- Подробности
- Просмотров: 1096
Шибанова Вероника Владимировна,
учитель музыки и истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ школы № 529 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Киселева Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 529 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка творческого проекта
«Мы знаем, что значит война»
Актуальность методической разработки определена тем, что в настоящее время существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагическом событии нашей Родины в XX веке ‒ Великой Отечественной войне. Историческая память ‒ осознание того, что каждый, как частица истории, неотделим от того, что было в мире и до нашего рождения; это один важных источников патриотического и нравственного воспитания.
Современные дети узнают о войне из учебников, книг, кинофильмов, рассказов ветеранов ... Но ветеранов остаётся всё меньше. Учащиеся мало знают, кто воевал из их семей, какие награды и за что получили их родные.
Дети блокады. Как жилось этим юным ленинградцам в те страшные годы, как они выживали? Кто помогал? Что мы знаем о своих родственниках? Есть ли среди них дети блокадного Ленинграда? Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие ‒ таких качеств не хватает современному поколению. Все эти нравственные качества можно воспитать у молодого поколения на примере старшего поколения, на уважении к прошлому своих близких и своего народа.
Педагогами совместно с учащимися было разработан и выполнен творческий проект, который включил в себя создание книги «Письма в блокаду» и книга стихов собственного сочинения учащихся «Ведь мы же с тобой ленинградцы». Итогом проекта стало создание литературно-музыкальной композиции «О, детская блокадная страна, ты боль моя земная и опора».
Каждый обучающийся четвертого класса при работе над проектом смог проявить свои творческие способности. Все до одного превратились в поэтов и совместными усилиями создали свой, неповторимый текст, который и лег в основу композиции. Многие учащиеся класса занимаются в детской музыкальной школе, владеют игрой на различных музыкальных инструментах – фортепиано, скрипка, аккордеон, гобой, флейта. Именно поэтому в нашей композиции были использованы не только авторские стихи, но и сольные инструментальные номера учащихся, так же мы предложили ребятам объединиться и создать свой творческий коллектив, так у нас появился квинтет, который прекрасно разнообразил нашу литературно-музыкальную композицию.
Неоценимую помощь в создании проекта оказали родители, которые в содружестве с учителями посещали библиотеки, помогали ребятам в творческих заданиях, и в итоге стали самыми благодарными зрителями. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов своих детей, стали активными участниками образовательного процесса, осознали особую ответственность за воспитание и творческое развитие своих детей.
Успешность и востребованность созданной литературно-музыкальной композиции «О, детская блокадная страна, ты боль моя земная и опора» подтверждается ее многократным использованием. Речь от имени детей современных и детей той далекой эпохи вызывает особый отклик в душах зрителей всех возрастов. Литературно-музыкальная композиция демонстрировалась на школьном празднике, посвященном Дню освобождения Ленинграда от вражеской блокады, празднике ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы. Так же ребята выступали в Централизованной районной библиотеке на встречах с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда, участвовали в районном и X городском конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия».
Наше выступление успели оценить педагоги Детской музыкальной школы № 17. Они увидели целостный мини-спектакль, в котором все учащиеся демонстрировали умение выступить в роли ведущего, музыканта, хориста, юного актера. Все авторские тексты были мысленно прожиты, осмысленны, прочувствованы, что создало ощущение высоко эмоционального спектакля. Ребятами, которые смогли создать тексты от имени детей блокадного города, донесли до зрителя свои эмоции и чувства.
Педагогам сегодня дается право решать ‒ "заразить" своих учеников темой героизма, подвига, сострадания или просто "пройти" ее, вскользь затронув. Мы предлагаем провести совместную глубоко эмоциональную творческую работу, которая никого не оставит равнодушными.
Цели проекта:
‒ посредством поисковой и творческой работы способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к истории своей семьи, к подвигу и труду павших и живых в Дни блокады;
‒ воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое жителей Ленинграда, своих близких, всего народа;
‒ формировать историческую память и преемственность поколений на основе углубления знаний об участии в Великой Отечественной войне своих родственников, знакомых, героев литературных произведений;
‒ продолжать развивать творческие способности учащихся, привлекая их к совместной деятельности.
Задачи проекта.
Образовательные:
‒ организовать деятельность учащихся по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны;
‒ систематизировать собранный материал.
Воспитательная:
‒ дать возможность учащимся публично выступить, тем самым содействовать их творческому развитию.
Развивающая:
‒ создать условия для выявления активных и одаренных детей с целью дальнейшего их привлечения к различным проектам и выступлениям.
Организация творческого проекта способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Обучающиеся овладевают регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Условия и особенности реализации проекта.
Данный материал будет полезен учителям, классным руководителям общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования детских музыкальных и художественных школ, домов творчества, работающих с ребятами начальной и основной школы. Рекомендуемый возраст участников ‒ 9-11 лет.
Подготовительная работа.
В ходе подготовки данного мероприятия проводилась большая предварительная работа. Чтобы составить литературно-музыкальную композицию, учащихся надо было погрузить в тему подвига детей блокадного Ленинграда. Ребята посетили детскую районную библиотеку, в которой познакомились с выставкой книг о войне. Свои знания ребята показали на уроке внеклассного чтения. Так же была проведена экскурсия в Музей истории Ленинграда. На уроках музыки учащиеся слушали и разучивали песни о войне. В кинотеатре «Аврора» был показан фильм «Зеленые цепочки», который произвел сильное эмоциональное впечатление и на детей и на их родителей. Чтобы усилить эмоциональный отклик, детям было дано задание узнать о членах своей семьи, которые были причастны к войне, записать их воспоминания, написать «Письма в блокаду», адресованные их родным в далекие военные годы.
Этапы подготовительной работы:
пешеходное образовательное путешествие «Их именами названы. Улицы Петергофа»;
чтение книг о войне и блокаде Ленинграда [1, 2, 5];
серия уроков внеклассного чтения «Страшные дни блокады» [3, 4, 6];
создание рассказов «Моя семья в годы войны»;
создание рукописной книги класса «Письма в блокаду»;
сочинение авторских стихов о подвиге Ленинграда;
разучивание музыкальных произведений о войне на уроках музыки;
подготовка концертных номеров юных музыкантов.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран; книжная выставка; музыкальные инструменты – аккордеон, скрипка, гобой, флейта, гитара; плакат «Блокадный дом»; элементы одежды.
Так рождалась авторская композиция «О, детская блокадная страна, ты боль моя земная и опора».
В целях обеспечения мобильности проведения литературно-музыкальной композиции рекомендуется использовать минимальное количество реквизита, бутафории, соответствующих следующим критериям: легкость, простота обращения на сцене.
Музыка, используемая в композиции, с одной стороны, помогала соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой стороны, выступала как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием. Драматургия авторской композиции достигалась за счет смены стихотворных ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы), лаконичных деталей оформления, условности их решения. Композиция «О, детская блокадная страна, ты боль моя земная и опора» хороша своей массовостью, позволяет занять практически всех желающих класса.
Литература
1. Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград/ В.Н.Селиванов.-Спб.: ЭГО, 2002
2. Буров А. Твои герои, Ленинград. – Лениздат, 1965
3. Берггольц О.Ф. Стихи о Ленинграде.-Л.: Лениздат, 1992
4. Воронов Ю. Блокада – Лениздат, 1977.
5. Голубев В. Во имя Ленинграда. – М., 2000.
6. Сапаров А.В. Мальчишка из Ленинграда. Из фронтовых тетрадей./ Рис. А.Ушина.-Л.: Дет. лит., 1965