Кинева Н.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию воспитанников старшего дошкольного возраста  по теме: «Музыкальная математика»

 
Интеграция образовательных областей:
  • художественно-эстетическое,
  • познавательное,
  • социально-коммуникативное,
  • речевое
  • физическое развитие.
Цель: создание условий для развития интеллектуальных, математических и музыкальных способностей детей через ситуации, направленные на развитие логического мышления, музыкально-дидактические игры
Задачи:
Образовательные: 
  1. закреплять навыки устного счёта в пределах 10; 
  2. совершенствовать умение называть пропущенное число между двумя соседними числами;
  3. совершенствовать умение сравнивать звуки по длительности и по высоте звучания, и соотносить их с величиной геометрических фигур;
  4. формировать умение детей ориентироваться в пространстве;
  5. обогащать первичные представления детей о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), упражнять в умении классифицировать предметы по форме;
  6. закреплять знания детей о днях недели, их последовательности;
  7. упражнять детей в умении соотносить опорную схему задачи с примером;
  8. совершенствовать навыки перестроения детей в двойки, пятёрки, тройки и семёрки, четвёрки и шестёрки в соответствии с выбранной цифрой;
  9. закреплять представления детей о цветах радуги и последовательность их расположения.
Развивающие:
  1. Развивать познавательный интерес детей, пространственно-временные представления, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, музыкально-ритмические и танцевальные движения;
  2. Развивать музыкальный слух
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

  1. Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к математике;
  2. Воспитывать умение слушать и слышать педагога, выполнять действия в соответствии со словесной инструкцией взрослого;
  3. Воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий;
  4. Воспитывать умение работать индивидуально, по подгруппам и целой группой.
Здоровьесберегающие:
  1. Создание психологического комфорта путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемной ситуации, содержание игры в речевом сопровождении, игры с правилами, общение, решение проблемной ситуации.
Оборудование:
Презентация Power Point; конверт с письмом; 7 нот и 7 цифр, нотный стан; сундучок для нот; оформление осеннего леса (деревья, пенёк, птички); макет для игры «Ритмическое лото», 5 длинных голубых и 5 коротких зелёных полосок, 5 больших оранжевых и 5 маленьких розовых кругов; 3 геометрических домика (1 - круг и овал, 2 - треугольник, 3 –квадрат и прямоугольник) и карточки с изображением разных музыкальных инструментов для игры «Засели домики»; 3 карточки с изображением музыкальных инструментов и отдельно карточки с геометрическими фигурами для игры «Фигуры в музыке»; длинные и короткие полоски для игры «Дни недели»; 10 опорных схем и 10 примеров к ним для игры «Найди пару»; корзина с яблоками по количеству детей; музыкальный треугольник.
 
Ход занятия:
Вводная часть:
В.: Здравствуйте, детишки,
     Девчонки и мальчишки!
     Желаю доброго вам дня!
Д.: Здравствуйте, Надежда Валериевна!
В.(поёт):
     Хочу сегодня с вами я
     Пойти в осенний лес, друзья.
     И там немножко отдохнуть
     Лесного воздуха вдохнуть!
     Готовы вы со мной пойти?
     И веселиться от души?
     Тогда со стульев поднимитесь,
     И мне скорее улыбнись.
(Пока дети строятся в колонну, звучит музыка и на экране появляется Сорока-Белобока с письмом)
С.: Наконец-то я добралась!
      Я – Сорока-Белобока
      В разных странах я бывала,
      Многое я там видала.
      Возвращаясь в край родной,
      Лес осенний пролетала,
      Там цариц я увидала…
      А царицы говорят:
      «В Петергоф скорей лети,
      Сад 12 найди.
      В группу «Цветик-семицветик»
      Письмецо ты отнеси (отдаёт письмо воспитателю).
В.: Спасибо, птичка-невеличка. Интересно от каких-таких цариц? Ну что прочитаем? (открывает письмо, и оно плавно переносится на экран, на котором появляются две царицы).
Ц. Мат.: Здравствуйте, дорогие друзья!
               Мы две прекрасные Царицы,
               С разных королевств сестрицы.
Ц. Муз.: Друг другу любим помогать,
                Попробуйте нас угадать.
Ц. Мат.: Я - Царица всех наук,
              И без меня все, как без рук.
              Не смогут вычесть и сложить
              И даже точно день прожить.
              Моих фигур прелестный ряд
              Везде, куда не кинешь взгляд.
              От единицы в бесконечность
              Я простираюсь словно вечность.
              Отгадайте кто же я? …
Ц. Муз.: А я Царица всех искусств, друзья,
               В мир волшебных звуков поведу вас я.
               В моей стране давно живёт
               Удивительный народ.
               Он очень музыкальный,
               Поющий, танцевальный,
               Весёлый и ритмичный,
               Задорный и пластичный.
               И зовётся мой народ
               Звуками чудесными,
               Нотками прелестными.
               Отгадали кто же я? …
               Всё верно, милые друзья!
Ц. Мат.: Дело в том, что мы решили
               В лесу осеннем отдохнуть
               И со зверятами лесными
               В игры поиграть чуть-чуть.
Ц. Муз.: Но цифры, нотки заигрались
               К зверям по лесу разбежались
               Мы хотим вас к нам позвать,
               Помочь их всех нам отыскать.
               На нотный стан их всех собрать,
               И по порядку сосчитать!
Ц. Мат.: Вы нам поможете, друзья?
В.: Конечно, да! Всё равно мы хотели пойти в осенний лес, почему бы нам не совместить приятное с полезным, правда? 
Тогда в кружочек все ставайте,
Глазки крепко закрывайте,
И за мною повторяйте:
«Вокруг себя я повернусь,
В лесу осеннем окажусь». (дети повторяют за воспитателем)
 
Основная часть:
В.: Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как тут красиво!!! (звучит музыка леса). Ветерок шумит, птички поют, деревья шелестят. Закройте глаза, послушайте эту песню леса (дети слушают). А теперь сделайте глубокий вдох и открывайте глаза.
В.: Вы только посмотрите,
      Стоит в лесочке теремок,
      Как красив он и высок!
      Семь друзей в теремочке живут,
      Давайте вспомним, как их зовут?
      Комар-Комарович и Мышка-Норушка,
      Зайчик-Попрыгайчик и Лягушка-Квакушка.
      Лисичка-Сестричка, Волчок-Серый бочок
      И последний Медведь-Косолапый дедок.
      Молодцы, ребята! 
      Вот кто-то к домику бежит!
      Вот кто-то к домику спешит!
      А сможете по музыке узнать,
      Кто первый с нами прибежит играть? (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Комар с ноткой и цифрой в руках).
Комар: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали к нам?
В.: Комар-Комарович, нотки и цифры отыскать,
      На нотный стан их нужно всех собрать.
      Сможешь нам нотку с цифрой отдать?
Комар: Сначала со мной вы должны поиграть?
В.: Мы только с радостью! А во что?
Комар: В игру «Соседи» умеете играть?
              А я посмотрю, как вы умеете считать! 
Игра «Соседи»
Дети считаются по порядку, а затем встают в круг, взявшись за руки.
В. (поёт): Мы по кругу идём и друзей к себе зовём
                  Число «7» к нам идёт и соседей ведёт. (дети останавливаются):
                  Кто твои соседи? Не держи в секрете (ребёнок называет своих соседей «6» и «8», и выходит в круг)
Дети: Ты справился с заданием
           Загадывай желание (ребенок загадывает желание – 7 раз прохлопать, 7 раз промяукать или 7 раз погладить себя по голове. Далее ребенок находит своё место, и игра повторяется несколько раз с новыми участниками).
Комар: Вижу по порядку умеете считать, 
              Правильно соседей можете назвать.
              Держите нотку с цифрой, а мне пора, (отдает 1 нотку и цифру – воспитатель подходит к экрану, дотрагивается до него, и нотка на экране исчезает и появляется у него в руках)
              До свидания, детвора!
В.: Спасибо Комар-Комарович.
      Давайте нотки с цифрами в коробку собирать (воспитатель показывает сундучок)
      А сейчас узнаем, с кем дальше нам играть. (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Мышка с ноткой и цифрой в руках).
 
Мышка: Здравствуйте детишки,
                Девчонки и мальчишки.
                Хотите нотку с цифрой получить?
                Тогда ритмический рисунок мой сумейте повторить!
                Смотрите на экран, за нотками следите,
                Протяжные и короткие звуки 
                Длиною лентой вы определите.
                А высоту звучания чтоб правильно назвать
                Большими и маленькими кружками надо отмечать.
                Ну что готовы в мою игру сыграть?
В.: Конечно, готовы. Ребята, вам понятно задание? Перед вами полоски разной длины и круги разной величины. Длина полоски обозначает длительность звука – длинный или короткий; а величина кругов – обозначает высоту звучания (высоко или низко). Вам необходимо выложить точно такой же ритмический рисунок на нашей модели, что и на экране. Только там звуки, а у нас полоски и круги. На верхнюю строчку мы выкладываем длительность звука, а на нижнюю – ее высоту звучания. Если вы услышите длинный звук, то выкладываем длинную полоску, а если короткий – короткую; если нотка сыграна низко – большой круг, если высоко – маленький. Готовы? По очереди, каждый из вас должен правильно определить высоту звучания и протяжность звука. Сначала внимательно прослушайте все нотки (дети слушают). Теперь будет звучать каждый звук отдельно, а вы внимательно слушайте и по очереди выполняйте задание (дети выполняют задание)
Игра «Ритмическое лото»
Мышка: Ну что справились с заданием?
               Сейчас это мы проверим.
               Ваше решение с моим сверим. (дети самостоятельно проверяют правильность выполнения задания).
               Да, справились вы с ним без труда,
               Держите пропажу свою, мне пора!
В.: Спасибо, Мышка.
      2 цифры и 2 нотки мы уже вернули, осталось 5 еще найти.
      Ну-ка послушайте, кто скачет впереди? (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Лягушка с ноткой и цифрой в руках).
 
Лягушка: Я Лягушка-Квакушка,
                   Очень я люблю скакать.
                   Если станцуете со мною,
                   Смогу цифру с ноткой вам отдать.
В.: Конечно, станцуем. В круг с нами вставай,
     Движенья за нами ты повторяй. 
Музыкальная разминка «Буги-Вуги»
Лягушка: Ой как здорово, спасибо!
                   Очень вас благодарю!
                   За прекрасное настроение,
                   Что обещала отдаю. (отдает детям, они кладут в сундучок)
В.: Спасибо, Лягушка-Квакушка.
      Наш сундучок уже пополняется,
      Ой, кажется, кто-то к нам еще приближается. (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Зайчик с ноткой и цифрой в руках).
 
Зайчик: Привет детишки!
              Наконец к вам прискакал,
              Пока бежал, я тут слыхал,
              Что цифры с нотами вы собираете,
              Хотите эти взять? (показывает) Со мною поиграете?
              Тогда в 2 равные команды соберитесь,
              И силами своими вы объединитесь.
              Ведь разные задания будут здесь у вас,
              А выполнить должны вы их за короткий час.
В.: Ну что, ребята, слыхали зайчика, на две равные команды поделитесь,
      У этих двух столов вы соберитесь.
Игра «Засели домики» и «Фигуры в музыке»
Зайчик: Первой команде необходимо все музыкальные инструменты разделить между собой на три группы по одному признаку – это форма предметов и разместить их правильно – каждый в свой домик. Вторая команда должна правильно расставить геометрические фигуры под музыкальными инструментами, опираясь на их форму. Ну что задание понятно? Тогда, начинай, задание выполняй! (дети выполняют задание под музыку).
Зайчик: Теперь командами вы поменяйтесь
                Если есть ошибки, исправляйтесь (дети проверяют и исправляют)
                Ну что, всё правильно решили? (проверяет)
                Всё верно, так и быть
                Цифры с нотами вы заслужили (отдаёт цифру и ноту)
В.: Спасибо, зайчик, нам пора,
     К кому теперь нам, детвора? (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Лисичка с ноткой и цифрой в руках).
 
Лисичка: Здравствуйте, мои друзья?
                 Узнали быстро вы меня.
                 Хочу нотку с цифрой вам отдать,
                 Но вы должны со мною поиграть.
                 Игра «Дни недели» называется,
                 Игроки по жребию выбираются. 
                 К педагогу подходите,
                 Полосочку из рук тяните.
                 Кто длинную полоску взял,
                 Тот игроком и стал.
Все игроки постройтесь в ряд. Сейчас вы все превратитесь в дни недели. Каждому из вас я дам имя. Имена запоминайте! Ты будешь – понедельник, ты – вторник и т.д. Как только зазвучит музыка – все дни недели выходят на прогулку. Как только музыка заканчивается, - ваша задача построиться в ряд в правильной последовательности от начала недели до конца. А трое сидящих игроков, вас потом будут проверять, на сколько правильно и быстро справились с заданием. Ну что готовы? Тогда начнём! (дети играют в игру, в конце трое не игравших игрока проверяют правильность построения детей в «неделю»).
Лисичка: Ну что… Быстро справились друзья
                  Цифру с ноткой отдаю вам я. (отдает еще одну цифру и нотку)
В.: Лисичка-сестричка, мы тебя благодарим,
      Тебе спасибо говорим…
      Слышите, снова кто-то к нам идёт
      Интересно, что это за зверёк? (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Волчок с ноткой и цифрой в руках).
 
Волчок: Привет большой, мои друзья,
                К вам спешил уж очень я.
                С вами я хочу поиграть,
                Готов за это всё отдать.
В.: Здравствуй, Волчок-Серый Бочок. Мы обязательно с тобой поиграем, но только всё нам отдавать не надо, нам нужна только вот эта цифра и нота. 
Волчок: Хорошо, согласен я
                Вот задание, друзья.
                Игра «Найди пару» называется
                Послушайте, как она играется:
                Перед вами на столе опорные схемы лежат,
                Каждому из вас их хватит нарасхват.
                Правильный пример к своей схеме найдите,
                При этом за цифрами и знаками следите.
                Если справитесь с заданием на пять,
                Цифру с ноткой я смогу отдать.
В.: Какое непростое задание, Волчок, ты для нас приготовил. Ребята, как вы думаете мы справимся с ним? Ну тогда давайте приступим. Прошу вас всех к столу (дети встают вокруг стола, на котором лежат опорные схемы по количеству детей. На середине лежат таблички с примерами. Дети под музыку ищут пример по своей схеме).   
Волчок: Ну что, теперь давайте будем проверять,
                На место правого соседа попрошу вас встать.
                И проверить правильность его решения,
                Знаю, справитесь вы с этим без сомненья. (дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания)
Волчок: Справились с заданием все вы хорошо,
               Возьмите нотку с цифрой, я пошёл!
В.: Спасибо, Волчок-Серый бочок.
      Ребята, сколько ещё нам нужно собрать? …
      Тогда угадайте, кто к нам идёт играть! (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Медведь с ноткой и цифрой в руках).
 
Медведь: Здравствуйте, ребята,                      
                  К вам навстречу я бежал,
                  Но притомился и устал.
                  Давайте я немного посижу,
                  Вы потанцуете, а я погляжу.
                  Только танец не простой,
                  Танец этот заводной.
                  Сперва танцуете вы все по одному,
                  Если цифру два вам покажу
                  Двойками начинаете плясать, 
                  В таком вот духе
                  И будем с вами мы играть.
                  Если справитесь, то вам
                  Цифру с ноткою отдам.
В.: Хорошо, Медведь – Косолапый дед. 
     Садись, отдыхай, свой танец давай.
Ну что, ребята, потанцуем. Только вы внимательно на Мишку глядите – если цифру 2 он покажет, то парами вы дальше должны танец танцевать, если 3 - то тройками, а если две цифры покажет, например, 3 и 7, то вы должны два круга сделать по три и семь человек соответственно. Понятно? Ну тогда всех приглашаю танцевать.
Музыкально-математическая игра «Танец цифр»                  
Звучит весёлая музыка (например, «Калинка-Малинка», «Во саду ли в огороде»). Каждый ребёнок под музыку танцует свой сольный произвольный танец. Как только музыка останавливается, детям показывается цифра 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. После следующей остановки, табличка с цифрой меняется на 5, и дети танцуют в кругу по пять человек и т.д. Медведь может поднять 2 таблички, например, 6 и 4, и тогда дети создают 2 круга по шесть и четыре человека.
Медведь: Да вы просто, молодцы!
                 Танцевали от души.
                 Слушали внимательно,
                 Выполняли всё замечательно!      
                 Цифру с ноткой вам вручаю
                 И удачи вам желаю!
В.: Спасибо, Медведюшко. 
      Ребята, все нотки и цифры мы отыскали
      Пора их на нотный стан нам вернуть.
      Как весело мы с вами их собирали,
      Но пора отправляться в обратный путь.
      В кружочек все ставайте,
      И глазки закрывайте,
      За мною повторяйте:
      «Вокруг себя я повернусь,
      И в саду я окажусь». (дети повторяют за воспитателем)
 
Заключительная часть:
В.: Ну вот мы с вами снова в садике. Сейчас нам с вами нужно все нотки и цифры на нотный стан вернуть. А чтобы правильно их расставить, нам поможет песня (каждому ребёнку раздается либо нотка, либо цифра):
У радуги – семь красок, 
У музыки – семь нот. 
И каждый цвет прекрасно 
Для нотки подойдёт. 
Смешаем краски смело, 
Устроим балаган: 
Цветным и ярким сделать 
Хотим мы нотный стан. 
Мы «ДО» рисуем красным, 
Оранжевая – «РЕ», 
А жёлтым – «МИ» раскрасим, 
Как солнце на заре. 
Теперь запоминаем 
Зелёненькую «ФА», 
«СОЛЬ» – нотка голубая, 
И синенькая – «ЛЯ». 
Раскрасим фиолетовым
Весёлым нотку «СИ».
Все различим по цвету мы,
Какую ни спроси!
Вот радужную лесенку
Мы выстроили в ряд.
Теперь пора нам циферки
Поставим все подряд… (дети поют песню и заполняют весь нотный стан. Как только дети справляются с заданием, звучит волшебная музыка и все нотки с цифрами появляются на нотном стане на слайде. И вновь появляются две царицы)
Ц. Муз.: Ребята, хотим большое спасибо вам сказать,
               Ведь с заданием нашим вы справились на пять.
Ц. Мат.: Все нотки на месте, и цифры стоят, 
                Как вы это делали хотим вам показать (видеофильм с фото детей с занятия).
В.: Ребята, как вы отдохнули сегодня в осеннем лесу? Понравилось ли вам? Если да, то пять мне покажите, если нет, то ручкой помашите, а если затрудняетесь ответить, просто улыбнитесь. Что было для вас самым интересным? А какое задание у вас вызвало затруднения? 
В.: Спасибо я большое хочу вам всем сказать.
     Найдите здесь корзинку, там подарки лежат. (дети ищут корзинку, в котором лежат подарки (яблоки) от лесных героев, а на дне корзинки – музыкальный треугольник от Царицы-Математики и Царицы-Музыки).
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Музыкальная математика