- Подробности
- Просмотров: 582
Танина Наталия Петровна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия с педагогами
«Проектируем урок в соответствии с требованиями ФГОС»
«Укажите положительные и отрицательные стороны традиционного урока»
Традиционный урок |
|
«+» |
«-» |
… |
… |
Результаты работы афишируются и обсуждаются, например:
Традиционный урок |
|
«+» |
«-» |
Систематичность обучения |
Построение учебной работы по шаблону, однообразие |
Логически упорядоченная подача учебного материала |
Слабая обратная связь, отсутствие индивидуализации обучения |
Организация урока отработана детально |
На уроке обеспечивается ориентировка в материале |
Эмоциональное воздействие педагога |
Слабая речевая деятельность учащихся |
Возможность обеспечения массового обучения при минимальных ресурсах |
Отсутствие самостоятельности, пассивность учащихся |
… |
… |
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА |
|
СООТВЕТСТВУЕТ |
НЕ СООТВЕТСТВУЕТ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ ПОДХОДУ |
|
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ |
|
В целеполагании принимают участие обучающиеся |
Цели не ставятся или ставятся учителем |
Обучающиеся осознают ведущую цель деятельности: усвоение способов действий для выполнения задания |
Обучающиеся не осознают цели своей деятельности, не понимают способов действий по выполнению задания |
Перед обучающимися ставятся учебные задачи |
Перед обучающимися ставятся конкретно-предметные задачи |
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Содержание урока предусматривает реализацию компетентностного подхода |
Содержание урока построено без учета компетентностного подхода |
Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях |
Отсутствует связь обучения с жизнью |
Используются как предметные задания, так и задания, связанные с применением знаний для решения практических задач (компетентностные задачи) |
Используются только задания предметного характера |
В содержании урока представлены не только знания, но и опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру |
В содержании урока представлены в основном знания, умения и навыки |
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации |
На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации |
Задания направлены на достижение не только предметных знаний, умений и навыков, но и метапредметных результатов (формирование УУД) |
Задания носят преимущественно предметный характер (направлены на формирование предметных знаний, умений, навыков) |
Задания являются развивающими, т.е. кроме решения дидактической задачи направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции (или на решение другой задачи развития учащихся) |
Упражнения обучающего характера отделены от заданий развивающего характера, которые даются как дополнительный материал, являются необязательными для выполнения |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ |
|
Используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский). Организована поисковая, исследовательская деятельность обучающихся |
Преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность обучающихся носит репродуктивный характер |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
|
Используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.) |
Преобладает использование образной наглядности (изображений, иллюстраций и т.п.) |
Обучающиеся активно привлекаются к созданию знаково-символических моделей |
Пособия в знаково-символической форме предлагаются обучающимся в готовом виде |
Используемая наглядность функциональна, используется для решения определенной учебно-практической задачи |
Наглядность является средством привлечения внимания, не выполняет дидактическую функцию |
ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ |
|
Используется оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой работы, работы в парах и микрогруппах |
Преобладает фронтальная форма работы |
Используется индивидуальная самостоятельная работа учащихся |
Задания для самостоятельной работы являются одинаковыми для всех |
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества |
Взаимодействие строится в форме руководства и подчинения |
Стиль общения является гибким, при этом преобладает демократический стиль общения |
Преобладает авторитарный стиль общения |
Общение носит неформальный характер |
Общение является формальным |
Ученик является субъектом учебной деятельности, он демонстрирует познавательную активность |
Ученик является объектом педагогических воздействий со стороны учителя, он демонстрирует внешнюю активность |
Обучающиеся инициативны и активны в построении совместных с учителем и сверстниками действий |
Большую активность проявляет учитель. Дети пассивны в построении совместных с учителем действий |
Организуется взаимодействие обучающихся друг с другом |
Преобладает взаимодействие обучающихся с учителем |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА. ДИАГНОСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ |
|
Используется содержательное оценивание учебных достижений |
Используется только отметка (балл или символ) |
Применяются приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Учащиеся осваивают способы определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею» |
Контролирует и оценивает учитель |
Учебный процесс носит рефлексивный характер |
Рефлексивная оценка своей деятельности учащимися отсутствует |
Механизмом управления является создание атмосферы увлеченности учебно-познавательной деятельностью и творчества. Функции отметки как регулятора учебного процесса утрачиваются |
Контроль и оценка со стороны учителя являются основой построения взаимоотношений педагога и детей на уроке, средством управления учением и поведением обучающихся |
Поощрение познавательной активности и самостоятельности. Дисциплина является результатом включения обучающихся в деятельность. Правила учебного поведения принимаются в открытом обсуждении |
Принуждение школьников быть ответственными, соблюдать дисциплину. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий |
Учитель проводит не только предметную, но и комплексную диагностику, позволяющую оценить достижение предметных и метапредметных результатов |
Учитель проводит только предметную диагностику |