Танина Наталия Петровна, 

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия с педагогами
«Проектируем урок в соответствии с требованиями ФГОС»

 
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, 
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
/В.А. Сухомлинский/
 
Важнейшей задачей учителя при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) является освоение технологии проектирования урока деятельностного типа. 
Принципиальное отличие современного подхода в образовании является ориентация на образовательный результат, который подразумевает не только получение предметных знаний, но и сформированность умения применять эти знания в практической деятельности.
Развитие личности обучающегося обеспечивается включением его в активную образовательную деятельность, в ходе которой формируются универсальные учебные действия (далее УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Предлагаемая методическая разработка может стать основой занятия курсов повышения квалификации, может быть использована на заседании методического объединения или при организации внутришкольного методического всеобуча. Содержание методической разработки адресовано методистам, председателям методических объединений учителей, реализующих основную образовательную программу общего образования.
Цель занятия:  освоение алгоритма проектирования урока с учетом деятельностного подхода.
План проведения занятия:
– актуализация опыта (методическая разминка);
– ознакомление с изменениями в деятельности учителя (фронтальная работа);
– методическое конструирование основных правил урока (групповая работа);
– формулирование характеристик урока (педагогическое проектирование);
– рефлексия деятельности.
Занятие предлагается начать с методической разминки «Плюсы и минусы традиционного урока», которую можно организовать в парах или группах. 
 
Педагогам предлагается заполнить сравнительную таблицу:
«Укажите положительные и отрицательные стороны традиционного урока»
 

Традиционный урок

«+»

«-»

Результаты работы афишируются и обсуждаются, например:

Традиционный урок

«+»

«-»

Систематичность обучения

Построение учебной работы по шаблону, однообразие

Логически упорядоченная подача учебного материала

Слабая обратная связь, отсутствие индивидуализации обучения

Организация урока отработана детально

На уроке обеспечивается ориентировка в материале

Эмоциональное воздействие педагога

Слабая речевая деятельность учащихся

Возможность обеспечения массового обучения при минимальных ресурсах

Отсутствие самостоятельности, пассивность учащихся

 
Основной недостаток традиционного урока – пассивность учеников, нахождение их в роли объектов обучения. ФГОС ориентирует на становление личностных характеристик ученика, активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества. Особо актуальной представляется позиция  Герберта Спенсера: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Сквозь призму традиционных подходов эта цель представляется труднодостижимой. 
Системообразующая составляющая стандартов – требования к результатам освоения основной образовательной программы. При этом существенно изменилось содержательное наполнение понятия «результат». Традиционная его трактовка: основная задача школы – дать прочные знания. ФГОС поставил новые акценты: не  передача суммы знаний, а развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Как же получить новый образовательный результат?  
Качество образования зависит, прежде всего, от профессионализма учителя. Сегодня ему необходимо помочь осознать новые задачи, среди которых главной является организация активной учебной деятельности обучающихся. Очень важно, чтобы учитель поддерживал познавательную инициативу ученика и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Это непростая задача, поскольку необходимо обновить не только методику работы, но и устоявшиеся взгляды людей, имеющих профессиональный опыт и убежденных, что они знают, как надо учить.
 Важной частью занятия является работа не столько по ознакомлению учителя с изменениями в его деятельности, сколько освоение способов реализации этих изменений в практике:
‒ фиксация планируемых результатов в рабочей программе; изменение методов контроля достижения планируемых результатов; введение новых  форм и методов оценки результатов, имеющих накопительный характер; освоение и активное применение формирующего  оценивания;
‒  реализация программ: формирования УУД обучающихся, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, укрепления здоровья обучающихся; 
‒ применение образовательных технологий деятельностного типа, в числе которых: проектные методы; обучение на основе учебных ситуаций и др.;
‒ организация коллективно-распределенной учебной деятельности;
‒ создание комфортной развивающей образовательной среды, объединяющей учебные кабинеты и пространства для внеурочной деятельности.
Каждая из обозначенных позиций может служить в дальнейшем темой для организации проблемной групповой работы педагогов.
Содержание занятие основано на ключевом постулате: «Спроектировать современный урок означает четко сформулировать его цель и детально описать процесс её достижения».
В ходе совместно-распределенной деятельности (групповой работы) педагоги конструируют простые, понятные «Основные правила урока»:
‒ приоритет познавательной самостоятельности обучающихся (организация учебной деятельности с различными источниками информации);
‒ приоритет развития способов действия (главное ‒ формирование у ученика УУД, знаниевая составляющая не является ведущей); 
‒ организация деятельности учащихся на уроке (целенаправленный  процесс, имеющий образовательный результат; процесс нельзя назвать деятельностью если не достигнут  результат);
‒ создание доброжелательной, рабочей, творческой атмосферы (обучение как активный труд, а не скучное времяпровождение);
‒ смена видов деятельности учащихся как основа здоровьесбережения (оптимальное сочетание методов и приёмов обучения);
‒ поддержание оптимального темпа и ритма урока (ученики успевают за темпом учителя, никто не отстал и не получил отрицательный результат – нет снижения мотивации и интереса).
Следующий этап занятия – педагогическое проектирование – разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Внимание концентрируется на разработке учебных ситуаций ‒ особых единиц учебного процесса, в которых под руководством учителя учащиеся определяют предмет своего действия, ставят цели своей деятельности и планируют ее. 
В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика. Динамичность является главным требованием, предъявляемым к структуре современного урока. Например, примерная структура урока освоения (открытия) нового знания включает в себя следующие этапы: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности; актуализация и пробное учебное действие; выявление затруднения и его причины; построение и реализация проекта выхода из затруднения; закрепление; самостоятельная работа; самопроверка по эталону; включение в систему знаний и повторение; рефлексия учебной деятельности.
Каждый этап урока выстраиваем по схеме: постановка учебного задания ‒ деятельность обучающихся по его выполнению ‒ подведение итога деятельности ‒ контроль процесса и степени выполнения ‒ рефлексия. 
Важной содержательной составляющей занятия является формулирование проектных характеристик урока с позиции противопоставления: «соответствует ‒ не соответствует сути деятельностного подхода». Результат этой работы целесообразно представить в виде обобщения, сконструированного по результатам индивидуальной, парной или групповой работы:
 

ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА

СООТВЕТСТВУЕТ

НЕ СООТВЕТСТВУЕТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ ПОДХОДУ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

В целеполагании принимают участие обучающиеся

Цели не ставятся или ставятся учителем

Обучающиеся осознают ведущую цель деятельности: усвоение способов действий для выполнения задания

Обучающиеся не осознают цели своей деятельности, не понимают способов действий по выполнению задания

Перед обучающимися ставятся учебные задачи

Перед обучающимися ставятся конкретно-предметные задачи

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание урока предусматривает реализацию компетентностного подхода

Содержание урока построено без учета компетентностного подхода

Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях

Отсутствует связь обучения с жизнью

Используются как предметные задания, так и задания, связанные с применением знаний для решения практических задач  (компетентностные задачи)

Используются только задания предметного характера

В содержании урока представлены не только знания, но и опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру

В содержании урока представлены в основном знания, умения и навыки

На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации

На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации

Задания направлены на достижение не только предметных знаний, умений и навыков, но и метапредметных результатов (формирование УУД)

Задания носят преимущественно предметный характер (направлены на формирование предметных знаний, умений, навыков)

Задания являются развивающими, т.е. кроме решения дидактической задачи направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции (или на решение другой задачи развития учащихся)

Упражнения обучающего характера отделены от заданий развивающего характера, которые даются как дополнительный материал, являются необязательными для выполнения

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский).

Организована поисковая, исследовательская деятельность обучающихся

Преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность обучающихся носит  репродуктивный характер

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.)

Преобладает использование образной наглядности (изображений, иллюстраций и т.п.)

Обучающиеся активно привлекаются к созданию знаково-символических моделей

Пособия в знаково-символической форме предлагаются обучающимся в готовом виде

Используемая наглядность функциональна, используется для решения определенной учебно-практической задачи

Наглядность является средством привлечения внимания, не выполняет дидактическую функцию

ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Используется оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой работы, работы  в парах и микрогруппах

Преобладает фронтальная форма работы

Используется индивидуальная самостоятельная работа учащихся

Задания для самостоятельной работы являются одинаковыми для всех

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества

Взаимодействие строится в форме руководства и подчинения

Стиль общения является гибким, при этом преобладает демократический стиль общения

Преобладает авторитарный стиль общения

Общение носит неформальный характер

Общение является формальным

Ученик является субъектом учебной деятельности, он демонстрирует познавательную активность

Ученик является объектом педагогических воздействий со стороны учителя, он демонстрирует внешнюю активность

Обучающиеся инициативны и активны в построении совместных с учителем и сверстниками действий

Большую активность проявляет учитель. Дети пассивны в построении совместных с учителем действий

Организуется взаимодействие обучающихся друг с другом

Преобладает взаимодействие обучающихся  с учителем

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА. ДИАГНОСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Используется содержательное оценивание учебных достижений

Используется только отметка (балл или символ)

Применяются приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Учащиеся осваивают способы определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею»

Контролирует и оценивает учитель

Учебный процесс носит рефлексивный характер

Рефлексивная оценка своей деятельности учащимися отсутствует

Механизмом управления является создание атмосферы увлеченности учебно-познавательной деятельностью и творчества. Функции отметки как регулятора учебного процесса утрачиваются

Контроль и оценка со стороны учителя являются основой построения взаимоотношений педагога и детей на уроке, средством управления учением и поведением обучающихся

Поощрение познавательной активности и самостоятельности. Дисциплина является результатом включения обучающихся в деятельность. Правила учебного поведения принимаются в открытом обсуждении

Принуждение школьников быть ответственными, соблюдать дисциплину. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий

Учитель проводит не только предметную, но и комплексную диагностику, позволяющую оценить достижение предметных и метапредметных результатов

Учитель проводит только предметную диагностику

 
Занятие завершает индивидуальная рефлексия. 
Педагогам предлагается выразить личную профессиональную позицию – записать комментарий к утверждению Джона Дьюи: «Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра».
Проведение занятий по проектированию урока в соответствии с требованиями ФГОС по предложенному алгоритму позволяет получить и постоянно обновлять коллективный профессиональный продукт – методическую памятку «Проектируем идеальный урок». В постулаты «идеального» урока педагоги включили: «Приоритет самостоятельности обучающихся»; «Мало знать, надо уметь»; «Главное – научить ребёнка способам деятельности – как делать»; «Если ученик знает, как это сделать и где взять нужную информацию, то он сделает это самостоятельно»; «Хорошо организованный урок  –  это урок, на который хочется вернуться»; «Максимум творчества и сотворчества»; «Да будет здоровьесбережение!»; «Учитель – не информатор, а организатор!» и др. 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Проектируем урок в соответствии с требованиями ФГОС