- Подробности
- Просмотров: 2113
Поцулевичус Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы школы №436 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Виды предложений по количеству грамматических основ. Сложное предложение
Урок русского языка в 5 классе
Этап урока Применяемые приемы, методы, технологии |
Цели урока для учителя |
Цели урока для ученика |
Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов |
Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов |
Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов |
||
создать условия для формирования у учащихся практического умения различать простые и сложные предложения; сформировать у учащихся представление о сложном предложении и количестве грамматических основ в нем и роли союзов; организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся с целью выявления особенностей сложного предложения и его отличия от простого осложненного предложения.
|
совершенствоваться в умении постановки учебных задач; самостоятельно формулировать выводы, аргументируя свой ответ; научиться находить в тексте сложные предложения, объяснять роль союза в предложении; научиться разделять понятия сложного и простого предложения; научиться проводить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения; научиться использовать сложные предложения в речи. |
||||||
Ресурсы урока для учителя |
Ресурсы урока для ученика |
||||||
Учебник |
Учебник, карточки |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этап: актуализация необходимых знаний. Технология: вызов |
Предлагает для анализа 2 предложения: простое и сложное: 1.Солнце ярко светит и рассыпает лучи по воде. 2. Мягкий свет льется от луны, и выходит на охоту осторожная рысь. - Сколько грамматических основ в каждом из них? - Что соединяет союз в этих предложениях? - Вспомните определение простого предложения. - Попробуйте сформулировать определение сложного предложения.
Технология: развитие критического мышления. Вызов.
|
Находят грамматическую основу предложений, делают схему, находят союзы, определяют, что связывают союзы. Дают определение простого предложения. Пытаются сформулировать определение сложного предложения
|
Познавательные: сформировано умение отличать сложное предложение от простого, выявлять функцию союза в простом и сложном предложении. Регулятивные: определена цель изучения сложного предложения Коммуникативные: скорректировано знание о том, что такое сложное предложение. Диагностика: наблюдение, консультирование.
|
Познавательные: совершенствуется умение доказывать, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне Регулятивные: приобретается умение выдвигать версии; оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя; Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать; Диагностика: наблюдение, консультирование
|
Формируется уважительное отношение к оппоненту |
||
Этап: Мотивация познавательной деятельности. Технология: осмысление, групповая работа |
Предлагает зачитать определение сложного предложения, данное в учебнике. Просит сделать вывод о правильности или ошибочности первоначального предположения. Разделяет обучающихся на три группы: первая группа – первая часть сложного предложения, вторая группа – союзы сложного предложения, а также запятая (для составления бессоюзного сложного предложения), третья группа – вторая часть сложного предложения. Выдает каждому в группе заранее подготовленные карточки. Карточки 1 группы:Над Финским заливом встает солнце,.. Все с детства знают,…Деревья еще зеленые,…Белки осенью делают запасы…,Белые лебеди печально кружились над водой…,Ребята видели…, Осенью листья с деревьев долго не облетают…, Утки зимуют в местных водоемах…,Корни сосен сплелись в замысловатый узор… Карточки 2 группы: Начинается новый день; природа северного края завораживает; уже ощущается осенняя прохлада; холодная зима не заставила их голодать; дети провожали их в долгий путь к югу; над заливом всходит яркое солнце; зима будет теплая; люди их подкармливают; ветви закрыли высокое небо. Карточки 3 группы: и; что; но; чтобы; а; как; если; потому что; «,». Предлагает 1, 2 группам прочитать полученную часть предложения, понять ее смысл; 3 группе -попытаться понять функцию союза, предположить, в каком предложении он мог бы быть употреблен, подумать о роли запятой в сложном предложении. Предлагает учащимся 1, 2, 3 группы объединиться по три человека ( по одному представителю от группы) с целью составления сложного предложения. Просит учащихся, объединившихся в малые группы по три человека встать по периметру класса. Вызывает каждую «тройку» к доске, предлагает зачитать получившееся предложение. Предлагает остальным учащимся назвать грамматические основы услышанных предложений, союзы, (или их отсутствие) сделать вывод, является ли данное предложение сложным. Предлагает ученикам сесть за свои рабочие места в классе и записать наиболее понравившееся предложение, придуманное не своей малой группой, по памяти. Заслушивает несколько получившихся предложений, просит учащихся определять сложное ли получилось предложение, если нет, то аргументировать свой ответ, исправить ошибку. Просит объединить предложения общей темой, записать ее в тетради и на доске. |
Один из обучающихся зачитывает определение сложного предложения (в учебнике). Делают вывод о правильности или ошибочности предположения, исправляют неточности, уточняют. Делятся на три группы, предложенные учителем, получают карточки (по группам). В 1, 2 группах читают, изучают полученную часть предложения, пытаются понять ее смысл; в 3 группе –делают предположения о функции союза, предполагают, в каком предложении он мог бы быть употреблен, размышляют о роли запятой в сложном предложении. Обучающиеся 1, 2, 3 группы объединяются по три человека ( по одному представителю от группы), составляют сложное предложения., учитывая смысл, употребляя нужный союз. Встают по периметру класса. По приглашению учителя каждая «тройка» выходит к доске, зачитывает получившееся предложение. Остальные учащиеся называют грамматические основы услышанных предложений, союзы. Делают вывод, является ли услышанное предложение сложным. Садятся за свои рабочие места в классе и записывают одно наиболее понравившееся предложение, составленное не своей «тройкой», по памяти. Зачитывают несколько получившихся предложений. Определяют, сложное ли получилось предложение. Аргументируют свой ответ, исправляют ошибки (если есть). Объединяют предложения общей темой, называют ее, записывают в тетради и на доске. |
Познавательные: сформировано умение составлять сложное предложение, понимать структуру сложного предложения, определять место и функцию союза. Регулятивные: предлагается версия определения сложного предложения. Коммуникативные: излагается аргументированная точка зрения о том, что такое сложное предложение. Диагностика: оценка выступления группы.
|
Познавательные: приобретается умение сравнивать объекты и анализировать по заданным признакам, делать выводы и определять понятия. Регулятивные: приобретается умение выдвигать версии. совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя; организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя; преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом Диагностика: наблюдение.
|
Формируется умение аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
||
Этап: Организация познавательной деятельности. Технология: осмысление |
Просит вспомнить имена русских писателей, пишущих о природе. Предлагает для комплексного анализа отрывок из рассказа М.Пришвина «Заводь»: Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка. Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он пожелтел, а осинка покраснела. Далеко видишь этот стог и осинку, узнаешь нашу заводь, где плавают сомы. По утрам шелеспер, страшный хищник, так хлещет хвостом по воде, что рыбки перевертываются вверх брюхом. Когда мелкая рыбица плавает в воде, от удара весла впереди часто выскакивает наверх стайка. На удочку рыба уже плохо берется, а сомы по ночам идут на лягушку. Предлагает прочитать текст, (вынесенный на кадре презентации) доказать, что это текст, сформулировав свой ответ в виде сложноподчиненного предложения. Назвать тему текста. Предлагает найти в тексте слова, значение которых требует объяснений. Предлагает найти значение слов в толковом словаре. Предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать с этим словом сложное предложение, поясняющее его значение. Просит записать текст в рабочих тетрадях, подчеркнуть грамматические основы предложений, найти сложные предложения, зачитать их, аргументировать свой ответ. Предлагает просмотреть несколько кадров с фотографиями природы, демонстрируемых под музыку П.И.Чайковского «Времена года» и придумать более узкие темы для создания собственного текста о природе. Записывает темы на доске. Предлагает придумать и записать небольшой текст о природе родного края, использовав сложные предложения. Просит зачитать получившиеся мини-сочинения (по желанию учащихся), предложив подсчитать количество сложных предложений в этих текстах. Объявляет фамилию ученика, использовавшего при создании текста наибольшее количество сложных предложений. Предлагает учащимся сказать, чей текст им понравился больше, аргументировав свой ответ. Просит выдвинуть предположение о роли сложных предложений в тексте. |
Называют имена русских писателей, пишущих о природе. Выполняют комплексный анализ отрывка из рассказа М.Пришвина «Заводь»: читают текст, доказывают, что это текст, формулируя свой ответ в виде сложноподчиненного предложения. Называют тему текста, находят в тексте слова, значение которых требует объяснений. Находят значение непонятных слов в толковом словаре. Один из учащихся (по желанию) выходит к доске и записывает с этим словом сложное предложение, поясняющее его значение. Переписывают текст, отображенный на слайде в тетради, подчеркивают грамматические основы предложений, находят сложные предложения, аргументируют свой ответ. Просматривают кадры презентации, слушают музыку, придумывают более узкие темы для создания собственного текста о природе. Предлагают предполагаемые темы будущих мини-сочинений для записи на доске. Придумывают и записывают небольшой текст о природе родного края, используя сложные предложения. Зачитывают получившиеся мини-сочинения. Подсчитывают количество сложных предложений в услышанных текстах. Определяют победителя, употребившего наибольшее количество сложных предложений. Говорят, чей текст им понравился больше, аргументируют свой ответ. Выдвигают предположение о роли сложных предложений в тексте. |
Познавательные: сформировано умение составлять сложное предложение, находить сложное предложение в тексте; составлять текст используя сложные предложения; совершенствуется умение выполнять комплексный анализ текста. Регулятивные: предлагается версия определения сложного предложения. Коммуникативные: корректируются ответы; излагается аргументированная точка зрения о роли сложного предложения в тексте. Диагностика: оценка выступления отдельных обучающихся, наблюдение, консультация.
|
Познавательные: совершенствуется умение самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее); анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. Регулятивные: приобретается и совершенствуется умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки Коммуникативные: Вырабатывается умение излагать своё мнение в монологе, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в том числе вести диалог с автором текста); корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; Личностные: Формируется умение осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; сознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.
|
Формируется уважительное отношение к оппоненту; происходит осознание своего мировоззренческого выбора |
||
Этап: Подведение итогов. Технология: рефлексия |
Предлагает выписать 5 сложных предложений с разными союзами или без союзов из учебника литературы или составить 5 предложений по схемам. |
Выбирают задание, выполняют его. |
Сформировано понятие о сложном предложении. Диагностика: проверка выписанных или составленных предложений. |
Познавательные: формируется умение анализировать и обобщать, делать выводы; осуществлять самостоятельный выбор задания; устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Регулятивные: планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно. Коммуникативные: Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения самостоятельно Личностные: Осознавать свой мировоззренческий выбор |
Происходит осознание своего мировоззренческого выбора |
||
Дополнительный материал |
Презентация |
|
|
|
|
||
Самоанализ |
|||||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
|||||
В уроке делается упор на формирование УУД, подобраны соответственные задания. Осуществляются межпредметные связи. Ряд заданий носит творческий характер. Обучающиеся имеют возможность выбора заданий и алгоритма их выполнения. |
При работе в малых группах не все обучающиеся могут найти свою «тройку», требуется тьютерство учителя. |