Белкова Юлия Николаевна, 

учитель ГБОУ школы № 411 «Гармония»
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Организация социокультурной среды
для реализации творческого потенциала
младших школьников»

 
Аннотация
В данной методической разработке предложена практико-ориентированная методика реализации творческого потенциала младших школьников в социокультурной среде современной школы. 
Представлены возможности реализации творческого потенциала младших школьников средствами  театрализации и мультипликационной технологии. Обосновано совместное использование этих технологий в образовательном процессе.
Использование методической разработки позволит обеспечить достижение планируемых результатов по воспитанию гармонично развитой личности, по формированию и развитию интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Это, в свою очередь, позволяет получить не только предметные, но и личностные результаты образования.  
Методическая разработка готова к реализации в любом образовательном учреждении в качестве  дополнительных практических материалов для использования в урочной, внеурочной и внеклассной работе, а также при разработке учебных программ и пособий, может служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.
 
Введение
Практика работы показала, что развитию творческого потенциала младших школьников способствует комплексное синтетическое искусство мультипликации и театрализации, интегрирующие разные виды творчества: литературное, музыкальное, актерское, режиссёрское, операторское, художественное. Синтез данных видов деятельности предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические  и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей  мультфильм и театральная постановка.
Занятия  театрализацией и мультипликацией,  находящимися  на стыке обучения, воспитания и художественного развития ребёнка – универсальный  вид деятельности для развития воображения, чувства цвета, ритма, восприятия,  интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира.
Практическая значимость методической разработки. Предложена практико-ориентированная методика реализации творческого потенциала младших школьников в социокультурной среде современной школы. Созданы, апробированы и опубликованы программы развития творческого потенциала: «Чудеса своими руками» (средствами мультипликационной технологии) и «Растём, играя» (развития творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства).
Актуальность методической разработки обоснована тем, что формирование творчески активной личности, обладающей  способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития креативности учащихся, которая   представляет собой интегральную  характеристику, включающую творческое отношение к делу, творческую активность, личностные качества обучаемых, определяющие способности и стремления личности преобразовывать окружающий мир, её самореализацию.
Процесс развития творческого потенциала, раскрытия творческих возможностей учащихся требует значительного времени, как и любой творческий процесс. На протяжении всего периода обучения в школе необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на полученных, добытых самостоятельно и усвоенных знаниях.
В образовательный процесс необходимо внедрить инновационные педагогические программы и организовать  такую социокультурную среду, благодаря которой учащимся будут представлены возможности для развития творческих способностей и их  реализации через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности и выработку потребности и умения учиться.
Цель: обеспечение реализации творческого потенциала младших школьников в социокультурной среде образовательного учреждения.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа теоретических источников определить педагогические условия реализации творческого потенциала младших школьников в социокультурной среде образовательного учреждения.
2. Разработать и апробировать методику, направленную на реализацию творческого потенциала младших школьников в социокультурной среде образовательного учреждения.
3. Обеспечивать повышение уровня профессиональных компетенций педагогов, связанных с организацией социокультурной среды, способствующей реализации творческого потенциала младших школьников.
 
1. Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников
 
«Развитие творческого потенциала личности ребёнка - это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надёжную систему, которая не давала бы возможности проглядеть  ни одного способного  маленького человека».

/М.А. Лаврентьев/

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, обычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации в новых условиях и адаптации к ним, творческого подхода к решению различных повседневных проблем. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера». 
Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
В младшем школьном возрасте творческие дети способны к усвоению сложных умственных навыков: счета, чтения, что свидетельствует о значительном резерве детского интеллекта. Иногда их рассуждения, ответы на вопросы взрослого свидетельствуют о достаточно высокой умственной и нравственной зрелости. Иногда эта умственная и нравственная зрелость не совпадает с теми задачами, которые решаются на школьном уроке. 
Главной особенностью младших школьников является то, что они не умеют рефлексировать, адекватно оценивать свои умения. Для них важно не то, как они пишут, читают, рисуют, а важно, что они умеют это делать и как им, кажется, очень хорошо. Это говорит о том, что младшим школьникам интересно не столько содержание изучаемого предмета и способ его преподавания, сколько личный результат: отметка, похвала учителя, оценка их труда родителями.
Проявлению творческих способностей младших школьников способствует создание учителем таких ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности, когда ребенок может проявить воображение, фантазию. 
Чтобы создать необходимые для этого условия, педагог может использовать такое качество детей, как подражание взрослым, героям художественных произведений. Демонстрация детям творческих возможностей человека предполагает формирование их интереса к участию в творческой деятельности. Попробовав, младшие школьники увлекаются ею настолько, что впоследствии исследовать, наблюдать, пробовать, творить становится у них привычкой.
    Как правило, отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. Одной из целей ФГОС НОО является развитие личности школьника и его творческих способностей. 
С учётом возрастных особенностей обучающихся, для развития творческих способностей в урочной и во внеурочной деятельности педагоги используют традиционные  технологии, а также интерактивные, такие как мультипликация и театрализация. Совместное использование этих видов деятельности обладает широким спектром возможностей для развития творческих способностей и реализации творческого потенциала.
Для того чтобы обеспечить достижение результатов, заложенных в образовательном стандарте, можно развивать творческий потенциал учащихся через следующие направления педагогической деятельности:
- создание условий для самореализации и развитие творческой активности учащихся:
- создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка;
- обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей;
- оценочная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность, как  учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность;
- организация коллективной творческой деятельности;
- использование в урочной и внеурочной деятельности наглядного моделирования и составление логико-смысловых (логико-образных) моделей.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать педагогические условия и организовать социокультурную среду, в которой ребёнок обучается и успешно развивается.
В образовательном учреждении ГБОУ школе № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга, работающем в концепции культуротворческой школы, педагоги стремятся  сформировать такую образовательную и воспитательную среду, которая  бы открывала равные, но разнообразные возможности для творческой самореализации личности учащегося. Разрабатываются и апробируются программы и методики по  гармоничному развитию личности, через воспитание средствами искусств и организацию коллективных творческих дел. Разработаны методики и инновационные технологии, опирающиеся на интеграцию общего и дополнительного образования.
В соответствии с целями и задачами программы развития школы  ГБОУ школы № 411 «Гармония» и политике образовательного учреждения, в основе которой лежит поддержка различных культуротворческих программ для решения вышеуказанных задач были предложены две программы, направленные на развитие творческого потенциала младших школьников:
- «Растём, играя» (Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства);
- «Чудеса своими руками» (Мультипликация как средство развития творческого потенциала младших школьников).
Их содержание соответствует целям и задачам основной образовательной программы, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.
 
2. Организация социокультурной среды для реализации творческого потенциала младших школьников средствами театрализации и мультипликационной технологии
 
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

/В.А. Сухомлинский./

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым.
Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать педагогические условия и организовать социокультурную среду, в которой ребёнок обучается и успешно развивается.
Имея большой опыт работы по развитию творческих способностей младших школьников средствами драматизации, я заметила, что не все ученики проявляют свой творческий потенциал. 
Но, наблюдая за ними, я заметила, что они успешно выполняют задания и проявляют творческий подход в изобразительной и трудовой деятельности. Поэтому я решила расширить спектр педагогических технологий, добавив мультипликацию.
Интеграция театрализации и мультипликации позволили организовать социокультурную среду класса таким образом, что ученики с различными проявлениями творческих способностей смогли реализовать свой потенциал.
Для успешной реализации программы я выбрала  методы и формы, направленные на реализацию творческого потенциала.
 
Рисунок 1
 
 
Методы и формы работы, используемые в процессе реализации рабочих  программ «Растём, играя», «Чудеса своими руками»
 

Методы

Содержание

Формы

Формирование сознания

Формирует убеждения, понятия, представления, собственное мнение и оценка происходящего.

Классные часы, игротренинги, этические беседы, диспуты,

Просмотр спектаклей, мультфильмов.

Организация деятельности и опыта поведения

Направлен на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника.

Упражнения, создание воспитывающих ситуаций, постановка спектаклей создание мультфильмов.

Оценка  и стимулирования деятельности и поведения

Помогает воспитаннику формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует пониманию ими смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.

Конкурсы, викторины, фестивали, спектакли, презентации проектов, выставки.

Коррекция поведения

Направлен на коррекцию  поведения учащихся путём рациональной организации детского коллектива

Спектакли, социально-культурные события, тренинги, игры, создание мультфильмов.

Положительный пример

Направлен на использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Просмотр театральных постановок, мультфильмов, чтение и обсуждение литературных произведений.

Информирование

Способствует донесению необходимой информации.

Классные часы, создание сайта, стенгазета, программа спектакля, встречи с родителями.

Выбор решений

Направлен на выбор наилучшего варианта действий в процессе совместной или индивидуальной  работы.

Работа над созданием мультфильма, проектов, спектакля.

Погружение

 

 Метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. 

Игры, тренинги, беседы,

Работа над созданием спектакля, мультипликационного фильма.

Совместное преобразование среды

Совместная деятельность педагогов с учащихся и родителей  по организации социокультурной  среды.

Спектакли, праздники, концерты, викторины, презентации проектов.

Культурная идентификация

 

Формирует у учащихся представления о мире, о государстве, о культуре и традициях, о себе, о своей семье.

Спектакли, посещение музеев, участие в проекте «Литературный багаж», создание мультфильмов.

Социальное воспитание

 

Направлены на помощь адаптироваться в группе, а налаживать отношения с окружающими, социализироваться.

Игровые тренинги, спектакли, мультипликация, игры, участие в патриотических и социальных акциях, походы, выставки, экскурсии.

Социальное самоопределение

 

Формирует у учащихся способность понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, выполнять различные социальные роли.

Спектакли, праздники, концерты, викторины, презентации проектов.

Индивидуальный подход

 

Направлен на организацию любого вида деятельности с учётом личностных особенностей обучаемых. 

Игротренинги, спектакли,

Вечера, праздники, конкурсы, практикумы.

 
2.1. Использование  театрализации, как  технологии развития творческого потенциала
Опыт педагогической работы учителем начальных классов  привел меня к необходимости обратиться к театральной деятельности в стенах школы. Театр - особая среда для реализации творческого потенциала детей. Это ключ к эстетическому, нравственному, личностному развитию школьников, который открывает новую грань деятельности, развивает творческое мышление, воображение, креативность, учит взаимодействию и социализации. Именно поэтому я выбрала театрализацию, как  технологию развития творческого потенциала.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет деятельности по театрализации оказывать позитивное влияние на детей.
Создание спектакля  очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации, так как инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий: приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая различные способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
В начале реализации программы огромную роль играет позитивный настрой учащихся на совместную деятельность. На первое занятие мы пригасили учеников пятого класса, которые представили малышам спектакль «Летучий корабль». Детям был продемонстрирован пример актёрского мастерства и коллективизма. Второклассники  с радостью приняли решение о создании  творческого объединения «Затейники». Была разработана программа «Растём, играя», состоящая из пяти разделов и рассчитанная на три года обучения. 
Первый раздел «Такая чудная игра».
Как известно, все маленькие дети любят играть. Поэтому на протяжении шести занятий мы с ребятами играли в разные игры: подвижные, сюжетно- ролевые, строительно- конструкторские. Мы ставили перед собой задачи: познакомить детей с классификацией игр, научить их играть по правилам. Ребятам очень понравились игры «Кошки-мышки», «Казаки-разбойники». Наблюдая за поведением детей во время игры, я заносила в карту наблюдений фамилии детей с ярко-выраженными творческими способностями, определили лидеров, а также тех, кто не хотел подчиняться правилам игры или вовсе не хотел играть. В группу детей с проблемным поведением попали три человека – Ярослав Б., Мартин И. ,Сергей Х.
 Изучив психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу о необходимости введения специальных игровых упражнений для детей с проблемным поведением, которые могли бы помочь снизить эмоциональное напряжение, агрессивные переживания и научить детей сотрудничать. Игры «Бокс», «Выпусти пар» и другие позволили пробудить желание этих детей играть со всеми. 
Очень понравились детям сюжетно-ролевые игры. Свою работу я начала с определения темы нашей игры. Была выбрана тема «Библиотека». Для того чтобы дети имели более обширную информацию о профессии «библиотекарь», о структуре библиотеки, о том, как хранятся книги и т.д., мы посетили школьную и районную детскую библиотеку им. В.А.Гущина. Во время экскурсий обращали внимание на стеллажи с книгами, на место работы библиотекаря, говорили о бережном отношении к книгам. Для закрепления полученных знаний, провели игру - «Крести-нолики» и определили лучшего знатока в области полученных знаний. Чтобы выбрать главное действующее лицо игры - библиотекаря, предложили желающим выполнить ряд несложных заданий: «Назови автора книги», «На какую полку нужно поставить эту книгу» и т.д. Те, кто лучше других справились с заданиями, стали библиотекарями, остальные ребята стали читателями. Нашлись и те, кто проявил свои творческие способности в оформлении нашей библиотеки: они изготовили формуляры и стенд - передвижку, на котором разместили подборку тематических книг и иллюстраций к ним. Наша игра стала настолько увлекательной, и так понравилась детям, что было принято решение устроить в классе свою маленькую библиотеку. Таким образом, игра стала для нас не только средством реализации творческого потенциала детей, но и дала возможность преобразовать социальное пространство нашего класса.
С большим увлечением ребята принялись играть в строительно-конструкторские игры. Они имеют много общего с сюжетно - ролевыми играми. Оба вида игр являются коллективными по своей сути. Но в строительно-конструктивной деятельности основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике. Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, воображаемой ситуации, вариативность решения созидательной задачи и интерес к этому процессу. Мы познакомились с различными материалами, необходимыми для игры, с техникой безопасности при работе с ними, и приступили к совместной работе «Космический город». Дети разделили обязанности: одни стали проектировщиками, другие изготовили макеты, третьи подбирали необходимые для работы материалы. Нас очень порадовало то, что те ребята, у которых в процессе подвижных игр обнаружились сложности в отношении с одноклассниками, в строительно - конструкторской игре взяли на себя главные роли. Эти ребята с большим удовольствием занимались конструированием космического корабля из LEGO-деталей. Одноклассники с уважением отнеслись к их работе, отметили необычность исполнения, кропотливость. Мы убедились на практике, что все дети имеют творческие способности. Самое главное – определить область творчества, которая наиболее интересна ребёнку.
Во время занятий игровой деятельностью дети продемонстрировали умение адекватно реагировать на ролевое поведение партнёров, устанавливать содержательные связи в игре, умение управлять эмоциями, проявлять творческую инициативу и креативность при выполнении тех или иных заданий.  После первого этапа работы по программе мы сделали вывод, что дети готовы к творческому сотрудничеству. В коллективе установился эмоциональный настрой на продуктивную деятельность.
Следующим этапом нашей работы стала подготовка к театральной  деятельности, которая способна помочь ребёнку развиваться, творя и играя. Ведь именно составляет сущность театрального искусства. В тоже время театрализация способствует развитию таких качеств ребёнка, как целеустремлённость, терпение, креативность. Она побуждает интерес к художественному творчеству, активизирует и развивает коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности. Подготовка к театрализации начинается с игр и упражнений, способствующих развитию культуры речи, ритмопластики и дают представления о театральной культуре. Все эти игры и упражнения входят во второй, третий и четвёртые разделы нашей программы.
  Второй раздел программы называется «Игра  искусство отражать». На данном этапе работы мы ставили задачу научить детей «владеть» своим телом. Мы подобрали ряд игр и упражнений для развития пластики, координации движений, мимики, быстроты реакции. Основой ритмопластики являются простые, разнообразные движения, позволяющие выразить разные по характеру сюжеты, образы, эмоциональные состояния, а главной задачей - раскрытие пластических способностей детей, реализация творческого потенциала средствами имитационных упражнений. Синтезируя физические упражнения, фантазию, музыку, можно развить у ребёнка чувство ритма, умение самостоятельно выстраивать рисунки движения, развить координацию.
 Не все учащиеся готовы к   занятиям, которые требуют определённых физических усилий, терпения, умения слушать взрослого. Поэтому, очень важно провести первое занятие таким образом, чтобы заинтересовать и увлечь детей. Наше образовательное учреждение много лет сотрудничает с танцевальной студией «Vegas dance studio». В этом коллективе занимаются дети и нашей школы, поэтому мы попросили руководителя студии С. Гаськова выступить перед нами с танцевальной программой. Это художественно-зрелищное представление никого не оставило равнодушными, и мы приступили к занятиям.
Но, невозможно, собрав ребят, сразу переходить к танцам. Сначала нужно научить их красиво и осознанно двигаться под музыку. Для этого необходимо с самого начала включить в занятие простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения: «Муравьи», «Мокрые котята», «Змея», «Пантеры», «Руки, ноги» и другие. Эти игровые упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм детей, укрепляют отдельные группы мышц, положительно влияют на подвижность суставов, развивают пластику. Все занятия ритмопластикой мы разделили на три группы: обучающие, закрепляющие и итоговые. На обучающих занятиях мы разучивали упражнения в медленном темпе, разбирали приёмы их исполнения. На закрепляющих - повторяли изученные упражнения в более быстром темпе. Для того чтобы занятия были более продуктивными, мы использовали форму соревнований. На итоговом занятии ребята самостоятельно выполняют упражнения и танцевальные комбинации. Для развития артистичности, фантазии мы использовали музыкальные игры и этюды: «Часики», «Барабанщики», «Тюльпан» и другие.
Следующий раздел нашей программы посвящён развитию культуры речи младших школьников и называется «Играя, говорим».
Овладение грамотной культурной речью - необходимое условие для развития социально-активной личности. Ребёнок овладевает речью в раннем детстве и совершенствует её на протяжении всей жизни. От звукового оформления речи зависит эмоциональность, способность оказывать воздействие на слушателей. Поэтому в работу по развитию творческих способностей младших школьников в качестве обязательного элемента, мы включили упражнения по овладению звуковой культурой. На первом занятии мы познакомились с понятиями: речевое дыхание, артикуляция, интонация, дикция, темп речи, логическое ударение.
Свою работу мы начали с обработки чистого произношения звуков, используя комплекс артикуляционных упражнений: «Громче - тише», «Доскажи строчку».
Ра-ра-ра на дворе…(трава)
Ша-ша-ша Маша моет …(малыша)
Лу-лу-лу воет волк на …(луну)
Чтобы научить детей чётко и правильно произносить слова, мы использовали скороговорки, чистоговорки и загадки. Они очень нравятся детям, потому что вносят эмоциональную окраску в процесс работы над правильностью произношения звуков. На одном занятии мы предложили ребятам сочинить свою скороговорку. Ребята с удовольствием включились в творческий процесс, а потом продемонстрировали его:
 
«Лена купалась в реке Лена.
Ох, холодна вода в Лене для Лены».
(Ева Смагина)
 «Охрип Архип, стуча в архив,
«Закрыт архив»,- кричит Архип».
(Аня Ульянова)
Чёткая дикция - одно из важных качеств речи. Условием ясной дикции является правильная артикуляция, которая связана с работой многочисленных мышц, процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Поэтому, необходимо проводить логопедическую гимнастику на каждом занятии. Чтобы упражнения были интересны детям, мы проводили их в игровой форме. Дети любят артикуляционные игры и упражнения: «Свеча на ветру», «Осенние листочки», «Полёт снежинки», «Хор», «Пение птиц», «Поющие звуки» и другие.
Большое внимание на занятиях уделяется интонации. Правильное использование интонации в речи позволяет не только передать смысл высказывания, но и эмоционально воздействовать на слушателей. На занятиях мы продолжили учащимся поиграть в игру «Озвучка». Вначале продемонстрировали мультфильм, а затем выключили звук и пытались озвучить героев, используя разные интонации. Получалось забавно, а порой смешно. Но главное, что дети на собственном примере убедились в значении интонации, голоса для грамотной и эмоциональной передачи сути высказывания. 
Четвёртый раздел программы называется «За кулисами игры». Целью работы является знакомство с основами театральной культуры, необходимыми для создания театрального действа.
На данном этапе мы использовали следующие формы работы: экскурсию в театр, беседу о театральных профессиях, сюжетно - ролевую игру, строительно-конструктивную игру, актёрский тренинг, драматизацию.
В нашем городе есть много замечательных детских театров, но один из них стал самым любимым для моих воспитанников. Это театр сказки «На Неве», которым руководит Татьяна Савенкова. В его репертуаре театра только сказки, которые так любят дети. Спектакли этого театра привлекают зрителей потрясающей сценографией, удивительными костюмами и красивой музыкой. Каждая встреча с этим коллективом - настоящий праздник. Но это не единственная причина того, что мы обратили внимание на этот театр. Администрация театра всегда открыта для сотрудничества. Для детей проводятся экскурсии, устраиваются выставки театральных костюмов и реквизита. Раздел нашей программы «За кулисами игры» предусматривает знакомство с театром, театральным костюмом, реквизитом и театральными профессиями. Поэтому, мы организовали экскурсию в театр, где нам показали всё, что скрыто от глаз зрителей. Мы увидели то, что находится за кулисами, узнали о профессиях людей, которые работают в театре, зашли в мастерскую, где изготавливают декорации, понаблюдали за работой осветителей. Такая форма работы способствует эмоциональному и познавательному развитию детей. Всё увиденное мы воспроизвели в сюжетно-ролевой игре «Театр», а затем группа одна детей выполнила творческий проект «Устройство театральной сцены», а другая представила проект «Истрия театрального костюма». Таким образом, в работе над IV разделом программы мы интегрировали игровую, художественно-зрелищную и проектные технологии. Эта интеграция позволила реализовать творческие и познавательные возможности личности младших школьников.
          Одной из форм, позволяющей успешно развивать творческие способности младших школьников является театрализованное представление. Это конечный, но самый важный этап в программе «Растём, играя». Работа над созданием спектакля проходит в 3 этапа:
 I этап – ознакомительный
Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием пьесы.
            2. Определить состав персонажей пьесы и обсудить их характеры.
            3. Распределить роли между детьми.
II этап – репетиционный
Цели: 1. Научить детей репетировать пьесу по частям.
            2. Вести понятие «Мизансцена», научить детей работать над    
                мизансценами и запоминать их последовательность.
            3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать их  последовательность.
III этап – завершающий
Цели: 1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
            2. Научить детей чувствовать ритм спектакля.
            3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля    к демонстрации.
            4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей.
IV этап – генеральная репетиция
V этап – премьера спектакля
VI этап – рефлексия.  (Обсуждение после спектакля).
Цель: Вернуть ребёнка в мир чувств и мыслей, которые владели им во время спектакля:
             1.Разбудить эмоциональную память;
             2.Проанализировать положительные и отрицательные моменты.
Первая встреча детей с пьесой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий многозначный образ мира». Сказки пробуждают в детях умение сострадать, понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. 
Для постановки мы выбрали пьесу С.Я. Маршака «Кошкин Дом».
Сначала состоялось знакомство детей с этой яркой, весёлой и поучительной пьесой. Многие ребята читали её ранее, кто-то видел мультфильм. Мы отправились в театр сказки «На Неве», чтобы посмотреть постановку данного произведения. Пьеса понравилась всем, поэтому дети с огромной радостью согласились работать над постановкой спектакля. 
Далее прошло обсуждение характеров главных героев. На данном этапе использовалась групповая форма работы. Класс поделили на группы. Каждая группа выбрала себе одного из героев пьесы. Дети рисовали словесный портрет персонажа, создавали художественный образ героев. 
Самым сложным на данном этапе оказалось распределение ролей. Как известно, в данной пьесе девять персонажей. Среди них главная героиня – Кошка. Данный персонаж, безусловно, является самым притягательным для юных актрис. Однако, кроме кошки, в спектакле есть ещё несколько весьма харизматичных ролей, например, Коза, Курица и Свинья. При выборе актёров начинается настоящая битва за главную роль. Все хотят быть Кошкой, и никто не желает играть роль Свиньи. Перед педагогом стоит непростая задача: успокоить маленьких актрис, убедить их в важности других ролей так, чтобы не обидеть и дать возможность реализоваться каждому. Как же можно справиться с этой непростой задачей?
В этом возрасте дети не понимают, что подбор артистов осуществляется как по внешним данным, так и по типу темперамента, артистичности. Злата Ш. и Настя М. не хотели уступать друг другу эту роль. Между тем, мне чётко виделась в образе Кошки именно Злата Ш., которая была более мягкой, пластичной. Но педагоги не имеют права навязывать своё мнение детям. Поэтому мы поступили следующим образом: в нашем классе есть фортепиано. В спектакле Кошка играет на этом инструменте и исполняет песню, после чего играет весёлую мелодию, под которую танцуют гости. Так как Злата занимается в музыкальной школе, мы попросили её исполнить песню Кошки. Мелодия была несложной, и после нескольких репетиций, Злата смогла спеть песню под собственный аккомпанемент. В нашем спектакле зазвучала живая музыка. Настя поняла, что у Златы эта роль получится лучше, благодаря её музыкальным способностям. А чтобы Настя - весёлая, озорная, темпераментная девочка, согласилась играть роль Свиньи, мы всем классом посмотрели замечательный мультфильм «Кошкин дом». В этом мультфильме Свинья представлена очень колоритно. Дети смеялись от души, и после недолгих колебаний, Настя согласилась играть эту роль. Нужно отдать должное родителям девочки: они сделали великолепный костюм. Игру девочки отметили все зрители. Дети и взрослые смеялись над её образом. Своим успехом Настя затмила, в какой-то степени, даже главную героиню. 
Как видно из вышеизложенного, самое главное для педагога – не допустить конфликта между ребятами, не обидеть, научить оценивать разные роли в жизни. Организовать репетиции таким образом, чтобы сплотить коллектив, не дать кому – либо чувствовать в нём себя неуверенно или неуютно, смело выдвигать свои предложения, свои идеи, давать возможность детям самим принимать участие в драматургии. 
Очень важно, чтобы ни один ребёнок не остался без роли. Если в пьесе не хватает ролей, возможно, придумывать персонажей самим: это может быть рассказчик, массовка, танцоры. Кто – то из детей решит отвечать за художественное оформление спектакля, кто – то за реквизит и изготовление костюмов. Таким образом, в работе над спектаклем должны принимать участие все ученики класса. В нашем классе учится девочка из Азербайджана - Телли М.. Девочка тихая, спокойная, неконфликтная, необщительная. Она прилежно учится, но участие в жизни класса не принимает. Я долго размышляла, чем занять её в нашей постановке, и придумала роль, которой вообще нет в пьесе Маршака: когда Кошка знакомит гостей с домом, она произносит следующие слова, придуманные мною.
Вот перед вами гость восточный.
Её привёз мой дядя – Кот.
Чуть заведёшь её немножко,
Она и спляшет, и споёт...
На переднем плане появляется кукла - Восточная красавица. Кошка «заводит» её, кукла исполняет восточный танец. Роль этой куклы досталась Телли. Девочка просто преобразилась. От природы пластичная, она изумительно исполнила свой танец. Так наш спектакль «заиграл» музыкальными красками. Никто из детей не заметил, что это стало необходимостью, чтобы не допустить конфликтных ситуаций, дать возможность проявить свои творческие способности всем детям в классе.
И вот наступает премьера. Премьера – это всегда волнение, суета, и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. 
После премьеры должно состояться обсуждение спектакля. Но его не следует проводить сразу же после представления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре, отвечая на вопросы, что было хорошо, а что – нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения детей на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. В процессе обсуждения можно использовать такую форму работы как арт-терапия, которая способствует раскрытию внутреннего мира ребёнка, рефлексии. Участники спектакля изобразили наиболее яркие моменты театрального действа, выразили свои эмоции (Приложение 1,2).
Важную роль в процессе создания спектакля играют   родители. Они являются главным примером для подражания детей. Поэтому очень важно вовлекать родителей в подготовку различного рода мероприятий. Если кому – то из родителей трудно определиться, то им предлагаются на выбор следующие варианты непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке: 
-Оформителями – дизайнерами (разработка проектов по оформлению класса или другого места, где будет проводиться праздник);
-Костюмерами (разработка проектов и помощь при изготовлении костюмов и различных атрибутов);
-Сценаристами (разработка программы, сценария праздника, с учётом конкретных индивидуально – возрастных особенностей учеников класса, сочинение стихов, конкурсов, а также их подбор из различных публикаций);
-Актёрами, исполнителями отдельных номеров (как подготовленных заранее, так и импровизированных);
-Членами жюри (разработка системы судейства и её осуществление при помощи балловой оценки, присуждение мест и т.д.);
Конечно, родители не сразу становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора – координатора, обучает различным способам деятельности, привлекая по необходимости педагогов дополнительного образования (по изобразительному искусству, музыке, ритмике). Также следует отметить, что проявление родительской активности происходит индивидуально и к этому надо относиться с осторожностью: кто-то включается сразу, кому-то необходимо значительно большее время, некоторые начинают проявлять себя лишь к концу первого года обучения. Тем не менее, как показал опыт, системность и регулярность такой работы никого из родителей не оставляет равнодушным. А дети понимают, что человек не может обойтись без помощи и содействия других людей, что, соединив усилия и учитывая интересы окружающих, можно жить дружным коллективом, в котором каждый может проявить свои творческие способности и быть готовым к творческому взаимодействию.
Программа второго года обучения «Такая чудная игра» перерастает в раздел «Актёрская грамота», где дети проявляют творческую фантазию и смекалку, постигают основы актерского искусства.
     Раздел «За кулисами игры» изменяется на  «Историю театра», где  дети  знакомятся с возникновением театра и первыми театральными  драматургами, и их  пьесами.
      Практическая  часть в программе «Растём, играя» второго и третьего  года обучения представляет собой постановку более сложных сказок и игровых программ,  продолжает знакомить с историей театра и искусств, где дети, начиная с театра античности, и заканчивая, «концепцией о театральном мастерстве» К.С. Станиславского,  могут проследить развитие театрального искусства.   На  втором и третьем году обучения воспитанникам предлагается небольшой курс основ театрального грима, где рассказывается об основах сценического макияжа. 
За период работы по программе «Растём, играя» учащимися были поставлены три спектакля:
-   «Кошкин дом» (по пьесе С.Я. Маршака) («Приложение 3),
-  «Приключения Буратино» (по сказке А. Толстого) (Приложение 4),
 -  «Бременские музыканты» (по сказке Бр. Гримм) (Приложение 5).
Использование театрализации способствовало формированию у обучающихся моего  класса личного опыта творческого взаимодействия, поскольку происходило преодоление естественно возникающих в процессе работы конфликтов. Она благоприятствовала их личностному росту, так как участники театральных проектов были включены в выполнение творческих заданий. Ребята сдружились, что тоже можно считать результатом, достигнутым в ходе реализации театрального проекта. Учащиеся выполняли посильные задания: кто не мог играть на сцене, тот создавал декорации, готовил реквизит, шил костюмы, подбирал музыкальное оформление спектакля или композиции, занимался освещением, подготовкой афиш и программок, приготовлением зала. Каждому нашлось дело, которое он способен был выполнить. 
После завершения каждого творческого дела мы с ребятами проводили обсуждение нашей работы, подводили итоги. Отзывы родителей, педагогов, учащихся начальной школы, воспитанников Дошкольного отделения ГБОУ школы № 411 «Гармония» свидетельствуют о высоком уровне исполнительского мастерства юных артистов, дают положительный заряд эмоций, настраивают на продолжение театральной деятельности.
 
2.2. Использование мультипликационной технологии для развития  творческого потенциала младших школьников
Но  моя работа, направленная на реализацию творческого потенциала младших школьников, не ограничилась только театрализацией. Я выбрала вторую технологию - мультипликационную, потому что она, как и театрализация, способствует   развитию творческого потенциала учащихся путём вовлечения их в деятельность по созданию мультфильма.
Идея создания Мультстудии «Пластилин» возникла неслучайно. На этапе рефлексии после премьеры спектакля «Кошкин дом», мы сделали свой первый видеоролик, в который вошли рисунки детей по мотивам пьесы. В его создании принимали участие все дети - одни рисовали рисунки, другие  озвучивали видеоряд. Мультфильм очень понравился ребятам, и тогда мы решили создавать настоящие мультфильмы.
Калейдоскоп мультфильмов дивных
Собрали мы для вас, друзья!
Таких смешных, таких наивных...
В них каждый выразил себя!
( Ю.Н. Белкова)
Всего каких-нибудь 20 лет назад мультипликация была делом совершенно недоступным для обычных людей. В наше время, с появлением различных информационных технологий, мультфильмы могут создавать все. Мы создаём свои мультфильмы в технике пластилиновой анимации.  Именно в такой технике выполнены многие всеми любимые пластилиновые мультфильмы: «Падал прошлогодний снег», «Пластилиновая ворона», заставка к передаче «Спокойной ночи малыши».
Мультфильмы - неизменный спутник современных детей, в котором существует свой сказочный мир. И этот мир несёт в себе заряд тепла, добра и любви.  А создание мультфильмов своими руками способствует не только развитию уже сформированных знаний, умений и навыков, но и совершенствуют их, и открывает новые, способствует развитию творческого потенциала, умению работать в группе. 
Создание мультфильмов дело очень интересное и необычное. Ведь одно дело – смотреть мультфильм в кинотеатре или по телевизору, и совсем иное – создать самому и показывать другим: и взрослым, и сверстникам. Создание мультипликационного фильма основано на интеграции образовательных областей: речевой, коммуникативной, познавательной, художественной. Ребёнок становится художником, сценаристом, режиссёром, актёром, оператором, учится договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата. Создание мультфильмов  это культуротворческий проект. Продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей, родителей.
В процессе культуротворчества формируется не только познавательный интерес, но и внутренняя позиция ребенка, творческое воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности – так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Достоинство мультипликации заключается в том, что она формирует в детях разнообразные художественные и творческие качества, которые имеют важнейший профессионально-личностный характер:
-  разносторонность — приобретение начального опыта в различных видах деятельности;
-  целостность — осознание взаимосвязей между ними;
- причастность — понимание ценности собственной личности в ансамбле других неповторимых личностей.
Основное направление деятельности Мультстудии «Пластилин»  создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в пластилиновой технике. Работа в Мультстудии включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов. Мною была разработана программа «Чудеса своими руками», которая состоит из трёх разделов. Программа рассчитана на три года обучения. 
Первый раздел программы называется «Мультфильм как вид искусства». В начале нашей работы мы познакомились с историей мультипликации, узнали о великих режиссёрах - мультипликаторах, о шедеврах мультипликационного искусства.
Затем мы приступили к изучению второго раздела «Технологии создания мультфильма». Мы узнали о профессии  мультипликатора, сценариста, художника-декоратора, познакомились с техниками мультипликации, её средствами выразительности,  а также узнали о создании самого мультфильма. Когда дети поняли, что такое мультипликация, мы приступили к изучению третьего раздела программы « Мультпроекты». Технология изготовления мультфильма  проста и понятна не только взрослому, но и ребёнку. Детям это принесло огромное удовольствие и радость.
Первым нашим мультфильмом стал мультфильма «Дружба  это чудо», выполненный в технике пластилиновой анимации (Приложение 6).
В создании этого мультфильма  активное участие принимали все ребята, каждому в общем деле нашлась своя роль. На этом этапе проявился весь творческий потенциал детей и их индивидуальность.
Дети с ярко выраженными актёрскими способностями озвучивали героев мультфильма. Мы решили рассмотреть выбранные сюжеты при помощи театральной игры. Ведь мультипликаторы  те же актеры: чтобы увидеть, почувствовать их деятельность, необходимо окунуться в нее с головой. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Мы использовали  разные интонационные упражнения, которыми обычно пользуемся в процессе подготовки к спектаклю. Дети уже знали, какую интонацию необходимо выбрать для озвучивания того или иного героя.
Те ребята, которые  в нашей театральной студии занимались подготовкой реквизита стали готовить персонажей мультфильма. Для нашего проекта мы выбрали плоскую анимацию. Приготовили   прямоугольный лист оргалита и  загрунтовали его пластилином нужного тона.   Мы придумали, как упростить изготовление героев мультфильма, и в тоже время сделать их более эстетичными. Персонажей мультфильма сначала наносили на бумажную основу (рисовали самостоятельно либо распечатывали на принтере). Затем наклеивали на картон, чтобы  заготовка была более прочной. После этого вырезали и  «заливали пластилином». Для заливки использовали пластилин любого цвета. С помощью такого способа  фигура становится  полуобъёмной, её удобно передвигать по пластилиновому экрану. Данная техника более всего подходит для начинающих мультипликаторов.
За раскадровку, монтаж и даже режиссуру  отвечали ребята, которые занимались технической частью наших театральных постановок. Они учились  работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм на компьютере с помощью программы Windows Movie Maker (Приложение 7).
После создания первого проекта  мы разработали Памятку-инструкцию по созданию пластилиновых мультфильмов.
На первых порах инициатором сюжета была я, но скоро дети сами стали предлагать темы проектов. Мы создавали мультфильмы, которые нашли своё применение  для урочной  деятельности (Приложение 8):
 - окружающий  мир: мультфильмы «Путешествие по Планете»,  «Пожар», «Город», «Моя страна», «Моя семья», «Мои права»;
- история и культура Санкт-Петербурга: мультфильм « Тайны Санкт- Петербурга» «Блокада: 900 дней и ночей»;
- литературное чтение: мультфильм «Филипок»;
- обучение грамоте: «Азбука».
Команда Мультстудии «Пластилин», существует всего три года, но уже приняла активное участие в различных мероприятиях (Приложение 9):
- VIII городской Фестиваль исследовательских и творческих работ школ-лабораторий (Проект «Чудеса своими руками»);
- мультфильм «История школы», созданный к 30- летию школы «Гармония» стал украшением праздника, посвящённого юбилею  ГБОУ школы № 411 «Гармония»;
- в 2017 году мы  создали  мультфильм «Образовательная среда», который стал визитной карточкой педагогической команды Петродворцового района на городском конкурсе Педагогических команд;
- в 2019 году наш мультфильм  «Питерские лисы» стал Победителем Всероссийского фестиваля по Баскетболу  в номинации «Лучшая презентация команды». 
Всего в нашей копилке 12 мультфильмов. Все они размещены на нашем  сайте, который мы создали для  осуществления информационной поддержки программы «Чудеса своими руками»
Для нас создание мультфильмов интересный и уникальный процесс, который не требует особых материальных затрат и специально отведённого времени. Он естественно вписывается в любой вид деятельности детей, оказывает влияние на реализацию творческого потенциала, позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, улучшает эмоциональную сферу.
Практика работы показала, что развитию творческого потенциала младших школьников способствует комплексное синтетическое искусство мультипликации и театрализации, интегрирующие разные виды творчества: литературное, музыкальное, актерское, режиссёрское, операторское, художественное. 
Занятие комплексным искусством мультипликации и театрализации, находящимся на стыке обучения, воспитания и художественного развития ребёнка – прекрасный вид деятельности для развития воображения, чувства цвета, ритма, восприятия,  интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира. Мультстудия  и театрализация являются неоспоримой частью социокультурной среды, внутри которой происходит развитие личности ребёнка, раскрытие внутреннего мира и реализация творческого потенциала каждого обучающегося.
В результате внедрения программ «Растём, играя» и «Чудеса своими руками» можно отметить положительную динамику развития творческого потенциала младших школьников. Об этом свидетельствует:
- наблюдается позитивная динамика обученности;
-ученики самостоятельно выполняют творческие работы проектной и исследовательской направленности;
- различные категории обучающихся вовлечены в совместную внеучебную деятельность;
- все участники образовательного процесса включены в творческую деятельность.
Результатом совместной работы стал созданный учениками класса и родителями обучающихся сборник «Жили-были сказки» (Приложение 10).
В нём собраны сказки, сочинённые детьми и их родителями, а также иллюстрации к ним. Это сказки о добре и зле, о нравственности, великодушии, об умении прощать и любить. Дети - авторы сказок, вошедших в сборник, проявили в своих творческих работах, как литературную одарённость и высокие творческие способности, так и находящиеся в процессе успешного формирования нравственные качества и ценности - трудолюбие, милосердие, совестливость, уважение и любовь к Родине, к традициям, доброту и искренность. 
Сборник апробирован на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») и во внеурочной деятельности в ГБОУ школе № 411 «Гармония». Кроме того, материалы издания могут быть интересны и полезны для внеклассного чтения, во внеурочных занятиях, для самостоятельного прочтения учащимися.  
 
Заключение
Главной целью обучения и воспитания   в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Педагоги должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов,  -  в этом я вижу главную задачу учителя, работающего с младшими школьниками.
Благодаря миссии ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга, в основе которой лежит поддержка различных культуротворческих проектов, направленных на самореализацию личности каждого школьника,  опирающиеся на интеграцию урочной и внеурочной деятельности, были реализованы и апробированы программы «Растём, играя» и «Чудеса своими руками», направленные на развитие  творческих способностей и реализацию творческого потенциала младших школьников средствами мультипликационных и театрализованных технологий. 
Эффективность использования программ «Растём, играя» и «Чудеса своими руками» подтверждается результатами диагностики, которую проводил школьный психолог по окончанию реализации программы. Они свидетельствуют об успешном использовании средств театрализации и мультипликационной технологии для реализации творческого  потенциала  младших школьников. 
Методическая разработка может быть использована учителями начальных классов для организации занятий с детьми во внеурочное время, педагогами дополнительного образования,  в кружках, группах продленного дня, а также при разработке учебных программ и пособий  для дальнейшей научно-практической работы.
 
Источники
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - С.83.
2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. Психологический анализ учебной деятельности - М.: ИПРАН,1991. - С.7.
3. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М: Наука, 1977. -184с.
4. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности. // Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. -182 – 195с.
6. Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2002. – 224 с.
7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Росмэн-Пресс, 2003. — 127 с.
8. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед. общество России. - М., 2003.-96с.
9. Воскресенская И.М. Звуковое решение фильма. – М., 1984.
10. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург: УрГУ, 1992. -128 с.
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. -  М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
12. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.  – М.: АПН СССР. – 1984.-С.17-28
13. Ершова А.П. О всеобщей доступности театральной исполнительской деятельности. // В сб. "Современные проблемы театрально-творческого развития школьников",- М., 1989, С.5-19. 
14. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. -236 с.
15. Запаренко В. «Как рисовать мультфильм»- С-П «Фордевинд» 2011г.
16. Игры: обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского / В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
17. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным. -Ж. Искусство в школе №1, 2006.
18. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
19. Кнебель М.О. Педагогика и театр. – М.: Искусство, 1976. – 405с.
20. Кудрявцева-Енгалычева В. Создать атмосферу сказки. -Ж. Искусство в школе №3, 2006.
21. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с.
22. Лепси Д. перевод с анг. Печатникова Л.Б. «Рисуем мультики» - М. «Ниола-Пресс» 2009г.
23. Нагибина М.И. «Технология анимации»- Издательство Ярославль 2000г.
24. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. – М.: Педагогика, 1988. – С.58-59.
25. Опарина Н.А.- Пьесы, сценарии для детей и юношества: Методика сценарно-режиссёрской деятельности. - М.: Владос, 2003. – С. 6-9.
26. Почивалов А.Ю., Сергеева Ю. «Пластилиновый мультфильм своими руками»- Издательство «Э» М. 2015г.
27. Тивикова С.К. Развитие творческих способностей младших школьников на основе моделирования загадок. // Педагогическое обозрение. - 2005.-№3.-с.241-248.
28. Чуринова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М.: Владос. 2001.- 163 с.
29. Халатов Н. Мы снимаем мультфильм. – М.: Молодая гвардия, 1986.
30. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание. 1989. - 85 с.
31. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Высшая школа. - 1989. – 143 с.
32. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. -224 с.
 
Приложение 1
 
Рефлексия после спектакля «Кошкин дом»
( рисунки учащихся 2 «Б» класса)
 
 
Приложение 2
Рефлексия после спектакля  «Приключения Буратино»
( рисунки учащихся 3 «Б» класса)
 
 
Приложение 3
Фотоматериалы
Спектакль «Кошкин дом»
(по пьесе С.Я. Маршака)
 
 
Приложение 4
 
Фотоматериалы
Спектакль «Приключения Буратино»
(по сказке А. Толстого)
 
 
Приложение 5
Фотоматериалы
Спектакль «Бременские музыканты»
(по сказке Бр. Гримм)
 
 
Приложение 6
Фрагменты мультфильма
«Дружба-это чудо»
 
 
Приложение 7
Этапы создания мультфильма
 
 
Приложение 8
Фрагменты мультфильмов
Мультстудии «Пластилин»
 
 
Приложение 9
Участие в конкурсных мероприятиях
 
 
Приложение 10
 
Фрагменты сборника  
«Жили-были сказки»
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Организация социокультурной среды для реализации творческого потенциала младших школьников