- Подробности
- Просмотров: 3781
Епифанова Ольга Ивановна,
учитель математики, ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II
Методическая разработка урока алгебры
для 7 класса по теме «Решение задач с помощью систем уравнений»
Данная методическая разработка, посвящена первому уроку в разделе «Решение задач с помощью систем уравнений». Она направлена на знакомство учащихся с новым способом решения текстовых задач. Может быть полезна учителям математики, работающим в классах среднего и высокого уровня подготовки.
Цели урока: актуализация и обобщение способов решения систем линейных уравнений с двумя переменными, знакомство с новым способом решения текстовых задач.
Планируемые результаты:
- предметные:умение в процессе реальной ситуации использовать навыки выраженияодних переменных через другие и применения различных способов решения систем уравнений; овладение навыком составлениясистемы уравнений по тексту задачи в разнообразных интерпретациях;
- метапредметные: умение обрабатывать текстовую информацию и переводить в математическую модель; формирование коммуникативной компетенции обучающихся; умение работать индивидуально и в парах;
- личностные:проявление воли и настойчивости для достижения конечных результатов; выработка уверенности во взаимоотношениях с людьми; формирование устойчивой мотивации и сознательного отношения к учебе, развитие творческих способностей;умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, свое эмоциональное состояние;
Задачи урока:
- образовательные: способствовать осознанному усвоению навыка составления системы уравнений для решения текстовых задач, закреплению навыков применения различных способов решения систем уравнений;
- развивающие:развитие навыков самостоятельной работы, повышение познавательного интереса, проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях,
- воспитательные:формированиекультуры учебного труда, внимательности и точности при выполнении вычислений, формирование адекватной самооценки.
Образовательные технологии, используемые на уроке.
- Здоровьесберегающие технологии: минута психологической разгрузки, правильная осанка при записи, освещение класса.
- Игровые: исторические факты, решение логических задач.
- Индивидуального обучения, парной работы.
Формы работыобучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы работы:
- методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа под руководством;
- методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль, тест, взаимный контроль, самоконтроль.
Оснащение урока:доска, компьютер, проектор, мультимедийнаяпрезентация, раздаточный материал с заданиями.
План урока.
1. Организационный момент.Сообщение темы и целей урока.
2. Устная работа, выполнение тестовой работы.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
4. Минута психологической разгрузки.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление навыка решения задач с помощью системы уравнений
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка.
8. Домашнее задание.
Этапы урока.
Перед уроком на доске написать высказывания великих математиков о математике,не подписывая их.
– «Математика – мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук» (Рене Декарт)
– «Любую задачу можно свести к математической, любую математическую задачу можно свести к алгебраической системе уравнений. А любую систему можно свести к решению одного уравнения»(Рене Декарт)
– «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным» (Блез Паскаль)
Организационный момент (1 мин). Приветствие учащихся, организация внимания, создание позитивного настроя, проверка готовности рабочих мест и учащихся к уроку, контроль санитарно-гигиенических условий работы: уровень освещённости и т.п.
Учитель. (Слайд 1.)– Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Тема урока: «Решение задач с помощью системы уравнений». Целями сегодняшнего урока являются: закрепить навык решения систем уравнений различными способами;познакомиться с новым способом решения текстовых задач.
Устная работа. (7 мин, включая проверку)(Слайд 2.)
![](/images/Epifanova/2.jpg)
Учитель. В качестве разминки предлагаю выполнить тестовое задание. Задания на слайде и в раздаточном материале на партах. Впишите в таблицу буквы, соответствующие правильным ответам. Приступайте к выполнению задания, у вас 5 минут. Затем проверим его выполнение.
Задание теста.
Не имеет – (И), имеет единственное решение – (Р), имеет бесконечное множество решений – (О).
6. Если графики прямых параллельны, то система имеет решение:
Единственное – (К), бесконечное множество решений – (Н), не имеет решений – (Т).
Проверка осуществляется с помощью (Слайда 3.)
![](/images/Epifanova/3.jpg)
Учитель. Получилось слово «ДЕКАРТ». Поставьте на полях в тетрадях «+», если задание выполнено верно. Поднимите руки, у кого все получилось. Теперь поднимите руки, кто допустил ошибки.
Учитель. (Слайд 4.)
![](/images/Epifanova/4.jpg)
Рене Декарт – это французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. Он дал понятия переменной величины и функции. В своей работе «Рассуждение о методе» («Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках») в 1637 году, дал научное описание прямоугольной системы координат. Поэтому прямоугольную систему координат называют также — Декартова система координат. Р. Декарт считал: «Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук».
Актуализация опорных знаний и умений учащихся (10 мин) (Слайд 5.)
![](/images/Epifanova/5.jpg)
Учитель. Но чтобы использовать математику для изучения процессов природы надо владеть ею.
Постройте Декартову систему координат на треть страницы. За единичный отрезок выберите 1 клетку.
Вопрос 1. Что такое система уравнений? Сколько уравнений? Сколько переменных?
![](/images/Epifanova/-3.jpg)
Вопрос 2. Какие способы решения систем уравнений вы знаете?
На слайде появляются способы решения систем уравнения.
Решите данную систему различными способами: 1 вариант – способом подстановки, 2 вариант – способом сложения. На выполнение задания 5 минут.
Учитель. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Опора на слайд (Слайд 6.)
![](/images/Epifanova/6.jpg)
Поставьте на полях знак «+» если задание товарищем выполнено абсолютно верно. Верните тетради.Отметьте полученную точку на координатной плоскости. Слайд 7.
![](/images/Epifanova/7.jpg)
Вопрос 3. Сформулируйте алгоритмы способа подстановки и способа алгебраического сложения.
Слайд 8. Способ подстановки: 1) в одном из уравнений выразить одну переменную через другую; 2) полученное выражение подставить в другое уравнение системы и решить полученное уравнение с одним неизвестным; 3) подставить найденное значение переменной в выражение из пункта 1) и найти значение второго неизвестного.
![](/images/Epifanova/8.jpg)
Слайд 9.Способ сложения: 1)уравнять модули коэффициентов при одном из неизвестных; 2) сложить или вычесть полученные уравнения и найти одно неизвестное; 3) подставить найденное значение неизвестного в одно из уравнений исходной системы.
![](/images/Epifanova/9.jpg)
Психологическая разгрузка. (3 минуты)
Учитель. «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным» (Блез Паскаль). Предлагаю вам выполнить задание, которое вас немного отвлечет и развлечет. Слайд 10.
![](/images/Epifanova/10.jpg)
Решите задачу (Слайд 11): как из пяти кусков цепи по 3 звена в каждом собрать цепь из пятнадцати звеньев, сделав только три распила? (Ответ: необходимо распилить три звена одного куска, и полученными звеньями соединить оставшиеся четыре звена).
![](/images/Epifanova/11.jpg)
Поставить «+» тем детям, которые справились с заданием.
Изучение нового материала. (до 12 мин.)
Учитель. Уметь решать системы линейных уравнений – это очень хорошо, но само по себе решение систем уравнений - это лишь метод для более сложных задач. С помощью систем уравнений можно решать различные текстовые задачи, которые встречаются нам в жизни. Именно Декарт считал, что любую задачу можно свести к математической, любую математическую задачу можно свести к алгебраической системе уравнений. А любую систему можно свести к решению одного уравнения.
И теперь и мы, подобно Декарту, будем учиться решать задачи с помощью систем уравнений.
Слайд 12. Задача. Длина прямоугольника на 5 см больше его ширины, а периметр прямоугольника равен 22 см. найдите длину и ширину прямоугольника.
![](/images/Epifanova/12.jpg)
Учитель.Работая в парах, в течение 2-х минут обсудите какие переменные и сколько их можно ввести. Какие уравнения можно составить по условию задачи.
Далее идет составление системы уравнений по тексту задачи с опорой на слайды. (Слайды 13-14)
![](/images/Epifanova/13.jpg)
![](/images/Epifanova/14.jpg)
По ходу обсуждения, на слайде высвечиваются записи, которые учащиеся записывают в тетрадь.
Пусть х см – длина прямоугольника, а у см – ширина прямоугольника.
Так как длина прямоугольника на 5см больше ширины, то можно составить первое уравнение: х – у = 5 (1).
Так как периметр прямоугольника равен 22 см, то составим второе уравнение 2(х + у) = 22 (2).
Так как эти условия выполняются одновременно, то составим и решим
![](/images/Epifanova/-4-.jpg)
Учитель. Решите систему уравнений различными способами: 1 вариант - способом сложения, 2 вариант – способом подстановки.
Пригласить к доске 2-х учащихся и на обратных сторонах решить данную систему различными способами.
Самопроверка. Решение системы учащимися на доске.
Учитель. Поставьте «+» на полях, если вы решили правильно систему уравнений. Отметьте в системе координат полученную точку.Слайд 15.
![](/images/Epifanova/15.jpg)
Закрепление навыка решения текстовых задач с помощьюсистемы уравнений. (до 10 мин).
Учитель. Слайд 16. В конце урока мы будем подводить итоги и выставлять оценки в соответствии с набранным количеством «+».
![](/images/Epifanova/16.jpg)
Сейчас вам предстоит самостоятельно выбрать и решить задачу. Задачи разного уровня. Правильное решение первой задачи принесет вам «+», правильное решение второй – «++».Постарайтесь договориться с товарищем по парте и выполнить условие: за одной партой учащиеся не должны решать одну и ту же задачу. (Слайд 17.)Время для решения задачи с помощью системы уравнений и ее оформление – 8 минут
![](/images/Epifanova/17.jpg)
Задача 1. Разность двух чисел равна 3. Сумма первого и удвоенного второго числа равна 15. Найдите эти числа.
Задача 2. У овец и кур вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец и сколько кур?
Разбор решения задач с использованием информации размещенной на слайде. (Слайд 18.)
![](/images/Epifanova/18.jpg)
Отметить на координатной плоскости точку, полученную в результате решения задачи 1. (Слайд 19)
![](/images/Epifanova/19.jpg)
Подведение итогов. Самооценка.Рефлексия. (2 мин)
Учитель. – Какие цели ставились в начале урока?Достигли ли мы их?
– Оцените свою работу на уроке. (Слайд 20.)
![](/images/Epifanova/20.jpg)
«+++++» – «5»
«++++» – «4»
«+++» – «3»
Поднимите руки кто оценил себя на «5» («4», «3»).
Учитель. Понравился ли вам урок? Оцените свое состояние (на полях в тетради нарисуйте соответствующий смайлик) Слайд 21:
![](/images/Epifanova/21.jpg)
– «Было легко, и я справился со всеми заданиями»
– «Были трудности, но я справился с большинством заданий»
– «Было очень трудно, со многими заданиями я не справился»
Если останется время, можно некоторых ребят попросить прокомментировать свои рисунки и оценки.
Домашнее задание. (30 с)
Учитель. Запишите домашнее задание.Спасибо всем за урок.
(Слайд 22.) § 37, № 654, 656.
![](/images/Epifanova/22.jpg)
Дополнительная задача.Игроку было предложено 30 вопросов. За каждый правильный ответ ему начислялось 7 баллов, за каждый неправильный ответ с него снималось 12 баллов. Сколько верных и сколько неверных ответов дал игрок, если он набрал 77 баллов.
Используемая литература:
1) Учебно-методические пособия: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачев, Н.Е. Федоров, М.И. Шабунин. Алгебра 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, – М.: Просвещение, 2014.
2) Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ш.А. Алимов и др. / авт.-сост. Е. Г. Лебедева. – Волгоград: Учитель, 2007.
Приложения:
Задания для урока Решение задач с помощью системы уравнений
![](/images/Epifanova/23.jpg)
Ответы и решения:
![](/images/Epifanova/24.jpg)