Васильева Лилия Викторовна,

учитель начальных классов ГБОУ школа № 542 Петродворцового района

Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России»

Тема: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

[Скачать]

 
 
 
 
 
Тип урока: урок открытия новых знаний
 
Цель урока:    - познакомить с произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;
 - формировать активную читательскую позицию.
 
Используемая технология: обучение в сотрудничестве
 
Методы обучения.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
 
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
 
 
Планируемые результаты
 
использовать приемы анализа литературного произведения;
выстраивать содержательные связи между героями, событиями;
понимать внутренний мир героев, причины его поступков;
отвечать на вопросы по содержанию произведения;
оформлять свою мысль в устное монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
определять последовательность событий рассказа;
составлять план прочитанного произведения;
работать со словом, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
определять свое отношение к героям, поступкам и соотносить с личным опытом.
 
Ход урока
 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация проверки рабочего места учащихся.

Проверяют  готовность рабочего места к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

- На уроке ОРКСЭ мы прочитали притчу о традиции в северном селении. Когда жители этой деревушки начинают серьезное дело, они встают в круг,  протягивают друг другу ладошки, дарят улыбки и искорки добра. Пожелаем друг другу радости.

Учащиеся встают в круг, протягивают друг другу руки, касаются ладонями, говорят пожелания.

- Сегодня мы будем работать в группах.

Распределяются по группам.

- Назовите правила работы.

Называют правила при работе в группах:

  • быть внимательными при инструктаже;
  • работать дружно;
  • выслушивать мнения всех членов группы;
  • не шуметь.

- Назовите изучаемый раздел.

Называют раздел:

- Природа и мы.

Организует работу в группах.

- Какие ассоциации возникают у вас при слове ПРИРОДА.

Обсуждают в группах ассоциации, фиксируют ответы на схеме (составляют кластер).

Группы по очереди зачитывают кластеры.

Организует работу в группах.

-Проверим как вы запомнили прочитанные произведения.

Читает отрывки.

Слушают отрывки из изученных произведений, обсуждают в группах, фиксируют ответы в контрольном листе.

Д. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

А. Куприн «Барбос и Жулька»

М. Пришвин «Выскочка»

Е. Чарушин «Кабан»

Сигнализируют о готовности.

Называет правильные ответы, сопровождая показом слайдов.

Самопроверка в группах, оценивают количество правильных ответов.

- Мы продолжаем этот раздел, и сегодня будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева.

 

Знакомит с биографией писателя.

Слушают рассказ учителя.

-Как вы думаете чему в своих произведениях хотел научить Виктор Петрович Астафьев?

Высказывают предположения.

Ставят задачи урока.

- Предлагаю определить, о ком будет произведение. Отгадайте загадку.

Читают загадку. Обсуждают в группах, записываю слово на карточку, демонстрируют. (СТРИЖ)

- Воспользуйтесь атласом-определителем, найдите информацию об этой птице.

Работают самостоятельно в группах с атласом-определителем, читают статью, рассматривают рисунок.

Дополняет ответы учащихся, показывает слайды.

Рассказывают, что узнали о стрижах.

- Мы будем читать рассказ «Стрижонок Скрип».

Слушают рассказ учителя.

Проводит словарную работу.

Объясняют значение слов, при затруднении обращаются к толковому словарю.

Организует первичное знакомство с произведением.

Использует аудиоприложение к учебнику.

Звучит запись до слов на стр.102 «…что стрижиха и все стрижи играют над рекой»

Открывают учебники,

слушают аудиозапись.

Организует работу по осмыслению.

-Как появился на свет стрижонок Скрип?

-Как прошел первый день его жизни?

-Какой вам представляется мама - стрижиха?

 -Чем порадовала мама своего первого стрижонка?

Отвечают на вопросы с опорой на текст, используют для аргументации выборочное чтение.

 

Организует повторное чтение.

- Сколько частей можно выделить в этом отрывке?

- Найдите границы частей.

- Озаглавьте их.

Организует обсуждение плана этого отрывка.

 

Индивидуальная работа.

Читают самостоятельно отрывок, отмечают границы частей.

Работа в группе.

Взаимопроверка разметки текста,

обсуждают названия частей.

Самопроверка в группах.

- С какими героями мы познакомились в этом отрывке? Заполним схему, она поможет нам на следующих уроках при выполнении  творческих заданий.

Обсуждают в группах,

заполняют кластер.

Самопроверка.

Организует работу над образом матери-стрижихи.

- О каком главном качестве мамы-стрижихи можно сказать по этому отрывку.

- Чем напоминает она маму человека?

- Какими ещё качествами обладала мать стрижат? Найдите слова в тексте.

- Давайте составим синквейн о маме-стрижихе.

Перед этим вспомним алгоритм составления синквейна.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы с опорой на текст, используют для аргументации выборочное чтение, личный опыт.

- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.

Вспоминают правила составления синквейна, самостоятельно составляют и записывают на листочках (вырезанных в виде стрижат)

 

По желанию учащиеся озвучивают свои работы.

Мотивация к дальнейшему чтению.

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

Высказывают свои предположения.

 

 

Домашнее задание.

- Какое задание вы хотите выполнить?

Отвечают.

- Дочитать произведение до конца, узнать, чем закончится история, подтвердить или опровергнуть свое предположение.

Итог.

- Перечислите героев и основные события прочитанного отрывка произведения В. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Фронтальная работа.

Называют, перечисляют.

 

Рефлексия.

Учитель  предлагает оценить свою  работу на уроке, работу группы, благодарит за урок.

Оценивают свою работу и работу целой группы.

Называют какими трудности встретились,  по какой причине, как избежать их в другой раз.