Борзых Алексей Николаевич,

учитель физики, ГБОУ школа №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Урок физики «Электрическая цепь»

 
Урок является уроком открытия новых знаний по теме «Электрическая цепь».
Целью урока является созданий условий для получения учащимся первичных знаний и умений по данной теме.
Образовательные задачи включают в себя освоение учащимися двух определений и получение учащимися двух видов умений:
1) знание: что такое электрический ток;
2) знание: из чего состоит электрическая цепь;
3) умение: рисовать и понимать электрическую схему;
4) умение: собирать простую электрическую цепь.
Развивающие задачи включают в себя развитие логического и критического мышления, прежде всего сравнения, обобщения, выявления главного; различных коммуникативных и регулятивных УУД.
Воспитательные задачи включают в себя создание условий для осознания учащимися ценности своих желаний и целей в жизни, целеустремленности, оптимизма.
Структура урока включает в себя этапы:
1) Актуализации знаний, создания проблемных ситуаций.
2) Целеполагания.
3) Открытия новых знаний.
4) Практической работы.
5) Рефлексии учащихся.
Основной формой работы с классом является фронтальная;дополнительной – групповая. 
Новизной педагогического опыта можно отметить:
1) Совмещение игровых технологий с технологиями визуализации информации, позволяющее поддерживать высокий уровень заинтересованности учащихся на протяжении всего занятия.
2) Использование закольцованной структуры занятия, в которой параллельно прорабатываются и связываются три темы, символом которых выступал «мозг»: 1. Тема электрической схемы, которая похожа на мозг; 2. Тема мозга, являющегося предметом биологии и психологии; 3. Тема искусственного интеллекта, являющаяся предметом философии. Следовательно, занятие способствует формированию целостной картины миры.
Итогом занятия являются предметные, метапредметные, личностные результаты. Предметные – полученные знания и умения; метапредметные – занятие способствует формированию УУД; личностные – занятие способствует формированию смыслообразования.
Необходимое оборудование:
1) Презентация.
2) Рабочие листы учеников. По одному листу для каждого ученика.
3) Лабораторное оборудование: по 1 комплекту на 4 учеников (состав оборудования исходя из заданий работы по группам).
4) Листы с заданиями для работы в группах (представлены далее).
5) Деревянные линейки, концы которых окрашены в красный и зеленый цвета для фронтальных опросов «верите ли вы, что». 
6) Специально изготовленное оборудование, состоящее из источника тока, звонка, лампочки и вентилятора, позволяющее собирать работающую электрическую цепь не с помощью проводов, а с помощью людей, которые берутся за руки, пропуская электрический ток через себя.
 
Ход урока:

Этап

Время

Содержание

Слайды

Разговоры про мозг

1 мин

1)      Знаете ли вы, что на этой картинке? А вот это маленькое?

2)      Знаете ли вы, что мозг склонен лениться, не понимать, забывать?

3)      Есть ли у вас какие-либо приемы, благодаря которым вы меньше ленитесь, лучше понимаете, дольше запоминаете?

Послушать версии детей…

1-3

 

2 мин

У меня есть секреты. Можно с вами поделюсь, вы никому не расскажите?

Посмотрели фото-образы…

- иметь цели

- не боятся проблем

- быть в хорошем настроении

4

Игра верю-не верю

2 мин

Верите ли вы, что электрический ток есть:

1)      в молнии

2)      в человеке

3)      в червяке

4)      в инфузории-туфельке

Без обсуждений! Только ответы.

5-9

Опыт с пропуском током через учеников

4 мин

Проведение опыта со «специальным оборудованием», в котором электрическая цепь собирается из учеников: дети берутся за руки, являясь проводниками тока.

- Сперва через двух учеников. Цепь состоит из источника тока и звонка. Звонок звенит, когда цепь замкнута.

- Потом через четырех учеников.

- Потом через всех учеников класса.

- Потом добавляем в цепь лампочку.

- Потом добавляем вентилятор.

10

Формулирование темы, цели, вопросов к уроку

3 мин

Тема: электрическая цепь

Цель: научиться собирать электрические цепи

Какие вопросы к уроку вы хотели бы задать?

Задачи:

1)      Узнать, что такое электр. ток.

2)      Узнать, из чего состоит эл. цепь

3)      Научиться рисовать и понимать электрические схемы.

4)      Научиться собирать эл. схемы.

11

Определение эл. тока

3 мин

Поле чудес. Эл ток – упорядоченное движение заряженных частиц.

12-15

Из каких частей состоит схема?

2 мин

Цепь состоит из: ……. Чтобы ток шел, цепь должна бытть ЗАМКНУТОЙ

16-17

Работа с условными обозначениями

1 мин

Усл. обозначения: источник тока, ключ, лампочка, мотор, звонок.

18-19

Сборка простой схемы

2 мин

Работа по группам. Собрать схему, описать как работает, показать рисунок. Схемы разные в группах.

20-21

Представление результатов работы в группах

3 мин

Кто что собрал, у кого как выглядит схема, показать рисунки.

20-21

Опять разговор про мозг

2 мин

- похож ли мозг на электр схему

- сможет человечество создать ИИ?

- опасен или нет будет ИИ?

- Какие науки надо знать? (физику, биологию, информатику, математику)

22-25

Верю-не верю (повтор)

1 мин

Слайд «верите ли вы, что есть электрический ток».

Есть у всех животных, у которых есть нервная система. Нет у инфузории-туфельки.

26

Рефлексия

2 мин

1.      Какую цель мы ставили?

2.      Что мы узнали?

3.      Чему мы научились?

4.      Достигли ли мы цель?

5.      Что осталось, о чем хотелось бы подумать или чем заняться?

27

И опять про мозг

2 мин

1)      Какие эмоции или мысли дают вам эти фотографии? (фотографии победителей) Подумали про себя!

2)      Была ли у нас сегодня цель? Боялись ли мы сложностей? Было ли хорошее настроение?

28-29

Итого:

30 мин

 

 

 
Слайды к презентации:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Урок физики «Электрическая цепь»