- Подробности
- Просмотров: 252
Шемчук У.В.
педагог-психолог ГБОУ лицея № 419 Санкт-Петербурга имени К.М. Калманова
Методическая разработка занятия по развитию навыков самоорганизации и позитивного отношения к здоровому образу жизни «Баланс»
Практическое занятие по развитию навыков самоорганизации «Баланс» имеет три основных формы работы.
- Лекционная часть, раскрывающая основные понятия темы, принципы качественного отдыха, способы поддерживать эффективность обучения и психофизическое здоровье школьника.
- Дискуссионная часть, позволяющая обучающимся делиться собственным опытом, находить новые эффективные стратегии самоорганизации.
- Арт-практика «Карточка баланса», направленная на закрепление лекционного материала, создание инструмента самопомощи в организации и планировании отдыха, ослабление психического напряжения.
Цель занятия: информирование обучающихся о грамотном выстраивании режима работы и отдыха, понятии качественного отдыха. Создание условий для формирования навыка самонаблюдения, ослабление психического напряжения, поиск актуальных стратегий восстановления сил, формирования позитивного фона настроения.
Материалы: картон, журналы (или любые печатные изображения), клей, ножницы, карандаши.
Примерное содержание занятия
Ведущий здоровается с участниками и объявляет, что основная тема занятия - это баланс работы и отдыха. Он просит участников дать определение понятию «отдых». Приведённые обучающимися варианты обсуждаются и выделяются основные тезисы.
Отдых — это:
1) состояние покоя;
2) времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма;
3) время, свободное от работы или учёбы. [6]
Также на обсуждение выносятся такие ситуации, как ожидание или отбывание наказания. Ведущий спрашивает, являются ли они отдыхом и почему. Помогает обучающимся прийти к выводу, что нет.
Далее ведущий рассказывает о видах отдыха, предлагая каждому участнику привести свой пример из опыта. Рассматриваются следующие виды:
1. Физический отдых направлен на восстановление организма, удовлетворение физических потребностей, мышечную релаксацию. Примеры, которые могу быть здесь приведены: сон, еда, массаж, тёплый душ или ванна, расслабляющие физические упражнения, такие как йога или растяжка и так далее. [3] Вопросы для обсуждения:
- Какие виды физического отдыха вы практикуете?
- Как вы себя после этого чувствуете?
- Как вы можете понять, что сейчас необходим именно физический отдых?
2. Ментальный отдых направлен на снижение когнитивной активности, переключение внимания на своё тело, «выгрузку» неактуальных на данный момент или вызывающих негативные переживания размышлений. [7] Примеры, которые могу быть здесь приведены: прогулка, медитация, релаксация, переключения внимания на чувства (что я вижу, слышу, ощущаю), ведение дневника или выписывание навязчивых мыслей и так далее. Вопросы для обсуждения:
- Какие виды ментального отдыха вы практикуете?
- Как вы себя после этого чувствуете?
- Как вы можете понять, что сейчас необходим именно ментальный отдых?
3. Эмоциональный отдых направлен на снижение интенсивности чувств и совладение с негативными переживаниями. Он необходим, когда человек испытывает очень сильные (позитивные или негативные) эмоции в течение долгого времени, так как это истощает организм. Примеры здесь будут более индивидуальными и разнообразными. Могут включаться примеры из предыдущих видов. Часто это искренний разговор с близкими людьми, консультация с психологом, общение с животными, поиск безопасного места. [8] Вопросы для обсуждения:
- Какие виды эмоционального отдыха вы практикуете?
- Как вы себя после этого чувствуете?
- Как вы можете понять, что сейчас необходим именно эмоциональный отдых?
4. Социальный отдых – это отдых от общения. Особенно от небезопасного, напряжённого, неприятного взаимодействия с людьми. Он подразумевает уединение, возможность провести время наедине с собой или временно сократить круг общения. Примеры, которые могу быть здесь приведены: прогуляться в одиночестве, послушать музыку, заняться хобби, почитать и так далее. [9] Вопросы для обсуждения:
- Какие виды социального отдыха вы практикуете?
- Как вы себя после этого чувствуете?
- Как вы можете понять, что сейчас необходим именно социальный отдых?
5. Сенсорный отдых направлен на снижение количества сенсорных стимулов. Он актуален при перегрузке органов чувств. Потребность в нём появляется, когда человек слишком много времени проводит за компьютером, постоянно что-то слушает и смотрит, получает информацию. Примеры, которые могу быть здесь приведены: поиск спокойного места, тихого, с приглушенным светом, возможно, на природе, отказ от применения гаджетов, сокращение поступающей информации. Вопросы для обсуждения:
- Какие виды сенсорного отдыха вы практикуете?
- Как вы себя после этого чувствуете?
- Как вы можете понять, что сейчас необходим именно сенсорный отдых?
6. Творческий отдых. Такой отдых требуется тем, кто чувствует кризис творческих идей, отсутствие вдохновения и не может найти хорошую идею. Преодолеть такое состояние можно за счёт включения в жизнь креативных занятий ради удовольствия, а не ради результата. Примеры, которые могу быть здесь приведены: поход на мастер-класс или на выставку, в музей, медитативное рукоделие, такое как раскрашивание, вышивание, лепка и так далее. [2] Вопросы для обсуждения:
- Какие виды творческого отдыха вы практикуете?
- Как вы себя после этого чувствуете?
- Как вы можете понять, что сейчас необходим именно творческий отдых?
Ведущий подводит промежуточный итог обсуждения, сообщая обучающимся, что чувствовать себя отдохнувшим и работоспособным – это физиологическая норма для человека. И если такого ощущения нет, то необходимо найти баланс между разными видами отдыха, обязательно планируя его и выделяя для этого специальное время.
На обсуждение выносится тезис о том, что неотъемлемой частью планирования учебной деятельности (будь то выполнение домашних работ, подготовка к контрольным или олимпиадам) является планирование отдыха. Учёба и отдых являются как бы двумя сторонами одной медали, и одно от другого неотделимо, так как невозможно длительное время эффективно работать, затрачивая ресурсы организма и психики, не восстанавливая их. Такая стратегия приводит к стрессу и выгоранию. [1]
При высоких нагрузках и большом количестве заданий в современных школах дети часто склонны откладывать заботу о себе, хобби и отдых на потом, когда-нибудь, когда будет время. Истощая таким образом свой организм, попадая в состояние стресса и прокрастинации, лишая себя возможности как продуктивно работать, так и качественно отдыхать. Подобные состояния часто приводят к переживанию чувства вины и депрессивному фону настроения. Усталость при этом только усиливается. [10]
Поэтому отдых нужно вносить в расписания, не дожидаться переутомления, относиться к нему серьёзно и ставить в приоритет перед другими делами, когда утомление уже наступило. Важно, что отдыхать необходимо не только в выходные. Время на качественный отдых нужно выделять каждый день. Это могут быть небольшие приятные мелочи, короткие восстанавливающие практики, которые помогают оставаться в форме. [9]
Арт-практика «Карточка баланса»
Ведущий предлагает обобщить и творчески преобразовать все полученные на данном занятии знания, создав двусторонний коллаж. На одной стороне предлагается собрать образ всего, что помогает настроиться на работу, ассоциируется с эффективной и энергичной деятельностью. А на другой стороне - все основные виды отдыха, которые вспомнили и нашли для себя участники в дискуссионной части занятия.
Таким образом, у обучающихся получится индивидуальная карточка, которую можно держать на рабочем месте и поворачивать «деятельной» стороной, когда нужно настроиться на учёбу, и стороной «отдыха» когда пришло время восстановить силы. Или использовать изображение как напоминание о том, что необходимо делать перерывы в работе и планировать восстанавливающие практики.
Инструкция для обучающихся: Возьмите лист картона А4 и решите, сколько пространства вам нужно для вашей карточки. Обрежьте картон, если требуется. Подумайте о теме коллажа, с которой сейчас будите работать, посвятите этому 1-2 минуты. Затем возьмите журналы и вырежете все понравившиеся вам изображения, которые вам кажутся связанными с заданной темой. Когда вы закончите, просмотрите на всё, что собрали, и выберите те вырезки, которые вызывают самые сильные чувства, или те, что связаны с самыми важными идеями и ассоциациями. После чего приклейте их на лист в том порядке, в котором вам этого хочется. Работу с карточкой следует закончить, когда вы чувствуете, что все части листа вам нравятся. Если нужного изображения вы не нашли, можете дорисовать необходимые детали.
После того как у всех участников готовы коллажи с обеих сторон, группа собирается в круг и проводится рефлексия по итогам занятия. Вопросы для обсуждения:
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Как именно изменилось ваше самочувствие после выполнения упражнения?
- Что было сложно, а что легко?
- Чем было полезно упражнение? Когда в жизни новые знания могут вам пригодиться?
Список используемой литературы:
1. Батоцыренов В.Б. Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы // Вестник ЧитГу. — 2011. — № 6. — С. 67-71.
2. Белов В.Г., Тищенко П.Е., Парфенов Ю.А. Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта — 2010. — № 10. — С. 8-12.
3. Катовщикова А.В., Цыдыпова Ч.Б., Цыренов Б.О., Мирошникова А.Н. Спорт как один из способов избавиться от стресса // Форум молодых ученых — 2022. — № 5. — С. 158-161.
4. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
5. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений. - М. : Academia, 2001. - 246 c.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
7. Миниханов В. А. Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности // Молодой ученый — 2018. — № 18. — С. 448-451.
8. Смирнова Л.Э. Представление старшеклассников о трудных эмоциональных состояниях и способах совлвдания с ними // Инновационная наука — 2015. — №11. — С. 279-283.
9. Терехова О.И., Богданова М.В. Ресурсная обеспеченность и стили совладающего поведения старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов (ОГЭ/ЕГЭ) // Таврический журнал психиатрии — 2018. — № 3. — С. 24-31.
10. Шамхалова З.М., Шуруха Т.А., Шарбузова Х.З. Стресс и его последствия // Мировая наука — 2017. — № 7. — С. 105-108.