- Подробности
- Просмотров: 363
Евтютова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы лицея №419 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока:
«Развитие темы «маленького человека»
в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный»
Содержание работы на этапе |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Подготовительный этап (за неделю до урока) |
||
Актуализация проблемной ситуации, постановка целей и задач исследования |
Обсуждают проблему с учителем, ставят цель исследования |
Объясняет, как проект поможет решить проблему (выработать отношение к ней), помогает в постановке целей, предлагает ученикам источники информации |
Определение состава групп |
Определяют, в какой группе хотели бы работать, какие источники информации им доступны, какие факты интересны, ставят цели и задачи группы |
Помогает в постановке целей и задач каждой группе |
Планирование итогового продукта каждой группы, определение критериев оценки продукта (презентация, сборник эпиграфов, материалы СМИ, отражающие современное состояние проблемы – «журналистская летопись», выбор отрывков художественных произведений, создание сопоставительных таблиц) |
Составляют план действий по достижению целей, решению задач (создание запланированного продукта), определяют критерии оценки продукта деятельности группы, выбирают источники информации и методы сбора информации |
Предлагает идеи, высказывает предположения, помогает установить сроки работы каждой группы, помогает правильно определить характеристики продукта |
Исследовательская деятельность на уроке |
||
Представление результатов деятельности групп, оценка продуктов деятельности в соответствии с выбранными критериями |
Представляют результаты деятельности каждой группы, оценивают результаты деятельности каждой группы |
Помогает обобщать полученные выводы, адекватно оценивать деятельность каждой группы |
Анализ рассказа Л.Улицкой «Народ избранный» |
Характеристика героев рассказа, сопоставление их с героями русской литературы, публикаций в СМИ, героями произведений живописи. Сопоставление отношения Л.Улицкой к униженным и оскорбленным и авторских позиций произведений, с которыми школьники работали на подготовительном этапе. |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует ее |
Выводы |
||
Результаты (выводы) |
Формулируют выводы. |
Помогает сформулировать выводы, задает проблемный вопрос, направленный на углубление понимания проблематики рассказа, заостряя нравственную проблему |
Рефлексия |
||
Рефлексия |
Высказывают свое отношение к проблеме, формулируют свое эмоциональное состояние, предлагают свои формулировки слова «избранный», оценивают «приращение» знаний и умений работать с информацией, работать в группе, по желанию определяют свою роль в группе и высказывают предположения о возможностях развития коммуникативных навыков |
Подводит итоги деятельности, оценивает усилия учащихся, качество работы, «приращение» знаний и умений работать с информацией, работать в сотрудничестве, креативность, владение средствами самопрезентации, мотивирует к продолжению исследовательской деятельности |
герой |
Детали внешности, поведения |
Авторская оценка |
Оценка героев |
Зинаида |
|
|
|
Катя Рыжая |
|
|
|
Нищие |
|
|
|
Выводы, которые сделали в результате анализа образов героев:
1.Большое внимание писатель уделяет внешности, поступкам героев, что помогает дать правильную оценку героям и понять отношение автора к ним: внешне герои непривлекательны , как не могут быть привлекательны убожество, безобразие, нищета.
2. Люди, стоящие у храма не одинаковы: одни жадные, ничтожные (попрошайки), другие – « настоящие нищие», они не ропщут. Они «блаженные» (работа со словарём)
3. Они избраны Богом , чтобы стать связующим звеном между Людьми и Богом, чтобы являть другим своё обнажённое страдание, беря тем самым на себя страдания людей, как это сделал Иисус Христос .У них тяжёлая, но священная миссия .В этом и заключается христианское представление о счастье, с которым трудно согласиться тем, кто не обладает ни верой, ни смирением, кто не умеет довольствоваться малым и быть благодарным за каждый прожитый день.
Слово учителя:
Что означает концовка рассказа? Она неоднозначна. Что происходит с героиней?
- Сон или смерть? Счастье? А что такое счастье, по мнению Кати?
Ответ: Оно не богатстве, не в красоте, а в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в ней, которое есть у каждого: «Господь поставил, там и стой!»
Практическая значимость проекта
Итог урока
Анализируя рассказ Л.Улицкой, мы убедились, что тема «маленького человека» по – прежнему актуальна, что писатель продолжает традиции русской классической литературы, призывая своих современников к сострадательности, терпению, уважительному отношению к «маленькому человеку», к ощущению чувства вины перед ним за нежелание прийти ему на помощь, за его бедственное положение.
Однако тема получает новое звучание: Улицкая называет «маленького человека» «избранным», ставя его выше обывателя, потому что он лучше, мудрее, способен постичь истинное счастье, даже если оно «трудное», ценить жизнь.
Напутствие Л.Улицкой читателям.
Домашнее задание:( по выбору) сочинение – эссе «Моё впечатление от рассказа Л.Улицкой»; написание статьи в школьный альманах или газету под рубрикой «Оглянись , незнакомый прохожий»