- Подробности
- Просмотров: 398
Ерюшева Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы
школы 436 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Педагогическая мастерская как средство
развития личности учащихся
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Одной из таких технологий, проводимых в петербургских школах уже около 30 лет, но получивших особую популярность с введением ФГОС, стали педагогические мастерские.
Педагогическая мастерская «Рождество»
Цель: создать условия для
-освоения нравственно-ценностных категорий «доброта, милосердие, сострадание»;
- открытия новых знаний – знакомство с жанром «рождественские («святочные») рассказы» и с его особенностями;
-актуализации и осознания личностного опыта;
- развития умения совместно работать в группе;
- овладения коммуникативными умениями;
- расширения словарного запаса;
- развития речи;
- развития творчества;
- воспитания активного интереса к чтению литературных произведений;
- осознания учащимися этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,
- развития эмоционально-ценностной сферы.
Организация пространства: группы – 5 (6) человек.
Оборудование: конверты, фигурки: ель, свеча, звезда, колокольчик, ангел (резерв: рождественский сапожок); листы (для творческого задания), мешочек (или рождественский сапожок) для «желаний»), карточки (приложения 1 и 2).
Время проведения: 1,5 часа.
Перед началом работы учащимся дается памятка:
- в мастерской все участники равны;
- мастерская предполагает свободу действий при выполнении задания;
- мастерская отдает предпочтение диалогу, а не спору;
- все участники группы должны видеть лица друг друга;
- ценно мнение каждого участника, принято выслушивать высказывания всех, никто не демонстрирует своего неудовольствия;
- замечания высказываются в корректной форме, доброжелательным тоном;
- оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Алгоритм
1. Групповая социализация
Участники делятся на 5(6) групп. В каждой группе по 5(6) человек.
- Ребята, на ваших столах лежат секретные конверты. Раскройте их. (В них лежат фигурки: колокольчик, свеча, звезда, ель, ангел, резерв - сапожок).
2. Индукция
- Подумайте и скажите, что связывает все эти фигурки? (Обсуждение в группе).
3. Межгрупповая социализация
Выслушиваются ответы.
4. Групповая социализация
- Выберите из всех фигурок ту, которая вам наиболее понравилась. Объединитесь в новые группы по своим фигуркам.
- Подумайте, каково происхождение вашего символа-фигурки и ее значение для праздника Рождества. (Обсуждение в группе).
5. Дедукция
- Откройте конверты с информацией о вашей фигурке и сравните с той гипотезой, какую выдвигала ваша группа.
Знакомство со словарными статьями (Приложение 1. Словарная статья совпадает с фигуркой группы).
6. Групповая социализация
- Объединитесь в свои первоначальные группы и поделитесь информацией о фигурке-символе. (Обмен информацией в группе).
7. Индукция
- Мы сегодня говорим о Рождестве не случайно. Знаете ли вы, ребята, что в литературе есть такой жанр - «рождественские рассказы»?
- Попробуйте предположить, что это могут быть за рассказы. (Обсуждение в группе).
8. Межгрупповая социализация
(Выслушиваются предположения).
9. «Магистраль знаний»
- Откройте снова «секретные» конверты и узнайте новый секрет (Приложение 2).
10. Работа с текстом.
- Я хочу вас познакомить с одним из таких рассказов. Называется он « У Христа на ёлке», написал его Ф.М.Достоевский – знаменитый русский писатель 19 века. (Возможен вариант : название произведения не дается. Детям нужно будет озаглавить произведение самостоятельно в конце занятия).
Чтение учителем 1 части рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил. Почему я пишу: "кажется", ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя
старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
11.Социоконструкция
- Что же он увидел на улице? Сочините вместе продолжение повествования. (Учащиеся в группе сочиняют продолжение).
12.Межгрупповая социализация.
Выслушивание продолжения рассказа.
13.Учитель читает продолжение:
Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется -- никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь -- господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие -- миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел.
14. Социоконструкция
- Что же там за дверями случилось? Обсудите продолжение рассказа. (Учащиеся в группе сочиняют продолжение).
15. Межгрупповая социализация
Каждая группа читает свой текст.
16. Учитель читает продолжение:
Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, -- вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".
17. Социоконструкция
- Продолжите рассказ. (Обсуждение в группах).
18. Межгрупповая социализация.
Участники читают придуманное продолжение рассказа.
19. Учитель читает продолжение.
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, -- подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,-- совсем как живые!.." И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"
- Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. - Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? - спрашивает он, смеясь и любя их.
- Это "Христова елка", - отвечают они ему. - У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... - И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...
А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, -- то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа -- уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.
20. Индивидуальное осмысление прочитанного
- Откройте вновь секретные конверты. Возьмите свои рождественские фигурки и напишите свои мысли по поводу прочитанного, ваше пожелание.
- А теперь положите в этот волшебный мешочек ваши мысли-пожелания. И пусть случится рождественское чудо: они исполнятся.
21. Рефлексия
(Каждый участник выражает свое мнения).
- Я понял, что в мире должна быть …
- Я задумался о …
Приложение 1
1 карточка
Рождество Иисуса Христоса произошло в Вифлееме. В тот год император велел провести перепись новорожденных. Спаситель Мира появился на свет в хлеву рядом с ослом и волом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – его первые ясли. Пастухам звездной ночью явился Ангел Господень и возвестил Великую Радость: “Мир добрым людям! В Вифлееме родился Спаситель!”.
2 карточка
Ель всегда являлась символом Рождества. Она занимает особо место в традиции православия. Связано это с тем, что Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда волхвы, языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, сообщили о рождении Царя Иудейского, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели. В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке.
3 карточка
Волхвы, жрецы, мудрецы, однажды увидели на ночном небе новую яркую звезду. Они знали, что она возвещает рождение великого царя. И называться стала это звезда - Вифлеемская звезда. Она занимает особое место. Это важный символ Рождества. Это та звезда, которая привела волхвов, языческих жрецов, осуществлявших богослужения, к колыбели новорождённого Иисуса. Шли они с дарами для младенца в ночи, а лучи этого небесного чуда указали путь до места рождения Спасителя.
4 карточка
Колокольчики в дохристианский период, по поверью, изгоняли стужу, холод и злых духов. В христианский период они напоминали о возвещении Рождения Господа. Колокольчики были в руках пастухов, которые первыми пришли поприветствовать рожденного младенца – Сына Божьего.
5 карточка
Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова. Свечи в Рождество считаются атрибутом тепла и света, и они так необходимы в зимние холодные дни. С давних времен свечи являлись символом значимости Иисуса, привносящего надежду на будущее и веру в себя. Во многих странах они зажигаются в Рождество как символ победы света над тьмой.
Резерв: 6 карточка
В Европе, а теперь и в России, принято развешивать (рождественские) сапожки. Этот атрибут связан с именем Николая Чудотворца. Святой не зря назван Чудотворцом, так как он совершал чудо неожиданно. Помогал Угодник добрым людям. Однажды он услышал о трёх добрых сестрах, живших на конце небольшого городка в бедном жилище. Они обнищали так, что должны были умереть с голоду. Святой явился к бедняжкам ночью и бросил через дымоход три слитка золота, и, чтобы золото не попало в печь, Николай прицелился так, что слитки попали в носки девушек, которые сушились возле печки. Эти носки, или сапожки, чулки, принято теперь развешивать в ночь на Рождество у печи, камина.
Приложение 2
«Рождественский» («святочный») - литературный жанр.
Имеет особенности:
- тема: календарный праздник - от Рождества до Крещения.
- герои: в основном, дети; участие их в сюжете обязательно.
- фантастика, чудо.
- светлый и радостный финал.
- мораль.
Литература:
1. Белова И.С. Школа педагогического мастерства // Волгоград: Учитель, 2009.
2. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: диссертация. – СПб, 2000. «Просвещение». 2013.
3. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: работаем по новым стандартам. Москва. «Просвещение». 2013.
4. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская?// И.А. Мухина, Т.Я. Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПб ГУМП, 2002.
5. Галина КОЗЛОВА. Своеобразие жанра рождественского и святочного рассказа в
западноевропейской и русской литературе // Парус – 6. — 2013. — № 26.