Латышева Ольга Александровна

воспитатель ГБДОУ детский сад №2 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей группы для детей с нарушениями зрения на тему:
«Микробы - вред и польза»

в рамках реализации проекта «Здоровый образ жизни»

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитателя, составленной на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слепых детей, детей с амблиопией, косоглазием, со сложным дефектом развития, иными ограниченными возможностями здоровья) ГБДОУ детского сада №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
 
НОД проводится с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей группы для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие). В данной группе коррекционно-педагогическая работа выстраивается с учетом общефизических и зрительных возможностей детей. 
 
Тема: «Микробы- вред и польза»
 
Цель НОД: Обогащение представлений о микробах и возможностях их попадания в организм человека.
 
Задачи:
Образовательные:
  • Расширить представления о причино-следственных связях при взаимодействии человека с микробами разными приемами
 
Коррекционно-развивающие:
 
Стимулировать
  • внимание, познавательный интерес, самостоятельность;
  • сенсорную сферу (различение формы, цвета);
  • двигательную сферу (мелкую моторику, соразмерность движений)

Укреплять и сохранять психологическое здоровье ребёнка, помогать чувствовать уверенность в своих силах

 
Воспитательные:
  • Воспитывать желание поддерживать определённые правила здорового образа жизни 
 
Используемые технологии:
  • Здоровьесберегающая 
  • Проблемно - игровая
 
Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» с другими образовательными областями:
  • «Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность в процессе обыгрывания ситуаций
  • «Речевое развитие» - беседа
  • «Художественно-эстетическое развитие» - приобщение детей к театру игрушек на столе.
  • «Физическое развитие» - двигательная деятельность
Предполагаемые результаты:
Дети продолжают формировать представления о микробах и ЗОЖ, получают информацию из наблюдений, устанавливают причино – следственные связи, доброжелательно общаются со сверстниками.
 
Оборудование: указано в ходе материала конспекта.
 
Предварительная работа:
Театрализованный пересказ одним ребёнком по мотивам истории Г. Остера «Как Петька микроб родную каплю спас».
 
Порядок течения основной части НОД может быть изменён по ходу определённых высказываний и предположений детей.
 
Ход НОД: 
 

Фокус внимания

Содержание деятельности

воспитателя

Содержание деятельности

детей

I.Вводно – организационная часть

        Оборудование: билеты с цветовым ориентиром, персонажи истории

Самостоятельная деятельность ребёнка

Воспитатель наблюдает                                     и по необходимости оказывает словесную поддержку.

Ребёнок (владеющий информацией о происходящем) раздаёт билеты и приглашает детей к просмотру кукольной постановки.

Дети занимают места, согласно инструкции ребёнка-актёра.                  (цвет билетов от тёмного                           к светлому)                                                Аплодируют по окончании театрализованной истории                 

Умение отвечать и  слушать ответы друг друга

Постановка вопросов: Как вы думаете, кого спас Петька – микроб? Петька-микроб вредный? Но он помог божьей коровке, тогда он какой?                            Что бы было, если бы божья коровка выпила каплю?

Микробы они какого размера?                  И как они могут тогда причинить вред?

Рассуждения детей.

II.Основная часть НОД

Микробы из пластилина

Оборудование: воздушный пластилин, прозрачная ёмкость с водой.

Мелкая моторика, наблюдательность, творческий порыв.

Просит принести ребёнка коробку с пластилином. Практическим путём воспитатель показывает историю, задавая по ходу вопросы как палочки и шарики, не имеющие глаз, рта, сердца и т.д.питаются, дышат, двигаются, размножаются - делятся. Опускают пластилиновые микробы в воду, наблюдают, как выделяется в воде краска.

Чему же полезному нас научил Петька-микроб?

Подвести к выводу какую воду можно пить.

Выполняют манипуляции с пластилином.

Высказывают предположения о жизни микробов.

Микробы на фотографиях

Оборудование: фоторамки с изображением микробов, засыпаны мукой; ватные диски

Аккуратность                   в работе, умение найти возможность рассмотреть все фотографии

Мы слепили таких микробов, (имя ребёнка) выбрал для сценки других микробов.

У нас нет микроскопа, а мы утром не смогли разглядеть микробов на руках через лупу.

Может есть другая возможность увидеть, как на самом деле выглядят микробы?

Где-то лежат фоторамки.                  Кто их видит?

Как вы думаете в пЫли живут микробы? Тогда как нам разглядеть изображение?

Все ли микробы одинаковые?

Чем отличаются?

Предположения детей. Подвести к фотоизображению.

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят пыльные фоторамки.

Рассуждения детей.

Дети ватными дисками протирают фоторамки.

Рассматривают изображение микробов.

Микробы и чихание

Оборудование: пульверизаторы с мордочками, наполненные водой;
лист цветного ватмана, прикреплённого к стене (мольберту).

Взаимодействие, координация движений.

Особенно много микробов выделяется, когда мы кашляем                        и чихаем. Кто согласен?

(имя ребёнка) принеси контейнер который стоит под розовым.

Подвести, что вредные микробы выделяются при простуде, разлетаются и оседают                                           на поверхностях и ладошках.

Дети получают пульверизаторы, проводят манипуляции. Наблюдают,

как вода остаётся на листе цветного ватмана, прикладывают ладошку                              к мокрому ватману,  делают вывод.

Микробов надо смыть

Оборудование: музыкальная колонка, песня «Микробчик - вредный очень, очень»

Координация движений.

Что же делать, чтобы не дать микробам разлетаться? Чихать                         и кашлять в локоть. Но если мы уже чихнули на ладонь, то руки надо вымыть.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение физ. минутки                                 по показу.

 

Кто услышал, за чем ещё надо ухаживать? (про зубы)

Подвести к выводу о гигиене тела.

Ответы детей.

Полезные микробы

Оборудование: карточки с  картинками микробов

Зрительное восприятие, взаимопомощь.

Ещё полезные микробы живут                             у нас в кишечнике, помогают бороться с вредными микробами и в специальных медицинских препаратах.

Дети рассматривают карточку, делают выводы.

III.Рефлексия.

Пока мы играли божья коровка всегда была где-то рядом,   

- Мне кажется, что и вредные микробы, чуть-чуть полезные, ведь они как Петька- микроб, учат нас быть внимательными, аккуратными, учат следить за чистотой...                                          Теперь она хочет вас похвалить.

(имя ребёнка) за что тебя сегодня похвалить? (имя ребёнка) все ли микробы вредные?

(имя ребёнка) Какое правило ты запомнил?  (имя ребёнка) Что ты расскажешь маме?

 
Список литературы:
1. Г. Остер «Петька-микроб», Москва, «Детская литература», 1979, 32 стр.
2. Е. Ульева «Однажды в мире вирусов и бактерий», , «Клевер», 2019, 96 стр.
 
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Микробы - вред и польза