Аникеич С.А.,

инструктор по физической культуре ГБДОУ №21 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Сидорова А.А.,

инструктор по физической культуре ГБДОУ №9 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка Конспект занятия по физическому развитию в подготовительной к школе группе «Волшебные ленточки»

Аннотация 
В наш современный и высокотехнологичный век как никогда актуален вопрос о физическом здоровье наших детей. Особенно остро этот вопрос стоит в сфере дошкольного образования, ведь именно в дошкольном возрасте ребёнок активно накапливает и формирует своё здоровье. В детском саду, с самого раннего возраста он знакомится с новыми для себя играми, упражнениями, игрушками и приобщается к занятиям по физической культуре. 
Особенности оборудования.
Эластичная лента – это спортивный инвентарь из прочной резины (латекса) для упругости и силы мышц, физической реабилитации и упражнений на растяжку. 
Одно из основных преимуществ фитнес-ленты в работе с детьми дошкольного возраста – безопасность в использовании. С ее помощью возможно работать над развитием силы различных групп мышц, выносливости и гибкости. Во время выполнения упражнений с эластичной лентой идет одновременно статическая и динамическая нагрузка по всей амплитуде движений. Поэтому тренировки с эспандером оказывают низкое воздействие на суставы и связки, что снижает вероятность травм и растяжений. Как это часто бывает, именно простейшие спортивные снаряды являются самыми безопасными для здоровья, что является основополагающим принципом в работе с детьми любого возраста. Многофункциональность эластичных фитнес-лент крайне высокая. Она очень проста в использовании, но чрезвычайно эффективна при работе над мышцами тела. 
Ввиду необычности данного оборудования для дошкольников, педагогам стоит помнить и выполнять некоторые правила:
– введение упражнений в систему занятия должно быть постепенным. Не больше 2-3 упражнений за одно занятие;
– необходимо повышенное внимание педагога при отслеживании правильности выполнения упражнений. Правильное положения тела, правильность и плавность выполнения техники движений;
– эластичная лента во время упражнений должна находиться в натянутом положении.
 
Возраст детей: 6-7 лет
Форма: групповая
Технологии: игровая технология, здоровьесберегающие технологии.
Практическая реализация: конспект занятия составлен для работы с детьми подготовительного к школе возраста. 
Представленное занятие носит характер игровой деятельности, позволяющей заинтересовать детей. Направлено на всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных особенностей, актуализацию полученных ранее знаний, умений, навыков.
Цель: формирование двигательной активности детей дошкольного возраста на основе комплекса упражнений с эластичной лентой (ленточным эспандером).
Задачи:
Развивающие: 
–способствовать развитию опорно-двигательного аппарата и мышечного корсета, позвоночника;
– способствовать развитию пространственной ориентации, умения действовать по сигналу.
Образовательные:
– формировать психофизические качества: быстроту, ловкость, гибкость; закрепить навыки выполнения упражнений на равновесие, растяжку, силу и гибкость;
– формировать правильную осанку; 
– формировать эластичность связок и сухожилий, силу мышц.
Воспитательные:
– повышать и подкреплять интерес детей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни в целом;
– проводить профилактику плоскостопия посредством игрового упражнения.
 
Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приёмы:
Словесные, наглядные, практические, игровые, наглядно-зрительные, Предварительная работа:
Знакомство посредством ИКТ с силовыми спортивными снарядами (гантели, штанга), с олимпийским видом спорта тяжелая атлетика и спортсменами тяжелоатлетами.
Оборудование.
Эластичные круговые фитнес ленты по количеству детей.
Мешочки с песком.
Гимнастическая скамья.
Шарики мягкие маленькие, разноразмерные.
 
Ход занятия
 
Организационный момент
Инструктор по ФК: здравствуйте ребята! Сегодня у нас в гостях необычные, удивительные и волшебные гости. Они очень легкие, но могут заменить гантели и даже штангу! Посмотрите, что лежит на полу? (Ленточка!) Но не простая ленточка, а волшебная! В чем ее волшебство это нам и предстоит выяснить.
Хотите стать сильными, ловкими и мускулистыми? (ДА!) Для этого нам нужно подружиться с ленточками, поиграть с ними, разгадать загадки. Будем дружить, играть и загадки отгадывать? (Да!) Тогда отправляемся все вместе в наше маленькое, увлекательное путешествие, в котором встретим новых и возможно уже знакомых нам друзей! 
Вводная часть
Инструктор по ФК: подготовим наши ноги и руки! Для этого предлагаю сыграть в игру «Быстро встань в колонну!». (Картотека подвижных игр и упражнений в подготовительной группе Л.И.Пензулаева).
Ходьба в рассыпную с переходом на бег по сигналу инструктора. Игра. По команде перестроение в три колонны для проведения основной части занятия.
Основная часть
ОРУ с использованием круговой эластичной фитнес ленты
Инструктор по ФК: наши дорогие гости, наши с вами друзья – волшебные ленточки уже здесь! (в углу зала находится коробка с эластичными лентами, дети берут по одной) (Краткое описание для детей нового оборудования. Выдать в руки, продемонстрировать возможности оборудования, проинструктировать о технике безопасности при занятии с оборудованием).
Дети, какие спортивные снаряды вы знаете? Гантели? Штанги? Наши друзья-ленты могут их отлично заменить! Но как? Это наши гости сейчас и покажут! 
Инструктор по ФК ленточки приготовили для Вас увлекательную игру! Они нарисовали картинки с упражнениями, а вы, ребятки, должны угадать и показать, что же за упражнение загадали волшебные наши друзья? Будем внимательно рассматривать каждую картинку и выполнять загаданное упражнение, я вам в этом помогу! Но это еще не всё! За каждое отгаданное упражнение, вы будете получать по одной карточке, а в конце путешествия мы с вами, с помощью этих карточек раскроем с вами тайну волшебства наших друзей-ленточек! 
(На каждое упражнение даётся картинка формата А4 или А3. Инструктор корректирует правильность выполнения движений. На обратной стороне каждой картинки будет прикреплена 1 карточка, на которой изображена буква)
Первая картинка и первое загаданное упражнение! (Демонстрируется картинка, дети пробуют повторить, инструктор корректирует.)
- Возьмем мы ленту лёгкую, что бы руки стали ловкими! 
- И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки с лентой опущены вдоль тела.
Вытянуть руки с натянутой между ними лентой перед собой. Сохраняя натянутость ленты, поднять руки вверх. Вернуться в И.П. Под счёт инструктора. Повторение 3-4 раза. 
Инструктор по ФК: отлично справились, ребята! Вот ваша первая карточка! Но по одной карточке не понять, что же там загадано? А значит – идём получать следующую!
 
Задание №2! Смотрим! (Демонстрируется картинка, дети пробуют повторить, инструктор корректирует.)
- Возьмем мы ленты стильные, что бы руки стали сильными!
- И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки с натянутой между ними лентой подняты над головой. Согнуть руки в локтях, заводя натянутую ленту за голову. Осанка, положение головы сохраняются прямыми. Вернуться в И.П. Под счёт педагога.
Повторение 3-4 раза.
Инструктор по ФК: Отличное упражнение! Хорошо выполнили! Получаем нашу вторую карточку и скорее за следующей!
 
Задание №3! Смотрим! (Демонстрируется картинка, дети пробуют повторить, инструктор корректирует.)
- Что бы не быть хлипкими, лента поможет нам стать гибкими!
- И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки с лентой согнуты в локтях за головой. Повернуть туловище в право (лево), вернуться в И.П. Лента всегда в натяжении, туловище не наклоняется, только поворачивается. Повторение 3-4 раза.
Инструктор по ФК: Какое полезное упражнение, правда ребята? Запомним его обязательно! Получаем еще одну карточку и скорее к следующему заданию! Что же там интересного? Задание №4! Смотрим! (Демонстрируется картинка, дети пробуют повторить, инструктор корректирует.)
 
И.П. Ноги широко, с наступом на длинную круговую ленту, верхний край удерживается руками, руки прямые, опущены вниз. Получается «треугольник» из ленты. Под счёт педагога руки согнуть в локтях, перед собой. Вернуться в И.П. Под счёт педагога. Повторение 3-4 раза.
Важно! Локти должны быть прижаты к туловищу, спина ровная.
Инструктор по ФК: Молодцы, ребята! Так держать! Вы настоящая команда и отлично справляетесь с заданиями от наших друзей-ленточек! Получаем карточку и скорее приступаем к отгадыванию следующей картинки! Задание №5! (Демонстрируется картинка, дети пробуют повторить, инструктор корректирует.)
 
- Сядем ровнее, и ленточка сделает ноги сильнее!
И.П. Сидя на полу, ноги прямые. Круговая лента зацеплена за стопы ног и противоположный край удерживается руками. Подтянуть ленту к груди, сгибая руки в локтях. Вернуться в И.П. Под счёт педагога. Повторение 3-4 раза.
Важно! Локти должны быть прижаты к туловищу, спина ровная. 
Инструктор по ФК: Какое непростое упражнение загадали ленточки! Но вы очень сильные и умелые ребята! Поэтому выполнили упражнение так хорошо! Берём карточку и продолжаем наше игровое путешествие! Какое же задание будет следующим? Посмотрим! Задание №6! (Демонстрируется картинка, дети пробуют повторить, инструктор корректирует.)
 
И.П. Сидя на полу, ноги прямые, руки в упоре за спиной. Круговая лента зацеплена за стопу правой/левой ноги и удерживается на пояснице (заброшена за спину). Поднять прямую ногу, на счёт 1-3 удерживать на весу. Вернуться в И.П. Под счёт педагога. Повторение 3-4 раза.
Смена ног без помощи рук.
- Что бы виден был прогресс, лентой подкачаем пресс!
 
Инструктор по ФК: Отличное упражнение! Не так-то просто его было выполнить! Получаем нашу шестую карточку и скорее за следующей!
Задание №7! Смотрим! (Демонстрируется картинка, дети пробуют повторить, инструктор корректирует.) - И последнее задание! Хочет лента поиграть и все тело прокачать!
И.П. Сидя на полу, ноги прямые, спина прямая, руки свободно. Эластичная лента, сложенная в двое, зацеплена между стопами ног. Наклониться вперед, руками дотянуться до резинки, схватить ее и выпрямиться, удерживая край резинки руками. Наклониться, вернуть резинку, вернуться в И.П. Под счёт педагога. Повторение 3-4 раза.
Инструктор по ФК: с таким упражнением наша спина будет гибкой, а ноги сильными! Спасибо друзьям-ленточкам за него! А карточку не забыли взять? Берём и идем отгадывать следующее, последнее упражнение!
 
И.П. Лежа на полу, ноги прямые. Эластичная лента зацеплена за стопы ног и удерживается руками перед грудью. Поднять прямые ноги вместе, прямо вверх. Помогать себе натяжением ленты. Вернуться в И.П. Под счёт педагога. Повторение 3-4 раза.
  
Инструктор по ФК: ох и не просто было все эти упражнения отгадать и сделать… Или просто? Легко? Не устали? Тогда забираем последнюю карточку и отправляемся в дальнейший наш путь!
Основные виды движений
Инструктор по ФК: предлагаю вам сейчас позвать уже знакомых нам с вами друзей!  – 1,2,3,4.5! Пора загадку отгадать! Мешочек этот нам знаком, его набили мы песком!
- Упражнение в равновесии – ходьба по гимнастической скамье прямо, руки на поясе, на полной стопе, с мешочком песка на голове. 
Инструктор по ФК: наши друзья предлагают вам побегать, да высоко попрыгать! Встанем в одну колонну!
- Прыжки через натянутую эластичную ленту, поточным способом, с разбега, прямо, двумя ногами одновременно, с изменением высоты прыжка, по мере поднятия резинки на разный уровень.
Инструктор по ФК: теперь вы и сами сможете поиграть с волшебными ленточками, ведь они придумали для вас весёлую игру! 
Подвижная игра «Резиночка». Дети распределяются по трое. Двое зацепляют одной ногой эластичную ленту и натягивают ее. Третий перепрыгивает через натянутую ленту-резинку двумя ногами одновременно. 3-5 прыжков и дети меняются местами. Сложность игры может определяться высотой, на которой натянута лента.
Заключительная часть.
Игровое упражнение малой подвижности «Собери ягодки».
Дети снимают обувь и носки. На пол, перед ними, рассыпается большое количество разноразмерных мягких шариков. Задача – собрать шарики при помощи пальцев ног и положить в «лукошко».
Инструктор по ФК: пришло время узнать волшебную тайну ленточек! Давайте соберем карточки по номерам (нарисованы с обратной стороны) и прочтём и узнаем волшебство ленточек! (ЭЛАСТИЧНОСТЬ) Что же это слово значит, может кто-то знает? (Инструктор слушает, подсказывает, хвалит и дополняет ответы).
Рефлексия. Подошло к концу наше удивительное знакомство с волшебными ленточками! Какое упражнение для вас было самым интересным? Покажите!
Список источников и используемой литературы:
1.Л.И. Пензулаева. Пособие «Физическая культура в детском саду. Методические рекомендации».
2.Интернет-ресурсы:
-Сайт «goodlooker». Эластичная лента: эффективность, плюсы и минусы + 25 упражнений с лентой. https://goodlooker.ru/resistance-band.html
-https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/04/11/uprazhnenie-s-rezinkoy- kak-sredstvo-razvitiya-pryzhkov-u-detey
-Международный образовательный портал   https://www.maam.ru/detskijsad/igrovye-uprazhnenija-s-rezinkoi-fizicheskoe-vospitanie.html
-Журнал «Современный урок. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/15391
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Методическая разработка «Волшебные ленточки»