- Подробности
- Просмотров: 309
Белоусова Клавдия Александровна,
учитель ГБОУ СОШ № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Преподавание финансовой грамотности как инструмент формирования субъектной позиции школьника в процессе дистанционного обучения
Понимание(предметные УУД) означает присвоение знания, оно происходит, когда учащийся связывает новое знание с тем, что уже освоено. Как показывает практика, такую процедуру позволяют осуществить приёмы технологии развития критического мышления «Инсёрт», «Бортовой журнал», «Кластер» [5, c.31-42]. Эти приёмы оказываются ещё более действенными, если работают на актуальном для школьников материале. На первых этапах моей работы по преподаванию финансовой грамотности я организовывала онлайн уроки Банка России по финансовой грамотности для старшеклассников. Эти темы, как оказалось, волнуют современных подростков, они искренне стремятся стать успешными в финансовых вопросах, активно участвуют в обсуждении и на начало урока по многим темам у них есть своё ярко выраженное мнение, которым они стремятся поделиться. Именно этот, уже существующий, выращенный обществом, живой интерес и позволяет финансовой грамотности стать благодатной почвой для формирования субъектной позиции школьников. И именно на уроках финансовой грамотности у обучающихся достаточно знаний, к которым можно «привязать» новое.
Коммуникация (коммуникативные УУД)строится на принципах симметричности, то есть на взаимном уважении, принятии права на точку зрения, ошибку обучающегося, готовности поддержать и направить его. Для того, чтобы у обучающегося сформировалась субъектная позиция, учитель должен искренне её признать. Обучающиеся очень удивляются, когда учитель интересуется их точкой зрения, пытается её понять, они чутко отзываются на такое поведение учителя. В этом помогает «активное слушание» [1, c. 62-75]. В психологии это способ коммуникации в котором собеседники обращают внимание на мысли и чувства друг друга, оно строится на я-высказываниях (реплики, начинающиеся с местоимения «я»), уточнении смысла высказываний другого. На практике освоение принципов такой коммуникации происходит на примере беседы с учителем, а также при работе в малых группах (до 5 человек). Обсуждение кейсов вовлекает обучающихся в процесс поиска формулировки и решения проблемы. Правила коммуникации в этом случае должны быть сформулированы и приняты совместно с обучающимися, что обуславливает принятие и исполнение ими этих правил.
При изучении курса «Обществознание» обучающимся предоставляются материалы о принципах функционирования общества в четырех сферах его жизни. Школьникам сложно связать этот материал (состоящий из абстрактных понятий и узкоспециализированных терминов, классификаций и социальных норм) с их жизненным опытом. Одной из важных задач, стоящих перед учителем, является создание этой связки «обыденное-научное» описание мира. Технология кейсов [2, c. 137-161] является незаменимым инструментом в этом случае, так как обучающимся предлагается при помощи обществоведческого материала описать жизненную ситуацию. Возможен и обратный сценарий, когда обучающиеся сами составляют кейс. И вот если связь «обыденное-научное» сформирована, у них это получается.
Проектирование (регулятивные УУД)подразумевает под собой организацию учебно-познавательной деятельности самими обучающимися. С этой целью используются приёмы технологии проектной деятельности [4, c.30-41] (составление плана изучения темы, распределение времени, постановка цели и задач). Ключевое условие при формировании процесса проектирования – это возможность обучающихся по-настоящему влиять на то, что происходит на уроке. Например, если я провожу опрос в Google-форме о самых трудных вопросах курса «Обществознание» накануне занятия по подготовке к ОГЭ, то на уроке я опираюсь на результаты опроса и показываю их на слайдах, чтобы дети видели, что это они сформировали план повторения. Подобное делегирование ответственности является необходимым условием формирования субъектной позиции. Когда обучающийся принимает какое-либо решение в процессе проектирования своей учебно-познавательной деятельности, а учитель говорит, что это неправильно и нужно переделать, обдумать ещё раз и навязывает свой план, обучающийся не приобретает навыка планирования. Следует дать ему возможность проверить свою гипотезу.
Рефлексия (личностные УУД) означает осмысление пройденного на занятии материала, оценка его значимости для обучающегося. Это процесс поиска места изученного на уроке материала в системе ценностей школьника. Необходимым условием организации этого процесса является беседа. Я верю, что если обучающийся обсуждает какой-то ценностно-смысловой вопрос со значимым взрослым, человеком, обладающим авторитетом, даже если в данный момент этот обучающийся высказывает противоположную точку зрения, а взрослый мудро не осудит её, а сумеет оставить открытым вопрос, со временем подросток (или уже взрослый человек) придёт к верному ценностному осмыслению проблемы.
В качестве примера организации дистанционного урока по финансовой грамотности приведу свой авторский урок. Кейсы урока также являются авторскими поэтому ниже я не даю ссылок.
Урок начинается с обсуждения цитаты Джонатана Свифта (этап мотивации), что позволяет учителю обратиться к ценностным основам финансовой культуры и обращает внимание обучающихся на прикладной характер финансов. Обучающиеся проявляют высокий интерес к финансовым темам на уроках. Во многом, этот интерес обусловлен тем, что в системе ценностей современных подростков деньги занимают лидирующую позицию. Однако, одной из ключевых задач учителя на уроке по финансовой грамотности представляется формирование у обучающихся понимания того, что деньги являются ресурсом, средством удовлетворения потребностей человека, а не самоцелью. При таком подходе участник экономической деятельности управляет своими финансами наиболее эффективно.
На втором этапе урока (этап целеполагания) используется приём погружения обучающихся в среду коммерческого банка, им предлагается рассмотреть табло аппарата при входе, на котором перечислены возможные услуги. Обучающиеся определяют перечень доступных им услуг в соответствии с их возрастом. Доступные опции: вклады и банковские карты. Такое задание позволяет вовлечь школьников в тему урока. Вместо работы в среде реального банка можно организовать работу с Интернет-банком. В возрасте 14 лет у многих обучающихся уже есть свои банковские карты и может быть установлено соответствующее приложение на смартфоне.
На третьем этапе урока (этап освоения нового материала) учитель в форме беседы объясняет обучающимся стратегии использования таких банковских услуг, как вклады и карты. Обучающиеся вовлечены на этом этапе во взаимодействие с учителем.
На четвёртом этапе урока (этап закрепления) обучающиеся работают в группах в залах Zoom. В основе урока лежит деятельностный подход, который удаётся реализовать при помощи технологии кейсов. Для работы с кейсами учащиеся делятся на группы и решают задания в процессе их обсуждения. Этот элемент урока позволяет формировать у учащихся коммуникативные навыки и в условиях изоляции обеспечивает общение со сверстниками. В ходе работы с кейсами обучающиеся обращаются к сайтам банков, получают доступ к информации об услугах банков. Важно отметить, что преподавание финансовой грамотности имеет явный практикоориентированный характер.
На пятом этапе (этап рефлексии) учащиеся представляют результаты работы в группах, делятся впечатлениями от проделанной работы, описывают трудности, с которыми столкнулись во время работы.
В процессе дистанционного обучения важна обратная связь, которую лучше получать при включённых камерах учеников, что снижает психологическую нагрузку на учителя. Но, как показывает практика, учащиеся неохотно включают камеры на своих девайсах. Это не всегда связано с нежеланием работать, зачастую причина кроется в стеснении, неуверенности в успехе выступления, поэтому возможно также использовать только микрофон и чат. Для выработки привычки включать камеру во время занятий целесообразно создавать позитивную атмосферу урока, поощрять тех, кто использует камеры делиться своими переживаниями при проведении первых дистанционных уроков.
Список использованной литературы
1) Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер.- М. : Астрель, 2007. – 238 с.
2) Даутова О.Б. Педагогические технологии для старшей школы в условиях цифровизации современного образования: Учебно-методическое пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. – СПб.: КАРО, 2020. – 176 с.
3) Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС / О.Б. Даутова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2016. – 184 с.
4) Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 176 с.
5) Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Приложение №1
Урок по теме «Банковские услуги для вас»
Урок предназначен для обучающихся 8-9 классов и может быть организован в рамках изучения раздела «Экономика» в курсе «Обществознание» или как одно из занятий по подготовке к ОГЭ по обществознанию.
Цель урока: подготовить обучающихся к эффективной экономической деятельности в роли потребителя банковских услуг.
Задачи урока. Предметные:
- сформировать представление о банковских услугах, доступных подросткам;
- познакомить с алгоритмом использования банковских услуг;
- привести примеры действий мошенников в отношении владельцев банковских карт;
- смоделировать ситуации выбора типа банковского депозита, отвечающего потребностям вкладчика;
- сформировать ответственное отношение к распоряжению финансами;
Метапредметные:
- погрузить обучающихся в ситуацию, когда возникает необходимость контролировать эмоции и принимать рациональное экономическое решение;
- формировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Личностные:
- создать условия для освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе экономической образовательной деятельности;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики.
Для проведения урока потребуется:компьютер, веб-камера, микрофон, компьютерная мышь или графический планшет. ПО: ZOOM, Google-формы, Google-документы. (На компьютере следует установить программу ZOOM, завести в ней аккаунт, запланировать конференцию, пригласить участников. Также, в приложении Google-документы нужно создать файлы для кейсов, в которых будут работать обучающиеся. Приложение Google-документ позволяет редактировать текст одновременно нескольким пользователям. По окончании урока обучающимся будет предложено заполнить анкету обратной связи).
Ход урока
I. Организационный этап (2 минуты) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Приветствует обучающихся, проверяет качество соединения, просит участников урока дать обратную связь, сопровождает устранение неполадок, озвучивает тему урока |
Пишут в чат о том, видят ли, слышат ли учителя, устраняют неполадки при необходимости, настраиваются на работу |
II. Мотивационный этап (2 минуты) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Предлагает порассуждать о смысле высказывания Джонатана Свифта, спрашивает об актуальности цитаты в настоящее время, о том, какие аргументы можно привести в подтверждение высказывания, предлагает опереться в аргументации на примеры современной общественной жизни, читает вслух ответы в чате, реагирует на них. |
Рассуждают, озвучивают или описывают в чате аргументы с опорой на примеры из повседневной жизни |
III. Знакомство с теорией (8 минут)
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Рассказывает, как проходит посещение банка, предлагает рассмотреть электронную очередь и выбрать опции, доступные подросткам, объяснить причину такого выбора, обводит при помощи инструментов комментирования план материала для изучения↓↓ |
Представляют себе посещение банка, знакомятся со списком услуг, выбирают позиции «вклады» и «банковские карты» |
Спрашивает, с какого возраста можно пользоваться картами, у кого они уже оформлены |
Отвечают в чате, что карты выдаются с 14 лет, ставят «+» или «-« при ответе на второй вопрос |
В форме вопрос-ответ описывает лицевую и оборотную стороны карты, обводит разбираемые элементы на слайде, спрашивает о том, какие из позиций следует держать в тайне |
Рассуждают, опираясь на свой опыт, отвечают в чате или голосом на вопросы учителя |
Спрашивает о том, для чего нужна карта, почему она удобна в использовании, переходит ко второй услуге – депозитам. Рассказывает о личном капитале, его составных частях. Узнает у обучающихся, на что бы они могли накопить деньги, и к какому элементу личного капитала такое накопление можно отнести. Читает вслух ответы обучающихся, реагирует на них. Перечисляет и описывает характеристики вкладов. |
Рассуждают, отвечают с опорой на свой опыт на вопросы учителя; узнают о личном капитале; осознают свои текущие потребности, определяют приоритетные, пишут о них в чат. Узнают об основных характеристиках вкладов, определяют для себя предпочтительные характеристики. |
IV. Подготовка к работе с кейсами, осуществление выбора темы для работы (3 минуты)
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Рассказывает о последовательности работы с кейсами, приводит примеры проблемы, предлагает обучающимся привести примеры из личного опыта. Предлагает выбор темы кейса для работы. Распределяет обучающихся по залам в соответствии с их выбором для работы в группах. |
Вспоминают, как работать с кейсом, приводят примеры проблем с опорой на свой социальный опыт, выбирают тему работы в группах, расходятся по залам. |
V. Работа в залах ZOOM(7 минут) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Отправляет в чаты групп ссылки на Google-документы с кейсами. Переключается между залами, курирует, направляет работу обучающихся. |
Работают с кейсами, записывают все проблемы, которые заметили, выбирают одну, выделяют ее жирным шрифтом, записывают все пришедшие в голову разумные варианты решения проблемы, выбирают три наиболее эффективные. Определяются, кто будет рассказывать о результатах работы. Выходят в общий зал. |
VI. Обсуждение результатов работы (5 минут) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Слушает рассказы обучающихся о проделанной работе, задает вопросы, дополняет ответы |
Рассказывают о ходе работы над кейсами |
VII. Завершающий этап урока (2 минуты) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Подводит итог занятия, предлагает еще раз задуматься над смыслом цитаты, спрашивает, какие новые аргументы в связи с изучением нового материала можно привести в обоснование высказывания, читает вслух ответы, реагирует на них |
Осмысливают новый материал, применяют его в аргументации, записывают ответы в чате |
Озвучивает задание к уроку, размещает ссылку на форму обратной связи в чате, прощается с обучающимися |
Прощаются с учителем, отправляются выполнять задание |
Название вклада |
% ставка |
возможность пополнения |
частичное снятие |
капитализация % |
минимальная сумма |
Зимний город |
4,6 % |
нет |
нет |
выплата % в конце срока вклада |
10.000 |
Стратег |
4% |
есть |
нет |
выплата % в конце срока вклада |
5.000 |
Рантье |
3,9% |
нет |
нет |
ежемесячное получение % |
5.000 |
Управляемый |
2,25% |
есть |
есть |
выплата % в конце срока вклада |
50.000 |
Ваня решил воспользоваться вкладом «Стратег». Он идет в банк, чтобы открыть депозит.