Дорофеева Наталья Федоровна

учитель информатики ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II

«Передача информации. Как передавали информацию в прошлом»

(план-конспект урока информатики в 5 классе)

[Скачать]

УМК: Учебник по информатике для 5 класса, авторов Л.Л. Босова, Босова А.Ю. «Информатика» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 
Рабочая тетрадь для 5 класса, авторы Л.Л. Босова, Босова А.Б. « Информатика» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Раздел: Информация вокруг нас.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
Образовательная: способствовать формированию и закреплению понятий: «источник информации», «приемник информации», «информационный канал». Рассмотреть способы передачи информации.
Развивающая: 
- оказать помощь учащимся в осознании социальной и практической значимости учебного материала;
- создание условий для развития у школьников умений анализировать, обобщать.
Воспитательная: формировать опыт сотрудничества учащихся в процессе групповой самостоятельной работы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование к уроку: проектор, компьютер, дидактические материалы для организации групповой работы школьников.
Интегративные связи: межпредметные с историей, литературой, окружающим миром.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации;
метапредметные – понимание единой сущности процесса передачи информации;
личностные – понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
 
     
 
 
Содержание учебного материала урока и этапы урока
с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводная часть

1.         Организационный момент.

Продолжительность  1 минута

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт рабочий настрой на урок. Распределение обучаемых по рабочим местам.

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке.

Основная часть

2.             Актуализация знаний и целеполагание. Продолжительность 2 минуты.

 

Предлагает вспомнить учащимся, какие  приёмы передачи информации вы знаете?

Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?

 

Варианты ответов учеников: разговор по телефону, отправка писем, сообщений и.т.д.

Осознание и формулировка учащимися цели урока.

 

 

3.             Повторение ранее изученного материала. Презентация к уроку.

Продолжительность 8 минут.

 

 

Слайды презентации №№3 -4.

Учитель предлагает детям, играя в «Викторину», закрепить ранее полученные знания по теме «Информация» (групповая работа: дети делятся на 2 команды и участники каждой команды по очереди отвечают на предложенные вопросы).

Также дети выполняют следующие задания: поиск среди предложенных вариантов носителей информации (работа с компьютером в программе PAINT).

 

Думают, анализируют, дают ответы. Работа в группах.

 

 

 

 

 

Работа с компьютером. Оценивание работы соседа по критериям из презентации.

 

 

 

4.    Изучение нового материала и первичное закрепление. Продолжительность 23 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка. Продолжительность 1 минута.

 

Слайды презентации №№6-8.

Учитель объясняет учащимся, что средствами получения и передачи информации могут быть биологические (органы чувств)  и технические информационные каналы (телефон, радио, телевизор, Интернет и другое).

 

 

Слайды презентации №№ 9-11.

 

Далее вводятся понятия «источник информации», «приёмник информации» и «информационный канал».

Детям предлагается выбрать из трёх вариантов  каждого понятия более точный.

Источник информации – это объект, процесс, явление, событие,

что сообщает информацию.

Приёмник информации - объект, который принимает информацию.

Информационный канал -средство для перемещения информации от источника к приёмнику информации.

Учитель предлагает детям в группах записать примеры источников, приёмников информации и информационных каналов.

 

 

 

 

 

 

Слайд презентации № 12.

Учитель предлагает детям в парах заполнить схему передачи информации.

 

Затем учитель показывает на экране верную схему.

 

Слайд презентации № 13.

 

 

Слайды презентации №№ 14 -20 .

Вопрос учителя:Какие сегодня вы используете средства передачи информации?

Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми средствами передачи информации.

Схема «Современные средства передачи информации».

1.      Телеграф.

2.      Телефон.

3.      Радио.

4.      Телевизор.

5.      Спутниковая связь.

6.      Интернет.

Нажимая на гиперссылки, учитель просматривает с детьми изображения и резюмирует ответы учеников.

 

Слушают. Просмотр слайдов презентации. Работа в  группах. Заполнение таблицы. Взаимопроверка друг друга.

 

 

Просматривают слайд с вариантами ответов, прочитывают каждый из них и делают выводы.

Анализируют, дают ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение в группах. Записывают примеры источников, приёмников информации и информационных каналов на листочках.

 

Работа над схемой на  листочках.

Проверяют свою работу и делают исправления.

 

 

Выполняют зарядку, повторяя за учителем.

 

Предполагаемые ответы учеников: 

Интернет, телевизор, радио, телефон.

 

 

Ребята, которые готовили сообщения,  рассказывают об истории создания перечисленных выше современных средств передачи информации.

Просмотр слайдов презентации.

 

 

5. Закрепление учебного материала. Продолжительность проведения 5 минут.

Слайды презентации № 21, 22.

Теперь давайте мы проверим как вы усвоили тему нашего урока. Для этого поучаствуем в викторине, которая находится по адресу: http://LearningApps.org/view1147734.

Детям дается задание: определить источник и приёмник информации.

Ученики работают с интерактивным сервисом learningapps.org. Думают, отвечают на вопросы. Самооценка выполненной работы по критериям из презентации.

 

 

 

 

Подведение итогов занятия.

 6. Рефлексия. Продолжительность 2 минуты.

 

Слайд презентации №23.

 

Ученики выражают своё мнение об уроке в виде смайликов в графическом редакторе.

7. Подведение итогов урока.

Продолжительность 2 минуты.

Обобщение полученных результатов. Выводы о достижении целей. Ответы на вопросы обучаемых. Выставление оценок.

Учащиеся подводят итоги своей работы и озвучивают результаты.

8. Домашнее задание. Продолжительность 1 минута.

Учитель сообщает о домашнем задании. Ребята получают конспект урока с домашним заданием.

На выбор:

1)      §6 прочитать. В тетради №70, №72, №74.

2)      Прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и зарисовать встречающиеся в ней схемы передачи информации.

3)      Придумать побольше пар источник – приёмник информации, указать информационный канал.

Слайд презентации №24.

 

Уносят конспекты с собой.

 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Передача информации