Головаченко  Г. В.

воспитатель детского сада № 7 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Воздух вокруг нас»

 
Цель:
- формировать первичные представления детей о свойствах воздуха: легкий движется, прозрачный.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение рассуждать, делать простейшие умозаключения, выводы; обобщения.  
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
- обогащать словарный запас детей.
развивающие:
 - способствовать развитию первичных навыков проведения опытов самостоятельно;
-  продолжать формирование связной монологической речи.
воспитательные:
 - воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
 - воспитывать аккуратность во время проведения опытов;
-  развивать умение слушать ответ другого ребёнка. 
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие, технологии исследовательской деятельности.
Предварительная работа: беседа о живой и неживой природе. Наблюдения за фактурой (составом) почвы (земли), сравнение её с песком.Первичное знакомство с состояниями воздуха. Чтение художественной литературы по теме. Изготовление пособия –веер для определения движения воздуха.
Оборудование: прозрачные баночки с водой, трубочки для коктейля, чайные ложки, салфетки, тарелочки с землёй, сухариками, мелом. Глобус. Мыльные пузыри. Веера.
 
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель вводит детей в образовательную деятельность (создание мотивационной ситуации):Звучит музыкальная композиция звуков природы:
Воспитатель: « Без рук, без ног по полю рыщет, поёт да свищет. Деревья ломает, к земле траву приклоняет». Как вы думаете, о каком явлении природы эта загадка?
Воспитатель: Выложите ответ на загадку из карточек (дети выкладывают слово с помощью карточек с буквами)
(Ответы детей) - ветер!
Воспитатель: Как вы думаете, что такое ветер и как он образуется?
(Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы  получить, ответ на этот вопрос я предлагаю вам провести эксперимент и выявить научным путем, как образуется ветер.
Воспитатель зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха) 
Воспитатель: а как можно еще почувствовать перемещение воздуха?
Предполагаемые ответы детей: 
- Можно пробежать, можно помахать перед лицом руками. 
Воспитатель:предлагает  детям взять листочки бумаги сложенной в форме веера. Помахать перед лицом. (Дети обмахивают себя веером)
Воспитатель: – Что вы чувствуете? 
Дети: ветер!
Воспитатель: Мы с вами перемещали воздух и получили ветер.
Воспитатель: – Так что же такое ветер?
Дети: Ветер – это перемещение воздуха.
Воспитатель: Ребята, а мы можем с вами увидеть воздух, попробовать его на вкус, услышать его запах?
Дети: - Нет! 
Воспитатель: Действительно, в окружающей среде воздух нельзя увидеть, почувствовать его запах и вкус, мы его не замечаем, но без него мы не сможем жить.  
Воспитатель предлагает детям глубоко вздохнуть и задержать дыхание, сам считает до 5, через несколько секунд дети не могут больше выполнять задание. 
Воспитатель: Почувствовали, что даже на короткое время мы не, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. 
И оказывается, его можно обнаружить.
Воспитатель:Я приглашаю вас в лабораторию.
Дети подходят к столам, под салфеткой прозрачный пакет, баночка с водой, рядом деревянные палочки, кусочек сухаря и земля.
Воспитатель предлагает детям взять пакет в руки, встряхнуть его, закрутить его со стороны отверстия. 
Воспитатель: Что происходит по мере скручивания пакета? 
Дети: Мешочек надувается.
Воспитатель: А, как вы думаете, что же находится внутри пакета?
Дети: Воздух.
Воспитатель:Посмотрите пожалуйста, что вы видите в воде на стенках стеклянной баночки 
Дети -  пузырьки
Воспитатель: – Как вы думаете, что это? 
Дети -  Воздух.
Воспитатель: – Возьмите палочку и дотроньтесь ею до пузырька. Что произошло?
Дети: - Пузырьки поднимаются вверх, лопаются 
Воспитатель предлагает детям подуть через трубочку в воду и объяснить, что происходит.
Дети: – Воздух всегда поднимается на поверхность воды. Как вы думаете о каком свойстве воздуха, можно сказать.
Дети -Воздух лёгкий.
Воспитатель: – Давайте посмотрим, что произойдет если в воду опустить землю.
Дети выполняют опыт с землей и наблюдают за его результатом.
Дети:- на поверхность воды поднимаются пузырьки.
Воспитатель: – Что же получается? Где есть воздух?: воздух?
Дети: - Воздухестьв воде и в земле.
Воспитатель предлагает детям отпустить в воду кусочек сухаря, дети наблюдают за результатом, как маленькие пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Воспитатель: –И так, какой вывод можно сделать, после проведения экспериментов 
Дети: - Воздух присутствует везде
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам подойти к нашей экологической цепочке. 
Мы только что с вами доказали, что воздух присутствует в окружающем мире, его можно   увидеть, почувствовать. А как вы думаете, что произойдет,если мы уберем  схему воздуха из природной цепочки. 
Дети: –Окружающая природа  не сможет существовать без воздуха.
Воспитатель: – Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: – Каким воздухом вы хотите дышать?
Дети -Чистым, свежим.
Воспитатель:А, как необходимо заботится о чистоте воздуха?
Дети: - Не загрязнять окружающую среду, беречь деревья и растения.
Рефлексия. Педагог предлагает детям высказаться о том, что нового и интересного они узнали для себя в ходе занятия, что хотели бы еще узнать (проектирует следующую встречу), затем дает положительную оценку деятельности каждого ребёнка на занятии, показывая его достижения.
Воспитатель: Молодцы! За  вашу  работу вам присвоена учёная  степень младшего научного сотрудника детского сада.
Воспитатель вручает каждому ребенку диплом и квадратную академическую шапочку.