- Подробности
- Просмотров: 842
Садовский Петр Дмитриевич,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 417 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный |
Приветствие учеников. Подготовка к уроку. |
|
Этап актуализации знаний |
В 1992 году на русском языке вышел перевод книги В. Суворова (В. Б. Резуна) «Ледокол», в которой автор раскритиковал устоявшиеся взгляды на начало и причины Великой Отечественной войны. Показывает слайд с высказываниями о войне и просит прокомментировать их учащихся. Спрашивает достаточно ли у них аргументов для ответа, какие знания их необходимы. Какая тема нашего урока? |
Отвечают аргументированно на вопросы. Определяют тему и цели занятия. Определяют главную проблему. Ведение диалога. |
Этап проверки домашнего задания |
Слайд «Мюнхенский сговор». Вопросы: Кто изображен на фотографии, чему посвящена встреча. Какой смысл вложил карикатурист? Показывает историческую карту
|
Ответы учеников. Вывод о направленности агрессии Германии на восток. |
Этап объяснения нового материала. Исследование нового материала. |
Работа с исторической картой. Вопросы: между какими странами существовали международные соглашения, какие государства являлись союзниками? Как территориально располагаются Япония и Германия?
|
Отвечают на вопросы и делают вывод об окружении СССР недружественными государствами (Германией и Японией). |
|
Работа с донесением советского разведчика Р. Зорге. Вопросы: Какую информацию можно извлечь из его текста. Какие группы были за войну с СССР. Как к такому должно было относиться руководство СССР? Можно ли доверять сообщениям разведки? Рассказ учителя, сопровождающийся фотографиями о военных конфликтах на о. Хасан и р. Халхин-Гол (в июле-августе 1938 и мае-сентябре 1939). Насколько масштабны были эти конфликты? Согласовывались ли они с донесением разведки? |
Учащиеся читают и анализируют текст. Делают вывод об агрессивности внешней политики Японии, о возможном начале войны на востоке СССР. |
|
Фрагмент фильма. Вопросы: О бездумном доверии каких стран говорит автор фильма? Чем объективно были вызваны претензии Германии к Польше? Была ли попытка со стороны СССР создать систему коллективной безопасности. В чем она выражалась? Какие факты говорят, что Англия и Франция лишь играли в переговоры? Чтение интервью главы советской военной миссии К. Е. Ворошилова о переговорах с военными миссиями Великобритании и Франции. Была ли возможность закончить переговоры? С кем еще мог договориться СССР, чтобы не оказаться в изоляции. |
Просмотр видео. Анализ фильма. Ответы на вопросы. Вывод об опасности изоляции для СССР, нежелании Англии и Франции создавать систему коллективной безопасности. |
|
Чтение текста Договора о ненападении между Германией и СССР (23 августа 1939) Возможные вопросы:
Предположите как отнеслись к переговорам страны Европы, Япония? |
Работа с текстом документа. Учащиеся отвечают на вопросы, дают оценку пакту о ненападении. Обращают внимание на государства, вошедшие в ту или иную сферу влияния |
|
Вопросы. С каким событием связана 1 сентября 1939 г. Вспомните как регулировалась положение Польши по секретным протоколам. Прочитайте текст ноты советского правительства и ответьте на следующие вопросы:
Посмотрите на фотографии, скажите, как встречал белорусский и украинский народ советских воинов. Чтение письма сельского учителя.
|
Работа с фотографиями, с текстом письма. Возможный вывод положительном отношении к присоединению к СССР. |
|
Теперь посмотрите на карту, какие государства окружали СССР на Балтике? Как близко располагалась граница страны к Петербургу. Подумайте почему с военной точки зрения были необходимы изменения границ или хотя бы создание союзнических отношений со странами Прибалтики. Какие военно-морские базы были у СССР на Балтике?
|
Работа с картой. Вывод о невозможности действия флота при единственной базе – Кронштадте. |
|
Изучение «Зимней войны». Работа с речью Сталина. Прочитайте высказывание Сталина, как он объясняет необходимость ведения военных действий. По карте определите каковы были итоги войны, посмотрите на потери, сделайте выводы? Какие выводы могли сделать иностранные государства о боеспособности Красной армии. Чем можно объяснить отчаянное сопротивление Финляндии. |
Установление причин войны с Финляндией. Установление последствий войны с Финляндией, реакции других государств. |
|
Присоединение Прибалтики в 1940 году. Прочитайте, какие обвинения предъявил Молотов к посланнику Латвии? На какие силы опиралось советское правительства при своих действиях в Прибалтике? Были ли какие-то союзники в этих государствах? Было ли присоединение Прибалтики добровольным? |
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы об ультимативности требований СССР к странам Прибалтики. |
|
Работа с текстом учебника на стр. 195. О каких тенденциях говорят факты, приведенные в учебнике? Какие законодательные нововведения отражали изменившееся внутреннее положение?
Прочитайте сообщение ТАСС О чем шла речь, какова цель этого сообщения.
|
Читают текст, отвечают на вопросы. Делают вывод об изменившемся внутреннем положении и подготовке СССР к войне. О желании руководства СССР ее отложить. |
Этап закрепления нового материала |
Задание "Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР." Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
|
Учащиеся выполняют задание. |
Домашнее задание |
Параграф 23. Вопросы и задания. |
|