- Подробности
- Просмотров: 1441
Поцулевичус Светлана Викторовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №436 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Наречие как часть речи
Этап урока Применяемые приемы, методы, технологии |
Цели урока для учителя |
Цели урока для ученика |
Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов |
Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов |
Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов |
||
создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; сформировать у учащихся представление о наречии как части речи; сформировать у обучающихся умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль ; организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.
|
совершенствоваться в умении постановки учебных задач; самостоятельно формулировать выводы, аргументируя свой ответ; научиться находить в тексте наречия; научиться определять, что называет наречие; подтвердить, что наречие - неизменяемая часть речи; выявить морфологические признаки наречия; подготовиться к изучению разрядов наречий по значению; выяснить синтаксическую роль наречия в предложении; научиться использовать наречие в речи.
|
||||||
Ресурсы урока для учителя |
Ресурсы урока для ученика |
||||||
Учебник под редакцией М.М.Разумовской, презентация. |
Учебник под редакцией М.М.Разумовской, презентация. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этап: актуализация необходимых знаний. |
Предлагает вспомнить, что известно обучающимся о наречии, и обменяться информацией с соседом по парте. Предлагает выписать из текста наречия. Текст: Сегодня в лесу стояла по-зимнему странная тишина. С пасмурного неба изредка падали снежинки . Мальчишка нарочно дышал на них, и снежинки постепенно превращались в чистые капли воды. День поневоле торжественно угасал. Наконец пошел густой снег. Он не таял на лету, а стремительно падал вниз, щекотал лицо, уверенно покрывал все пространство вокруг.
Контроль осуществляется самостоятельно по предоставленному ключу (кадр презентации).
Технология: вызов |
Вспоминают ранее изученный материал о наречии, обмениваются информацией в парах. Выписывают из текста наречия. Сверяются с предоставленным «ключом».
|
Познавательные: сформировано умение находить наречия в тексте. Диагностика: наблюдение.
|
Познавательные: приобретается умение находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: приобретается умение ставить познавательные задачи. Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя. Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать. Диагностика: наблюдение, консультирование.
|
Формируется уважительное отношение к оппоненту.
|
||
Этап: Мотивация познавательной деятельности. |
Предлагает произвести разбор по составу выписанных из текста наречий, поставить к ним вопросы, самостоятельно изучив необходимую информацию в учебнике на странице 82. Осуществить взаимопроверку с помощью ключа (кадра презентации). Предлагает сформулировать задачи изучения темы «Наречие» в 7 классе. Корректирует ответы обучающихся.
|
Самостоятельно изучают информацию о наречии в учебнике. Производят разбор по составу выписанных из текста наречий, ставят и записывают к ним вопросы. Осуществляют взаимопроверку с помощью ключа (кадра презентации). Формулируют задачи изучения темы «Наречие»: - определить морфологические признаки - выяснить синтаксическую роль в предложении - проследить роль в тексте -ознакомиться с правилами написания наречий -выявить смысловые группы наречий
|
Познавательные: сформировано умение ставить вопросы к наречиям, производить разбор наречий по составу. Регулятивные: ставятся задачи по изучению наречий. Коммуникативные: излагаются задачи изучения темы «Наречие», проводится их корректировка. Диагностика: наблюдение, консультирование, корректировка.
|
Познавательные: приобретается умение находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; Регулятивные: приобретается умение ставить познавательные задачи. Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя. Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать. Диагностика: наблюдение, консультирование.
|
Формируется умение осознавать свои, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор |
||
Этап: Организация познавательной деятельности. Технология: |
Предлагает задание по выбору: из упражнения 199 выписать наречия вместе со словом, к которому они относятся, или найти наречия, заменить их синонимом и выписать вместе со словом, к которому они относятся. Предлагает свериться с ключом (кадр презентации) или зачитать получившиеся словосочетания с вопросами (для тех, кто записывал словосочетания с синонимами). Просит сделать вывод о роли наречия в словосочетании, о том, с какими частями речи оно сочетается, предлагает определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях. Просит сделать вывод о том, что обозначает наречие, и убедиться в правильности предположения, ознакомившись с порядком морфологического разбора наречия на странице 98 учебника. Предлагает проанализировать план морфологического разбора наречия и попытаться самостоятельно подумать, каковы грамматические значения наречий, сделать попытку объединить их по разрядам, используя наречия, выписанные из текста в начале урока и из упражнения 199, или, ознакомившись с материалом таблицы на странице 88-89, определить разряды выписанных из текста наречий, подписать их. Предлагает обучающимся, выполнявшим первое задание, свериться со сведениями таблицы на странице 88-89, обучающимся, выбравшим второе задание – с ключом (кадром презентации). |
Выписывают наречия вместе со словом, к которому они относятся, или находят наречия, заменяют их синонимом и выписывают вместе со словом, к которому они относятся. Сверяются с ключом или зачитывают получившиеся словосочетания с вопросами. Делают вывод о роли наречия в словосочетании, о том, с какими частями речи оно сочетается, определяют вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях. Делают вывод о том, что обозначает наречие, и проверяют правильность предположения, ознакомившись с порядком морфологического разбора наречия на странице 98 учебника. Анализируют план морфологического разбора наречия и по выбору, сделанному самостоятельно, определяют грамматические значения наречий, объединяют их по разрядам, используя наречия, выписанные из текста в начале урока и из упражнения 199, или, ознакомившись с материалом таблицы на странице 88-89, определяют разряды выписанных из текста наречий, подписывают их. обучающиеся, выполнявшие первое задание, сверяются со сведениями таблицы на странице 88-89, обучающиеся, выбравшие второе задание, сверяются с ключом (кадром презентации). |
Познавательные: сформировано умение ставить вопросы к наречиям, производить разбор наречий по составу, определять роль наречий в словосочетании, использовать синонимичные наречия, разделять наречия в зависимости от грамматического значения. Регулятивные: реализуются задачи по изучению наречий. Коммуникативные: излагаются предположения, проводится их корректировка. Диагностика: наблюдение, консультирование.
|
Познавательные: приобретается умение находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач Регулятивные: приобретается умение ставить познавательные задачи; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные тексты для решения разных задач общения ― самостоятельно; Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать; осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей. Диагностика: наблюдение.
|
Формируется умение осознавать свои, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
|
||
Этап: Подведение итогов. Технология: |
Предлагает обучающимся распределиться по четырем группам для создания текстов с использованием наречий. 1 группа: художественный стиль, описание помещения; 2 группа: художественный стиль, описание внешности; 3 группа: художественный стиль, описание явления природы; 4 группа: публицистический стиль, рассуждение; 5 группа: художественный стиль, повествование; 6 группа: научный стиль, тип речи рассуждение с элементами описания. В каждой группе выбрать наречия двух разрядов, которые помогут создать текст предложенного типа и стиля речи. Предлагает лидеру группы после коллективного обсуждения в группе аргументировать сделанный выбор. Просит обучающихся остальных групп скорректировать мнение лидера, внести дополнения. Предлагает обучающимся в каждой группе выбрать из текста, с которым проводилась работа в начале урока, слово, которое должно стать темой сочинения-миниатюры в предложенном группе стиле и типе речи. Просит создать сочинение-миниатюру, используя наречия выбранных разрядов. Предлагает каждому в группе записать созданный совместно текст. По желанию предлагает каждому обучающемуся в группе дополнить получившийся текст. Просит представителя от группы зачитать сочинение-миниатюру, остальным обучающимся предлагает сделать вывод о соответствии текста стилю и типу речи, о роли наречий в нем. Предлагает в качестве домашнего задания создать ассоциативный ряд из наречий к слову, являющемуся темой сочинения-миниатюры группы. |
Распределяются по группам для создания текстов с использованием наречий. В каждой группе выбирают наречия двух разрядов, которые помогут создать текст предложенного типа и стиля речи. Лидер группы после коллективного обсуждения в группе аргументирует сделанный выбор. Обучающиеся из остальных групп корректируют мнение лидера, вносят дополнения. В каждой группе выбирают из текста, с которым проводилась работа в начале урока, слово, которое должно стать темой сочинения-миниатюры в предложенном группе стиле и типе речи. Создают совместно всей группой сочинение-миниатюру, используя наречия выбранных разрядов. Записывают созданный текст. По желанию дополняют получившийся текст. Представитель от группы зачитывает сочинение-миниатюру, остальные обучающиеся делают вывод о соответствии текста стилю и типу речи, о роли наречий в нем. Осуществляют выбор темы ассоциативного ряда для домашнего задания. |
Познавательные: сформировано умение различать разряды наречий, разделять наречия в зависимости от грамматического значения, употреблять наречия при составлении текстов различных стилей и типов речи, составлять ассоциативные ряды наречий. Диагностика: наблюдение, оценивание ответа лидера группы, представителя группы, фронтальная и индивидуальная проверка.
|
Познавательные: приобретается умение анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач; представлять информацию в разных формах (текст, тезисы) Регулятивные: приобретается умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно и с помощью других исправлять ошибки; Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― коллективно и самостоятельно; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать; осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Диагностика: наблюдение
|
Формируется умение осознавать свои, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
|
||
Дополнительный материал (творческие задания и т.п.) |
Презентация, образцы ассоциативных цепочек, составленных обучающимися этого класса ранее |
Презентация, образцы ассоциативных цепочек, составленных обучающимися этого класса ранее |
|
|
|
||
Самоанализ |
|||||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
|||||
В уроке делается упор на формирование УУД, подобраны соответственные задания. Осуществляются межпредметные связи. Большинство заданий носит творческий характер. Обучающиеся имеют возможность выбора заданий и алгоритма их выполнения. Развивается ассоциативное мышление. |