- Подробности
- Просмотров: 426
Путинцева Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №567 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Уроки доброты в повести
В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Взаимоотношения людей в реальности и в сети Интернет
Методическая разработка урока литературы в 5 классе
Урок подготовлен в рамках участия школы в городской экспериментальной площадке по информационной безопасности обучающихся. Методическая разработка выполнена с применением интерактивных методов обучения. В уроке отражены действия учителя и учащихся, прописаны задачи и цели урока, а также действия, которым научатся и получат возможность научиться.
Тип урока - урок построения системы знаний
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о безопасности в сети Интернет; осознать основные правила безопасного поведения в сети; создать условия для самостоятельного выделения учащимися и формулирования ими познавательной цели, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.
Развивающие: развитие познавательных УУД анализа полученной информации и обобщения при работе с текстом; развитие коммуникативной компетенции при работе индивидуально, в мини группах; составление связного монологического высказывания на заданную тему; развитие умения систематизировать новые знания и на их основе составлять алгоритмы действий.
Воспитывающие: развитие познавательных УУД ориентации в содержании определенной темы, помочь учащимся защитить себя от ненадлежащего поведения в сети; воспитание уважительного отношения к собеседникам в реальной жизни и сети интернет.
Планируемые результаты
Предметные:
Научатся понимать логику построения сюжета и образной системы рассказа;
- давать оценку действиям героев;
- участвовать в обсуждении на тему «Безопасное поведение в сети Интернет».
Получат возможность усвоить навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности.
Личностные:
Научатся осознавать необходимость использования правил безопасности в сети Интернет;
- осознавать свои эмоции, адекватно их выражать и контролировать;
Получат возможность понимать эмоциональное состояние других людей;
- давать оценку действиям, обеспечивающим личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Метапредметные:
Научатся структурировать полученную информацию;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- овладевать основами самоконтроля и самооценки;
Получат возможность самостоятельно раскрывать особенности авторской характеристики
Структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель формулирует «проблемное поле» урока, проводит беседу с целью актуализации знаний:
Как вы понимаете выражение «дурное общество»?
В каком смысле это выражение использует В.Короленко?
Какие причины того, что Валек и Маруся оказались в «дурном обществе»?
Как называли Валека, Марусю и Тыбурция?
Имел ли право старый Януш на унижение Тыбурция и его семьи?
Кто может оказаться «дурным обществом»? По каким причинам?
Что испытывает человек, в адрес которого идет агрессия, оскорбления? Как влияет такое отношение на жизнь?
Приходилось ли вам сталкиваться с подобным поведением?
2. Открытие новых знаний
В процессе работы на уроке учитель организует беседу. Знакомит с понятием «буллинг», «кибербуллинг».
Унижения и оскорбления, агрессия в адрес человека называются буллингом или травлей. И таким нападкам может подвергнуться любой человек.
Учащимся предлагается, опираясь на текст, проследить взаимоотношения «жителей подземелья» и окружающих?
Анализируя текст, приходим к выводу, что дети подземелья не отвечают на оскорбления, не ведут себя подобно агрессорам, сохраняют жизнелюбивое отношение, остаются нравственными людьми, а вот окружающие провоцируют на конфликт, оскорбляют, не имея на это права.
Учитель задает вопрос: только ли в реальной жизни мы можем столкнуться с травлей, оскорблениями человека?
Современные школьники много времени проводят в соц.сетях и прибегают к заочному виртуальному общению. Нередко и в Сети можно встретить того, кто будет негативно относиться к человеку, демонстрируя свою неприязнь разными способами: оскорбительные комментарии, провокационные картинки и т.п. В такой ситуации мы имеем дело с кибербуллингом. Нет четких правил, как этого не допустить, но есть правила, как противостоять.
Работа в группах
Учитель предлагает жизненные ситуации для выведения правил.
Учащиеся в группе обсуждают ситуацию и пытаются прийти к аргументированному выводу.
Ситуация 1. В класс пришел «новенький». На переменах он доставал не телефон, а лего, готовился к конкурсу по легоконструированию. Сложившийся «костяк» ребят в классе обзывал мальчика «ботаником», «занудой» и пр., нарочно ломали построенные фигурки. А в ВКонтакте под его фотографиями с конкурсов, грамотами, писали оскорбительные комментарии. Как, по-вашему, должен вести себя мальчик?
Ситуация 2. На странице сообщества художников-самоучек девочка выложила свои рисунки. Большая часть комментариев была положительной, но несколько сообщений от одного участника содержали нецензурную лексику, явное пренебрежение к работам. Несколько сообщений такого плана пришло и в «личку». Каковы действия девочки и участников сообщества?
Ситуация 3. В личные сообщения мальчику пришло сообщение от незнакомца (на аватаре стояла картинка, а не фотография, его страница была закрыта): «Еще раз появишься на спортивной площадке, пеняй на себя. Мои ребята тебя побьют». Мальчик вспомнил, что вчера он с другом был на площадке, компания ребят, уже бывшая там, стала их выгонять, заявляя, что им там не место. Как мальчику стоит себя вести?
На основе выводов учащихся учитель предлагает каждому развернутую памятку «Если ты столкнулся с травлей в сети Интернет (кибербуллингом)»
1. Не отвечайте на комментарии и не оскорбляйте в ответ. Это может ухудшить ситуацию. Не извиняйтесь, только чтобы погасить конфликт.
2. Сохраняйте доказательства травли. Делайте скриншоты сообщений и комментариев от преследователей.
3. Отправьте жалобу на буллинг в службу поддержки сайта. Выбирайте именно категорию "Травля и преследование", а не просто оскорбление.
4. Расскажите другим о том, что вы столкнулись с этой проблемой. Если вы знаете преследователей, например, это одноклассники, сообщите учителям или руководителю/в hr-департамент.
5. Оцените, насколько серьезны намерения преследователей. Если вас оскорбляют незнакомцы, часто достаточно их заблокировать. Если есть основания опасаться за свою безопасность, сообщите в полицию.
6. Поддерживайте высокие настройки конфиденциальности в социальных сетях
7. Рефлексия учебной деятельности
Учитель предлагает сделать оценку своей работы, ответив на вопросы теста https://interacty.me/projects/ea5e91b85ad5eeb2
По результатам автоматической проверки теста учащимся предложен к просмотру обучающий ролик от лаборатории Касперского «Приключения робота Каспера-Кибербуллинг» https://youtu.be/tt1eQaE_alQ
8.Итог урока. Домашнее задание
Учитель подводит итоги урока, обращает учащихся к памятке.
Для домашнего задания предлагается проверить настройки личных страниц в социальных сетях, рассказать о правилах поведения своим родственникам и друзьям.