Серова Наталья Васильевна,
Мединская Марина Михайловна,
Танина Наталия Петровна,

методисты ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка проекта
«Виртуальные миры реальных возможностей»

 
Проект «Виртуальные миры реальных возможностей» http://imcpd.ru ‒ методический продукт, созданный творческой группой методистов и специалистов ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга. Он ориентирован  на повышение эффективности научно-методического сопровождения педагогических работников, образовательных организаций,  актуализацию их инновационного и творческого потенциала; персональное развитие педагога в процессе его профессиональной деятельности и является мотивационной площадкой для обмена опытом. Проект нацелен на развитие районной и региональной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров.
Основная идея проекта состоит в создании коммуникационной и образовательной среды, которая позволяет: 
– вовлечь педагога в национальную систему профессионального роста через непосредственное взаимодействие с Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее ‒ ЦНППМ);
 – сформировать устойчивые профессиональные связи, позволяющие обеспечить обмен знаниями и опытом;
– организовать  рефлексию профессиональной деятельности и ее результатов, личностного потенциала педагогов; их психологическую поддержку. 
Цель проекта «Виртуальные миры реальных возможностей» ‒ создать условия для непрерывного процесса целенаправленного прогрессивного развития личности педагога, активно действующего под влиянием мотивирующей среды в профессионально ориентированном виртуальном пространстве.
Реализация проекта позволяет решать следующие задачи:
– развитие инструментария для выявления точек профессионального и личностного роста педагогов;
‒ формирование, укрепление и активизация профессиональных связей между отдельными педагогами и группами педагогических работников, а также между образовательными учреждениями как основы развитого сетевого профессионального сообщества; 
– обеспечение условий для реализации горизонтального обучения не только в рамках отдельного образовательного учреждения, но и в рамках районных методических объединений, методических объединений педагогов образовательных учреждений, иных форм профессионального развития;
– содействие формированию и укреплению «гибких навыков» и новых адаптивных возможностей;
– мотивация педагога к саморазвитию;
– вовлечение педагогических работников в исследовательскую деятельность, развитие  их творческого потенциала и  инновационной активности.
Проект  «Виртуальные миры реальных возможностей» предоставляет педагогам возможность:
– изучить свой личностный, профессиональный, инновационный потенциал и наметить пути его дальнейшего развития;
– расширить пространство педагогического опыта и саморазвития, открыть для себя новые перспективы приобретения знаний и обмена знаниями;
– найти единомышленников и партнеров для решения разнообразных задач, участия в педагогических проектах, исследованиях;
– позиционировать себя как профессионала, представляя свой положительный опыт, делясь педагогическими находками с другими.
Потребность в реализации проекта «Виртуальные миры реальных возможностей» продиктована  вызовами времени.  Сегодня невозможно обойтись без устойчивых профессиональных связей, технологии краудсорсинга, поскольку решать в одиночку сложнейшие задачи обучения никому не под силу.  Коммуникационная среда «Виртуальные миры реальных возможностей» является пространством для формирования таких связей для совместной работы над возникающими проблемами. Это позволяет педагогу осваивать новые социальные компетенции, связанные с представлением результатов профессиональной деятельности, с обменом творческим опытом. 
Кроме того, в ходе реализации проекта преодолеваются препятствия на пути к сотрудничеству: отсутствие доверия между педагогами, педагогами и администрацией, а также дефицит признания, положительной обратной связи, который часто испытывает нестандартно мыслящий педагог. Проект «Виртуальные миры реальных возможностей» создает условия для оптимального и свободного проявления учителем творческих способностей, осознания и развития индивидуального стиля педагогической деятельности. 
Стартовой точкой системной деятельности по адресной методической поддержке педагогов и образовательных организаций является выявление профессиональных затруднений в области обучения и воспитания. Это разноуровневый, разнонаправленный процесс, который основывается на вариативном и комплексном подходах и осуществляется в различных формах: от стандартизованных оценочных процедур до самодиагностики на основании рефлексии профессиональной деятельности. 
Проект «Виртуальные миры реальных возможностей» предусматривает организацию взаимодействия с ЦНППМ посредством Аналитической информационной  системы «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста», что позволяет методической службе района включиться с распределенную сеть методической поддержки педагогов, которая предоставляет им возможность пройти стандартизованные диагностические процедуры, сконструировать и реализовать персонифицированный образовательный маршрут. 
Возможности самодиагностики педагогов, диагностики по результатам их профессиональной деятельности на основании экспертной оценки – это инструменты неформализованного выявления точек профессионального и личностного роста, формируемые в ходе реализации проекта «Виртуальные миры реальных возможностей».
Актуальность проекта в большой степени определяет учет личностных качеств педагога ‒ решающего фактора мотивации к критической самооценке,  саморазвитию и, как результат, к совершенствованию профессиональных компетенций. Рефлексия процесса и результатов профессиональной деятельности даст желаемые результаты, если педагог сможет осуществлять её добровольно, индивидуально. Для этого создана отдельная виртуальная «ниша» в пространстве совместной деятельности. 
Педагогическая деятельность в ситуации непрерывных изменений требует от педагога значительных эмоциональных затрат, высокой степени адаптивности. Поэтому одной из насущных потребностей саморазвития является овладение инструментами психологической защиты и совладающего поведения. Проект «Виртуальные миры реальных возможностей» предлагает педагогу такие инструменты и позволяет, в том числе, организовать психологическую поддержку работников системы образования.
Суть любого развития ‒ в способности и желании делать то, чего мы не делали до сих пор. Пока ты не действуешь, ты не получаешь опыт. А можно ли научить тому, чего ты не умеешь делать сам? В стабильном мире – да, в изменяющемся – нет.   Поэтому учитель – человек действия, тот которому интересно, что же происходит за гранью привычного, который способен обнаружить в обыденном условия для возникновения новых возможностей. Именно такого учителя необходимо поддерживать сегодня, не только создавая благоприятные условия на уровне образовательной организации, но и вовлекая его в процесс социального взаимодействия, предоставляя ему широкие возможности публичной презентации результатов своего труда. Это позволяет поднять профессиональную самооценку педагога, придает ему уверенность в собственных силах, что, безусловно, положительно сказывается на его профессиональной деятельности, а также на его желании транслировать педагогический опыт, делиться профессиональными секретами, рассказывать о находках и трудностях.
Основное отличие проекта «Виртуальные миры реальных возможностей» состоит в том, что в его основу положен экосистемный подход, который предполагает многосторонность, сотворчество и целенаправленность. Эффективная среда обучения необходима не только школьникам, воспитанникам дошкольных образовательных учреждений, но и педагогам. Это особая среда. Она может развиваться, открывая новые горизонты в области дидактики, педагогики и психологии, формирования индивидуального педагогического стиля. Она может расширяться через новые возможности во взаимодействии с учреждениями повышения квалификации педагогов. Это среда, где каждый имеет право на выбор. 
Преимуществом проекта «Виртуальные миры реальных возможностей»  является его позиционирование как площадки для самовыражения, сети для социального взаимодействия людей с общими интересами и общими ценностями, построенной по принципу нетворкинга. Участники проекта осуществляют общение из различных ролевых позиций: от пассивного наблюдателя до лидера и вдохновителя.  Это среда, которая способствует овладению «мягкими» навыками, помогающими работать в команде. 
Проект позволяет изучить и удовлетворить информационные потребности педагогов, активизировать их познавательный интерес. В его рамках осуществляется навигация в огромном пространстве публикаций и интернет-материалов, которые позволяют педагогу быстро сориентироваться в изменениях, происходящих в современном образовании, познакомиться с новыми педагогическими идеями и тенденциями, которые еще не освоены педагогической практикой.
Проект «Виртуальные миры реальных возможностей» предусматривает: создание информационного ресурса; наполнение ресурса содержанием, привлечение педагогов, организация взаимодействия, получение обратной связи; развитие профессионально ориентированной коммуникационной и образовательной.
Реализация проекта преемственно сочетает обновление традиционных форм методической работы и использование информационного ресурса, который, с одной стороны, является одновременно площадкой для взаимного обучения, совместного педагогического исследования, представления профессионального опыта и источником информации о новейших достижениях научной и педагогической мысли, копилкой новых идей. Он содержит материалы, необходимые для участия в конкурсах; педагогические продукты, готовые к использованию в практике; информацию о результатах инновационной деятельности региональных площадок – все это багаж, адресованный как отдельному педагогу, так и педагогической команде и образовательному учреждению в целом. С другой стороны,  это инструмент для выявления сильных сторон личности, осознания возможностей, определения точек роста для построения карьеры, помощник молодого специалиста, только начинающего профессиональный путь. 
Каждый из элементов среды (содержательный раздел ресурса) ориентирован на конкретного участника проекта, члена профессионального сообщества, и на педагога-автора, инноватора, который готов поделиться своими профессиональными открытиями, опытом решения тех или иных проблем. Поэтому в каждом разделе предусмотрена обратная связь, которая позволяет не только анализировать информационные запросы посетителей ресурса, но и расширять круг педагогов, размещающих свои материалы на страницах ресурса.
Главная страница ресурса «Виртуальные миры реальных возможностей» - это:
‒ рубрикатор новых возможностей единого пространства для профессионального совершенствования и личностного развития педагогов;
‒ визитная карточка информационно-методического пространства района, содержащая ссылку на социальную сеть ИМЦ, в которой анонсируются новые материалы проекта и события, происходящие в виртуальной коммуникационной среде.
Раздел «Мой потенциал» предназначен для выявления педагогами своего индивидуального потенциала. В настоящее время здесь находятся инструменты для диагностики мотивации достижения, мотивации к успеху, анкета для определения готовности к инновациям; материалы, необходимые для самодиагностики профессиональных дефицитов на основе рефлексии профессиональной деятельности. После прохождения тестов педагог получает информацию о возможных способах преодоления затруднений и совершенствования своих сильных сторон, что является возможность для построения индивидуального плана личностного развития. 
Раздел «Индивидуальный трек» ‒ это карта-путеводитель по уже проложенным маршрутами, информационный «след»  передового опыта, инноваций, применения различных педагогических технологий, методик.
Целевая группа этого раздела ‒ педагоги, которые хотят спроектировать путь личностного и профессионального развития, руководители образовательных учреждений и их заместители, отвечающие за повышение квалификации педагогических работников. Здесь можно найти информацию:
¬– о дополнительных профессиональных образовательных программах, реализуемых ГБУ ИМЦ Петродворцового района;
– о региональных и районных  информационных и обучающихся мероприятиях, которые осуществляются  в рамках проекта «Цифровая образовательная среда»;
¬– об образовательных учреждениях Петродворцового района ‒ региональных стажировочных площадках;
Раздел содержит:
– видеозаписи семинаров, вебинаров, методических встреч, конференций, методических чтений и других мероприятий по тематическим группам;
– материалы консультаций по актуальным вопросам педагогический практики.
  В этом разделе также находится ссылки на сайт ЦНППМ и Аналитическую информационную  систему «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» для педагогов-участников диагностики профессиональных дефицитов с использованием стандартизированного инструментария. 
Таким образом, рубрики раздела предоставляют педагогам возможность участия в различных методических событиях в индивидуальном режиме. 
Раздел «Ассамблея наставников» позволяет педагогу получить консультацию  по широкому кругу профессиональных вопросов у определенного специалиста или педагога-наставника, рассказать о волнующих проблемах, поделиться идеями и получить совет. В «Ассамблее наставников» ‒ педагоги и специалисты района, что упрощает взаимодействие и сокращает время обратной связи, обеспечивает индивидуальный подход и сохраняет конфиденциальность общения. Каждый наставник определил для себя слоган, который отражает его педагогическое кредо. Это помогает  педагогам, обращающимся за помощью, найти наставника не только по области, в которой он специализируется, но и по общности профессиональной позиции. Здесь же можно связаться с региональными тьюторами индивидуального образовательного маршрута; решить технические и содержательные вопросы взаимодействия с ЦНППМ.
Раздел «Nova Scientia» («Новое знание») содержит информацию об открытых курсах для самообразования  по различным вопросам предметного содержания школьного образования, по вопросам личностного роста, которые реализуют ведущие высшие учебные заведения России на платформах «Открытое образование», «Coursera» и других, рекомендованных Министерством высшего образования и науки. 
Целевая аудитория этого раздела – педагоги, которые активно расширяют свой кругозор, стремятся быть на переднем крае науки.  
В разделе «Диалог профессионалов» представлены материалы, подготовленные педагогами района, которые можно использовать в повседневной практике непосредственное на уроке или на занятии для дошкольников. В этом разделе также содержатся ссылки на библиотеку статей  и методических разработок, опубликованных в электронном СМИ (сетевом издании) «Петергофское образование: опыт, идеи, практика». Обратная связь, которая осуществляется в этом разделе, позволяет обсуждать опубликованные материалы, помогает авторам совершенствовать уже представленные разработки и находить идеи для новых методических продуктов.
Раздел «История успеха» обладает существенным мотивирующим потенциалом. Здесь представлены методические видеоматериалы лучших педагогов района, победителей конкурса инновационных продуктов, победителей, лауреатов профессиональных конкурсов. Для педагогов, представивших свои работы, эта публикация – свидетельство их активной педагогической и гражданской позиции, признание их профессиональных заслуг. Одновременно это возможность для педагогов найти «учеников», готовых осваивать передовой опыт, и «учителей», готовых этим опытом делиться. В целом задача раздела – формирование новых связей, в том числе в рамках реализации проектов по наставничеству.
Раздел «Поддержи меня словом» содержит высказывания, слоганы, мотивирующие педагога к развитию. Они выполняют роль «первой реплики», которая приглашает к общению, к диалогу. Эти емкие короткие высказывания помогают педагогу, преодолевая трудности, начать или продолжить движение вперед. 
Раздел «Педагогический глоссарий» ориентирован на молодых учителей, воспитателей, а также на тех, кто стремится актуализировать положения педагогической теории, приступил к написанию статьи или методической разработки, углубляется в тайны профессии и знакомится с новым содержанием педагогической науки. Этот раздел широко востребован педагогами, которые учатся на различных курсах повышения квалификации. 
Пополнение разделов ресурса ведется исключительно на добровольной основе с соблюдением требований законодательства о персональных данных и авторском праве.
Таким образом, в виртуальной коммуникационной среде созданы «ниши», удовлетворяющие различные информационные и методические потребности формальных и неформальных целевых аудиторий педагогов. 
Учитель получает возможность стать участником открытой информационно-образовательной среды, что, с одной стороны, позволяет ему  выстраивать  индивидуальный  образовательный  маршрут (реализуя на практике  идею  непрерывного  образования), а с другой, создаёт условия  для практического освоения инструментов управления знаниями в открытом цифровом пространстве и развития профессиональной компетентности. 
Специалисты методической службы приобретают возможности реального изучения запроса на методическое сопровождение и обеспечения дистанционной поддержки педагогов. Формой обратной связи с образовательными учреждениями являются как ежегодный методический заказ в адрес Информационно-методического центра, так и мониторинги с использованием инструментов, предложенных образовательным учреждениям для проведения внутреннего аудита.
Управленческие кадры получают возможность использования в практической работе готовых  индикаторов оценки квалификации педагогов, дающих возможность объективно оценить степень овладения ими требуемыми педагогическими компетенциями для принятия оптимальных управленческих решений и реализации эффективной кадровой политики.
Дальнейшее развитие  виртуальной коммуникационной среды будет происходить в соответствии с актуальными трендами развития образования и запросами педагогов. В 2022-2024 годах запланированы к реализации мероприятия по дальнейшему развитию виртуальной коммуникационной среды: 
создание отдельных страниц  профессиональных сообществ, которые возникли в ходе реализации проекта; 
создание раздела «Педагогические исследования» для размещения материалов о результатах изучения контекстных факторов общеобразовательных учреждений района, влияющих на качество образования;
создание в разделе «Диалог профессионалов» отдельного блока, позволяющего проводить экспертную оценку практический (предметно-методической/управленческой) деятельности;
разработка цифровых инструментов, связывающих социальную сеть «ВКонтакте» ГБУ ИМЦ Петродворцового района, новостной раздел официального сайта администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга и ресурс, для автоматического отображения материалов;
создание словаря-справочника педагогических технологий с видеоматериалами, демонстрирующими применение конкретных технологий в различных педагогических ситуациях;
публикация материалов, посвященных профессиональному выгоранию, совладающему поведению и совершенствованию адаптационных возможностей личности.
Проект «Виртуальные миры реальных возможностей» создает все необходимые условия для постоянного обновления и совершенствования адресного методического сопровождения педагогических и управленческих кадров, развитию районной и региональной системы научно-методического сопровождения,  содействует процессу преобразования информации в информационные среды конкретного образовательного учреждения и конкретного учителя.
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Виртуальные миры реальных возможностей