- Подробности
- Просмотров: 213
Степкина М.С.,
старший воспитатель
Глазунова Е.Н.,
методист
Валуева Т.В.,
учитель-логопед
ГБДОУ детского сада № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт Петербурга
Методическая разработка «Наставничество как форма развития ИКТ компетенций современного педагога»
Цель: создание организационно - методических условий с применением эффективных методов и форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов по ИКТ.
Современные векторы развития системы образования предполагают широкое использование системы наставничества в образовательных организациях, создание условий, обеспечивающих развитие профессионального мастерства педагогов. Реализация программ наставничества способствует эффективному и своевременному развитию ИКТ – компетенций педагогов, активному внедрению современных технологий в образовательный процесс.
Форма наставничества «педагог-педагог» в направлении развития ИКТ – компетенций реализуется в ГБДОУ детском саду №33 с 2022 года. В основе наставнических отношений лежат принципы демократичности, профессионализма и взаимного уважения. В роли наставников выступают педагоги, имеющие профессиональные успехи, опыт позитивного применения информационных технологий в практике работы, постоянно развивающие свой профессиональный потенциал.
Основной целью представляемой практики является создание организационно - методических условий с применением эффективных методов и форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов по ИКТ. Развитие ИКТ-компетенций осуществляется по наиболее актуальным направлениям:
- овладение наставляемыми педагогами инструментами Office для успешной работы с для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др.;
- обучение принципам работы в социальных сетях и мессенджерах;
- организация обучающих видеоконференций;
- создание и использование электронных образовательных ресурсов в педагогической практике;
- создание и монтаж видео, аудио контента.
Реализация программ наставничества по формированию навыков работы в сфере ИКТ осуществляется в рамках тематических семинаров, методических мастер-классов (индивидуальных, групповых), тренингов, дистанционного сопровождения через группу
«Педагог и ИКТ» в социальной сети ВКонтакте.
Для достижения целей наставнической практике необходимо соблюдение следующих условий:
1) определить состав наставнических пар (групп) в соответствии с запросами наставляемых, мотивацией наставников к участию в наставнической деятельности;
2) назначить куратора с целью поддержки реализации программ наставничества;
3) разработать персонализированные программы наставничества на основе результатов диагностики профессиональных затруднений и запросов, наставляемых;
4) составить календарный план работы по наставничеству в области ИКТ на текущий учебный год;
5) определить планируемые результаты реализации программ наставничества;
6) в завершении программ наставничества организовать мониторинг и рефлексию эффективности совместной деятельности на итоговом педагогическом совещании.
Наставничество в области развития ИКТ – компетенций педагогов позволяет преодолеть профессиональные трудности, возникающие при необходимости использования ИКТ, раскрывает для наставляемых возможности ИКТ в образовательной деятельности, формирует потребность в профессиональном совершенствовании.
Результатом реализации наставнической практики становятся продукты деятельности наставляемых - созданные электронные образовательные ресурсы, интерактивные
обучающие видео, игры, группы в социальных сетях, мессенджерах и т.п. Некоторые из ЭОР, созданных педагогами ГБДОУ представлены в стендовом докладе:
Домашние животные
Веселый счет
Времена года
Домашние животные и их детёныши
Морское приключение
«Россия-Родина моя»
ИКТ наставничество – одна из наиболее эффективных моделей наставничества, обусловленное необходимостью развития цифровой образовательной среды, активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Повышение ИКТ - компетентности является средством для развития потенциала педагогов, способствует повышению самооценки, даёт уверенность в своём профессионализме.