Краснова Е.Ю.,

учитель  

Лунева Г.Г.,

заведующий ОДОД ГБОУ

Ундуск Е.П.,

методист

ГБОУ средней общеобразовательной школы № 542 Петродворцового района Санкт Петербурга

Методическая разработка «Старшие - младшим»

 
Цель: мотивация учащихся к осознанной и социально-продуктивной (в том числе наставнической) деятельности.
 
Школьная практика наставничества «Старшие – младшим» призвана содействовать эффективному взаимодействию учащихся различного возраста. В рамках данной программы учащиеся – наставники приобретают бесценный опыт культуры наставнической деятельности, делятся своими знаниями и опытом. Наставляемые получают необходимую помощь и поддержку от старших школьных товарищей.
Особой ценностью данной практики является то, что все инициативы исходили от членов ученического самоуправления. Предложения учащихся старших классов были поддержаны педагогическими работниками и оказано содействие в их реализации.
Цель практики: мотивация учащихся к осознанной и социально-продуктивной (в том числе наставнической) деятельности.
Создание условий для наставничества «Старшие – младшим» предусмотрено в рамках школы полного дня.
В течение 2022-2023 учебного года в школьной библиотеке ежедневно проводилась акция «Готов помочь». Учащиеся 10-11 классов, успешные в определенных предметных областях, оказывали содействие учащимся 5-8 классов в освоении сложных учебных тем.
Учащиеся 7 а класса в рамках урока географии подготовили творческое выступление «Открытие новых территорий в XV веке» и показали его ученикам начальной школы на уроках окружающего мира.
С целью активного проведения досуга на переменах, профилактики утомляемости и создания позитивного настроения учащиеся 5-7 классов разучили танец и проводили активные перемены в течение года в начальной школе. Результатом этой работы стала общешкольная массовая зарядка в рамках районной акции «Петродворцовый – здоровый».
Десятиклассниками организованы занятия на переменах по спидкубингу для учащихся 5-х классов в соответствии с графиком.
Во внеурочной деятельности учащиеся старших классов делятся своими знаниями и навыками с младшими школьными товарищами. Так, команда учеников 7-х классов разработала и провела квест для команд 5-х классов «Юный турист», в рамках которой пятиклассники повторили важные правила безопасного поведения и научились вязать туристические узлы.
В рамках дополнительного образования в объединении «Юнармейцы» под наблюдением педагога проводятся занятия, где старшие учащиеся, занимающиеся несколько лет в объединении, отрабатывают с младшими различные нормативы (надевание боевой одежды пожарного, приёмы оказания первой помощи, строевые упражнения, завязывание узлов и др.), а также вопросы теоретической части дополнительной общеразвивающей программы при подготовке к различным конкурсам и мероприятиям. Данные формы взаимодействия способствуют сплочению коллектива, лучшему усвоению знаний и навыков, что подтверждает результативное участие учащихся в конкурсах районного и городского уровня.
Данная практика не требует дополнительных кадровых, финансовых и материально-технических затрат.
Формы  взаимодействия  при  реализации  практики  могут  быть  различными:
«группа-группа», «учащийся-группа», «группа-учащийся».
Методы реализации практики: интерактивные, игровые, продуктивные, поощрения, вовлечения и формирования познавательного интереса.
Оценка эффективности практики: инструментами оценки могут служить анкетирование участников на удовлетворённость и показатели личностного развития,
 
анализ учебных результатов слабоуспевающих учащихся, количественные показатели участников практики, дипломы конкурсов и мероприятий.
Мониторинг результативности внедрения практики будет расширен, определены дополнительные критерии эффективности, поскольку временной период реализации небольшой. Однако следует отметить, что не все показатели могут быть измеримы, например, желание оказывать или получать помощь других.
В ходе реализации данной практики в школе уже выстраиваются взаимоподдерживающие отношения сотрудничества между старшими и младшими школьниками. В процессе наставнической деятельности старшие, раскрывают свой культурный и образовательный потенциал, учатся помогать окружающим людям, приобрели важный коммуникативный опыт. Младшие получают необходимую поддержку и помощь, берут позитивный пример сотрудничества, повышают уверенность в своих силах и собственную успешность.
Педагогический коллектив в следующем учебном году планирует продолжить воплощение в жизнь данной практики, взяв на вооружение новые предложения учащихся для создания комфортных условий обучения и воспитания в рамках создания единого образовательного пространства.