Кутлинская Галина Алексеевна, 

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №430
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тема урока «А.С. Грин "Алые паруса".
Победа романтической мечты над реальностью»

(урок литературы в 6 классе)

[Скачать]

Цели урока
 
Обучающая: 
- сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия; 
- совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы; 
- находить ответы на поставленные вопросы; 
- совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения. 
 
Развивающая: 
- развивать устную речь; 
- развивать способность высказывать собственное мнение; 
- развивать творческое воображение, память, мышление; 
- совершенствовать навык монологической речи. 
Воспитательная: 
- воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу; 
- показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; 
- создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений; 
- воспитывать ответственность за свои поступки.
 
Методы: 
- объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, 
Приёмы: 
- беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения. 
Формы: 
- фронтальная, индивидуальная. 
Оборудование: 
- мультимедийная установка, презентация.
 
Ход урока
I. Оргмомент. Таблицы с чертами характера героев.
II. Тема урока. Запись в тетрадь.
Слайды 1 – 4
 
 
 
 
 
А) В. Кетлинская о Грине.
Б) Карта Гринландии. 
В) Ассоль и Грей. 
Ассоль (итал) – к солнцу. Запись в тетрадь.
Ассоль и Артур Грэй — главные герои повести-сказки «Алые паруса», превращают красивую мечту в реальность.
III. (слайд 5)
 
 
 
Цели урока:
1. Ответить на вопрос:
 «Что сильнее в жизни человека: мечта или реальность?»
2. Узнать значение литературоведческих терминов: феерия, символ.
3. По ключевым эпизодам и словам составить характеристику главных героев произведения. 
IV.   Словарная работа. 
Феерия (франц. feerie, от fee – фея, волшебница),
1)  Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен         применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 веке
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.     
3) Волшебное, сказочное зрелище.
    Символ – слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». 
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. 
Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор. 
V. Проблемный вопрос. (Слайд 7)
Назовите эпизод и героев.
Почему Лонгрен не спасает Меннерса? Выскажите свои предположения и обоснуйте их.
VI. Рассказ о жителях Каперны. Подтвердите текстом.
1-я группа. Яковенко М., Бахурова С., Зеленкова Л., Русинов Влад.
Вывод.
Реальный мир жесток. Лонгрен оставляет Меннерса в бушующем море, потому что вынужден жить по законам того мира, где правит жестокость и злоба.
Лонгрен – отец Ассоль, её наставник по жизни, любящий отец. В нем автор пытался показать образец, каким должен быть отец.
VII. Анализ текста. 1 глава. Ассоль.
 2-я группа: Завершинский Д., Хан Н. 
Встреча с Эглем. 
Почему Ассоль поверила Эглю? Стр 15 «… я самый настоящий волшебник»
 Прочитать от слов: «Не знаю, сколько пройдет лет…».
 
Ассоль – маленькая мечтательница, которая живет в своем нехитром мире, созданном ее отцом Лонгреном. Ее заветная мечта – увидеть корабль с алыми парусами, где будет храбрый и красивый принц, чтобы увезти ее в свое прекрасное царство. Она живет этой мечтой, дышит ей, как воздухом. Эти минуты счастья давали Ассоль ту веру в сказку, которая рождала желание борьбы во имя великого будущего.
Ассоль – главная героиня романтической повести, замкнутая и красивая девушка, которая очень любила своего отца, доверяла только ему и жила мечтой, которую ей подарил сказочник.
Автор об Ассоль: «Живое стихотворение».  Как вы понимаете эту метафору?
 
VIII. Анализ эпизодов 2 главы.
Грей. Слайды 9 -10.
3-я группа: Новогран Саша, Шавоян Б., Пивинская Саша, Филиппов Тимофей.
А) Чтение по ролям эпизода с картиной о Христе.
Б) Бетси и Грей.
Какие черты характера Грея раскрылись в этих поступках?
В) Пересказ эпизода «Картина в библиотеке»
Вывод.
 Грей – юноша, создавший свой неизведанный мир, в котором открывается синее сияние океана. Молодого человека гнетут все условности света, ему душно и тесно в фамильном замке. Грей мечтает слиться с бурной стихией морской жизни и добивается своего: он покидает дом и отправляется на поиски своей сказки.
Грей - свободолюбивый человек, лидер по характеру, уважающий мнение других, образованный и понимающий, и целеустремленно идущий к своим целям.
IX. Феерия – волшебное, сказочное представление. Что сказочного в повести? Слайд 11.
Грей увидел спящую Ассоль.
- Сюжет произведения взят из немецкой народной сказки, записанной братьями Гримм. По нему создавали произведения и В.А. Жуковский «Спящая царевна», и А.С. Пушкин, и Шарль Перро «Спящая красавица». Это была любовь с первого взгляда.
 
- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль?
 (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.) 
- А что означало кольцо для девушки?
 (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.) 
- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? 
 (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел) 
- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей.
 (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… - …духовного отражения»)
Слайд 13
Символ – «условный язык»,  предмет или слово, заключающее  в себе некую тайну, намек.  О чем хотел сказать А. Грин алыми парусами?
- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное.
Алые паруса- символ мечты, надежды, любви.
X. Физминутка. 
Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки. 
Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо. 
 
XI. Слайд 14. Слова Паустовского – главная мысль текста..
Что сильнее в жизни человека: мечта или реальность?
- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной.
Подтверждением этому являются слова Грея: «
XII.  Викторина (если останется время)
1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский) 
2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет») 
3. Как звали мать Ассоль. (Мери) 
4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль) 
5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку) 
6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напуго Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце) 
7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)
XIII.  Рефлексия. 
Слайд 15.
 
 
 
Сегодня на уроке я понял, что….
Меня удивило……
Урок дал для жизни….
Мне захотелось…..
 XIV. Домашнее задание.
Напишите письмо одному из героев повести или автору.
Вам помогут вопросы 2,3,4 в учебнике на стр. 39