Евтютова Татьяна Александровна, 

учитель русского языка и литературы лицея №419 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока:
«Развитие темы «маленького человека»
в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный»  

Технология проектного обучения
 
Выбор технологии проектного обучения для освоения темы «маленького человека» не случаен. Отношение к страдающим, к униженным, нуждающимся в помощи людям – важное нравственное качество человека, которое сегодня теряет свою почву, свою значимость в силу социальных и экономических процессов, развивающихся в России в последние 30 лет. Однако литература как предмет, формирующий базовые ценности  личности, не может оставить тему «маленького человека» без внимания и не может ограничиться  историко-литературным подходом к ней, поскольку проблема «маленького человека» не утрачивает своей актуальности.
Технология проектного обучения позволяет ученикам столкнуться с реально существующей проблемой «униженности», понять ее сложность, сформировать эмоциональное отношения к ней и обнаружить в себе способность к сочувствию, состраданию. Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную и групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени. Именно в самостоятельной работе, самостоятельном осмыслении материала художественной литературы, изобразительного искусства, публикаций в современных СМИ ребята смогут применить и развить имеющиеся у них навыки исследовательской деятельности (сбор и обработка информации, анализ собранных в ходе исследования фактов, их обобщение, формулирование выводов). Одновременно в ходе групповой работы школьники тренируют и совершенствуют коммуникативные навыки, осознают свое место и роль в группе, вырабатывают позитивное отношение к  сотрудничеству, учатся самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых познавательных задач. Это позволяет учащимся «принять» факт существования проблемы «униженных и оскорбленных» и в свободной деятельности решить, как важно сочувствовать и сострадать.
Однако каждый проект – совместная, скоординированная деятельность учителя и учеников. Это именно деятельность, позволяющая личности учеников реализоваться в рамках сложной нравственной проблематики, что часто непросто для современных школьников. Поэтому учитель должен направить разыскания своих подопечных, «подвести» к цели, используя имеющийся арсенал педагогических технологий и методик. В частности, очень важно для учителя уметь организовать и проводить дискуссию, не навязывая своего мнения ученикам, а направляя их на поиск решения поставленной проблемы. 
 
Этапы работы над исследованием:
 

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап (за неделю до урока)

Актуализация проблемной ситуации, постановка целей и задач исследования

Обсуждают проблему с учителем, ставят цель исследования

Объясняет, как проект поможет решить проблему (выработать отношение к ней), помогает в постановке целей, предлагает ученикам источники информации

Определение состава групп

Определяют, в какой группе хотели бы работать, какие источники информации им доступны, какие факты интересны, ставят цели и задачи группы

Помогает в постановке целей и задач каждой группе

Планирование итогового продукта каждой группы, определение критериев оценки продукта (презентация, сборник эпиграфов, материалы СМИ, отражающие современное состояние проблемы – «журналистская летопись», выбор отрывков художественных произведений, создание сопоставительных таблиц)

Составляют план действий по достижению целей, решению задач (создание запланированного продукта), определяют критерии оценки продукта деятельности группы,  выбирают источники информации и методы сбора информации

Предлагает идеи, высказывает предположения, помогает установить сроки работы каждой группы, помогает правильно определить характеристики продукта

Исследовательская деятельность на уроке

Представление результатов деятельности групп, оценка продуктов деятельности в соответствии с выбранными критериями

Представляют результаты деятельности каждой группы, оценивают результаты деятельности каждой группы

Помогает обобщать полученные выводы, адекватно оценивать деятельность каждой группы

Анализ рассказа Л.Улицкой «Народ избранный»

Характеристика героев рассказа, сопоставление их с героями русской литературы, публикаций в СМИ, героями произведений живописи. Сопоставление отношения Л.Улицкой к униженным и оскорбленным  и авторских позиций произведений, с которыми школьники работали на подготовительном этапе.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует ее

Выводы

Результаты (выводы)

Формулируют выводы.

Помогает сформулировать выводы, задает проблемный вопрос, направленный на углубление понимания проблематики рассказа, заостряя нравственную проблему

Рефлексия

Рефлексия

Высказывают свое отношение к проблеме, формулируют свое эмоциональное состояние, предлагают свои формулировки слова «избранный», оценивают «приращение» знаний и умений работать с информацией, работать в группе, по желанию определяют свою роль в группе и высказывают предположения о   возможностях развития коммуникативных навыков

Подводит итоги деятельности, оценивает усилия учащихся, качество работы, «приращение» знаний и умений работать с информацией, работать в сотрудничестве, креативность, владение средствами самопрезентации, мотивирует к продолжению исследовательской деятельности

 
Урок  - исследование
Цели:
 Образовательные 
содействовать формированию представлений учащихся о преемственности русской классической и современной литературы на примере творчества Л.Улицкой; изучить произведение  писателя – современника в контексте русской классической литературы ; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации
Развивающие:
способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной  и исследовательской компетентности; создать условия для развитии креативности на уроке и во время подготовки различных видов  проектов; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации  с последующим развитием познавательной деятельности; 
Воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства милосердия, коллективного сотрудничества и гражданской  ответственности
Оборудование урока: портреты А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Л.Улицкой; репродукции картин русских художников: В.Перова, В.Васнецова, В.Маковского, презентации
Методические приёмы:
Работа в малых группах, выразительное чтение отрывков, создание презентаций, составление сравнительной  таблицы характеристики героев; написание статьи в школьный альманах или в газету под рубрикой «Оглянись , незнакомый прохожий…», сочинение – эссе.
 
Ход урока
 
1) организационный момент. Знакомство с целями и темой урока. Подведение итогов подготовительной работы
2) «Запись темы урока, эпиграфов  и проблемы: « Продолжают ли   современные писатели традиции  русской классической литературы ? Является ли тема «маленького человека  и сегодня насущной ?»  
4) 1 проект (информационный)
Тема мини-проекта «Маленького человека»  в русской живописи, публикациях современных СМИ»
Сообщения учащихся о творчестве русских художников: В.Васнецова, В.Перова, В.Маковского по данной теме.( презентация/  картины художников  и современная «летопись» -  фотографии бомжей и статьи журналистов)
 
Практическая значимость проекта:
Сочувствие - одно из основных нравственных качеств человека, мир не стал лучше, ведь по  - прежнему в нём много несправедливости и горя, поэтому так важно проявление сострадательности к тем,  кто в нём нуждается. Не менее важно и говорить об этом любыми средствами искусства, будить в людях совестливость и способность к сопереживанию, делать всё возможное для улучшения жизни человека.
Оценка проекта: 
содержание
эмоциональность
практическая значимость
Учитель подводит итог: ребята, вами проделана большая работа, собран интересный материал, вы продемонстрировали свою компетентность при обобщении материала о творчестве русских художников, которые обращались к теме «маленького человека», ставшею одной из ведущих в русской живописи. Не случайно  в качестве  эпиграфов к уроку взяты слова как писателей 19 века, так и наших современников вдумайтесь в их смысл.
5) Анализ эпиграфов. Обмен мини-высказываниями об эпиграфах
6 )2 – ой проект литературоведческий
Тема мини-проекта: Тема « маленького человека в русской литературе 19 века»
Сообщения учащихся   по данной проблеме ( на примере творчества А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского) Презентация и выступление группы учащихся.
Практическая значимость проекта.
Учитель: работая над этой темой, мы показали, что русские писатели не остались равнодушны к судьбе «маленького человека». Каждый из них внёс свою лепту  в развитие этой темы, их произведения звучали как призыв быть внимательным к тем, кто оказался на обочине жизни, как напоминание о том, что все люди – братья, что общество виновато в  тяжёлом положении «униженных и оскорблённых» , что нельзя забывать о них, нельзя быть счастливым, зная о страданиях  других людей.
Оценка проекта:
содержание
эмоциональность
практическая значимость
7) Проект 3-ий исследовательский (выполняется непосредственно на уроке)
Тема мини-проекта: «Маленький человек» на страницах книги Л.Улицкой.
Проблема: Каково звучание темы «маленького человека» в рассказе «Народ избранный»?
8) Словарная работа (работа с толковым словарем):
Избранный – 
Слово учителя:
Какие ассоциации вызывает это слово? ( отличный, лучший). А кто в рассказе назван « избранным?»  Почему? Каковы они внешне и внутренне? Кто такие попрошайки и чем они отличаются от нищих?
9) Работа в группах:  1 – ая работает с образом Зинаиды; 2 –ая  - с образом Кати Рыжей; 3 – ья  - с образами нищих. Результаты анализа сводятся в таблицу :
 

герой

Детали внешности, поведения

Авторская оценка

Оценка героев

Зинаида

 

 

 

Катя Рыжая

 

 

 

Нищие

 

 

 

 

Выводы, которые сделали в результате анализа образов героев:

1.Большое внимание писатель уделяет внешности, поступкам героев, что помогает дать правильную оценку героям и  понять отношение автора к ним: внешне герои непривлекательны ,  как не могут быть привлекательны убожество, безобразие, нищета.

2. Люди, стоящие у храма не  одинаковы: одни жадные, ничтожные (попрошайки), другие – « настоящие нищие», они не ропщут. Они «блаженные» (работа со словарём)

3. Они избраны Богом , чтобы стать связующим звеном между Людьми и Богом, чтобы являть другим своё обнажённое страдание, беря тем самым на себя страдания людей, как это сделал Иисус Христос .У них тяжёлая, но священная миссия .В этом и заключается христианское представление о счастье, с которым трудно согласиться тем, кто не обладает ни верой, ни смирением, кто не умеет довольствоваться малым и  быть благодарным за каждый прожитый день.

Слово учителя:

Что означает концовка рассказа? Она неоднозначна. Что происходит с героиней?

 - Сон или смерть? Счастье? А что такое счастье, по мнению Кати?

Ответ: Оно не богатстве, не в красоте, а в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в ней, которое есть у каждого:  «Господь поставил, там и стой!»

Практическая значимость проекта

Итог урока

Анализируя рассказ Л.Улицкой, мы убедились, что  тема  «маленького человека» по – прежнему актуальна, что писатель продолжает традиции русской классической литературы, призывая своих современников  к сострадательности, терпению, уважительному отношению к  «маленькому человеку»,  к ощущению чувства вины перед ним за нежелание прийти ему  на помощь, за его бедственное положение.

Однако тема получает новое звучание: Улицкая называет  «маленького человека» «избранным», ставя его  выше обывателя, потому что он лучше, мудрее, способен постичь истинное счастье, даже если оно «трудное», ценить жизнь.

Напутствие Л.Улицкой читателям.

Домашнее задание:( по выбору) сочинение – эссе «Моё впечатление от рассказа Л.Улицкой»; написание статьи в школьный альманах или газету под рубрикой «Оглянись , незнакомый прохожий»

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 

Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы «Развитие темы «маленького человека» в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный»