- Подробности
-
Просмотров: 432
Евтютова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы лицея №419 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока:
«Развитие темы «маленького человека»
в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный»
Технология проектного обучения
Выбор технологии проектного обучения для освоения темы «маленького человека» не случаен. Отношение к страдающим, к униженным, нуждающимся в помощи людям – важное нравственное качество человека, которое сегодня теряет свою почву, свою значимость в силу социальных и экономических процессов, развивающихся в России в последние 30 лет. Однако литература как предмет, формирующий базовые ценности личности, не может оставить тему «маленького человека» без внимания и не может ограничиться историко-литературным подходом к ней, поскольку проблема «маленького человека» не утрачивает своей актуальности.
Технология проектного обучения позволяет ученикам столкнуться с реально существующей проблемой «униженности», понять ее сложность, сформировать эмоциональное отношения к ней и обнаружить в себе способность к сочувствию, состраданию. Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную и групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени. Именно в самостоятельной работе, самостоятельном осмыслении материала художественной литературы, изобразительного искусства, публикаций в современных СМИ ребята смогут применить и развить имеющиеся у них навыки исследовательской деятельности (сбор и обработка информации, анализ собранных в ходе исследования фактов, их обобщение, формулирование выводов). Одновременно в ходе групповой работы школьники тренируют и совершенствуют коммуникативные навыки, осознают свое место и роль в группе, вырабатывают позитивное отношение к сотрудничеству, учатся самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых познавательных задач. Это позволяет учащимся «принять» факт существования проблемы «униженных и оскорбленных» и в свободной деятельности решить, как важно сочувствовать и сострадать.
Однако каждый проект – совместная, скоординированная деятельность учителя и учеников. Это именно деятельность, позволяющая личности учеников реализоваться в рамках сложной нравственной проблематики, что часто непросто для современных школьников. Поэтому учитель должен направить разыскания своих подопечных, «подвести» к цели, используя имеющийся арсенал педагогических технологий и методик. В частности, очень важно для учителя уметь организовать и проводить дискуссию, не навязывая своего мнения ученикам, а направляя их на поиск решения поставленной проблемы.
Этапы работы над исследованием:
Содержание работы на этапе
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Подготовительный этап (за неделю до урока)
|
Актуализация проблемной ситуации, постановка целей и задач исследования
|
Обсуждают проблему с учителем, ставят цель исследования
|
Объясняет, как проект поможет решить проблему (выработать отношение к ней), помогает в постановке целей, предлагает ученикам источники информации
|
Определение состава групп
|
Определяют, в какой группе хотели бы работать, какие источники информации им доступны, какие факты интересны, ставят цели и задачи группы
|
Помогает в постановке целей и задач каждой группе
|
Планирование итогового продукта каждой группы, определение критериев оценки продукта (презентация, сборник эпиграфов, материалы СМИ, отражающие современное состояние проблемы – «журналистская летопись», выбор отрывков художественных произведений, создание сопоставительных таблиц)
|
Составляют план действий по достижению целей, решению задач (создание запланированного продукта), определяют критерии оценки продукта деятельности группы, выбирают источники информации и методы сбора информации
|
Предлагает идеи, высказывает предположения, помогает установить сроки работы каждой группы, помогает правильно определить характеристики продукта
|
Исследовательская деятельность на уроке
|
Представление результатов деятельности групп, оценка продуктов деятельности в соответствии с выбранными критериями
|
Представляют результаты деятельности каждой группы, оценивают результаты деятельности каждой группы
|
Помогает обобщать полученные выводы, адекватно оценивать деятельность каждой группы
|
Анализ рассказа Л.Улицкой «Народ избранный»
|
Характеристика героев рассказа, сопоставление их с героями русской литературы, публикаций в СМИ, героями произведений живописи. Сопоставление отношения Л.Улицкой к униженным и оскорбленным и авторских позиций произведений, с которыми школьники работали на подготовительном этапе.
|
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует ее
|
Выводы
|
Результаты (выводы)
|
Формулируют выводы.
|
Помогает сформулировать выводы, задает проблемный вопрос, направленный на углубление понимания проблематики рассказа, заостряя нравственную проблему
|
Рефлексия
|
Рефлексия
|
Высказывают свое отношение к проблеме, формулируют свое эмоциональное состояние, предлагают свои формулировки слова «избранный», оценивают «приращение» знаний и умений работать с информацией, работать в группе, по желанию определяют свою роль в группе и высказывают предположения о возможностях развития коммуникативных навыков
|
Подводит итоги деятельности, оценивает усилия учащихся, качество работы, «приращение» знаний и умений работать с информацией, работать в сотрудничестве, креативность, владение средствами самопрезентации, мотивирует к продолжению исследовательской деятельности
|
Урок - исследование
Цели:
Образовательные
содействовать формированию представлений учащихся о преемственности русской классической и современной литературы на примере творчества Л.Улицкой; изучить произведение писателя – современника в контексте русской классической литературы ; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации
Развивающие:
способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетентности; создать условия для развитии креативности на уроке и во время подготовки различных видов проектов; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности;
Воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства милосердия, коллективного сотрудничества и гражданской ответственности
Оборудование урока: портреты А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Л.Улицкой; репродукции картин русских художников: В.Перова, В.Васнецова, В.Маковского, презентации
Методические приёмы:
Работа в малых группах, выразительное чтение отрывков, создание презентаций, составление сравнительной таблицы характеристики героев; написание статьи в школьный альманах или в газету под рубрикой «Оглянись , незнакомый прохожий…», сочинение – эссе.
Ход урока
1) организационный момент. Знакомство с целями и темой урока. Подведение итогов подготовительной работы
2) «Запись темы урока, эпиграфов и проблемы: « Продолжают ли современные писатели традиции русской классической литературы ? Является ли тема «маленького человека и сегодня насущной ?»
4) 1 проект (информационный)
Тема мини-проекта «Маленького человека» в русской живописи, публикациях современных СМИ»
Сообщения учащихся о творчестве русских художников: В.Васнецова, В.Перова, В.Маковского по данной теме.( презентация/ картины художников и современная «летопись» - фотографии бомжей и статьи журналистов)
Практическая значимость проекта:
Сочувствие - одно из основных нравственных качеств человека, мир не стал лучше, ведь по - прежнему в нём много несправедливости и горя, поэтому так важно проявление сострадательности к тем, кто в нём нуждается. Не менее важно и говорить об этом любыми средствами искусства, будить в людях совестливость и способность к сопереживанию, делать всё возможное для улучшения жизни человека.
Оценка проекта:
содержание
эмоциональность
практическая значимость
Учитель подводит итог: ребята, вами проделана большая работа, собран интересный материал, вы продемонстрировали свою компетентность при обобщении материала о творчестве русских художников, которые обращались к теме «маленького человека», ставшею одной из ведущих в русской живописи. Не случайно в качестве эпиграфов к уроку взяты слова как писателей 19 века, так и наших современников вдумайтесь в их смысл.
5) Анализ эпиграфов. Обмен мини-высказываниями об эпиграфах
6 )2 – ой проект литературоведческий
Тема мини-проекта: Тема « маленького человека в русской литературе 19 века»
Сообщения учащихся по данной проблеме ( на примере творчества А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского) Презентация и выступление группы учащихся.
Практическая значимость проекта.
Учитель: работая над этой темой, мы показали, что русские писатели не остались равнодушны к судьбе «маленького человека». Каждый из них внёс свою лепту в развитие этой темы, их произведения звучали как призыв быть внимательным к тем, кто оказался на обочине жизни, как напоминание о том, что все люди – братья, что общество виновато в тяжёлом положении «униженных и оскорблённых» , что нельзя забывать о них, нельзя быть счастливым, зная о страданиях других людей.
Оценка проекта:
содержание
эмоциональность
практическая значимость
7) Проект 3-ий исследовательский (выполняется непосредственно на уроке)
Тема мини-проекта: «Маленький человек» на страницах книги Л.Улицкой.
Проблема: Каково звучание темы «маленького человека» в рассказе «Народ избранный»?
8) Словарная работа (работа с толковым словарем):
Избранный –
Слово учителя:
Какие ассоциации вызывает это слово? ( отличный, лучший). А кто в рассказе назван « избранным?» Почему? Каковы они внешне и внутренне? Кто такие попрошайки и чем они отличаются от нищих?
9) Работа в группах: 1 – ая работает с образом Зинаиды; 2 –ая - с образом Кати Рыжей; 3 – ья - с образами нищих. Результаты анализа сводятся в таблицу :
герой
|
Детали внешности, поведения
|
Авторская оценка
|
Оценка героев
|
Зинаида
|
|
|
|
Катя Рыжая
|
|
|
|
Нищие
|
|
|
|
Выводы, которые сделали в результате анализа образов героев:
1.Большое внимание писатель уделяет внешности, поступкам героев, что помогает дать правильную оценку героям и понять отношение автора к ним: внешне герои непривлекательны , как не могут быть привлекательны убожество, безобразие, нищета.
2. Люди, стоящие у храма не одинаковы: одни жадные, ничтожные (попрошайки), другие – « настоящие нищие», они не ропщут. Они «блаженные» (работа со словарём)
3. Они избраны Богом , чтобы стать связующим звеном между Людьми и Богом, чтобы являть другим своё обнажённое страдание, беря тем самым на себя страдания людей, как это сделал Иисус Христос .У них тяжёлая, но священная миссия .В этом и заключается христианское представление о счастье, с которым трудно согласиться тем, кто не обладает ни верой, ни смирением, кто не умеет довольствоваться малым и быть благодарным за каждый прожитый день.
Слово учителя:
Что означает концовка рассказа? Она неоднозначна. Что происходит с героиней?
- Сон или смерть? Счастье? А что такое счастье, по мнению Кати?
Ответ: Оно не богатстве, не в красоте, а в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в ней, которое есть у каждого: «Господь поставил, там и стой!»
Практическая значимость проекта
Итог урока
Анализируя рассказ Л.Улицкой, мы убедились, что тема «маленького человека» по – прежнему актуальна, что писатель продолжает традиции русской классической литературы, призывая своих современников к сострадательности, терпению, уважительному отношению к «маленькому человеку», к ощущению чувства вины перед ним за нежелание прийти ему на помощь, за его бедственное положение.
Однако тема получает новое звучание: Улицкая называет «маленького человека» «избранным», ставя его выше обывателя, потому что он лучше, мудрее, способен постичь истинное счастье, даже если оно «трудное», ценить жизнь.
Напутствие Л.Улицкой читателям.
Домашнее задание:( по выбору) сочинение – эссе «Моё впечатление от рассказа Л.Улицкой»; написание статьи в школьный альманах или газету под рубрикой «Оглянись , незнакомый прохожий»









