Кудрявцева Е.О.,

воспитатель ГБДОУ детского сада № 2 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт Петербурга

Модель эффективного наставничества ГБДОУ детский сад №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга

 
В настоящее время тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование». Данная «модель» позволяет решить проблему развития у сотрудников лидерских и коммуникационных навыков, поддержать новых сотрудников, развить культуру обратной связи в дошкольном учреждении. Она помогает сотрудникам расти и развиваться внутри дошкольного учреждения, а так же повышает общую эффективность работы коллектива.
Наша модель «эффективного наставничества» «ПРО-педагог» успешно реализуется в ГБДОУ детский сад № 2 с 2020 года. Она состоит из 5 подпроектов, в которые вовлечены все сотрудники образовательного учреждения. Каждый подпроект имеет свою специфику и ориентирован на конкретную группу сотрудников, что позволяет достичь максимального эффекта от их участия.
Главной целью проекта «ПРО-педагог» является максимально полное раскрытие потенциала личности как опытного, так и молодого педагога, неооходимое для успешной личной профессиональной самореализации, формирования эффективной системы поддержки.
У каждого подпроекта своя цель, задачи и формы реализации.
Подпроект «СО-Беседа»
Руководитель - педагоги
Это персонализированная технология наставничества, которая позволяет выявить во время индивидуальной беседы с педагогом профессиональные точки роста, дефициты, зоны актуального развития, совместно с администрацией поставить правильную цель, и определить (метод трех первых шагов) первые этапы ее решения.
ПоДпроеюп ”ПОДкустом”
Педагог — педагог
Цель — Повышение педагогической компетенции, содействие профессиональной самореализации сотрудников.
Из разнообразного арсенала нетрадиционных практик наставничества «равныйравному» активно включалась технология тьюторства, а именно работа в малых подгруппах (куда входят все педагоги работающие с детьми одной возрастной параллели), для переноса в практическую деятельность приобретенных профессиональных навыков, новых форматов работы с детьми и родителями.
Подпроект «ПРО-ИдеЯ»
Реверсивное наставничество Педагог - студент
Цель - формирование профессиональной активности молодого педагога.
Задача проекта актуализация знаний по следующим аспектам: познавательные психические процессы, осооенности развития мышления у детей, виды и формы мышления, мыслительные операции.
Подпроект «ПРО-ИдеЯ» предполагает форму реверсивного наставничества. Он создан по инициативе молодых педагогов в 2022-2023 учебном году выступающих в роли наставников с целью внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов по теме «Современные педагогические технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста».
ПоДпроект «ПРО-Движение»:
Опытный педагог — молодой педагог.
Цель: построение индивидуальных программ профессионального развития Задачи.
  1. Оказание организационно-методической помощи.
  2. Использование современных технологий в процессе образовательной деятельности.
  3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании
Подпроект «Моложежь+ Профи.Ру»:
Педагог психолог — педагоги
Психолого-педагогическое сопровождение по личностно-профессиональному развитию.
В проектах использовались разнообрразные формы и методы работы.
Кейс-технологии, включающие в себя: обучающие семинары, мастер —классы, квесты в малых подгруппах (куда входят все педагоги работающие с детьми одной возрастной параллели).
Коучинг: мотивационные сессии;
Стратегия адресного подхода к молодым педагогам;
Лекции, практики, мастер-классы, деловые игры, мастерские, интеллектуальные кафе, мотивационные сессии.
Для реализации целевой модели наставничества необходимо выполнить следующие условия:
  1. создать пары «наставник-наставляемый»;
  2. закрепить за ними куратора, прошедшего обучение;
  3. продумать о определить, как будет осуществляться работа; придумать название, поставить цели и задачи•
  4. составить план работы на год, так как всю работу участники проводят согласно плану, составленному в начале года;
  5. продумать формы работы. Формы взаимодействия наставника и наставляемого могут быть разными: инструктаж, консультация, тренинг, круглый стол, «мозговой штурм», «дискуссионные качели», представление опыта, исследование и другие. Форму работы выбирает наставник (обсудив заранее с куратором), опираясь на поставленные цели и задачи каждой отдельной встречи).
  6. в конце года подвести итог своей работе, представив результат на итоговом мероприятии.
По результатам определялся перечень практик, с которыми необходимо ознакомиться, подбирался состав спикеров и коучей, владеющих инновационными технологиями, среди которых были авторы озвученных педагогами практик и составлялся план тренингов, встреч с авторами технологий, практических занятий на базе образовательного учреждения с привлечением максимального количества педагогов ДОУ. Планировались выездных сессий для знакомства с авторами инновационных практик на базе их учреждений, на ближайший учебный год.
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Модель эффективного наставничества