Помко И.В.,

старший воспитатель

Аникеич С.А.,

инструктор по физической культуре

Изотова М.М.,

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 21 комбинированного вида Петродворцового района Санкт‑Петербурга

Организация системы наставничества в ДОО

В условиях модернизации системы российского образования важнейшим приоритетом для государства является рост кадрового потенциала - непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников.

 

В настоящее время наставничество признано самым важным и успешным методом, способствующим повышению профессионального уровня и личностного роста всех субъектов наставничества, в том числе и самого наставника.
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования профессиональных навыков и компетенций.
Вовлечение в наставническую деятельность педагогических работников это действенный фактор профессионального развития многих категорий педагогических работников. Это касается молодых специалистов, начинающих свою педагогическую деятельность и опытных педагогов, испытывающих профессиональные дефициты, например, при использовании цифровых инструментов. В свою очередь, кадровый рост способен повысить качество российского образования – важнейшего условия успешной реализации национального проекта «Образование».
Наставничество в дошкольном образовательном учреждении представляет разновидность индивидуальной работы с молодыми воспитателями и специалистами. К категории молодых педагогов относятся работники, без педагогического опыта работы или имеющие трудовой стаж до 3 лет.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у наставляемого необходимых навыков и умений ведения образовательной деятельности.
В соответствии с Положением о наставничестве сопровождение молодых специалистов осуществляется на основании индивидуального плана работы наставника с наставляемым. Контроль реализации мероприятий плана вхождения в профессиональную деятельность осуществляет куратор – старший воспитатель ДОО.
Цель: Максимально полное раскрытие потенциала наставляемого через создание условий для формирования эффективной системы поддержки.
Задачи:
  • Плавный «вход» молодого педагога в профессию
  • Раскрытие потенциала каждого наставляемого
  • Овладение навыками практической работы с педагогами, родителями и воспитанниками
  • Восполнение дефицитов функциональной грамотности у педагогов
Система наставничества в 2023-2024 учебном году представлена в двух формах:
I. Традиционный формат наставничества Наставник – педагог с опытом и наставляемый – молодой педагог. Наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.
В детском саду один педагог в должности воспитателя второй год сопровождается наставников.
Основными направлениями работы остаются:
  • снижение проблем адаптации к успешному вхождению в профессиональную деятельность;
  • оказание помощи в его профессиональных дефицитах;
  • тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь дошкольного учреждения с учетом его индивидуальных наклонностей;
  • формирование в ДОО кадрового ядра;
  • подготовка педагога к участию в конкурсном движении.
Работа с молодым специалистом осуществляется по индивидуальному сопровождению.
В настоящий момент сопровождение молодого педагога осуществляется по Плану второго года профессионального становления воспитателя.
II. Современный формат наставничества - «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области»
Наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. Наставляемый учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.
В детском саду 2 педагога выразили желание освоить ИКТ-компетенции под руководством педагога-наставника.
Основными направлениями работы являются:
  • оказание помощи педагогам визуализировать свои идей и убедительно представить их на педагогических советах, районных мероприятиях;
  • повысить качество оформления педагогической документации.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю или в устранении дефицитных направлений очевидны:
  • педагогическое наставничество имеет более широкую направленность,
  • обладает большей гибкостью,
  • отличается многообразием форм и методов работы,
  • помощь происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
 
Направления деятельности наставника и наставляемого:
Беседа – знакомство. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации; Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
Подготовка к проведению занятий, прогулки и совместной деятельности с детьми; Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.
Изучение опыта работы коллег своего учреждения, повышение своего профессионального мастерства, посещение открытых мероприятий, методических объединений, отчеты и т. д.
Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (Освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, (на протяжении первых 5 лет).
Самосовершенствование и саморазвитие
Наставляемый готовит выступления на педагогический совет по темам:
«Развивающая  предметно-пространственная  среда  в  группе  ДОУ»,  «Требования  к
 
организации РППС в группе старшего возраста»; участие в родительском собрании, проведение мастер-класса с родителями и воспитанниками.
Анализ работы за год
Результативность заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей педагога по профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формирование мотивации педагога к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
 
Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях. Особенностью труда молодого педагога является то, что с первого дня работы имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Руководитель образовательного учреждения совместно со старшим воспитателем, педагогом - наставником, выстраивая систему работы с молодым специалистом, осуществляют учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога.
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинается с входного анкетирования, тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах.
Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.
 
Основные направления работы:
  • психолого-педагогическая поддержка;
  • выявление затруднений в работе;
  • посещение открытых просмотров деятельности с детьми;
  • мастер- классы по работе с родителями;
  • практическая разработка занятий – обучение;
  • семинары – практикумы;
  • взаимопосещения занятий;
  • обучение самоанализу;
  • работа с документацией;
  • планирование деятельности;
  • контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста;
  • работа по самообразованию.
Модель системы наставничества в каждом образовательном учреждении может быть разной. Это зависит от профессиональных дефицитов педагогов и кадрового состава. Наша система наставничества в 2023-2024 учебном году реализуется по двум направлениям, как возможно и в других дошкольных образовательных учреждениях.
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Организация системы наставничества в ДОО