Каменева Галина Александровна,

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока музыки во 2 классе
«Музыкальные народные игры»

 

 
 
Цель: закрепить понятие «развитие музыки» через интонацию, музыкальную мысль, музыкальный образ.
 
Задачи: 
Образовательная:
- через игру ввести детей в процесс творчества.
Воспитательные:
- попросить детей мысленно пропеть, проследить, как может проходить игра;
- объяснить детям, что как развивается игровое действие, так развивается и музыка.
 
Введение к уроку:
Музыкальные игры нацеливают детей на сознательное исполнение музыки. Исполняя песни, дети не только развивают музыку, но и развивают себя, свой внутренний мир. Народная лирическая песня возникла в результате потребности высказать сокровенные личные чувства и переживания.
Слова, обращенные к природе, были ласковыми: Весна – «красная вёснушка», лето – «тёплое летичко», трава – «шёлковая травушка-муравушка», птицы – «пташечки», «синички», «жаваронушки», хлебное поле – ржица зернистая», «пшеничка колосистая». Это выражается в речевой и музыкальной интонации, в ритме разговорной речи, деятельности, движениях, в костюмах, обычаях.
 
Ход урока:
 
Хоровод «Со вьюном я хожу»
Ведущий хоровода ведёт весь класс. Дети встают друг за другом, положа правую руку на плечо впереди стоящего ребёнка на словах «Положу я вьюн на правое плечо». Движение плавное, красивое, темп умеренный. Во втором куплете на словах «А со правого налево положу» перекладывают руку на левое плечо впереди идущего ребёнка. На третьем куплете возвращают правую руку на правое плечо впереди идущего ученика. Ведущий ведет хоровод как бы «заплетая венок» – по кругу. 
После дать детям задание: «Как бы вы повели хоровод, чтобы было красиво и чтобы исполнители могли выразить характер музыки?» 
 
Хоровод «Во поле берёза стояла»
Можно разделить класс на две группы, чтобы получился двойной хоровод: первый хоровод образует малый круг и движется по часовой стрелке, а второй хоровод образует большой круг и движется против часовой стрелки. Дети первого хоровода начинают петь и идти первыми, образую внутренний круг. Дети второго хоровода начинают петь и идти на один такт позже и образуют внешний круг. Чтобы получилось слаженное исполнение, надо отдельно пропеть с детьми партию первого и второго хоровода.
Детям можно сказать: «Мелодия одна, а исполнение сложное, поэтому получается двойной хоровод. Как будто люди думают об одном и том же, а начинают думать в разное время. Но думы их сливаются, и получается гармония, согласие в пении и в движении. Люди лучше узнают друг друга, и каждый лучше узнает себя. Люди развиваются – и музыка развивается. Поэтому, чтобы лучше услышать и себя, и другого исполнителя, надо очень уважительно отнестись к пению, то есть высказыванию другого исполнителя, петь и слушать одновременно. Только в этом случае будет согласие, гармония, а значит «лад». 
 
Небылица «Длинноногий журавель»
Декламируя и припевая, дети передают движениями, притопами содержание небылицы.
Длинноногий журавель
На мельницу ездил, 
Коза муку мелет, 
Козел засыпает, 
А маленькикозлёночки
Муку выгребают,
А барашки-крутороженьки
В дудочку играют, 
А сороки-белобоки
Пошли танцевати, 
А вороны-стрежены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет, 
Головою вертит.
 
Хоровод «Капустка»
Рассказать детям, что «капусткой» называется один из самых широко распространённых видов хороводов. В Архангельской губернии он существовал в таком виде: парень заводит песню и по очереди образует цепь из играющих, беря за руку то одного, то другого. 
Пошли наши гусли, 
Пошли звончатые…
Тут гусельки наши
За рученьку брали, 
Да за белу и малу, 
За ручку и праву, 
За златен за перстень:
Он ведь ходит ко двору, 
Секёт траву лебеду,
Он рвёт и секёт, 
В белый фартучек кладёт,
Приговор говорит,
Приговаривает:
«Кого я люблю, 
Того и возьму!»
Песню поют хором. Когда соберутся в цепь, начинают завиваться в клубок:
Уж мы вьём, вьём капустку,
Завиваем золотой кочешок,
Завивае, приговариваем:
Кого я люблю, того я возьму, 
Кого не люблю, того не возьму.
Затем играющие начинают «расплетать» песню:
Что у малых, малых деточек
Молодая была мачеха лиха, 
Выводила малых деточек
Вон с городища, да вон с зелёного.
 
Песня поётся, пока все не расплетутся.
 
Ожидаемые результаты:
На материале русских народных песен дети знакомятся с элементами двухголосия: подголосками и двухголосным каноном. Воспринимают на слух разные штрихи, используемые в хоровом пении. Одновременно исполняют, видят и слышат развитие музыки. Формируют представление о многообразии звучащего мира.
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Музыкальные народные игры