- Подробности
- Просмотров: 4137
Трясунова Т.Б.,
учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №25 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности
«Развитие зрительного восприятия как средство профилактики оптической дисграфии у детей с ТНР»
"Ошибки замечать не много стоит:
дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку"
дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку"
/М.В. Ломоносов/
Проблемой профилактики дисграфии занимались многие исследователи: М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, З.Е. Агранович, Л.В. Венедиктова, Л.Г. Парамонова и др.
А.Н. Корнев, работая над медико-психологическими аспектами этой проблемы, писал: «Коррекция дислексии и дисграфий наиболее успешна при раннем её начале. Профилактика – ещё более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств».[2]
В дошкольном возрасте оптическая дисграфия не может ярко проявиться, так как не каждый малыш умеет писать или читать на пороге школы. Поэтому важно обнаружить предпосылки оптической дисграфии как можно раньше.
При углублённом логопедическом обследовании у детей с нарушениями речи, часто оказываются недостаточно сформированными неречевые психические функции, а именно зрительное восприятие, внимание и память. Известен тот факт, что у детей с нарушениями речи зрительное восприятие и ориентировка в пространстве формируются значительно позднее, чем в норме. Дети не только не улавливают тонкие различия между символами (в дальнейшем это будет относится к образу букв), но и с трудом запоминают то, что касается временных и пространственных представлений. Дошкольники с ТНР с трудом усваивают названия частей суток, дней недели, времён года и их месяцев. Это во многом связано с трудностью усвоения этими детьми их словесных обозначений, из-за их достаточной абстрактности, что свидетельствует о необходимости ранней профилактики специфических нарушений на письме.
Проводя работу над коррекцией звукопроизношения, совершенствуя фонематический слух, лексико-грамматические категории, начинающий учитель-логопед может оставить «на потом» работу над развитием неречевых психических функций, предполагая, что эта сторона развития не такая принципиально важная. Но это верхушка айсберга, где он сам – таящаяся в будущем проблема нарушений чтения и письма. Тем самым, можно упустить возможность ранней профилактики оптической дисграфии и дислексии.
Учитывая требования ФГОС дошкольного образования, педагогам важно создавать условия для позитивного психологического климата в группе и для эмоционального благополучия каждого ребёнка. А о каком благополучии может идти речь, если ребёнок испытывает трудности при различении букв, при обозначении их словами, да и в пространстве листа бумаги ориентируется с большим трудом? Надо не ждать, что дошкольник повзрослеет и всему научится в школе, как предполагают многие взрослые, а срочно действовать!
К группе риска можно отнести тех детей, у которых:
- возникают трудности в различении правой и левой руки, с определением направления в пространстве (справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, между);
- возникают сложности при конструировании, т.е. собирании из отдельных частей картинок, букв, геометрических фигур;
Дети испытывают трудности в запоминании и повторении последовательности движений (пересчёт пальцев, проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» и др.).
При дефектах зрительного внимания, памяти и вышеперечисленных трудностях у детей нужно проводить профилактическую работу по развитию и совершенствованию зрительного восприятия и пространственных функций.
Задачи ранней профилактики:
• Раннее выявление предпосылок оптической дисграфии.
• Уточнение представлений детей о сенсорных эталонах формы, величины, цвета.
• Развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, размера и величины предметов), внимания, памяти.
• Развитие речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
• Развитие дифференцированного восприятия геометрических фигур, геометрически близких узоров.
• Формирование пространственного восприятия и развитие пространственных представлений (ориентировка в схеме собственного тела и ориентировка в окружающем пространстве);
• Развитие операций зрительного анализа и синтеза;
• Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
• Развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв из различных материалов, реконструирование букв и геометрических форм.
• Развитие буквенного гнозиса, дифференцирование смешиваемых букв.
Предупреждение оптической дислексии и дисграфии
Образцы заданий:
Коррекционные приёмы опираются на принципы полисенсорного обучения, использования разных видов памяти, наглядности, опоры на все анализаторы, элементы мнемотехники.
Игры и упражнения на формирование зрительного гнозиса:
• «Найди отличие» (развитие дифференцированного восприятия геометрических фигур, геометрически близких узоров).
• «Найди игрушку по описанию».
• «Найди одинаковые картинки (буквы, буквосочетания, слова, символы).
• «Что потерялось?» или «Без чего?» - например, стул без спинки, машина без колёс и т. д.
• «Отгадай, что это» (назвать изображения предметов, состоящие только из контура; перечёркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга).
• «Найди и вычеркни» - в психологии носит название корректурных проб, используют для диагностики уровня зрительного внимания. Ребёнок за определённое время должен найти и зачеркнуть (подчеркнуть, обвести в кружок и т.д.) определённые символы или буквы.
Игры и упражнения на формирование зрительной памяти:
• «Запомни картинки (символы)». В психологии используют для изучения кратковременной памяти. На столах у детей картинки, на доске – демонстрационные, требуется запомнить их и назвать после того, как убран демонстрационный образец (у детей картинок примерно в 2 раза больше, чем на магнитной доске).
• Игра «Чего не стало?» Перед ребёнком раскладывается несколько предметов, (картинок, букв), которые нужно запомнить. После того как ребёнок отворачивается или закрывает глаза, взрослый убирает одну из них. Ребёнок определяет, чего не стало. При усложнении игры может убираться не 1, а 2 или 3 картинки, они также могут меняться местами.
• Игра «Что изменилось?» Раскладывается несколько картинок (предметов, игрушек), дети запоминают в каком порядке они находились. После того как педагог незаметно меняет их местоположение, дети находят, что изменилось, и восстанавливают изначальный порядок.
• «Нарисуй по памяти». После внимательного рассмотрения ребёнок воспроизводит предложенные узоры.
• «Сложи фигуры (буквы, цифры, геометрические фигуры) как у меня».
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений:
• «Правой ручкой помаши, левой ножкой топни» (развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела).
• «Прятки» (развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве). Различать и называть следующие направления в пространстве: вверху, внизу, справа, слева, сбоку, спереди, напротив с помощью чувственных ориентиров (подбрасывание мяча вверх-вниз, махи флажками и т.д.).
• Формировать умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчёта «от другого объекта» (уметь определять правую и левую руку у игрушки или человека, расположенного напротив) – ребёнок держит куклу к себе спиной, находит правую (левую) руку и, держась за неё, поворачивает игрушку к себе лицом, для обеспечения большей наглядности можно повязать на правую руку бант или ленту.
• «Сложи орнамент, узор» (из кубиков, палочек, природного материала).
• «Где игрушка расскажи, слово короткое не пропусти!» (работа с предложно-падежными конструкциями).
• «Лабиринты» - ребёнок прослеживает пальчиком или взглядом путь от одного предмета к другому.
• Графические диктанты различной сложности.
• «Что неправильно нарисовал художник?» (определение определённых закономерностей изображения)
Игры и упражнения на становление буквенного гнозиса.
• «Найди букву» (нахождение заданной буквы в ряду сходных).
• «Угадай букву» (соотнесение стилизованных букв, написанных разным шрифтом и размером).
• «Обведи (раскрась, вылепи, выложи) буквы.
• «Почини букву» (складывание букв из частей).
• «Послушная буква» (выкладывание заданной буквы из шнурков, проволоки и т.д.).
• «Волшебный мешочек» (тактильное ощупывание и узнавание деревянных или пластмассовых букв).
• «Найди правильную букву» (показ правильной буквы среди пар букв, правильно и зеркально изображённых).
Следует отметить, что неправильный образ буквы для сравнения с эталоном верной, должен вводиться только после прочного усвоения образа букв.
Для лучшего запоминания букв хорошо использовать ассоциативный материал, где каждой букве посвящено отдельное стихотворение. Альбом по подготовке к школе Останиной Е.В. «Буквы я запоминаю сам по картинкам и стихам» апробирован в нашей практике и очень нравится детям.
Как показывает практика, чем большее количество анализаторов задействуется при изучении той или иной буквы (мнемотехнические, ассоциативные, кинестетические приёмы), тем легче процесс запоминания и последующего воспроизведения целостного образа букв.
Подводя итоги вышесказанному, следует вывод о том, что развивая зрительное восприятие, внимание и память мы, во-первых, влияем на развитие речи; во вторых, активизируя наглядно-действенное мышление, свойственное детям, мы развиваем познавательные процессы; а в-третьих, проводим профилактику стойких нарушений на письме.
Представленные игры упражнения направлены на профилактику оптической дисграфии и помогут детям преодолеть трудности, возникающие на ранних этапах школьного обучения. Главное, чтобы педагог был не «один в поле воин», а привлечённость родителей, являющаяся приоритетной для ФГОС дошкольного образования была не только на словах. Тогда активное сотрудничество и взаимодействие окажет положительное влияние на весь коррекционно-развивающий процесс.
Литература:
1. Волкова Л. С., Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи. М., «ВЛАДОС», 2009.
2. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
3. Крупенчук О.И. Графомоторные задания для левшей / Крупенчук О.И. // Логопед - 2012. - № 6. – С.95 - 104.
4. Крупенчук О.И. Учим буквы.- СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 64 с.: ил. (Серия «Готовимся к школе).
5. Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В.
Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста - Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, Союз, 2001.
6. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
7. ФГОС дошкольного образования, 2013г.