.
|
Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты
|
Повторяем 2 раза
|
Три, четыре - самолет.
|
Ноги врозь, руки в стороны.
|
Раз, два. Хлопок в ладоши.
|
Хлопок в ладоши.
|
Три, четыре. Идем вперед.
|
Шагаем на месте, высоко поднимая колени.
|
Из-за елки появляется Снежная Королева. (Слайд № 7).
Она хочет заморозить ребят и зверят и предлагает отгадать ее загадки.
1) Антонимы.
В сказке зло победит .... добро.
Обидел враг, поддержал ... друг.
Зимою холод, а летом .... жара.
Дождик навевает грусть, а солнышко дарит - ..... радость.
Тепло на юге, а холодно на .... севере.
2)Повторить скороговорки, записанные на магнитофоне:
ор-ор-ор- мы идем во двор
ор-ор-ор -на юге много гор
ор-ор-ор - в огороде помидор
ор-ор-ор -не заводится мотор
ор-ор-ор - сели куры на забор
ра-ра-ра - хорошая игра
ру-ру-ру - затеваем мы игру
ры-ры-ры - прилетели комары
ру-ру-ру - увидали кенгуру
3)Развитие зрительного внимания.
- Найти букву "Р" среди изображений на картине. (Пособие: наложенные буквы)
- "Что забыл нарисовать художник?" (Слайд 8, 9, 10, 11)
У петушка нет гребешка, у стула -ручки, у часов - цифры, у коровы нет рогов.
4) Физкультурная пауза № 2.
Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимаем руки - это раз.
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
5) Работа с буквами.
Относительные прилагательные.
Детям предлагаются объемные буквы из гороха, риса, картона, перловой крупы, звездочек-бусин.
Дети выбирают себе букву и называют ее - например: гороховая буква, из гороха, обводят и заштриховывают ее.
Снежная Королева возвращается в свой замок на севере, т.к. ребят ей не победить.
РЕЛАКСАЦИЯ
1) Звучит музыка, ребята на паровозике "приезжают" в садик.
2) Мальчик Рома благодарит ребят за интересные работы.
3)Обсуждение: что понравилось больше всего?
Какие виды работ хотелось бы сделать еще?
С какими героями встретиться?
Что нового узнали?
Что бы Вы хотели узнать в следующий раз? Куда отправиться в путешествие? С кем встретиться?
4) Из-за елки появляется Дед-Мороз и дарит подарки ребятам.