- Подробности
- Просмотров: 262
Кинева Н.В.,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Музыкальная математика»
Интеграция образовательных областей:
- художественно-эстетическое,
- познавательное,
- социально-коммуникативное,
- речевое
- физическое развитие.
Цель: создание условий для развития интеллектуальных, математических и музыкальных способностей детей через ситуации, направленные на развитие логического мышления, музыкально-дидактические игры
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навыки устного счёта в пределах 10;
- совершенствовать умение называть пропущенное число между двумя соседними числами;
- совершенствовать умение сравнивать звуки по длительности и по высоте звучания, и соотносить их с величиной геометрических фигур;
- формировать умение детей ориентироваться в пространстве;
- обогащать первичные представления детей о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), упражнять в умении классифицировать предметы по форме;
- закреплять знания детей о днях недели, их последовательности;
- упражнять детей в умении соотносить опорную схему задачи с примером;
- совершенствовать навыки перестроения детей в двойки, пятёрки, тройки и семёрки, четвёрки и шестёрки в соответствии с выбранной цифрой;
- закреплять представления детей о цветах радуги и последовательность их расположения.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей, пространственно-временные представления, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, музыкально-ритмические и танцевальные движения;
- Развивать музыкальный слух
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
- Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к математике;
- Воспитывать умение слушать и слышать педагога, выполнять действия в соответствии со словесной инструкцией взрослого;
- Воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий;
- Воспитывать умение работать индивидуально, по подгруппам и целой группой.
Здоровьесберегающие:
- Создание психологического комфорта путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемной ситуации, содержание игры в речевом сопровождении, игры с правилами, общение, решение проблемной ситуации.
Оборудование:
Презентация Power Point; конверт с письмом; 7 нот и 7 цифр, нотный стан; сундучок для нот; оформление осеннего леса (деревья, пенёк, птички); макет для игры «Ритмическое лото», 5 длинных голубых и 5 коротких зелёных полосок, 5 больших оранжевых и 5 маленьких розовых кругов; 3 геометрических домика (1 - круг и овал, 2 - треугольник, 3 –квадрат и прямоугольник) и карточки с изображением разных музыкальных инструментов для игры «Засели домики»; 3 карточки с изображением музыкальных инструментов и отдельно карточки с геометрическими фигурами для игры «Фигуры в музыке»; длинные и короткие полоски для игры «Дни недели»; 10 опорных схем и 10 примеров к ним для игры «Найди пару»; корзина с яблоками по количеству детей; музыкальный треугольник.
Ход занятия:
Вводная часть:
В.: Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Желаю доброго вам дня!
Д.: Здравствуйте, Надежда Валериевна!
В.(поёт):
Хочу сегодня с вами я
Пойти в осенний лес, друзья.
И там немножко отдохнуть
Лесного воздуха вдохнуть!
Готовы вы со мной пойти?
И веселиться от души?
Тогда со стульев поднимитесь,
И мне скорее улыбнись.
(Пока дети строятся в колонну, звучит музыка и на экране появляется Сорока-Белобока с письмом)
С.: Наконец-то я добралась!
Я – Сорока-Белобока
В разных странах я бывала,
Многое я там видала.
Возвращаясь в край родной,
Лес осенний пролетала,
Там цариц я увидала…
А царицы говорят:
«В Петергоф скорей лети,
Сад 12 найди.
В группу «Цветик-семицветик»
Письмецо ты отнеси (отдаёт письмо воспитателю).
В.: Спасибо, птичка-невеличка. Интересно от каких-таких цариц? Ну что прочитаем? (открывает письмо, и оно плавно переносится на экран, на котором появляются две царицы).
Ц. Мат.: Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы две прекрасные Царицы,
С разных королевств сестрицы.
Ц. Муз.: Друг другу любим помогать,
Попробуйте нас угадать.
Ц. Мат.: Я - Царица всех наук,
И без меня все, как без рук.
Не смогут вычесть и сложить
И даже точно день прожить.
Моих фигур прелестный ряд
Везде, куда не кинешь взгляд.
От единицы в бесконечность
Я простираюсь словно вечность.
Отгадайте кто же я? …
Ц. Муз.: А я Царица всех искусств, друзья,
В мир волшебных звуков поведу вас я.
В моей стране давно живёт
Удивительный народ.
Он очень музыкальный,
Поющий, танцевальный,
Весёлый и ритмичный,
Задорный и пластичный.
И зовётся мой народ
Звуками чудесными,
Нотками прелестными.
Отгадали кто же я? …
Всё верно, милые друзья!
Ц. Мат.: Дело в том, что мы решили
В лесу осеннем отдохнуть
И со зверятами лесными
В игры поиграть чуть-чуть.
Ц. Муз.: Но цифры, нотки заигрались
К зверям по лесу разбежались
Мы хотим вас к нам позвать,
Помочь их всех нам отыскать.
На нотный стан их всех собрать,
И по порядку сосчитать!
Ц. Мат.: Вы нам поможете, друзья?
В.: Конечно, да! Всё равно мы хотели пойти в осенний лес, почему бы нам не совместить приятное с полезным, правда?
Тогда в кружочек все ставайте,
Глазки крепко закрывайте,
И за мною повторяйте:
«Вокруг себя я повернусь,
В лесу осеннем окажусь». (дети повторяют за воспитателем)
Основная часть:
В.: Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как тут красиво!!! (звучит музыка леса). Ветерок шумит, птички поют, деревья шелестят. Закройте глаза, послушайте эту песню леса (дети слушают). А теперь сделайте глубокий вдох и открывайте глаза.
В.: Вы только посмотрите,
Стоит в лесочке теремок,
Как красив он и высок!
Семь друзей в теремочке живут,
Давайте вспомним, как их зовут?
Комар-Комарович и Мышка-Норушка,
Зайчик-Попрыгайчик и Лягушка-Квакушка.
Лисичка-Сестричка, Волчок-Серый бочок
И последний Медведь-Косолапый дедок.
Молодцы, ребята!
Вот кто-то к домику бежит!
Вот кто-то к домику спешит!
А сможете по музыке узнать,
Кто первый с нами прибежит играть? (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Комар с ноткой и цифрой в руках).
Комар: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали к нам?
В.: Комар-Комарович, нотки и цифры отыскать,
На нотный стан их нужно всех собрать.
Сможешь нам нотку с цифрой отдать?
Комар: Сначала со мной вы должны поиграть?
В.: Мы только с радостью! А во что?
Комар: В игру «Соседи» умеете играть?
А я посмотрю, как вы умеете считать!
Игра «Соседи»
Дети считаются по порядку, а затем встают в круг, взявшись за руки.
В. (поёт): Мы по кругу идём и друзей к себе зовём
Число «7» к нам идёт и соседей ведёт. (дети останавливаются):
Кто твои соседи? Не держи в секрете (ребёнок называет своих соседей «6» и «8», и выходит в круг)
Дети: Ты справился с заданием
Загадывай желание (ребенок загадывает желание – 7 раз прохлопать, 7 раз промяукать или 7 раз погладить себя по голове. Далее ребенок находит своё место, и игра повторяется несколько раз с новыми участниками).
Комар: Вижу по порядку умеете считать,
Правильно соседей можете назвать.
Держите нотку с цифрой, а мне пора, (отдает 1 нотку и цифру – воспитатель подходит к экрану, дотрагивается до него, и нотка на экране исчезает и появляется у него в руках)
До свидания, детвора!
В.: Спасибо Комар-Комарович.
Давайте нотки с цифрами в коробку собирать (воспитатель показывает сундучок)
А сейчас узнаем, с кем дальше нам играть. (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Мышка с ноткой и цифрой в руках).
Мышка: Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки.
Хотите нотку с цифрой получить?
Тогда ритмический рисунок мой сумейте повторить!
Смотрите на экран, за нотками следите,
Протяжные и короткие звуки
Длиною лентой вы определите.
А высоту звучания чтоб правильно назвать
Большими и маленькими кружками надо отмечать.
Ну что готовы в мою игру сыграть?
В.: Конечно, готовы. Ребята, вам понятно задание? Перед вами полоски разной длины и круги разной величины. Длина полоски обозначает длительность звука – длинный или короткий; а величина кругов – обозначает высоту звучания (высоко или низко). Вам необходимо выложить точно такой же ритмический рисунок на нашей модели, что и на экране. Только там звуки, а у нас полоски и круги. На верхнюю строчку мы выкладываем длительность звука, а на нижнюю – ее высоту звучания. Если вы услышите длинный звук, то выкладываем длинную полоску, а если короткий – короткую; если нотка сыграна низко – большой круг, если высоко – маленький. Готовы? По очереди, каждый из вас должен правильно определить высоту звучания и протяжность звука. Сначала внимательно прослушайте все нотки (дети слушают). Теперь будет звучать каждый звук отдельно, а вы внимательно слушайте и по очереди выполняйте задание (дети выполняют задание)
Игра «Ритмическое лото»
Мышка: Ну что справились с заданием?
Сейчас это мы проверим.
Ваше решение с моим сверим. (дети самостоятельно проверяют правильность выполнения задания).
Да, справились вы с ним без труда,
Держите пропажу свою, мне пора!
В.: Спасибо, Мышка.
2 цифры и 2 нотки мы уже вернули, осталось 5 еще найти.
Ну-ка послушайте, кто скачет впереди? (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Лягушка с ноткой и цифрой в руках).
Лягушка: Я Лягушка-Квакушка,
Очень я люблю скакать.
Если станцуете со мною,
Смогу цифру с ноткой вам отдать.
В.: Конечно, станцуем. В круг с нами вставай,
Движенья за нами ты повторяй.
Музыкальная разминка «Буги-Вуги»
Лягушка: Ой как здорово, спасибо!
Очень вас благодарю!
За прекрасное настроение,
Что обещала отдаю. (отдает детям, они кладут в сундучок)
В.: Спасибо, Лягушка-Квакушка.
Наш сундучок уже пополняется,
Ой, кажется, кто-то к нам еще приближается. (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Зайчик с ноткой и цифрой в руках).
Зайчик: Привет детишки!
Наконец к вам прискакал,
Пока бежал, я тут слыхал,
Что цифры с нотами вы собираете,
Хотите эти взять? (показывает) Со мною поиграете?
Тогда в 2 равные команды соберитесь,
И силами своими вы объединитесь.
Ведь разные задания будут здесь у вас,
А выполнить должны вы их за короткий час.
В.: Ну что, ребята, слыхали зайчика, на две равные команды поделитесь,
У этих двух столов вы соберитесь.
Игра «Засели домики» и «Фигуры в музыке»
Зайчик: Первой команде необходимо все музыкальные инструменты разделить между собой на три группы по одному признаку – это форма предметов и разместить их правильно – каждый в свой домик. Вторая команда должна правильно расставить геометрические фигуры под музыкальными инструментами, опираясь на их форму. Ну что задание понятно? Тогда, начинай, задание выполняй! (дети выполняют задание под музыку).
Зайчик: Теперь командами вы поменяйтесь
Если есть ошибки, исправляйтесь (дети проверяют и исправляют)
Ну что, всё правильно решили? (проверяет)
Всё верно, так и быть
Цифры с нотами вы заслужили (отдаёт цифру и ноту)
В.: Спасибо, зайчик, нам пора,
К кому теперь нам, детвора? (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Лисичка с ноткой и цифрой в руках).
Лисичка: Здравствуйте, мои друзья?
Узнали быстро вы меня.
Хочу нотку с цифрой вам отдать,
Но вы должны со мною поиграть.
Игра «Дни недели» называется,
Игроки по жребию выбираются.
К педагогу подходите,
Полосочку из рук тяните.
Кто длинную полоску взял,
Тот игроком и стал.
Все игроки постройтесь в ряд. Сейчас вы все превратитесь в дни недели. Каждому из вас я дам имя. Имена запоминайте! Ты будешь – понедельник, ты – вторник и т.д. Как только зазвучит музыка – все дни недели выходят на прогулку. Как только музыка заканчивается, - ваша задача построиться в ряд в правильной последовательности от начала недели до конца. А трое сидящих игроков, вас потом будут проверять, на сколько правильно и быстро справились с заданием. Ну что готовы? Тогда начнём! (дети играют в игру, в конце трое не игравших игрока проверяют правильность построения детей в «неделю»).
Лисичка: Ну что… Быстро справились друзья
Цифру с ноткой отдаю вам я. (отдает еще одну цифру и нотку)
В.: Лисичка-сестричка, мы тебя благодарим,
Тебе спасибо говорим…
Слышите, снова кто-то к нам идёт
Интересно, что это за зверёк? (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Волчок с ноткой и цифрой в руках).
Волчок: Привет большой, мои друзья,
К вам спешил уж очень я.
С вами я хочу поиграть,
Готов за это всё отдать.
В.: Здравствуй, Волчок-Серый Бочок. Мы обязательно с тобой поиграем, но только всё нам отдавать не надо, нам нужна только вот эта цифра и нота.
Волчок: Хорошо, согласен я
Вот задание, друзья.
Игра «Найди пару» называется
Послушайте, как она играется:
Перед вами на столе опорные схемы лежат,
Каждому из вас их хватит нарасхват.
Правильный пример к своей схеме найдите,
При этом за цифрами и знаками следите.
Если справитесь с заданием на пять,
Цифру с ноткой я смогу отдать.
В.: Какое непростое задание, Волчок, ты для нас приготовил. Ребята, как вы думаете мы справимся с ним? Ну тогда давайте приступим. Прошу вас всех к столу (дети встают вокруг стола, на котором лежат опорные схемы по количеству детей. На середине лежат таблички с примерами. Дети под музыку ищут пример по своей схеме).
Волчок: Ну что, теперь давайте будем проверять,
На место правого соседа попрошу вас встать.
И проверить правильность его решения,
Знаю, справитесь вы с этим без сомненья. (дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания)
Волчок: Справились с заданием все вы хорошо,
Возьмите нотку с цифрой, я пошёл!
В.: Спасибо, Волчок-Серый бочок.
Ребята, сколько ещё нам нужно собрать? …
Тогда угадайте, кто к нам идёт играть! (звучит музыка, дети отгадывают персонажа, на экране появляется Медведь с ноткой и цифрой в руках).
Медведь: Здравствуйте, ребята,
К вам навстречу я бежал,
Но притомился и устал.
Давайте я немного посижу,
Вы потанцуете, а я погляжу.
Только танец не простой,
Танец этот заводной.
Сперва танцуете вы все по одному,
Если цифру два вам покажу
Двойками начинаете плясать,
В таком вот духе
И будем с вами мы играть.
Если справитесь, то вам
Цифру с ноткою отдам.
В.: Хорошо, Медведь – Косолапый дед.
Садись, отдыхай, свой танец давай.
Ну что, ребята, потанцуем. Только вы внимательно на Мишку глядите – если цифру 2 он покажет, то парами вы дальше должны танец танцевать, если 3 - то тройками, а если две цифры покажет, например, 3 и 7, то вы должны два круга сделать по три и семь человек соответственно. Понятно? Ну тогда всех приглашаю танцевать.
Музыкально-математическая игра «Танец цифр»
Звучит весёлая музыка (например, «Калинка-Малинка», «Во саду ли в огороде»). Каждый ребёнок под музыку танцует свой сольный произвольный танец. Как только музыка останавливается, детям показывается цифра 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. После следующей остановки, табличка с цифрой меняется на 5, и дети танцуют в кругу по пять человек и т.д. Медведь может поднять 2 таблички, например, 6 и 4, и тогда дети создают 2 круга по шесть и четыре человека.
Медведь: Да вы просто, молодцы!
Танцевали от души.
Слушали внимательно,
Выполняли всё замечательно!
Цифру с ноткой вам вручаю
И удачи вам желаю!
В.: Спасибо, Медведюшко.
Ребята, все нотки и цифры мы отыскали
Пора их на нотный стан нам вернуть.
Как весело мы с вами их собирали,
Но пора отправляться в обратный путь.
В кружочек все ставайте,
И глазки закрывайте,
За мною повторяйте:
«Вокруг себя я повернусь,
И в саду я окажусь». (дети повторяют за воспитателем)
Заключительная часть:
В.: Ну вот мы с вами снова в садике. Сейчас нам с вами нужно все нотки и цифры на нотный стан вернуть. А чтобы правильно их расставить, нам поможет песня (каждому ребёнку раздается либо нотка, либо цифра):
У радуги – семь красок,
У музыки – семь нот.
И каждый цвет прекрасно
Для нотки подойдёт.
Смешаем краски смело,
Устроим балаган:
Цветным и ярким сделать
Хотим мы нотный стан.
Мы «ДО» рисуем красным,
Оранжевая – «РЕ»,
А жёлтым – «МИ» раскрасим,
Как солнце на заре.
Теперь запоминаем
Зелёненькую «ФА»,
«СОЛЬ» – нотка голубая,
И синенькая – «ЛЯ».
Раскрасим фиолетовым
Весёлым нотку «СИ».
Все различим по цвету мы,
Какую ни спроси!
Вот радужную лесенку
Мы выстроили в ряд.
Теперь пора нам циферки
Поставим все подряд… (дети поют песню и заполняют весь нотный стан. Как только дети справляются с заданием, звучит волшебная музыка и все нотки с цифрами появляются на нотном стане на слайде. И вновь появляются две царицы)
Ц. Муз.: Ребята, хотим большое спасибо вам сказать,
Ведь с заданием нашим вы справились на пять.
Ц. Мат.: Все нотки на месте, и цифры стоят,
Как вы это делали хотим вам показать (видеофильм с фото детей с занятия).
В.: Ребята, как вы отдохнули сегодня в осеннем лесу? Понравилось ли вам? Если да, то пять мне покажите, если нет, то ручкой помашите, а если затрудняетесь ответить, просто улыбнитесь. Что было для вас самым интересным? А какое задание у вас вызвало затруднения?
В.: Спасибо я большое хочу вам всем сказать.
Найдите здесь корзинку, там подарки лежат. (дети ищут корзинку, в котором лежат подарки (яблоки) от лесных героев, а на дне корзинки – музыкальный треугольник от Царицы-Математики и Царицы-Музыки).