Старчикова Светлана Владимировна, 

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №602 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
«Берегите в себе Человека!»

 
 
Настоящая методическая разработка урока русского языка в 9 классе, посвященного написанию сочинения-рассуждения на заданную тему, представляет один из возможных вариантов организации урока общеметодической направленности, сочетающего  комплексное применение предметных знаний в конкретной ситуации и рефлексии. В ходе урока  учащиеся, с одной стороны, учатся применять алгоритм написания сочинения-рассуждения в формате ОГЭ, актуализируют знания, необходимые для анализа текста, с другой -  уточняют значение нравственного понятия «человечность»,  его коннотативные и ассоциативные смыслы и связи, а также осознают и формулируют личное отношение к этой человеческой способности.  Одной из отличительных особенностей данного урока является включение элементов театрализации в его структуру: учащиеся по группам придумывают и разыгрывают ситуации, в которых в той или иной форме может проявляться человечность. Этот прием применен с целью активизации не только интеллектуального, но и телесного ресурса личности подростков. 
Важной составляющей занятия является развитие воображения и вербализация образов-представлений – технология, доказавшая свою эффективность в работе по развитию речи. Это важно не только с точки зрения расширения активного словаря школьников, но и для формирования чувства языка, которое является необходимой составляющей точности речевого высказывания. Одновременно на таких уроках идет постоянное развитие языковой личности учащегося, осваивающего базовые ценностные концепты. Эти концепты приобретают личностный смысл, поскольку их освоение идет от телесного ощущения через его словесное оформление к присвоению.
Материал урока подобран так, чтобы его осознание прошло несколько этапов, из которых одним из самых важных является эмоциональный настрой. Эпиграф  к уроку  и притча (аудиозапись), вызывают определенные ассоциации, которые противопоставляют понятия «боли» и «помощи», затем эти ассоциации переводятся в конкретную ситуацию обычной жизни: ребята размышляют о человечности, взаимовыручке и поддержке и их месте в реальной жизни класса.  Это помогает им в словарной работе. «Стихотворение о человеке» И.Митиной указывает на конкретные формы проявления человечности, которые затем обнаруживаются в различных областях социальной жизни. Высказывания о человечности помогают учащимся уточнить смысл  этого слова в ряду других нравственных понятий. 
Завершается урок сиквейном, в котором соотносятся «человек» и «человечность», а также созданием «Правил человечности». Этот этап выполняет роль своеобразной эмоциональной разрядки.
Автор методической разработки неоднократно использовала представленный материал на уроках русского языка в 9 классе. Опыт проведения этих занятий свидетельствует об их высокой эффективности и продуктивности. 
 
 

 «Берегите в себе Человека!»

     Цель урока: 
- совершенствование умения понимать основную мысль прочитанного текста, формулировать ее в соответствии с нормами литературного языка и культуры речи,  выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
- развитие воображения, языкового чутья подростков, расширение активного словаря;
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы;
- духовно-нравственное воспитание обучающихся.
      Задачи:
1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью, предупреждение речевых и грамматических ошибок;
 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
 3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность. 
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Методы диагностики результатов: иллюстративный, сочинение - письменная работа  
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие метапредметных связей между русским языком, литературой, театрализация. Выдвижение гипотез. Анализ текста, применение алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
 
План урока
 
Ӏ. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проблемная ситуация. Иллюстрирование сценками.
II. Новый материал. Беседа с классом. Орфографическая и лексическая  работа. Расширение словарного запаса учащихся.
        Задание: определить лексическое значение слова:
- «человечность» – «человечный».
Составление схемы работы. 
III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность».
Ход урока.
Эпиграф на доске  (запись в тетради): Слайд 1
 
«Пока человек чувствует боль – он жив. 
Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».
/Франсуа Гизо/ [1]
Тема урока: Что такое человечность? (записывается позже)
Проблемная ситуация 1. Интеллектуальный штурм
Ребята, давайте поразмышляем об эпиграфе к нашему уроку. Обратите внимание, как связаны между собой слова «боль» - «живой» - «Человек». О какой боли горит Франсуа Гизо? Это физическая боль или эмоциональная? Что значит чувствовать чужую боль? Возможно ли это в принципе?
Слайд 2.
Ӏ. Проблемная ситуация 2. Эмоциональный настрой. 
1) Притча. (аудиозапись)
       Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
       Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, семья в одну ночь стала нищей.
       Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Каждый из них  шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что люди  пришли ему помочь.
       С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза людей, которые спасли жизнь его семьи. [2] 
- Можем ли мы сказать, что люди, которые помогли герою сказки, смогли почувствовать его боль? Что позволяет нам сделать такой вывод? 
- Как вы думаете, какими были глаза людей, пришедших помочь попавшему в беду герою? Какими он их вспоминал?
-  Какие пословицы отражают смысл данной сказки? 
-  Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобы подтвердить, что в жизни бывает именно так.
- В вашем классе живет доброта, взаимовыручка?
- Ребята, как вы думаете о чем сегодня пойдет речь? (о доброте, человечности и о том, что очень важно воспитывать в себе это качество и беречь его)
 
2)  «Стихотворение о Человеке»
Тот в жизни многого добьётся,
Кто над другими не смеётся,
Кто средь привычной суеты
Заметит солнце и цветы.
Кто руку помощи подаст,
Родных и близких не предаст,
Кто в непростом, жестоком веке
Сумел остаться Человеком![3]
3) Задание по группам: разыграть небольшие сценки, которыми можно проиллюстрировать проявление человечности.
4) Вопрос: - в каких произведениях литературы мы можем увидеть проявление героями такого качества, как человечность?
ӀӀ. Новый материал. Беседа с классом:
1) Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.
- Как вы понимаете значение этого слова?  Подберем синонимы и антонимы к нему и составим группы (на доске и в тетрадях).
Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.
Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Слайд 3.
- Можно подобрать высказывания о человечности:
 
Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.
- Георгий Александров –[4]
Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.
- Конфуций –[5]
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
- Василий Сухомлинский –[6]
Слайд 4.
Обратимся к  словарю:
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь
Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечность, гуманизм, доброта, отзывчивость. Словарь русских синонимов
 
Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.
Слайд 5.
-  Как может проявляться человечность в повседневной жизни?
Проявления человечности в повседневной жизни:
Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.
Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.
Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.
Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.
 
  Отбор материала к сочинению
 
1. Запишем вступление к сочинению (определение):
Человечность - это нравственное качество, которое предполагает   милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
2. Комментарий к тезису.
- Комментарий к тезису – 2-5 предложений, содержащих Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
- В данном случае это могут быть размышления по поводу того, когда нужно проявлять человечность? Когда и почему у людей возникает потребность проявить человечность?
 
Работа над схемой сочинения - рассуждения.
Слово учителя: - Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
Вопрос  классу:
- Какова схема построения сочинения-рассуждения?
 
Памятка № 1
 
1 часть.  Вступление. Определение предложенного в задании слова + комментарий.
2 часть.  Первый пример – аргумент из текста + комментарий.
3 часть.  Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.  Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
4 часть.  Вывод (органически связанный с 1 частью).
! Не забывайте о связках между  частями, №№ предложений из текста! 
ӀӀӀ.  Отбор материала к сочинению. Анализ текста.
  - Готовясь  к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о  человечности в разных ее проявлениях.           
    - Для анализа мы возьмём текст Бориса Васильева – русского писателя, участника Великой Отечественной войны. 
1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)
Текст КИМ
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39) Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40) Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49) Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву) [7]
2. Вопросы классу:
- Какова тема этого текста?  
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
- Какова основная мысль текста? Запишем.  (всегда нужно оставаться человеком…)
3. Работа  в группах. 
1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.
2-й аргумент– вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы). 
- Зачитать аргументы по группам.
4.Слово учителя: - Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
 
Памятка № 2
 
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку
 

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни.  Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, попавшим в страшную беду.

Свое мнения я могу подтвердить примером  из  произведения… …(автора)
В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что...

 
5. Слово учителя: - Подводя итог нашему разговору о человечности, послушаем еще одну замечательную притчу – притчу о двух волках. («Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».)[8]
IV. Рефлексия.
1. Составим синквейн , вспомнив правила составления синквейна.
  Человечность
  Настоящая, необходимая, не фальшивая
  Существует, проявляется, живет
  Человечность – хорошее, нужное качество
  Жизнь
  Человек
  Добрый, хороший, бескорыстный
  Помогает, сочувствует, сострадает
  Человек проявляет себя с лучшей стороны
  Поступки
 2..  Давайте составим правила человечности: 
  - быть альтруистами;
  - бороться с эгоизмом;
  - делиться теплом;
  - нести ответственность за слова, поступки, за других людей;
  - будем испытывать стыд при виде того, что кажется аморальным;
  - совесть и нравственность -  мера человечности.   
  3. – Что значит «Беречь в себе Человека» [9] ?
                            – Почему же важно беречь в себе Человека?    
  V.  Домашнее задание:    написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое          человечность?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.
 
Деятельность учителя и обучающихся на уроке
 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент. Вызов. Эмоциональный настрой.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой. Мотивирует к изучению материала.

Иллюстрируют проблему примерами (сценками). Отвечают на вопросы. Анализируют, делают выводы.

  1. Новый материал. Беседа с классом.

Формулирует задание. Проводит лексическую работу.

Работают со словарями. Записывают. Выполняют задания.

  1. Отбор материала к сочинению.

Направляет работу. Координирует работу в парах.

Читают. Подбирают аргументы из прочитанного текста и из жизни. Анализируют памятки с речевыми клише.

  1. Рефлексия.

Помогает осознать тему разговор, сформулировать ее самостоятельно. Направляет в составление синквейна.

Составляют синквейн. Формулируют тему урока и  свое отношение теме разговора. Составляют правила «жизни».

  1. Домашнее задание.

Контролирует запись д/з.

Оценивает обучающихся, хорошо работавших  на уроке.

Самостоятельно формулируют домашнее задание.

 
 
Ссылки в тексте:
 
[1] Франсуа Гизо. «Сборник афоризмов»
[2] Кавказская притча. Сборник притч.
[3] И. Митина. «Сборник стихов»
[4] Сборник афоризмов
[5] Сборник афоризмов
[6] Сборник афоризмов
[7] «ОГЭ. 36 типовых вариантов». И.П. Цыбулько. 2018
[8] Притча об индейце
[9] А.П. Чехов. «Ионыч»
Библиография:
1. «ОГЭ. 36 типовых вариантов». И.П. Цыбулько. 2018
2. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. «Русский язык. Интенсивный курс. Сочинение на ОГЭ», «Легион», 2018
3. «9 класс. Методическое пособие» - Разумовская М.М., Львова С.И.
4. С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. «Нравственность», С, 1995
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Методическая разработка урока русского языка Берегите в себе Человека