- Подробности
- Просмотров: 336
Долинская Елена Михайловна,
учитель музыки ГОУ школы № 429 им. М.Ю. Малофеева Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«От урока музыки к музыкальному спектаклю»
XXI век – время перемен, новых свершений и достижений. Современное образование, двигаясь в ногу со временем, следует современным веяниям и ставит новые цели и задачи, предлагая инновационные формы, приемы для их реализации. В течение последних лет наметились основные векторы развития: адаптивное обучение, цифровизация, геймификация, STEAM-образование. Однако важно помнить, что развитие образования тесно связано с основными направлениями развития государства и общества, которые выдвигают серьезные задачи в вопросе воспитания нового поколения. Особое значение уделяется вопросам патриотической и гражданственной направленности, укреплений ценностей семьи, «бережному отношению к культурному наследию и традициям многонационального народа».
Как реализовать поставленные задачи и вместе с тем повысить мотивацию учащихся? Поиск и внедрение инновационных форм деятельности как средство сохранения национального культурно-генетического кода стало целью методической разработки «От урока музыки к музыкальному спектаклю».
Урок музыки предоставляет широкие возможности для реализации цели разработки, так как темы семьи, патриотизма и культурного наследия являются сквозными и проходят через весь изучаемый курс.
Структура методической разработки включает в себя:
содержательную часть, описывающую особенности работы;
Конструктор видов деятельности, имеющий опоясывающую структуру и поступательное движение от элементов урочной деятельности к конечному продукту внеурочной деятельности;
Конструктор универсальных учебных действий, объединяющий спектр навыков и различного рода действий, которыми должны овладеть учащиеся по окончанию школы и позволяющий выбирать критерии при составлении урочных и внеурочных занятий по дефицитарному признаку.
Ведущей была выбрана театрализованная деятельность. Следует отметить, что театрализация, драматизация, инсценирование всегда применялись на уроках гуманитарного цикла. Урок музыки дает возможность озвучить и наполнить более глубоким эмоциональным и осознанным переживанием. Как показывает практика, театрализованная деятельность – один из эффективных способов организации взаимодействия с детьми, мощный инструмент повышения мотивации учащихся к освоению программного материала, так как большинство детей проявляют интерес к сцене. Череда сменяющихся образов, сюжетов, перевоплощение в разных героев, возможность попробовать себя в разных ролях позволяет разглядеть потенциал учащихся. Каждый имеет возможность проявить себя, выбирая ту роль, которая ему ближе: роль актера, исполнителя, певца, режиссера, костюмера, декоратора и т.д.
Работа по данному направлению осуществляется в соответствии с введенными образовательными стандартами и на сегодняшний день охватывает все уровни образования школы. С включением тематических блоков уроков музыки во внеурочную деятельность появилась возможность создания целостных композиций, театра песни.
Ведущей деятельностью младших школьников продолжает оставаться игра. Именно поэтому учебный материал подается через игровые технологии с использованием элементов театрализации, что превращает обучение в интересный и увлекательный процесс. При разработке сценария урока применяются различные формы сюжетно-ролевых игр, импровизации и инсценирования (см. Конструктор, Приложение 1).
В начальной школе это могут быть следующие творческие задания: пропеть тему музыкального произведения в образе героя, передать через движения характер героя, пластическое интонирование, изобразить мимикой состояние героя, выразить посредством пантомимы содержание музыкального произведения, изобразить игру на музыкальном инструменте, инсценирование песни или музыкального произведения, сюжетно-ролевые игры, вокальные импровизации (например, на основе фольклора).
Начиная с начальной школы, внеурочная деятельность становится продолжением работы в данном направлении. И реализуется в программе «Мир глазами детей», которая направлена не только на развитие творческих и музыкальных способностей детей, но и на решение первостепенных задач программы воспитания. Ведущими темами курса являются темы патриотизма, семьи и сохранения культурного наследия страны. Используемые нетрадиционные формы проведения внеурочных занятий (такие, как квест, круглый стол, фестивали, конкурсы и викторины, музыкальные гостиные, соревнования, проекты) повышают познавательный интерес учащихся, в результате чего изучаемые темы становятся для учащихся лично значимым событием. Театрализация остается ведущим видом деятельности. Инсценированные, «зримые» песни патриотического содержания, а также раскрывающие семейные и культурные ценности становятся итогом работы с младшими школьниками. Лучшие творческие работы и проекты учащиеся представляют на конкурсах, концертах, фестивалях как школьного, районного, так и городского уровней.
Для учащихся основного общего уровня образования выбранное направление деятельности продолжает занимать лидирующее положение. Несмотря на то, что задания усложняются, интерес к театрализованной деятельности не только сохраняется, но и продолжает расти. Однако акцент смещается с отдельных концертных номеров в сторону небольших самостоятельных музыкальных спектаклей, музыкально-литературных композиций, что во многом обусловлено темами изучаемого предмета. Анализ тематического наполнения курса демонстрирует, что большое значение уделяется теме музыкального театра. Именно поэтому особенно важным является погружение в мир реального театра через просмотр спектаклей, экскурсий, творческих встреч, которые приобретают форму беседы, дискуссии, дебатов, круглого стола, открытой студии, форсайт-сессии.
Следует отметить, что 5-6 классы – оптимальное время для того, чтобы учащиеся попробовали свои силы и раскрыли свои способности, обучаясь в различных кружках и секциях школы. Используемые формы работы предоставляют ребенку проявить и реализовать свои творческие возможности через театрализацию. Получив в начальной школе первоначальные представления и имея в своем арсенале навыки участия в театрализованной деятельности, учащиеся школы осознано подходят к участию в различных формах музыкально-театрализованной деятельности. Виды деятельности усложняются и складываются в целостные музыкально-литературные композиции, камерные спектакли, музыкальные театральные миниатюры. Именно в данной возрастной группе учащимся предоставляется возможность попробовать себя в новом качестве: музыкального критика, сценариста, художника-оформителя, звукорежиссера, видеоинженера, декоратора, костюмера, оператора. В рамках реализации разработки происходит первичная профессиональная ориентация через встречи с представителями мира искусства, через погружение в разные функциональные роли.
Методическая разработка представляет собой комплекс педагогических приемов и технологий:
геймификация (вариант игры «Alias» (отгадывание музыкальных терминов, понятий, жанров, названий произведений и пр.), пантомимические этюды (н., «Изобрази оркестр»);
сторителлинг (история, сюжет которой переплетается с учебным курсом и постепенно развивается по ходу обучения);
проектная деятельность (создание музыкальных открыток, лепбуков на музыкальную тематику, собственно исследовательские проекты, представляемые на ежегодных школьных конференциях («В музыкальном театре», «Музыка великой Победы» и др.), «зримые» песни, создание видеороликов (презентация этапов работы над спектаклем, анонс мероприятий, акции «Твори добро», «День книгодарения» и пр.), мультипликационных фильмов, музыкально-литературных композиций, афиш, плакатов;
квизы (викторины, игры в формате «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», игра «Где логика?»);
кейс-технология (решение проблемных задач, ситуаций, где представлено несколько вариантов выхода; заполнение карточек с либретто оперы или балета, где пропущены имена, страны, место действия; организация дискуссий по темам, связанным с нравственными категориями («Вечные темы в современных интерпретациях: за и против»), распределение по группам (искусствоведы, музыковеды, историки) с задачей сопоставления музыкальных образов с художественными образами);
проблемное обучение (научный спор, дебаты, моделирование ситуаций, метод импровизаций, метод отождествления);
здоровьесберегающие технологии (вокалотерапия, комплекс дыхательной гимнастики по А.Н.Стрельниковой и фонопедические упражнения по В.В.Емельянову, ритмотерапия (музыкально-ритмические упражнения), цветотерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия).
Учебная задача педагога – раскрыть многогранность музыки как учебного предмета на основе включения элементов театрализованной деятельности. Учебная задача предполагает поиск ответов на вопросы: «Зачем?», «Для какой цели?», «Чего хочу достичь?», связь с современностью и реализуется посредством учебных заданий. Учебные задания подаются через антиципатию и различные виды деятельностного подхода – это способствует формированию универсальных учебных действий (см. Конструктор, Приложение 2).
У старшеклассников, проявляющих особый интерес к театрализованной деятельности, есть возможность заниматься этим вплоть до окончания школы в рамках внеурочной деятельности. Данная возрастная ступень является кульминацией деятельности по данному направлению, так как именно старшеклассники уже обладают необходимыми навыками для создания полноценных спектаклей. Учащиеся 10-11 классов практически самостоятельно работают над подбором сюжетного и музыкального материалов, распределяют между собой функциональные роли. Участниками музыкальных спектаклей становятся учащиеся всех возрастных групп. И старшеклассники выступают в роли кураторов, помогая младшим войти в процесс театрализованной деятельности. Они проводят квесты, интерактивные игры и викторины, театральные игры и упражнения, способствующие быстрой адаптации и раскрепощению. Данный формат взаимодействия старшей школы с младшей является прообразом шефской работы. Ученики, задействованные в театрализованной деятельности, – активные участники Российского Движения Школьников.
Формами работы патриотического направления являются встречи учащихся с хором ветеранов Великой Отечественной войны при Городском Доме Культуры (как следствие ‒ организация совместных концертов), составление музыкальных открыток к Дням Памяти (День Героев, День неизвестного солдата, День полного снятия блокады Ленинграда, День Победы), подготовка и проведение концертов для воинской части в рамках взаимного сотрудничества, организация мероприятий совместно с гражданско-патриотическим движением «Юнармия», участие в районных и городских мероприятиях патриотической направленности (конкурсы, акции, концерты). В рамках учебной деятельности по данному направлению проводятся учебные конференции и разрабатываются исследовательские проекты старшеклассников.
Изучение песенного наследия гражданско-патриотического и духовно-нравственного направления не ограничивается форматом исполнения во время урочной деятельности. Учащиеся становятся создателями (идейными вдохновителями, сценаристами, режиссерами-постановщиками, исполнителями) «зримых» и инсценированных песен, музыкально-литературных композиций, как мини-спектаклей, так и полноценных музыкальных спектаклей в данном направлении.
Выстраивание работы в соответствии с методической разработкой позволяет расширять рамки социального партнерства. Учащиеся школы получают возможность сотрудничать и обмениваться опытом не только с учащимися других школ района, но и с образовательными учреждениями дополнительного образования (ДДТ «Ораниенбаум», Школа искусств им. И.Ф. Стравинского), а также с городскими учреждениями культуры (СПБ ГБКДУ «Ломоносовский городской Дом культуры», Детская школа балета Ильи Кузнецова).
Большое значение в работе уделяется вопросам взаимодействия с семьями учащихся. В период начального обучения родители являются апологетами по формированию культурных ценностей (семейный клуб, Совет отцов, совместные выезды в театры, на экскурсии). На протяжении обучения в школе они выступают полноценными участниками театрализованных представлений, оказывая помощь в изготовлении костюмов, декораций, в решении вопросов логистики.
При возникновении непредвиденных внешних обстоятельств актуален поиск новых форм реализации работы в этом направлении, возможен перенос в дистанционный формат, при этом работа по театрализованной деятельности не теряет своей актуальности. Встречи рекомендуется проводить в онлайн-формате (zoom, DUO, ВКС, Сферум). Задания можно выполнять с использованием цифровых образовательных ресурсов (Padlet, Learningapps, coreapp, Kahoot!). Концертная и конкурсная деятельность представляет собой подготовленные номера в формате видеозаписей, что требует овладение новыми навыками: освоение основами операторского мастерства, видеомонтажа, обработки аудиоматериалов, основами фотографии.
Разработка носит универсальный характер, так как онлайн- и оффлайн-форматы применимы к территориям, значительно удаленным от культурных центров.
Подводя итоги, очевидно, что методическая разработка позволяет решить ряд важных задач: раскрыть творческий потенциал учащегося, приобрести навыки эффективной коммуникации, формирует адекватную самооценку, снимает психоэмоциональные «зажимы», учит позитивному мышлению, направлена на формирование патриотизма, духовно-нравственного отношения к себе и к окружающим, способствует укреплению культурных и семейных ценностей. Также она предоставляет возможность вхождения в профессиональный мир театра.
Список литературы:
- Аверьянов П. Театральная деятельность как ресурс воспитания/ П. Аверьянов/ Воспитательная работа в школе. - 2012 - № 3.
- Бармин, А. В. На школьных подмостках: пьесы, театрализованные представления, литературные композиции/ А.В. Бармин. - Москва: Высшая школа, 2016.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 2001.
- Глаголева, Ю.И. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования/ Ю.И. Глаголева, И.В. Казанцева, М.В. Бойкина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018.
- Донина, И.А. Информационные технологии как важнейший элемент современного урока/ И.А. Донина, Ю.А. Виноградова. – Текст: непосредственный/ Педагогический вестник. – 2019 – № 8.
- Косинец Е.И. Театральная педагогика в современной школе/ Е.И. Косинец, Т.А. Климова, А.Б. Никитина/ Искусство. Все для учителя. - 2012 - № 8.
- Панфилова А..П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2008.
- Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография. - СПб.: СПбАППО, 2009.
- Сухоненков Е.В. Актерские этюды. Методика их сочинения и работы над ними. - Санкт-Петербург, 2010.
- Шарипов, Ф. В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика: монография/ Ф.В. Шарипов. — Москва: Логос, Университетская книга, 2016.
Конструктор видов деятельности
Конструктор учебных заданий по формированию универсальных учебных действий
Учебная задача – раскрыть многогранность музыки как учебного предмета на основе включения элементов театрализованной деятельности.
Учебная задача предполагает поиск ответов на вопросы: «Зачем?», «Для какой цели?», «Чего хочу достичь?», связь с современностью и реализуется посредством учебных заданий.
Учебные задания подаются через антиципатию и различные виды деятельностного подхода.
Критерии оценки предполагают степень осознанности, понимания, включенности в процесс.
Познавательные действия |
Коммуникативные действия |
Регулятивные действия |
Личностные действия |
|
|
|
|