Симахина Л.Б.,

учитель русского языка и литературы, ГБОУ лицея № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка внеклассного мероприятия
для 5 класса «Нравственные аспекты воспитания»

 
«Все достигается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье»
(По  сказке  А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»)
 
 
Участники проекта: учащиеся 5 класса, учитель, родители.
 
Цели: 
– формирование положительно значимых качеств личности (трудолюбие, честность, бескорыстие, доброта, скромность) 
 Задачи: 
– осмысление нравоучительного сюжета (чему учит сказка);
– осознание причин поступков героя, развитие навыков самооценки;
– развитие критического и логического мышления, воображения, речи;
– формирование предметных умений (создание портрета литературного героя и его характеристики);
– формирование способности решать личностно значимые проблемы, использовать знания полученные на уроке в реальных жизненных ситуациях.
На этом уроке формируются метапредметные  навыки и универсальные учебные действия: 
– умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
– умение выявить этический аспект поведения;
– умение планировать учебную деятельность;
– умение самостоятельно выделять и формулировать учебную цель;
– умение осознанно строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге;
– умение вести диалог и участвовать в командной деятельности;
– умение самостоятельно создавать алгоритмы действий при решении задач творческого и поискового характера;
– умение осмыслять и ставить цели чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели, выявлять главную и второстепенную информацию, исследовать подтекстовую инфомрацию.
 
Обоснование выбора технологии:
Игра - загадочное явление в нашей жизни. Само слово «игра» вызывает у человека целый набор приятных ассоциаций: веселье, удовольствие, интерес, свобода, радость. 
Участие в ролевой игре поможет учащимся глубже понять личность литературного героя и связанные с ним идеи, поможет рассмотреть моделируемое явление с разных сторон, понять и осмыслить его. Игра — один из самых активных методов обучения. 
В игре ученик получает новый опыт — интеллектуальный, эмоциональный, опыт поведения и общения с товарищами и учителем. 
 
Дополнительные материалы:
Письмо Алеше.
( Ученик 5 класса)
 
Здравствуй, дорогой Алеша. Меня зовут Даня, я твой ровесник. Мы живем в разное время, и у нас разные привычки, разная жизнь. Но я верю, что мы с тобой одинаково понимаем, что такое « хорошо» и что такое « плохо». Я уверен, что злость, зависть, лень и заносчивость ты не причислишь к хорошим качествам.
Мне очень приятно было узнать, что ты фантазер, имеешь богатое воображение, любишь  « папеньку»» и  « маменьку». То же самое я могу сказать о себе.
Я, как и ты, люблю животных. Конечно, у нас нет кур, но я люблю хомячка и ручную крысу, которая живут у моей сестры.
Какое замечательное дело ты совершил, когда спас жизнь Чернушке. Все это говорит, что ты был добрым мальчиком и мог стать хорошим примером. Меня поразили те изменения, которые произошли с тобой  после королевского подарка.  Но почему ты не просил у короля счастья или долголетия, здоровья  своим близким? Ведь если бы ты своим  желанием   излечил одного больного, то счастлив был бы вдвойне. 
Король упрекнул тебя, что ты ленивец. Чернушка пристыдил тебя за непослушание. Твое волшебное умение обернулось для тебя  горем. Из доброго, милого, скромного мальчика ты  сделался гордым и непослушным. Все учились, а ты шалил. Именно шалости и непослушание привели к предательству. 
Алеша, ты давал слово никому не говорить о подземных жителях. Сколько горя ты причинил им! И как горько мне было читать окончание сказки.
Но для себя я сделал выводы и постараюсь никогда не следовать твоему плохому примеру. Надеюсь, что случившееся сослужило тебе службу.  Ты обязательно должен исправиться
 
Оформление
 
На доске: «титульный лист» книги сказки, слова, характеризующие поведение Алеши.
Выставка творческих работ по сказке А. Погорельского « Черная курица».
( Письма Алеше,  иллюстрации)
Сценарий игры « Суд»  ( По мотивам сказки А. Погорельского « Черная курица»)
Творческая работа по сказке А. Погорельского « Черная курица»
 
 
Литература.
  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М., 1996
  2. Москвичев В.В. Возможности развития ролевой игры//Мастера. 1997. № 1.
  3. Щедровицкий ГЛ. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры//Избранные труды. М., 1995.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
  5. Егорова А.А., Луховицкий В.В, Деловые и ролевые игры на уроках русского языка // Русская словесность. 1995. № 3.
  6. Активные методы обучения на уроках литературы С.А.Дьячкова, В.В. Луховицкий.  Педагогический университет «Первое сентября» М.,2012
 
Сценарий урока
 
1. Организационный момент
2. Постановка цели.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в сказку Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители», встретимся с мальчиком Алешей и обсудим, какая  произошла с ним история.  Мы окажемся в мире этой чудесной сказки.
 
3. Итак,  я приглашаю вас в мир сказки.
 
Сценарий
 
«Суд»
(По мотивам А. Погорельского «Чёрная курица»)
 
 Действующие лица: 
  
 Судья: Неподкупность 
 
 Секретарь суда: Равнодушие
 
 Прокурор: Непримиримость
 
 Адвокат: Заступничество 
 
 
 Подсудимый: Алёша
 
 Потерпевший: Чернушка
 
Свидетели
Детство   Любовь   Жалость  Любознательность
Леность   Выгода  Заносчивость   Страх   Глупость 
Доброта    Совесть Предательство
Родители  Учитель   Король 
 
Зал суда, на скамье подсудимых – Алёша, адвокат и прокурор напротив друг друга, перебирают бумаги, готовясь к судебному заседанию. Свидетели здесь же, на месте зрителей. (Допустимо на усмотрение режиссёра изменение состава свидетелей).
 
 Секретарь: Встать! Суд идёт!
 Судья: Можно сесть! Ваше равнодушие, приступайте!
 Секретарь: Исполняю, Ваша Неподкупность! Слушается дело воспитанника пансиона Алёши, обвиняемого в лености, ставшей следствием полученной от особых отношений с потерпевшим Чернушкой выгодой и повлекшей в дальнейшем предательство в особо крупных размерах. Суть дела: Алёша, являясь свидетелем готовящегося убийства кухаркой курицы Чернушки, воспрепятствовал ей. Чернушка же, оказавшаяся представителем подземного народа, в знак признательности, познакомила Алёшу с Королём и придворными. Получив от Короля волшебное зёрнышко, позволявшее не уча уроков, знать их, Алёша проявил худшие человеческие качества: леность, высокомерие, заносчивость и, в довершение всего, совершил предательство, выдав тайну подземного народа вопреки данному обещанию.
Судья: Доводы обвинения!
Прокурор: Обвинение считаю тем более обоснованным и тяжким, что совершённое деяние имело целью получение личной выгоды. И действия обвиняемого не оправдывает любознательность, приведшая Алёшу в подземную страну. Напротив, заносчивость, высокомерие и глупость только отягчают содеянное….
Адвокат: Ваша Неподкупность! Я протестую! Обвиняемый не помышлял о личной выгоде, когда его представляли двору. Речь  может идти только о любознательности.
Любознательность (про себя): 
Если бы меня не было, то не достиг бы человек ничего! Не познал бы он тайн природы, а до сих пор ходил бы в шкурах и ел сырую пищу.
Глупость (про себя): Кто разберёт, где граница между глупостью и необдуманностью!
Лень: Ну что во мне плохого! Отдыхать – это значит тоже лениться? Тогда надо подряд весь человеческий род судить. Ох, как спать хочется…
Судья: Протест принят! Продолжайте, Ваша Непримиримость.
Прокурор: Прошу разрешить вопросы к обвиняемому.
Судья (кивает)
Прокурор: Подсудимый, сколько попыток было предпринято, чтобы Вы оказались в подземном царстве?
Алёша: Две.
Прокурор: Что помешало сразу?
Алёша: Я попросил у кошки лапку…
Прокурор: Иными словами, Вы не отрицаете, что поступили вопреки предупреждению Вашего благодетеля?
Алёша (опустив голову):
Да.
Прокурор: Что же сказала Вам Чернушка перед второй попыткой провести Вас в своё царство?
Алёша: Он сказал, что я ветрен и никогда не слушаюсь с первого слова.
Адвокат: Ваша Неподкупность, прошу разрешить вопрос к потерпевшему… Прошу Вас повторить полностью слова Ваши, сказанные тогда Алёше.
Чернушка: Я сказал: Ты добрый мальчик, но при этом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова.
Доброта(про себя): Несомненно, Алёша добрый мальчик.
Адвокат: Прошу занести в протокол.
Судья: Принимается. Ваша Непримиримость, имеете ли вы ещё вопросы?
Прокурор: Да, Ваша Неподкупность. Но прежде я хочу подчеркнуть, что непослушание также надлежит поставить в вину подсудимому.
Детство (про себя): Ах, ну ведь Алёша – ребёнок!
Адвокат: Ваша Неподкупность, Алёша – ребёнок, любознательный ребёнок…
Судья: Протест отклонён. Любознательность, чуть не стоившую жизни другим, не оправдывает возраст…
Прокурор: Подсудимый, какой подарок Вы просили у короля?
Алёша: Я просил, чтобы, не учившись,  я всегда знал свой урок.
Прокурор: Как к этому отнёсся король?
Алёша: С укоризной. Он сказал: «Не думал я, что ты такой ленивец…».
Лень (про себя): Чую, мой человек…
Прокурор: Почему именно такой подарок Вы попросили?
Алёша: Я хотел всё знать и не тратить время на учёбу.
Прокурор: Так на что же Вы употребили освободившееся время?
Алёша (опустив голову):
Я играл…
Жалость (про себя): Какой милый малыш, какие жестокие все кругом!
Прокурор: Прошу свидетеля Совесть! Обещаете ли Вы говорить правду, только правду, ничего кроме правды?
Совесть: Клянусь!
Прокурор: Взывали ли Вы к Алёше, когда нрав Алёши испортился?
Совесть: Да, я обращалась к нему и говорила: «Алёша, не гордись! Не приписывай себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их»
Прокурор: Подсудимый, какие выводы из упрёков Совести сделали вы для себя?
Адвокат: Ваша Неподкупность, вопрос не по существу. Мы можем разбирать только действия моего подзащитного, но не мысли и намерения.
Судья: Принимается.
Прокурор: Подсудимый, я меняю вопрос. Каким образом изменилось поведение Ваше после приобретения Вами волшебного свойства?
Алёша: Я сделался шалуном и надоел всем своим дурным нравом.
Прокурор: Вы честны, это делает Вам честь,  но тем не менее отвечайте, что мешало Вам вовремя остановиться и не показывать свои сверх способности окружающим? Вы молчите? Вам нечего ответить? Ваша Неподкупность, прошу вызвать свидетеля Учителя.
Страх: Вот сейчас Алёше действительно должно стать страшно.
Прокурор: Свидетель Учитель, каким образом реагировал Алёша на Ваши домашние задания?
Учитель: Он исправно выполнял все задания и, чем больше ему задавалось, тем более я поражался успешностью выполненных заданий.
Прокурор: Вам не приходило в голову объяснить невероятные способности Алёши чем-то сверхъестественным?
Учитель: Нет. Нам в пансионе было чрезвычайно приятно иметь такого ученика.
Адвокат: Свидетель, Вам лично и пансиону в целом могли принести выгоды невероятные способности Алёши?
Учитель (с заминкой):
Да, я неоднократно выслушивал благодарности от директора. Число желающих быть принятыми в пансион благодаря славе, которую разнесли по городу свидетели дарования Алёши, значительно выросло, так что было решено расширить пансион.
Выгода: Лукавит Учитель, не только благодарности выслушивал он от директора, но и звон монет в своём кармане. Ведь многие приписывали способности Алёши мастерству Учителя и направляли к нему своих детей.
Прокурор: Протестую! Мы разбираем поведение Алёши. Вовсе не причём здесь дела и выгоды пансиона.
Судья: Защите будет предоставлена возможность высказаться позже. У Вас всё, Ваша Непримиримость?
Прокурор: С Вашего позволения я хотел бы задать ещё несколько вопросов. Обвиняемый, что произошло после потери Вами волшебного семечка?
Алёша: Мне очень стыдно рассказывать… Я не ожидал такого поворота событий. Учитель задал мне особо много в ответ на мои шалости. Я не смог ответить ни слова… Учитель приписал всё это моему упрямству, наказал меня, задав к следующему дню 20 страниц. Вечером я убедился, что не в состоянии без ошибок выучить и десятой части…
Прокурор: Свидетель Чернушка! Как Вы отреагировали на трудности Алёши?
Чернушка: Я не мог не помочь своему спасителю и ночью вернул ему потерянное семечко. 
Прокурор: Обвиняемый, как же вы отнеслись к повторному подарку судьбы?
Алёша: Конечно, на следующий день я без запинки ответил урок. Тем самым я вызвал недоумение друзей, раздражение учителя, который хотел применить ко мне наказание, чтобы выведать причину моего вчерашнего молчания и неожиданного исправления. Я рассказал всё про подземный народ, но учитель решил, что я дурачу его, и меня высекли. 
Прокурор: Итак, господин судья, господа присяжные заседатели, перед Вами типичный представитель эгоистичной молодёжи, заинтересованный в удовлетворении собственной любознательности, потворстве лени и шалости, способный на предательство ради извлечения выгоды, хотя бы она заключалась во избежание наказания. Целый народ был вынужден покинуть столетиями обжитые места! Сколько горя и страданий причинил поступок обвиняемого мирному народу! А какое унижение для Первого министра в знак наказания носить кандалы на своих руках! И всё из-за малолетнего эгоиста! Я требую самого строгого наказания обвиняемому! Пусть оно заключается в изгнании имени его со страниц сборников сказок! Пусть будет предано забвению деяние им свершённое! Решение высокого суда я предлагаю издателям запретить издавать книгу «Чёрная курица» отныне и во веки  веков! Я закончил Ваша честь.
Судья: Прошу защиту задать свои вопросы.
Адвокат: Благодарю, Ваша Неподкупность! Защита вызывает свидетелей Родителей Алёши… (Процедура принесения присяги…) Скажите Родители, где Вы живёте?
Родители: О, мы живём далеко-далеко от Петербурга. Мы…
Адвокат: Довольно. Скажите, в каком возрасте Алёша был отдан в пансион?
Родители: В возрасте 7 лет, об этом написано в сказке. Воспитание в наше время потребовало от нас пойти на такой шаг, потому что большинство обеспеченных родителей поступают именно так.
Адвокат: Следует ли из Ваших слов, что если бы большинство из обеспеченных родителей имело привычку отдавать детей в рабство, то и вы последовали бы их примеру?
Прокурор: Протестую! Считаю недопустимым ставить свидетелей в сложное положение. Конечно,  они не менее других любят своего ребёнка и руководствовались разумными причинами, чтобы дать ему достойное воспитание и образование.
Судья: Протест принят. Ваше Заступничество, делаю Вам замечание, спрашивайте по существу дела.
Адвокат: Слушаю, Ваша Непримиримость. Алёша, как Вы поступили, увидев, что Чернушке грозит смерть?
Алёша: Я защитил курицу, отдав свою единственную золотую монету кухарке.
Адвокат: Вам было жалко империал? Вы предполагали получение какой-то выгоды?
Алёша: Нет, ведь я спасал свою любимицу. И, конечно, я не мог предположить, что получится что-то невероятное.
Адвокат: Защита вызывает свидетеля Короля! (Процедура присяги…) Ваше величество, мы позволили себе оторвать Вас от царственных дел, поскольку речь идёт об очень важном деле. Скажите, почему именно такой подарок Вы поднесли спасителю своего подданного?
Король: Я обещал наградить Алёшу тем, что он сам пожелает. И, как Король, я не привык изменять данному слову.
Адвокат: Благодарю Вас, Ваше величество. Алёша, почему Вы пожелали именно такой подарок?
Алёша: У меня не было достаточно времени, чтобы обдумать предложение Его величества.
Адвокат: Значит ли это, что обдумав хорошо,  Вы могли пожелать чего-то более значительного и достойного для себя?
Прокурор: Ваша Неподкупность, я возражаю против такой постановки вопроса. Мы обсуждаем действия, а не намерения или возможные варианты событий, ведь именно по поводу этого чуть раньше протестовал Его Заступничество.
Судья: Согласен  с доводами обвинения.
Адвокат: Свидетель Чернушка, из каких соображений Вы вернули Алёше потерянное семечко?
Чернушка: Мною двигало исключительно чувство жалости к моему спасителю.
Адвокат: Могли ли Вы предположить такое нежелательное развитие событий с Алёшей? И можно ли было повлиять на события как-то иначе?
Чернушка: Конечно, в арсенале у нашего народа много разных волшебных способов, но у меня было мало времени, а Алёша оказался в беде так неожиданно.
Адвокат: Следовательно, найди Вы иной способ, можно было избежать несчастья… 
Чернушка (кивает)
Адвокат: Алёша, как Вы чувствовали себя, когда над Вами нависла угроза наказания?
Алёша: Я очень боялся боли и унижения.
Адвокат: Свидетель Учитель, так ли уж необходимо было наказание? Могли ли Вы предполагать, что Ваши действия на самом деле повлекут и для Вас самого неприятные последствия, хотя бы в виде сокращения числа желающих поступить в Ваш пансион?
Учитель: Нет, но я не мог отказаться от наказания, поскольку это нанесло бы урон моему преподавательскому авторитету. Ведь Алёшины объяснения были столь неправдоподобны. 
Адвокат: А вам не приходило в голову пощадить детское самолюбие и лично, с глазу на глаз побеседовать с Алёшей?
Прокурор: Ваша честь, мы опять переходим на обвинения в адрес свидетелей…
Адвокат: Высокий суд, господа присяжные заседатели. Я не случайно задал вопросы свидетелям. И сейчас, в своём защитном слове хочу сказать следующее… Алёша ребёнок, но не просто мальчик, а ребёнок, обделённый родительской лаской, родительским участием. Воспитание, образование – всё это слова, которые объясняют, но не оправдывают родителей, которые буквально бросили сына на воспитание чужим людям. Будь рядом мать и отец и, я уверен, несчастья бы не произошло. Это обстоятельство не только накладывает вину на родителей, но и снимает часть её с несовершеннолетнего дитя. 
Каковы порядки в пансионате Вы сами могли убедиться. Не в силах справиться с ситуацией, учитель прибегает к физическому наказанию, не заботясь о нанесении воспитаннику душевной раны, калеча психологию ребёнка. Признание выбито у Алёши под угрозой порки. И вот Вам результаты пагубных пробоин в методике воспитания. 
Великодушие Короля и Чернушки также сослужило отрицательную роль. Почему бы Королю не задуматься о возможности последствий заранее, а Чернушке отказаться от мысли вернуть семечко?  Исходя из сказанного, я прошу Высокий суд не судить строго моего подопечного, тем более, что дальнейшее поведение ребёнка, его успеваемость - безупречны. Что же касается предложения прокурора запретить издавать и печатать книгу, считаю его только вредным. Напротив, история Чёрной курицы может быть познавательной для детей.
Судья: Господа присяжные, готов ли вердикт? (Изучает предложенные документы) Ситуация непроста. Мнения разделились. Ровно половина считает Алёшу виновным, а половина – нет. (Задумывается, советуется с заседателями). Итак, в результате выслушанных доводов обвинения и защиты выносится решение суда. 
Алёша, воспитанник пансиона, признаётся виновным по пунктам предъявленных обвинений – в лени и заносчивости. По пунктам обвинения выгода и предательство Алёша признаётся невиновным! Каждый из присутствующих обязан обдумать описанное  в книге, сделать соответствующие выводы. Ведь дело не только в волшебных свойствах семечка, в жизни немало подлости и глупости, лжи и лени. И пусть дети учатся на ошибках других, не допуская своих. Именно поэтому Суд не только не запрещает публикацию новых тиражей книги А.Погорельского, но и рекомендует её к изданиям.
 
 
Судья снимает парик, вытирает лоб платком. Алёша стоит, понурив голову.
 
Вот и закончилось наше путешествие по сказке. Добро победило зло. Надеемся, что Алеша станет прежним, послушным мальчиком. Давайте найдем это в тексте и зачитаем (стр. 141 – 143
 
4. Беседа
 
- Назовите положительные и отрицательные качества человека.
 

Положительные качества

Отрицательные качества

Бескорыстие

Безделье

Трудолюбие

Гордыня

Честность

Предательство

Скромность

 

Доброта

 

 
5. Вывод
 
( На доске  маленькие плакаты со словами)
 

1. Надо    быть строгим   к  себе.

2. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

3. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

4. Все достигается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье.

 
 
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
- Ребята, вы сейчас получите зернышки. Напишите, какое желание вы загадаете на зернышко.
- Опишите это желание. Но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести. 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Нравственные аспекты воспитания