- Подробности
- Просмотров: 117
Лукашина Е.М.,
старший методист
Глазунова Е.Н.,
методист
Сергеева Н.А.,
методист
ГБУ ДО Дом детского творчества Петродворцового района Санкт Петербурга «Ораниенбаум»
Реализация системы наставничества в дополнительном образовании
Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» во многом зависит от профессионального мастерства педагогических кадров, поэтому огромное значение приобретает вопрос формирования кадрового потенциала и особенно остро встает задача привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях дополнительного образования.
Как правило, нынешним выпускникам педагогических университетов и педагогам, пришедшим из учреждений общего образования, других областей деятельности, не хватает специальных теоретических знаний и практических умений для работы в системе дополнительного образования.
Именно поэтому необходимо развивать в коллективе систему наставничества, которая бы помогла «начинающему» педагогу избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.
С этой целью в ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» уже несколько лет ведется работа по реализации системы наставничества педагогических работников в форме
«педагог – педагог», где наставник это участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого, а наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Основные направления деятельности наставника:
• Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм организации обучения и воспитания и оказание необходимой помощи на основе анализа выявленных потребностей;
• Посещение занятий молодого педагога и определение способов повышения их эффективности;
• Ознакомление молодого педагога с основными направлениями и формами активизации познавательного процесса;
• Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности;
• Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.
Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста. Прежде всего, пара «наставник-наставляемый» подбирается так, чтобы в ней сложились доверительные отношения, комфортные психологические условия. Кроме того, и наставник и наставляемый должны работать в одном творческом направлении, чтобы передавать не только организационно-методические знания, но и профессиональный опыт. Только в этом случае молодой специалист сможет быстро и комфортно адаптироваться в коллективе.
Формирование наставнических пар и наставническая работа в 2022-2023 учебном году строились в двух направлениях:
• Определение и корректировка профессиональных дефицитов наставляемых;
• Построение наставнической работы с учетом направления творческих объединений наставляемых.
Система наставничества в 2022-2023 учебном году охватила большинство творческих направлений дополнительного образования детей:
• Вокал;
• Современная хореография;
• Декоративно-прикладное искусство;
• Изобразительное искусство;
• Русская народная культура.
Работа по оказанию профессиональной поддержки наставляемому начиналась на этапе разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы, затем – при построении и подготовке учебного занятия с учетом особенностей творческой направленности. Далее наставники помогали молодым специалистам принимать участие в массовых мероприятиях, готовить учащихся к конкурсам, проводить мастер-классы для учащихся и родителей, принимать участие в конкурсах профессионального мастерства.
Мониторинг профессиональных дефицитов путем анкетирования и доверительных бесед с наставляемыми обозначил следующие трудности молодых педагогов:
• Оформление документации;
• Построение работы с родителями;
• Адаптация в новом коллективе;
• Организация воспитательной работы с учащимися.
Анализ мониторинга позволил наставникам под руководством куратора системы наставничества вести плодотворную работу по устранению профессиональных дефицитов наставляемых, этапы и направления которой отражены в персонализированных программах наставничества.
На формирование профессиональных компетенций наставляемых оказали влияние следующие факторы:
• Педагогический коллектив как благоприятная психологическая среда;
• Поэтапное включение наставляемых в систему профессиональной деятельности с учетом его личностных особенностей;
• Психолого-педагогическое и обязательное методическое сопровождение, направленное на формирование у наставляемого профессиональных умений и навыков, оказание помощи в выборе решения образовательных и воспитательных задач;
• Формирование профессиональных компетенций с учетом психологических особенностей наставляемого;
• Практико-стажировочная деятельность. Практико-ориентированный подход к организации наставнической работы во всех направлениях деятельности. Данный фактор характеризуется формированием у начинающих педагогов профессионального опыта при погружении их в профессиональную среду;
• Принцип поэтапного включения молодых коллег в совместную деятельность с учётом их специфики и направления деятельности.
Результаты работы
О результатах работы системы наставничества можно судить по результатам профессиональной деятельности молодых педагогов, которые отражаются, во-первых, в стабильности педагогического коллектива, во-вторых, в результатах молодых специалистов и их обучаемых. Это представлено на стенде дипломами побед в творческих конкурсах, сертификатами участия в педагогических конференциях, мастер-классах, результатами анкетирования удовлетворенности обучающихся и их родителей.
Объективной оценкой работы системы наставничества и ее долгосрочной целью является аттестация наставляемого педагога, так как аттестация подтверждает высокий уровень педагогического профессионализма.