Шеверлова Е.Г.,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 32 
Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста по теме:
«В гости к птицам»

 
Цель: Закрепление и обобщение первичных представлений детей о зимующих и перелетных птицах. 
 
Задачи обучения:
Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах. 
   
Задачи развития:
Создать условия для развития и совершенствования видов речевой деятельности;
развивать логику, мыслительные операции.
 
Задачи воспитания: 
Воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности.
Формировать умение работать в парах
 
Технологии:
Здоровьесберегающая: логоритмика, физминутка, подвижная игра, элементы пальчиковой гимнастики, артикуляционная гимнастика, рефлексия
Информационно-коммуникативная
Моделирование
 
Предварительная работа: 
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, стихов, сказок, загадок о птицах; разучивание считалок; артикуляционная гимнастика; пальчиковые игры; логоритмические упражнения; подвижные игры: «Скворечники», «Совушка», «Стайка»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Найди маме птенца», «Кто как кричит», «Продолжи предложение, найди причину», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Воробей, чирикни!», «Отгадай и присядь»; физминутки; прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский, Э. Григ), народных песен, закличек, звуков природы, конструирование из бумаги «Птицы», рассматривание тематического альбома.
 
Оборудование для педагога: Мультимедийный комплекс, электронная презентация «В гости к птицам» с музыкальным сопровождением, костюм Хозяйки леса (роль исполняет взрослый), карточки-обобщения «Птицы», «Звери», «Рыбы»; картинки с изображением птиц, клубок, конверт, кленовый лист, перо птицы, обручи для подвижной игры, подарки детям (деревянные птички на палочке).
 
 
 
 
 
 
 
Оборудование для воспитанников: раздаточный материал для работы в паре «Сложи картинку
Ход совместной деятельности:
I этап: Мотивационно-побудительный
Раздается телефонный звонок.
В: -Алло, здравствуйте.
Х.Л.: -Это детский сад?
В: -Да, кто говорит?
Х.Л.: -Я, Хозяйка леса.
В: -Чем мы можем вам помочь?
Х.Л.: -В нашем лесу случилась беда. Над лесом пролетал злой волшебник и заколдовал всех птиц. Теперь птицы перепутали, кто из них перелетные, а кто зимующие. Помогите нам разобраться.
В: -Ребята, поможем Хозяйке леса, расколдуем птиц в лесу? (Да, поможем)
II этап: Организационно-поисковый
В: -Тогда надо отправляться в путь. На чем мы с вами можем отправиться в сказочный лес? Какие вы знаете сказочные способы передвижения? (дети предлагают варианты: метла Бабы-Яги, печка, ступа, ковер-самолет). 
В: -А есть ли у нас в группе средство передвижения, похожее на сказочное? (Ковер). Я предлагаю совершить путешествие на ковре-самолете. Садитесь на коврик, закрывайте глазки, а теперь зажмурьте сильно-сильно.
►Звучит волшебная музыка.
В: -Открывайте глазки.
►Раздаются звуки голосов птиц, на экране картинка леса.
В: -Что вы слышите? Как вы думаете, куда мы попали? (голоса птиц, в лес)
Упражнения на развитие общей моторной ловкости:
►В: -Чтобы добраться до заколдованного места, нам нужно пройти через поваленные деревья (слайд на экране). 
Что за странную картину –
Из деревьев паутину –
Мы увидели в лесу?
Словно кто-то за вершины
Взял гигантские осины
И скрутил их на весу!
Мощный вихрь прошёл над лесом
И деревья в тонны весом,
Как солому, повалил.
Получился – бурелом.
-Вы готовы? 
► (Дети под музыку шагают с высоким подъемом ног, в полуприседе, на носочках).
►В: -Вот мы и добрались. (на экране картинка лесной поляны)
Выходит «Хозяйка леса» (взрослый в костюме)
Х.Л.: -Здравствуйте, я Хозяйка леса. Это я вам звонила и просила о помощи. Поможете мне?
В: -Подумайте, а как можно расколдовать птиц? (Дети размышляют, приходят к выводу, что можно найти или увидеть подсказки, посмотрев вокруг себя). 
Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности
Дети находят конверт. На конверте написана загадка. Хозяйка леса загадывает загадку:
Они летать умеют,
Их пух и перья греют. (Птицы).
Х.Л.: -А почему вы считаете, что это птицы? Посмотрим, что же лежит в конверте. (Перед детьми на столе выкладываются карточки-обобщения «Птицы», «Рыбы», «Звери»)
 
 
Х.Л.: -Выберите те карточки, по которым можно определить признаки птиц. (Дети выбирают, объясняют свой выбор). 
В: -Для чего нужны перья птицам? (Они защищают птицу от холода, от повреждений. Это одежда для птиц. Перья помогают птицам летать).
В: -Какие части тела птиц не покрыты перьями? (Клюв и лапки).
В: -Для чего нужен клюв? (Кормиться, строить гнездо, чистить перышки).
В: -А для чего нужны лапки? (Лапки помогают двигаться по земле, по воде, держаться за веточки).
В: -А для  чего яйцо птице? 
Подводится итог:
Х.Л.: -Тело птицы покрыто перьями. Ни у каких других животных они не встречаются. У нее есть клюв, крылья, 2 лапы, она высиживает яйца. У всех птиц строение одинаковое, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По внешнему виду, по величине, по оперению).
-Молодцы! 
В: -Ищем следующую подсказку. Дети находят перо птицы. На обратной стороне следующее задание.
Артикуляционная гимнастика
В: - У всех птиц клювы разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная. Вот у ласточки клюв маленький вытянутый. Давайте улыбнемся и покажем, какой у нее клюв.
Упражнение «Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)
- А вот у утки клюв широкий и похож на лопатку.
Упражнение «Лопатка» (повторяем 3 раза)
- У аиста и журавля, какой клюв? (длинный острый, похож на иголку)
Упражнение «Иголочка» (повтор упр.3 раза)
Упражнение «Лопатка – Иголочка» (повтор упр.3 раза)
- И крылья у птиц разные: у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.
Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раз)
Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)
-Молодцы!
Х.Л.: -Посмотрим вокруг, нет ли еще подсказки. (Дети находят клубочек).
В: -Куда же приведет нас волшебный клубочек?
Логоритмическое упражнение «Хочу быть птичкой»
Я по улице гулял,                                Дети шагают по группе
Галок и ворон считал.       Скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет
Один, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять.  Загибают поочередно пальцы рук, начиная с большого
Рот открыл, смотрю я в небо, 
Вправо, влево.                                        Делают повороты головой
Я там не был.                                          Поднимают голову в вверх
Птичкой захотел я стать                        Часто взмахивают руками
И руками стал махать.             Через стороны вверх, вниз, кисти напряжены
Крылья вверх и крылья вниз,                 Плавно взмахивают руками
Только слышен ветра свист. 
                              Вращают указательными пальцами рук, поднятыми вверх
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,             Подпрыгивают
Но пришлось на землю сесть.              Приседают
В: -А клубочек-то привел нас к картинкам.
Классификация зимующих и перелетных птиц
Открываю картинки с изображением перелетных и зимующих птиц.
В: -Ребята, а каких птиц мы встречали с вами зимой? (воробей, сорока, синица, дятел, снегирь, голубь, ворона, клест)
-Как их можно назвать одним словом? (Зимующие)
-Чем они питались? (ягодами, семенами растений)
-А это какие птички? (скворец, ласточка, лебедь, цапля, утка, кукушка…)
-Куда они делись? (улетели в тёплые края).
-Как их можно назвать одним словом? (Перелетные)
-Почему они улетают? (Нет питания, корма, боятся холодов и голода). 
-Чем они питаются? (Насекомыми)
Х.Л.: -Верно, перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в теплые страны, чтобы весной вернуться в родные края. 
Дидактическая игра «Зимующие – перелетные»
В: -А теперь поиграем.
-Выберите себе любую понравившуюся птичку. 
-У меня есть снежинка и солнышко. Снежинка к какому времени года относится? А солнышко?
Определите, к зимующим или перелетным относятся ваши птички.
-Разместите перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой. (Дети объясняют свой выбор: я помещу ласточку под символом с солнышком, потому что это перелетная птица). Дети проверяют друг друга.
Физминутка «Птичья зарядка»
Воробьишки как проснутся 
Очень любят потянуться.           Дети поднимают руки вверх. Потягиваются
Обязательно зевнут,                    Зевают
Ловко хвостиком махнут.           Заводят руки вниз за спину
Галка скачет, ловко пляшет,       Прыгают
Галка крылышками машет          Машут руками
И взлетает без оглядки -              Имитирует полет
Это галкина зарядка.
А утенок косолапый                     Шагают переваливаясь с ноги на ногу
Поднимает выше лапы,               Шагают переваливаясь с ноги на ногу
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.              Топчется на месте
А когда зарядки мало,                   Шагают на месте
Начинают все с начала.
►В: -Смотрите, к нам прилетела стайка птиц. Они хотят нам что-то сказать. 
На экране появляется картинка стайки птиц на ветке. 
► Голос с экрана: -Мы хотим с вами поиграть. Ребята, посмотрите на птиц и скажите, кто здесь лишний?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
►Цапля, скворец, лебедь – дятел 
►Синица, снегирь, воробей – ласточка
Дети объясняют свой выбор, доказывают. (Картинка с правильным ответом «улетает»)
Х.Л.: -Поищем следующую подсказку. Дети находят кленовый листок. Под ним конверты с разрезными картинками. Количество конвертов больше количества пар, чтобы у детей был выбор)
Дидактическое упражнение «Сложи картинку»
В: - Да здесь разрезанные картинки.
-Договоритесь, кто с кем будет собирать картинку. Работа в парах.
-Кто у вас получился? (ворона, снегирь, лебедь, …скворец)
Х.Л.: - Превратимся с вами в скворцов и поиграем.
Подвижная игра «Скворечники»
Обручи – это скворечники. В каждом скворечнике помещается только пара скворцов. По сигналу «Скворцы летят!» вы бегаете, взмахивая руками, изображая скворцов. По сигналу «Скворцы прилетели!» вы занимаете любые скворечники. Проигрывает оставшийся без места.
В: -Посмотрите вокруг, ребята. Есть ли ещё подсказки? (Больше нет)
Х.Л.: -Молодцы, ребята! Вот вы и расколдовали всех птиц в лесу. Спасибо за помощь!
III этап: Рефлексия
В: -Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Хозяйкой леса. Садитесь на коврик, закройте глазки, а теперь зажмурьте сильно-сильно.
►Звучит волшебная музыка. ►
-Открывайте глаза. Вот мы и в нашей группе.
-Где мы сегодня побывали? Кому помогали? Что мы делали?
-Что вам понравилось больше всего? А какое задание было для вас самым трудным? 
-Хозяйка леса приготовила для вас подарки. Вручаю деревянных птичек на палочке.