Таяновская Е.В., Хафизова Р.А.,

методисты ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка
Практикум «Сопоставление положений ФГОС ДО, раскрывающих реализацию процессов социализации и индивидуализации развития воспитанников, с ключевыми компонентами образовательной деятельности»

 
Цель: 
- формирование представлений слушателей о требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) к структуре образовательной программы дошкольного образования ( далее Программа); 
- совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО) в области построения рабочей программы педагога. 
 
Задачи:
- выявить представления слушателей о нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность педагога ДОО;
-   познакомить с содержанием ФГОС ДО;
-   сформировать представления о структуре Программы;
- сформировть умение, создавать рабочую программу педагога на основе структуры Программы.
 
Планируемые результаты обучения – совершенствование профессиональных компетенций педагога в области проектирования деятельности с детьми посредством разработки рабой программы.
 
Оборудование и оснащение: мультимедийная установка, экран, презентация PowerPoint «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
 
Содержание практикума:
Введение:
Согласно статьи 10 пункта 4 ФЗ № 273  «Об образовании в Российской федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования и его деятельность регламентируется стандартами. 
 
 
 
Практическая работа:
 
 
Входная диагностика:
 
Предмет оценивания – уровень представления слушателей о основных понятиях по теме.
Объекты оценивания: ответы слушателя. 
Оценивание проводится в процессе экспресс-опроса.
  1. К какому уровню образования относится дошкольное образование в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации?
  2. В каких формах может быть получено дошкольное образование?
  3. Где могут получить помощь родители, осуществляющие семейное образование детей?
  4. В каком документе отражены требования к структуре образовательной программы дошкольного образования?
  5. Разработка образовательной программы дошкольного образования относится к компетенции: Минобрнауки России, учредителя образовательной организации, образовательного учреждения? 
  6. Перечислите разделы образовательной программы дошкольного образования.
  7. Какие две части составляют основу образовательной программы дошкольного образования?
  8. Как Вы понимаете значение терминов «обязательная» и «формируемая» части образовательной программы?
  9. Сопровождается ли освоение образовательных программ дошкольного образования проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся?  
  10. Перечислите разделы рабочей программы педагога?
  11. В чем состоят изменения в деятельности педагога, работающего в соответствии с требованиями профессиональных стандартов?

Проверьте себя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте проверим:
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
 

Младенческий возраст

 (2 мес.-1 год

Ранний возраст

( 1 год – 3 года)

Дошкольный возраст

(3 года – 8 лет)

непосредственное эмоциональное общение с взрослым

 

общение с взрослым

совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

 

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

 

манипулирование с предметами

 

предметная деятельность

игры с составными и динамическими игрушками

игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

познавательно-исследовательские действия

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

восприятие музыки, детских песен и стихов

восприятие смысла музыки, сказок, стихов

рассматривание картинок

 

восприятие художественной литературы и фольклора

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение)

изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

двигательная активность и тактильно-двигательные игры

 

двигательная активность.

 

 

музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка

-

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

 

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

 

 
Соотнесите структуру содержания Образовательной программы детского сада и Рабочей программы педагога. Вычлените отличия (практическая работа в подгруппах).
 
 
 
 
 
 
Соотнесите структуру содержания Образовательной программы детского сада и Рабочей программы педагога. Вычлените отличия (практическая работа в подгруппах). Возрастные характеристики являются  необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень  начального  образования,  успешной адаптации к  условиям жизни в школе и требованиям  учебного процесса . 
 
Как вычленить предполагаемый целевой ориентир из возрастной характеристики. Например, целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
 

Возраст

Возрастная характеристика

Предполагаемый целевой ориентир

4 года

В 3 года воо­бражение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.

Дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3–4 лет охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить.

к четырем годам ребе­нок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

5 лет

Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности.

Дети начинают активно играть в игры с правилами.

Преобладает репродуктивное воображение, вос­создающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного вообра­жения начинают складываться в игре

К 5 –и годам дети называют свои роли в игре, по­нимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. К 5-и годам сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.

6 лет

Существенные изменения происходят в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором лидирующие позиции начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распреде­лении детьми ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как период овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать независимость, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Действия воображения — со­здание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре.

К 6 годам игровое пространство вокруг ребенка  усложняется. Игровые действия становятся разнообразными.

Ребенок способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Ребенок начинает четко различать реально существующее и вымышленное.

 
Работа в подгруппах:
 
Разработайте, на основе возрастных характеристик целевые ориентиры на этапе завершения младшей, средней, старшей группы дошкольного возраста.
 
Рефлексия:
 
 
Выходная диагностика:
Предмет оценивания – уровень овладения слушателем основных понятий по теме.
Объекты оценивания: ответы слушателя. 
Оценивание проводится в процессе экспресс-опроса.
Критерии оценки – правильность и полнота содержания ответов слушателя.
Показатель оценки – зачтено/незачтено.
  1. К какому уровню образования относится дошкольное образование в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации?
  2. В каких формах может быть получено дошкольное образование?
  3. Где могут получить помощь родители, осуществляющие семейное образование детей?
  4. В каком документе отражены требования к структуре образовательной программы дошкольного образования?
  5. Разработка образовательной программы дошкольного образования относится к компетенции: Минобрнауки России, учредителя образовательной организации, образовательного учреждения? 
  6. Перечислите разделы образовательной программы дошкольного образования.
  7. Какие две части составляют основу образовательной программы дошкольного образования?
  8. Как Вы понимаете значение терминов «обязательная» и «формируемая» части образовательной программы?
  9. Сопровождается ли освоение образовательных программ дошкольного образования проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся?  
  10. Перечислите разделы рабочей программы педагога?
  11. В чем состоят изменения в деятельности педагога, работающего в соответствии с требованиями профессиональных стандартов?
 
Список литературы: 
Приказ Минобрнауки России от  07.10.2013 г.  №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». 
Ссылки на интернет-ресурсы:
http://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/184-obrazovatelniye-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya
http://fgosreestr.ru/
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Сопоставление положений ФГОС ДО