Исаченко Дарья Александровна, 

учитель математики ГБОУ СОШ № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5 классов «Введение в тайм-менеджмент»

 
Введение
 
Разработка внеклассного мероприятия «Введение в тайм-менеджмент» представлена для участия во Всероссийском конкурсе «Media Start» как один из примеров интегрирующего медиаобразования.
Цель данной разработки – развитие интеллектуальных, творческих и медиаобразовательных компетенций учащихся. Главная задача – нравственное воспитание личности ребенка: помочь ему ориентироваться в ценностном пространстве жизни человека. Тайм-менеджмент предполагает комплекс знаний, принципов и техник, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности, учит работать с текстами разной тематической направленности.  Применительно к развитию личности ребенка, его воспитанию – это умение успевать больше, тратить меньше времени впустую, вести здоровый и правильный образ жизни, для того чтобы добиться лучших результатов.
Внеклассное мероприятие адресовано учащимся 5 классов, у которых меняется режим занятий, объем домашнего задания, остается меньше времени на отдых и сон. Помочь им в этот адаптационный период – задача педагога. Мероприятия проводятся в период повторения и закрепления знаний по теме «Время. Единицы измерения времени», полученных в начальных классах на уроках математики.
Время – одна из самых значимых ценностей человека на протяжении всей его жизни. Умение ценить и беречь время связано с приобретением навыков здорового образа жизни, умением правильно использовать время для организации своей досуговой деятельности. 
Мероприятие проводится с использованием учащимися смартфонов. Они рассматриваются детьми как предмет для игр и развлечений. Занятие помогает сформировать понимание, что Интернет как медиаресурс служит для получения полезной информации в различных областях жизни, что позволяет стать успешнее.
Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре.
План
 
Целевая аудитория: 5 класс
Интегрированное занятие по математике, окружающему миру, ОБЖ и грамотному чтению
Цель занятия: научить ценить, беречь время и правильно им распоряжаться.
Формы и методы: индивидуальная работа, работа в группах с применением инновационных технологий (поиск и обработка информации в Интернете, критическое мышление, исследовательская деятельнось).
Планируемые результаты: 
• метапредметные – углубление знаний в интегрируемых предметных областях, повышение интереса к математике и понимание её значимости в практической жизни; 
• личностные – осознание значимости времени как одной из главных ценностей человека, развитие коммуникативной культуры учащихся.
Техническое оснащение:
• смартфон учителя с доступом в Интернет;
• смартфоны учащихся с доступом в Интернет;
• компьютер учителя с доступом в Интернет;
• проектор.
 
Сценарий
 
Учитель: Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим видеофрагмент. Послушаем песню и постараемся определить из какого это фильма? 
Дети отвечают: из «Сказки о потерянном времени»
Учитель: Кому известен автор этого произведения? Автор идеи: Евгений Львович Шварц – замечательный писатель, драматург. У вас есть возможность посмотреть художественный фильм с этим же названием дома https://youtu.be/rmyF-XTrHeU .
Какую проблему предстоит решить героям этого фильма? Проблема использования такого важного ресурса как время.
Давайте вспомним единицы измерения времени и что такое время.
Дети отвечают: Время — это то, с чем мы имеем дело каждый день и характеризуем как прошлое, настоящее и будущее; величина, обозначающая длительность тех или иных событий.
Учитель: Какие единицы времени вы знаете?
Дети:
• год – единица времени, равная 12 месяцам;
• времена года длятся 3 месяца;
• месяц – наименьшее количество дней 28, наибольшее – 31;
• неделя – единица времени, равная 7 суткам;
• сутки – единица времени, равная 24 часам;
• час – единица времени, равная 60 минутам;
• минута – единица времени, равная 60 секундам.
Учитель: как вы уже догадались, что речь пойдет о времени. Тема нашего занятия «Введение в тайм-менеджмент». Это взрослое понятие, значение которого нам поможет узнать Интернет. Давайте найдем определение этого термина. Откроем поисковую систему, например, Google и в адресной строке напечатаем «тайм-менеджмент – это…» 
Дети дают определение (управление временем, организация времени).
Учитель: 
Я повсюду, где бываю,
Всё на свете успеваю,
Потому что у меня
Строгий распорядок дня!
Давайте задумаемся, как мы распоряжаемся нашим временем? Прием пищи, занятия в школе, кружки и секции, домашняя работа, поддержание личной гигиены и чистоты в доме, досуг и сон. Как грамотно составить распорядок дня, чтобы всё успевать и быть успешным?
Поставим по порядку основные моменты нашего распорядка дня. Для этого воспользуемся порталом с заданием на сайте Learning Apps, составленным для проведения занятия по дисциплине ОБЖ:
https://learningapps.org/view6872576
Учитель: делимся на четыре группы, назначаем капитанов команд (учитель раздаёт карточки с названиями повседневных занятий: Рисунок 1, Рисунок 2, Приложение 1. Открывает ссылку и выводит на экран).
1. Первая группа распределяет по порядку такие занятия как завтрак, подъем, дорога в школу и утренняя гимнастика. (должно быть: подъем, утренняя гимнастика, завтрак и дорога в школу)
2. Вторая группа – обед, прогулка на свежем воздухе, занятия в школе и дорога из школы. (должно быть: занятия в школе, дорога из школы, обед и прогулка на свежем воздухе)
3. Третья группа – полдник, спокойные игры и помощь по дому, выполнение домашнего задания, свободное время. (должно быть: выполнение домашнего задания, полдник (перекус), спокойные игры и помощь по дому, свободное время)
4. Четвертая группа – ужин, сон, подготовка ко сну, чтение книг на ночь. (должно быть: ужин, чтение книги на ночь, подготовка ко сну, сон)
 
Рисунок 1
 
(Капитаны команд располагают на экране названия режимных моментов)

Учитель: теперь мы посчитаем время, которое тратим на все наши дела.

Рисунок 2

Учитель: обратимся к поисковой системе, например, Google: «режим дня школьника 10-12 лет». Открываем один из первых результатов поиска https://profilaktica.ru/kzr/stati/stati-po-vozrastu/7/rezhim7%2B/rezhim-dnya-podrostkov/

(Работа с информацией на экране: Рисунок 3)

Рисунок 3

Учитель: Как вы поняли главную мысль текста: для чего нужно соблюдать режим дня?

Детиотвечают, говоря о правильном и всестороннем развитии.

Рисунок 4

Учитель: как вы поняли, это примерный распорядок дня. Решим несколько задач, которые нам помогут составить собственный режим дня, исходя из расписания школы и ваших личных занятий. Конечно, время можно незначительно сдвинуть, в зависимости, например, от того, во сколько начинаются и заканчиваются уроки. Если вы посещаете секцию или репетитора, это время нужно включить в график, но не забывайте о том, что важно отдыхать.

(С целью экономии времени задачи решаем в командах. Карточки с задачами (Приложение 2) выдаются командам соответственно с блоком распорядка дня (рис. 2), который они заполняли):

Задача 1.  1 блок. Сумма вех занятий (подъем, утренняя гимнастика, завтрак, дорога в школу) 1 час 35 минут. Сколько времени потрачено на каждое занятие, если подъем в 7 часов утра? (Подъем 7:00, утренняя гимнастика 30 мин, завтрак 30 минут, дорога в школу 35 мин)

Задача 2. 1 блок. Сколько времени вы потратите на дорогу в школу, если до школы 1 км 750 м, а вы идете со скоростью 3 км/ч? (3000 м : 60 мин = 50 м/мин, 1750 м : 50 м/ мин = 35 мин)

Задача 3. 2 блок. Во сколько закончатся занятия в школе, если начало первого урока в 09:00, в расписании пять уроков по 45 минут, а перемена составляет 15 минут? ( 45 + 15 + 45 + 15 + 45 + 15 + 45 + 15 + 45 = 4 ч 45 мин, окончание 9 ч + 4 ч 45 мин = 13 ч 45 мин)

Задача 4. 2 блок. Исходя из ответа второй задачи сосчитайте сколько времени будет занимать каждое последующее занятие до выполнения домашнего задания и какое время будут показывать часы? (занятия в школе 4 ч 45 мин, дорога из школы 35 мин, обед 30 мин, прогулка на свежем воздухе 2 ч). Сумма всех занятий 4 ч 45 мин + 35 мин + 30 мин + 2 ч = 7 ч 50 мин. На конец прогулки часы будут показывать время 16 ч 50 мин.

Задача 5. 3 блок. Сколько времени уйдет на выполнение домашнего задания, если по трем предметам задания на полчаса по каждому предмету, а у двух оставшихся задание на 15 минут по каждому предмету? (30 × 3 + 15 × 2 = 90 + 30 = 120 мин = 2 ч)

Задача 6. 3 блок. Сколько времени будут показывать часы, когда семья сядет ужинать, если полдник, спокойные игры, помощь по дому и свободное время занимают 1 ч 10 мин и на конец прогулки на свежем воздухе будет 16 ч 50 мин? ( 16 ч 50 мин + 2 ч + 1 ч 10 мин = 20 ч )

Задача 7. 4 блок. Обратитесь к тексту на сайте и узнайте, сколько должен спать ребенок 10-12 лет, чтобы высыпаться, быть продуктивным и здоровым? (9 часов). Во сколько вы должны лечь спать, чтобы спать 9 часов? ( 7 ч - 9 ч = 22 ч )

Задача 8. 4 блок. Мы выяснили, что на ужин, чтение книги на ночь, подготовку ко сну отводится в сумме 2 часа. Распределите время на каждое занятие. (30 мин на ужин, 1 ч на чтение книги на ночь, 30 мин на подготовку ко сну)

(Учитель на компьютере вписывает в таблицу ответы на задачи)

Учитель: у нас получается таблица, где каждому занятию отведено своё время.Составленный нами режим вы можете использовать как совет при составлении своего распорядка дня. Конечно же, он будет меняться в зависимости от ваших личных занятий, но надо его придерживаться, чтобы быть здоровыми и всё успевать.

Учитель: Как называется по-другому свободное время?

Дети: досуг.

Учитель: найдите определение досуга в Интернете.

Детинаходят, читают: проведение свободного времени. Включает в себя как отдых, развлечения, так и творческую, любительскую деятельность, занятия физической культурой, туризмом.

Учитель: досуг очень важен для вашего саморазвития, самовоспитания. Чем вы любите заниматься на досуге?

Дети обмениваются своим опытом, интересами, хобби.

Учитель:  Используя смартфоны с доступом в Интернет, найдите мудрые советы, слоганы, пословицы и поговорки, связанные со временем.

Дети: Делу - время, а потехе - час.

Всему своё время.

Долог день до вечера, кому делать нечего и т.д.

Учитель: Мы понимаем, что вопрос времени был насущным и актуальным для всех во все времена.  Давайте подведем итоги занятия, для этого ответим на вопросы:

  • Что такое тайм-менеджмент? (Управление временем)
  • Какую роль играет правильно составленный распорядок дня? (В период подростковой перестройки организма соблюдение режима дня очень важно. Сбалансированные умственная, физическая активность, отдых и питание способствуют правильному и всестороннему развитию школьника и, что немаловажно, делают его дисциплинированным)
  • Можно ли использовать смартфон с выходом в Интернет в образовательных целях? (Для нахождения информации в поисковых системах)
  • Как повысить продуктивность, оставаться здоровым и успевать всё и всегда? (Составить индивидуальный распорядок дня)

Учитель: Надеюсь, что вы извлечёте пользу для себя из сегодняшнего разговора и будете следовать полученным рекомендациям. Спасибо всем! Удачи!

Список используемой литературы:

  1. Медиаобразование: (3-4 классы): учебник и руководство для учителя / Лоретта Хандрабура, Наталия Грыу, Сильвия Шпак; Центр независимой журналистики (ЦНЖ). – Кишинэу: Б. и., 2018 (F.E.-P. «Tipografia Centrală»). – 140 стр.
  2. Слайдовая презентация в виде ссылки [https://yadi.sk/i/oerL-KkPiheHzQ]
  3. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 c.
  4. Электронный источник [https://profilaktica.ru/kzr/stati/stati-po-vozrastu/7/rezhim7%2B/rezhim-dnya-podrostkov/]
  5. Электронный источник [https://learningapps.org/6872576]

Приложение 1 «Карточки режима дня»

Приложение 2 «Карточки задач»

Приложение 3

Слайды презентация к внеурочному мероприятию

 

 

 

 
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Введение в тайм-менеджмент