Илатовская Наталия Сергеевна, 

учитель информатики ГБОУ школы № 411 «Гармония»
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока
«Программное обеспечение»

Тема урока «Программное обеспечение» относится к разделу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (7 класс, ФГОС ООО) и является уроком изучения нового материала. 
На данном уроке  изучаются группы программного обеспечения, используются мультимедийная презентация, тестирование с взаимопроверкой, онлайн тестирование по изученной теме, практические задания.
Урок разработан  в рамках УМК: Л.Л. Босова, А. Ю. Босова «Информатика. 7 класс» [1] и направлен на  развитие у учащихся стремления к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и решать поставленные учебные задачи. 
При проведении урока учителю необходимо осуществить:  
- ввод учащихся в тему урока,  используя опору на имеющиеся у них знания; подвести учащихся к формулированию целей и задач урока; 
- организовать работу в группах с целью развития умения к общению и сотрудничеству со сверстниками;  
- каждый этап урока заканчивать самоанализом, что узнали, что получилось, достигли ли желаемого результата; 
- в процессе работы давать учащимся решать актуальные жизненные  задачи; 
- в конце урока провести рефлексию, подвести итоги.
В данном уроке учтено  распределение подачи материала по времени с учетом устойчивости внимания учащихся данного возраста (40% учебного времени – получений информации (постановка задачи, получение новых знаний учащимися), 40% - освоение информации (закрепление и применение знаний, умений и навыков на практике), 10% - контроль полученной информации, 10% - рефлексия  и домашнее задание). 
 
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления учащимися понятия «программное обеспечение компьютера» и основных его групп и подгрупп.
Задачи урока:
1. Обобщить представления учащихся о программном обеспечении (ПО) компьютера;
2. Систематизировать представления учащихся о различных категориях системного ПО, о системах программирования, о прикладном ПО.
3. Добиться усвоения учащимися понимания классификации компьютерных программ по их функциональному назначению, а также понимания связей между различными категориями ПО;
4. Формировать умение приводить примеры программного обеспечения компьютера из различных групп системного ПО, прикладного ПО систем программирования [2].
 
Тип урока: изучение нового учебного материала и первичное закрепление.
Планируемые образовательные результаты 
Предметные УУД:
• знать, что такое программное  обеспечения  персонального компьютера;
• уметь классифицировать многообразие компьютерных программ по их функциональному назначению;
• уметь определять основные характеристики операционной системы;
• знать назначение системных программ, систем программирования, прикладных программ;
• уметь приводить примеры программ различных групп и знать их назначение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: 
• умение самостоятельно ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 
• умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• умение оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности; 
• умение строить графы;
• умение соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Коммуникативные:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
• умение строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; 
• умение высказывать и обосновывать мнение (суждение) и узнавать мнение партнера в рамках диалога;
• умение принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Познавательные:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
• умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 
• умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
Личностные УУД: 
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; 
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
 
 Используемые на уроке средства ИКТ:  
 персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска;  ПК учащихся. 
 

Этап                              

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Метапредметные:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

Приветствие, представление, настрой.

Включение в деловой ритм,

плодотворное сотрудничество

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

 

Актуализация  опорных знаний и умений

 

Предметные:

- повторение основных понятий предыдущих  уроков

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

- самопроверка, взаимопроверка 

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение, синтез.

Демонстрирует слайд презентации с изображением магазинов по продаже компьютерной техники и программ.

Задает вопросы:

1. Что изображено на фотографиях?

2. Что между ними общего?

3. Какие товары в них представлены?

 

Выявляет уровень знаний  предыдущей темы урока: предлагается задание на знание устройств компьютера (задание на соответствие – с последующей взаимопроверкой (приложение 1)).

 

Критерии для оценивания:

8-9 правильных ответов – «5»

6-7 – «4»

5 – «3»

 

Выполняют задания, проверяющие знания устройств компьютера

(задание на соответствие, работа индивидуальная с последующей взаимопроверкой по критериям, данным учителем)

Отвечают на вопросы.

 Целеполагание и мотивация 

 

Познавательные:

- выполнять анализ; сравнение обобщение;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Задание:В магазин по продаже  компьютерной технике пришло по электронной почте письмо «Здравствуйте! Вчера купил компьютер в вашем магазине. Принес домой компьютер, подключил устройства, включил в сеть. Индикаторы на устройствах загорелись, услышал звук вентилятора, но операционная система не появилась, напечатать документ не удалось, сын написать  программу не смог. Укажите, в чем причина?»

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Предлагает учащимся сформулировать тему («Программное обеспечение») и цели урока.

 

При записи темы урока разбирается правильное произношение словосочетания «программное обеспечение».

 

Предлагают свои варианты  

ответов.

Формулируют  тему урока,    

ставят цели урока.

 

 Открытие нового знания

Регулятивные:

планирование, прогнозирование;

Познавательные:

- представление текстовой информации в виде графа,

- умение структурировать знания,

- сравнение

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные

– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Информирует о том, что урок пройдет в форме деловой игры. 

Предлагает учащимся стать сотрудниками отделов компьютерного магазина по продаже программ (класс разбивается на 3 команды).

Предлагает определить должности: «креативного директора отдела» (того, кто организует обсуждения, работу отдела); «компьютерного дизайнера» (того, кто выполняет работу за ПК); «PR-менеджера» (того, кто представляет устные отчеты о работе отдела фирмы).

 

Сообщает, что сотрудники отделов будут заниматься программным обеспечением компьютеров, подбирать программы в соответствии с требованиями клиентов.

 

Предлагает разобрать проблемную ситуацию: «В магазин привезли программы в трех разных коробках. Список программ прилагался. Почему программы рассортированы по разным коробкам? Что было написано на коробках?»

 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 

Предлагает изучить информацию о группах ПО и составить граф (прием развития критического мышления «Кластер»).

Каждой команде  предлагается изучить в учебнике (стр. 70) группу ПО (ее подгруппу), самостоятельно посмотреть презентацию о программном  обеспечении  за компьютером и затем представить ее перед классом.

Помощь в  алгоритме рассказа:

1.Что такое ПО?

2. Название группы ПО, назначение.

3. Подгруппы данного ПО, их назначения, примеры.

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

Разбиваются на группы, распределяют роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты 

 ответов.

 

 

 

 

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Изучают информацию о программном обеспечении (ПО)  из учебника и презентации, предложенной учителем

 

Работают в группах.  Изучают предложенную им группу ПО (пользуясь учебником и презентацией учителя), составляют  граф данной группы ПО, представляют другим командам (по предложенному алгоритму).

Представители каждой команды изображают свою часть на графе ПО  на доске.

Первичное закрепление

 

Регулятивные:

- контроль, оценка, коррекция;

Познавательные;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

- управление поведением партнера;

- умение  участвовать в групповой работе, распределять роли;

- излагать свое мнение.

Личностные:

- понимание роли компьютеров в жизни современного человека; - понимание значимости антивирусной защиты.

 

Возвращает к обсуждению  проблемных ситуаций («Укажите названия ПО на коробках», «Какого ПО не было при покупке ПК покупателем?»).

Устанавливает осознанность ситуации.

 

 

Предлагают свои варианты 

ответов проблемных ситуаций используя знания изученного материала.

 

Применение новых  знаний

Личностные:

- формирование умения использовать  программное обеспечение для представления информации

Предметные

-формирование умений  представлять информацию на компьютере

Регулятивные:

самоконтроль

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выдает командам разные задания: «Покупателям разных сфер деятельности необходимо приобрести ПО. Укажите, к какой группе  подгруппе они относятся. Подберите программу, пользуясь справочником программ».

(приложение 2,3)

Предлагает пройти тестирование на компьютере на знание ПО

(http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/flash/8kl/gl2/3.php [3])

Работают самостоятельно в группах.

Предлагают свои варианты ответов на решение задач.

Подбирают ПО из справочника.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. По окончании тестирования получают оценку.

Подведение итогов урока.

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

подведение итогов урока

Регулятивные:

самоконтроль

 

Организует рефлексию - облако «тэгов»

Программное обеспечение

- Сегодня я узнал(а) …

- Я понял(а), что …

- Я смог…

- Я научился …

- Мне захотелось …

- Меня удивило …

- Было интересно узнать, что …

Подводит итоги

Сообщает оценки за урок.

 

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Домашнее задание с объяснением.

 

Задаёт домашнее задание и объясняет, как правильно выполнить (параграф 2.3, схема ПО).

Слушают и задают вопросы.

 
Перечень учебно-методических средств обучения
 
1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 7 класса». М: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013, стр.70
2. https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-k-zanyatiyu-vidi-programmnogo-obespecheniya-kompyutera-2450832.html
3. Тест на странице сайта http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/flash/8kl/gl2/3.php
 
Приложение 1
 
Проверка знаний по теме: «Устройства компьютера»
Задание: Установите соответствие между устройствами  и функциями, которые они выполняют (соедините стрелками)
 
 
Приложение 2
Первая группа
Задание: Укажите, какое программное обеспечение необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):
 

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Система программирования

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

     

Студент готовится к выступлению на конференции с презентацией

     

Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

     

Инженер компьютерной техники ищет причину неисправности жесткого диска

 

 

 

 
Вторая группа
Задание. Укажите, какое программное обеспечение необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):
 

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Система программирования

Выпускник 11 класса  готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни

 

 

 

Web-дизайнер создаёт сайт известной фирмы

 

 

 

Секретарь создал файл большого объема и планирует переслать его в другую компанию.

 

 

 

Конструктор создает чертеж нового оборудования

 

 

 

 
Третья группа
Задание: Укажите, какое программное обеспечение необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):
 

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Система программирования

Создатели нового мобильного телефона разрабатывают для него новые приложения

     

Инженер борется с компьютерными вирусами

 

 

 

Старшеклассник готовит реферат по предмету

     

Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

     

 

Приложение 3

Справочник программ
MS DOS, MS Windows, Mac OS, Linux – операционные системы (программы, которые управляют устройствами компьютера (процессором, оперативной памятью, устройствами ввода\вывода) и обеспечивают работу других программ).
Wise Disk Cleaner, Free Spacer – программы чистильщики жесткого диска 
HD Tune, HDDScan, Victoria, MHDD –программы диагностики жесткого диска (для наблюдения за параметрами жесткого диска, его температурой, а также проверки диска на наличие повреждений)
WinRAR, WinZip – программы для архивирования (сжатия) данных
Антивирус Касперского, Doctor Web, Norton AntiVirus – программы для борьбы с вирусами на компьютере
Microsoft Internet Explorer, Mozila Firefox, Google Chrome, Opera – коммуникационные программы для обеспечения доступа к ресурсам сети Интернет и общения между пользователями.
Notepad или Блокнот - текстовые редакторы для создания и редактирования текста, без какого-либо оформления
Microsoft Word, WordPad - текстовые процессоры для создания и редактирования текста с оформлением (задание шрифта, размера, цвета текста, выравнивания и др.) и с внедрением таблиц, графиков и формул и т.д
Microsoft Excel – электронные таблицы для обработки данных в табличной форме
Microsoft Paint, Adobe Photoshop – графические редакторы для работы с растровыми изображениями_
CorelDRAW, Adobe Illustrator - графические редакторы для работы с векторными изображениями
Windows Media Player, Winamp, Media Player Classic – мультимедийные проигрыватели для воспроизведения видео- и аудиофайлов
Microsoft PowerPoint, AppleKeynote – редакторы презентаций
Microsoft Access, Paradox - для управления созданием и работой с базами данных
Microsoft Publisher,  QuarkXPress - настольные издательские системы -  для электронной верстки газет, журналов, книг, буклетов (составление страниц определенного размера из текста и иллюстраций для получения печатной формы)
1С:Бухгалтерия – бухгалтерская программа для ведения бухгалтерского и налогового учета
Компас, AutoCAD, ZwCAD - системы автоматизированного проектирования (САПР)  - для разработки на компьютере чертежей, схем, 3D-моделей, конструкторской и технологической документации
Garden Planner - Программа для создания ландшафтного дизайна
Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya - редакторы трехмерной (3D) графики для создания графических моделей
Альтернативы TrueCrypt – программа для шифрования данных
MathCad,  MatLab – математические пакеты для выполнения сложных научных и технических расчетов
MapInfo, CREDO_DAT, GeoServer, ГИС Метео - геоинформационные системы (ГИС) для создания, редактирования и анализа электронных географических карт, для поиска информации об объектах карты: городах, дорогах, зданиях, улицах, реках, рельефе, , среднегодовой температуре
«ДИНАР» – экспертная система для помощи в постановке диагноза больному.
Паскаль, Делфи, Си, Бейсик, Python -  языки программирования для создания программ.
VBScript, JavaScript, PHP - язык программирования для создания веб-страниц. 
Appery – программа по созданию мобильных приложений на Android, iOS и Windows Phone
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Методическая разработка урока «Программное обеспечение»