- Подробности
- Просмотров: 1094
Илатовская Наталия Сергеевна,
учитель информатики ГБОУ школы № 411 «Гармония»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
«Программное обеспечение»
Этап |
УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Метапредметные: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других |
Приветствие, представление, настрой. Включение в деловой ритм, плодотворное сотрудничество |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
|
Актуализация опорных знаний и умений
|
Предметные: - повторение основных понятий предыдущих уроков Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; Регулятивные: - самопроверка, взаимопроверка Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение, синтез. |
Демонстрирует слайд презентации с изображением магазинов по продаже компьютерной техники и программ. Задает вопросы: 1. Что изображено на фотографиях? 2. Что между ними общего? 3. Какие товары в них представлены?
Выявляет уровень знаний предыдущей темы урока: предлагается задание на знание устройств компьютера (задание на соответствие – с последующей взаимопроверкой (приложение 1)).
Критерии для оценивания: 8-9 правильных ответов – «5» 6-7 – «4» 5 – «3»
|
Выполняют задания, проверяющие знания устройств компьютера (задание на соответствие, работа индивидуальная с последующей взаимопроверкой по критериям, данным учителем) Отвечают на вопросы. |
Целеполагание и мотивация
|
Познавательные: - выполнять анализ; сравнение обобщение; Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Коммуникативные: - слушать и понимать речь других
|
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Задание:В магазин по продаже компьютерной технике пришло по электронной почте письмо «Здравствуйте! Вчера купил компьютер в вашем магазине. Принес домой компьютер, подключил устройства, включил в сеть. Индикаторы на устройствах загорелись, услышал звук вентилятора, но операционная система не появилась, напечатать документ не удалось, сын написать программу не смог. Укажите, в чем причина?» Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Предлагает учащимся сформулировать тему («Программное обеспечение») и цели урока.
При записи темы урока разбирается правильное произношение словосочетания «программное обеспечение». |
Предлагают свои варианты ответов. Формулируют тему урока, ставят цели урока.
|
Открытие нового знания |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: - представление текстовой информации в виде графа, - умение структурировать знания, - сравнение - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Информирует о том, что урок пройдет в форме деловой игры. Предлагает учащимся стать сотрудниками отделов компьютерного магазина по продаже программ (класс разбивается на 3 команды). Предлагает определить должности: «креативного директора отдела» (того, кто организует обсуждения, работу отдела); «компьютерного дизайнера» (того, кто выполняет работу за ПК); «PR-менеджера» (того, кто представляет устные отчеты о работе отдела фирмы).
Сообщает, что сотрудники отделов будут заниматься программным обеспечением компьютеров, подбирать программы в соответствии с требованиями клиентов.
Предлагает разобрать проблемную ситуацию: «В магазин привезли программы в трех разных коробках. Список программ прилагался. Почему программы рассортированы по разным коробкам? Что было написано на коробках?»
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Предлагает изучить информацию о группах ПО и составить граф (прием развития критического мышления «Кластер»). Каждой команде предлагается изучить в учебнике (стр. 70) группу ПО (ее подгруппу), самостоятельно посмотреть презентацию о программном обеспечении за компьютером и затем представить ее перед классом. Помощь в алгоритме рассказа: 1.Что такое ПО? 2. Название группы ПО, назначение. 3. Подгруппы данного ПО, их назначения, примеры. Физкультминутка. |
Разбиваются на группы, распределяют роли.
Предлагают свои варианты ответов.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Изучают информацию о программном обеспечении (ПО) из учебника и презентации, предложенной учителем
Работают в группах. Изучают предложенную им группу ПО (пользуясь учебником и презентацией учителя), составляют граф данной группы ПО, представляют другим командам (по предложенному алгоритму). Представители каждой команды изображают свою часть на графе ПО на доске. |
Первичное закрепление
|
Регулятивные: - контроль, оценка, коррекция; Познавательные; -выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: - управление поведением партнера; - умение участвовать в групповой работе, распределять роли; - излагать свое мнение. Личностные: - понимание роли компьютеров в жизни современного человека; - понимание значимости антивирусной защиты.
|
Возвращает к обсуждению проблемных ситуаций («Укажите названия ПО на коробках», «Какого ПО не было при покупке ПК покупателем?»). Устанавливает осознанность ситуации.
|
Предлагают свои варианты ответов проблемных ситуаций используя знания изученного материала.
|
Применение новых знаний |
Личностные: - формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации Предметные -формирование умений представлять информацию на компьютере Регулятивные: самоконтроль
|
Организует деятельность по применению новых знаний. Выдает командам разные задания: «Покупателям разных сфер деятельности необходимо приобрести ПО. Укажите, к какой группе подгруппе они относятся. Подберите программу, пользуясь справочником программ». (приложение 2,3) Предлагает пройти тестирование на компьютере на знание ПО (http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/flash/8kl/gl2/3.php [3]) |
Работают самостоятельно в группах. Предлагают свои варианты ответов на решение задач. Подбирают ПО из справочника. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. По окончании тестирования получают оценку. |
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
|
Личностные: подведение итогов урока Регулятивные: самоконтроль
|
Организует рефлексию - облако «тэгов» Программное обеспечение - Сегодня я узнал(а) … - Я понял(а), что … - Я смог… - Я научился … - Мне захотелось … - Меня удивило … - Было интересно узнать, что … Подводит итоги Сообщает оценки за урок.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Домашнее задание с объяснением. |
|
Задаёт домашнее задание и объясняет, как правильно выполнить (параграф 2.3, схема ПО). |
Слушают и задают вопросы. |
Ситуация |
Системное ПО |
Прикладное ПО |
Система программирования |
Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта |
|||
Студент готовится к выступлению на конференции с презентацией |
|||
Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы |
|||
Инженер компьютерной техники ищет причину неисправности жесткого диска |
|
|
|
Ситуация |
Системное ПО |
Прикладное ПО |
Система программирования |
Выпускник 11 класса готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни |
|
|
|
Web-дизайнер создаёт сайт известной фирмы |
|
|
|
Секретарь создал файл большого объема и планирует переслать его в другую компанию. |
|
|
|
Конструктор создает чертеж нового оборудования |
|
|
|
Ситуация |
Системное ПО |
Прикладное ПО |
Система программирования |
Создатели нового мобильного телефона разрабатывают для него новые приложения |
|||
Инженер борется с компьютерными вирусами |
|
|
|
Старшеклассник готовит реферат по предмету |
|||
Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки |
Приложение 3