Поцулевичус Светлана Викторовна

учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №436 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Наречие как часть речи

Тип урока: повторение
Технологии: ИКТ, элементы Дальтон-технологии
Задачи урока:  
Образовательная – создать условия для формирования у обучающихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; сформировать у обучающихся умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль; организовать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи; находить наречия в тексте; учить аргументировать свою точку зрения;
Развивающая – развивать устную и письменную речь обучающихся; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных  способностей обучающихся; развивать познавательные процессы  обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие); развивать умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы; привить   воспитанникам интерес к русскому языку; способствовать воспитанию толерантности; совершенствовать умение работать в парах, группе; создать благожелательную творческую атмосферу.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, способствующие снятию умственного и физического напряжения.
Опорные понятия: самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие.
Новые понятия: значение наречий, морфологические признаки наречий, синтаксическая роль наречий.
Межпредметные связи: -
 

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; сформировать у учащихся представление о наречии как части речи; сформировать у обучающихся умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль ; организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

 

совершенствоваться в умении постановки учебных задач; самостоятельно формулировать выводы, аргументируя свой ответ; научиться находить в тексте наречия; научиться определять, что называет наречие; подтвердить, что наречие - неизменяемая часть речи; выявить морфологические признаки наречия; подготовиться к изучению разрядов наречий по значению; выяснить синтаксическую роль наречия в предложении; научиться использовать наречие в речи.  

 

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

Учебник под редакцией М.М.Разумовской, презентация.

 Учебник под редакцией М.М.Разумовской, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Этап: актуализация необходимых знаний.

Предлагает вспомнить, что известно обучающимся  о наречии,  и обменяться информацией с соседом по парте. Предлагает выписать из текста  наречия.

Текст: Сегодня в лесу стояла по-зимнему  странная тишина. С пасмурного  неба изредка падали снежинки . Мальчишка  нарочно дышал на них, и снежинки постепенно превращались в чистые капли воды. День поневоле торжественно угасал. Наконец пошел густой снег. Он не  таял на лету, а стремительно падал вниз, щекотал лицо, уверенно покрывал все пространство вокруг.

 

Контроль осуществляется самостоятельно по предоставленному  ключу (кадр презентации).

 

Технология: вызов

Вспоминают ранее изученный материал о наречии, обмениваются информацией в парах. Выписывают из текста наречия. Сверяются с предоставленным «ключом».

 

Познавательные: сформировано умение находить наречия в тексте.

Диагностика: наблюдение.

 

Познавательные: приобретается умение находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Регулятивные: приобретается умение ставить познавательные задачи.

Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя.

Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать.

Диагностика: наблюдение, консультирование.

 

Формируется уважительное отношение к оппоненту.

 

Этап: Мотивация познавательной деятельности.

Предлагает произвести разбор по составу выписанных  из текста  наречий, поставить  к ним вопросы, самостоятельно изучив необходимую информацию в учебнике на странице 82. Осуществить взаимопроверку с помощью ключа (кадра презентации).

Предлагает сформулировать задачи изучения темы «Наречие» в 7 классе. Корректирует ответы обучающихся.

 

Самостоятельно изучают информацию  о наречии в учебнике. Производят  разбор по составу выписанных  из текста  наречий, ставят и записывают  к ним вопросы. Осуществляют взаимопроверку с помощью ключа (кадра презентации).

Формулируют задачи изучения темы «Наречие»:

- определить морфологические признаки

- выяснить синтаксическую роль в предложении

- проследить роль в тексте

-ознакомиться с правилами написания наречий

-выявить смысловые группы наречий

 

Познавательные: сформировано умение ставить вопросы к наречиям, производить разбор наречий по составу.

 Регулятивные: ставятся задачи по изучению наречий.

Коммуникативные: излагаются задачи изучения темы «Наречие», проводится их корректировка.

Диагностика: наблюдение, консультирование, корректировка.

 

Познавательные: приобретается умение находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

Регулятивные: приобретается умение ставить познавательные задачи.

Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя.

Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать.

Диагностика: наблюдение, консультирование.

 

Формируется умение осознавать свои, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор

Этап: Организация познавательной деятельности.

Технология:

Предлагает задание по выбору: из упражнения 199 выписать наречия вместе со словом, к которому они относятся, или найти наречия, заменить их синонимом и выписать вместе со словом, к которому они относятся. Предлагает свериться с ключом (кадр презентации) или зачитать получившиеся словосочетания с вопросами (для тех, кто записывал словосочетания с синонимами). Просит сделать вывод о роли наречия в словосочетании, о том, с какими частями речи оно сочетается, предлагает определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях. Просит сделать вывод о том, что обозначает наречие, и убедиться в правильности предположения, ознакомившись с порядком морфологического разбора наречия на странице 98 учебника. Предлагает проанализировать план морфологического разбора наречия и попытаться самостоятельно подумать, каковы грамматические значения наречий, сделать попытку объединить их по разрядам, используя наречия, выписанные из текста в начале урока и из упражнения 199, или, ознакомившись с материалом таблицы на странице 88-89,  определить разряды выписанных из текста наречий, подписать их.

Предлагает обучающимся, выполнявшим первое задание, свериться со сведениями таблицы на странице 88-89, обучающимся, выбравшим второе задание – с ключом (кадром презентации).

Выписывают  наречия вместе со словом, к которому они относятся, или находят наречия, заменяют их синонимом и выписывают вместе со словом, к которому они относятся. Сверяются с ключом или зачитывают получившиеся словосочетания с вопросами. Делают вывод о роли наречия в словосочетании, о том, с какими частями речи оно сочетается, определяют  вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях.

Делают  вывод о том, что обозначает наречие, и проверяют правильность предположения, ознакомившись с порядком морфологического разбора наречия на странице 98 учебника. Анализируют  план морфологического разбора наречия и по выбору, сделанному самостоятельно, определяют грамматические значения наречий, объединяют  их по разрядам, используя наречия, выписанные из текста в начале урока и из упражнения 199, или, ознакомившись с материалом таблицы на странице 88-89,  определяют  разряды выписанных из текста наречий, подписывают их.

обучающиеся, выполнявшие первое задание, сверяются со сведениями таблицы на странице 88-89, обучающиеся, выбравшие второе задание, сверяются с ключом (кадром презентации).

Познавательные: сформировано умение ставить вопросы к наречиям, производить разбор наречий по составу, определять роль наречий в словосочетании, использовать синонимичные наречия, разделять наречия в зависимости от грамматического значения.

 Регулятивные: реализуются задачи по изучению наречий.

Коммуникативные: излагаются предположения,  проводится их корректировка.

Диагностика: наблюдение, консультирование.

 

Познавательные: приобретается умение находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения    на простом и сложном уровне;  классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении  задач

Регулятивные: приобретается умение ставить познавательные задачи; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные  тексты для решения разных задач общения ―  самостоятельно; 

Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать; осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Диагностика: наблюдение.

 

Формируется умение осознавать свои, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор; осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

 

Этап: Подведение итогов.

Технология:

Предлагает обучающимся распределиться по четырем  группам для создания текстов с использованием наречий. 1 группа: художественный стиль, описание помещения; 2 группа: художественный стиль, описание внешности; 3 группа: художественный стиль, описание явления природы; 4 группа: публицистический стиль, рассуждение; 5 группа: художественный стиль, повествование; 6 группа: научный стиль, тип речи рассуждение с элементами описания. В каждой группе выбрать наречия двух разрядов, которые помогут создать  текст предложенного типа и стиля речи. Предлагает лидеру группы после коллективного обсуждения в группе аргументировать сделанный  выбор. Просит обучающихся остальных групп скорректировать мнение лидера, внести дополнения.

Предлагает обучающимся в каждой группе выбрать из текста, с которым проводилась работа в начале урока, слово, которое должно стать темой сочинения-миниатюры в предложенном группе стиле и типе речи. Просит создать сочинение-миниатюру, используя наречия выбранных разрядов. Предлагает каждому в группе записать созданный совместно текст. По желанию предлагает каждому обучающемуся в группе дополнить получившийся текст. Просит представителя от группы зачитать сочинение-миниатюру, остальным обучающимся предлагает сделать вывод о соответствии текста стилю и типу речи, о роли наречий в нем. Предлагает в качестве домашнего задания создать ассоциативный ряд из наречий к слову, являющемуся темой сочинения-миниатюры группы.

Распределяются по   группам для создания текстов с использованием наречий.  В каждой группе выбирают наречия двух разрядов, которые помогут создать  текст предложенного типа и стиля речи. Лидер группы после коллективного обсуждения в группе аргументирует сделанный  выбор.  Обучающиеся из остальных групп корректируют  мнение лидера, вносят дополнения.

В каждой группе выбирают  из текста, с которым проводилась работа в начале урока, слово, которое должно стать темой сочинения-миниатюры в предложенном группе стиле и типе речи. Создают совместно всей группой сочинение-миниатюру, используя наречия выбранных разрядов. Записывают созданный  текст. По желанию  дополняют получившийся текст. Представитель от группы зачитывает сочинение-миниатюру, остальные обучающиеся делают  вывод о соответствии текста стилю и типу речи, о роли наречий в нем.  Осуществляют выбор темы ассоциативного ряда для домашнего задания.

Познавательные: сформировано умение различать разряды наречий, разделять наречия в зависимости от грамматического значения, употреблять наречия при составлении текстов различных стилей и  типов речи, составлять ассоциативные ряды наречий.

Диагностика: наблюдение, оценивание ответа лидера группы, представителя группы, фронтальная и индивидуальная проверка.

 

Познавательные: приобретается умение анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения    на простом и сложном уровне;  устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении  задач; представлять информацию в разных формах (текст, тезисы)

Регулятивные: приобретается умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели индивидуально; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно и с помощью других  исправлять ошибки;

Коммуникативные: совершенствуется умение излагать свое мнение, корректируя его под воздействием контраргументов другого ученика или учителя; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные   тексты для решения разных задач общения ―  коллективно и самостоятельно;  организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Личностные: формируется умение уважительно относиться к ответу других учеников и мнению учителя; критично относиться к себе; умение выслушать; осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Диагностика: наблюдение

 

Формируется умение осознавать свои, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор; осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

 

Дополнительный материал (творческие задания  и т.п.)

Презентация, образцы ассоциативных цепочек, составленных обучающимися этого класса ранее

Презентация, образцы ассоциативных цепочек, составленных обучающимися этого класса ранее

 

 

 

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

В уроке делается упор на формирование УУД, подобраны соответственные задания. Осуществляются межпредметные связи. Большинство  заданий носит творческий характер. Обучающиеся имеют возможность выбора заданий и алгоритма их выполнения. Развивается ассоциативное мышление.

   

 

Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Наречие как часть речи