Ивашкина Елена Юрьевна,

учитель ГБОУ средней общеобразовательной школы № 416
Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка
урока математики в 4 классе по теме: «Куб»

 
Сегодня в обучении школьников прослеживается глубокая проблема отсуствия связи практического, жизненного опыта и умений с теоретическими знаниями, полученными на уроках. Учебный предмет «Математика», особенно на уроках в начальной школе, как нельзя продуктивнее служит налаживанию этих связей. В свете требований ФГОС любой урок в начальной школе, в том числе и урок математики, должен стать для обучающегося не только занятием по решению математических выражений и задач, но и платформой для формирования умения, желания ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и способы выхода из них.
Мой педагогический опыт показывает, что современный школьник имеет трудности с решением различных математических задач, что говорит об отсутствии или о малом жизненном опыте, с применением полученных знаний, вследствие чего падает мотивация к обучению.  Ученик воспринимает лучше ту информацию, которая  станет объективно для него полезной, необходимой для жизни вне школы, особенно поданную в игровой форме.
Актуальность: применение приёмов целеполагания, мотивирующих обучающихся к практической деятельности; применение игровой технологии, обеспечивающей достижение единства эмоционального и рационального в обучении, реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Цель методической разработки – создание и организация условий для формирования деятельностного подхода на уроках математики.
 
УМК - «Планета знаний»
Класс - 4 
Тема урока: «Куб»
Тип урока: открытие нового знания
Ресурсы урока: интерактивная доска, презентация, учебник по математике 4 класс 2 часть М. И. Башмакова, М. Г. Нефедовой; кубики, конструктор магнитный; электронный ресурс https://resh.edu.ru/
Цель урока: сформировать представление о кубе и об изображении этой фигуры.
Задачи урока:  
  • знакомиться с алгоритмом поиска площади поверхности куба
  • закреплять знания о свойствах умножения и деления
  • формировать представления о возможности использования изученного свойства для рационализации вычислений.
  • повторять и закреплять умения решать текстовые задачи
Планируемые результаты
Предметные:
  • Знание названий частей куба и его свойств
  • Умение находить площадь квадрата и поверхности куба
  • Развитие пространственного мышления
Личностные:
  • Умение проводить самооценку, самоконтроль
  • Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат
  • Развитие навыков коммуникации в работе в паре с учениками
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
  • Умение добывать информацию, самостоятельно конструировать знания.
  • Умение ориентироваться в системе знаний
  • Умение правильно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач
  • Умение формировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Ход урока
 

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент (30 сек.)

Добрый день, ученики. Приготовьтесь к занятию. Сегодня будем играть и учиться.

Приветствуют учителя. Садятся и проверяют правильность посадки.

Мотивация познавательной деятельности (2 мин. 30 сек.)

Карл Гаусс (немецкий ученый, который считается одним из величайших математиков всех времён, "король" математики) сказал, что «Математика - царица всех наук». Знание математики лежит в основе многих профессий: инженеры, программисты, архитекторы и другие. Возможно, что знания сегодняшнего урока будут очень важны для вашей будущей специальности.

 

Проверка готовности необходимых предметов к уроку.

Перед тем как начать устный счет, запишем дату.

 

 

 

 

 

Записывают дату.

Устный счет (5 мин.)

А теперь приступим.

Арифметический диктант.

1. Запишите число предыдущее числу 579.

2.Число следующее за числом 579?

3. Число в котором 7 сотен 5 единиц ?

4. Сколько разрядных десятков в классе тысяч в числе

375 607?

5. Число которое в 1 000 раз меньше чем 31 000?

6. Чему равен периметр квадрата со стороной 2 см.

7. Площадь прямоугольника 20 кв.см. Длина 10 см .Чему равна ширина прямоугольника?

8. Сколько в 1 м см?

9. 990 см выразите в дм

10. 6м - в см

11. 9 000 м в км.

12.Запишите наименьшее двузначное число.

-Откройте конверты и проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

 

 

Считают в уме и записывают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают конверты, осуществляют самопроверку.

Актуализация необходимых знаний (4 мин.)

Какому разделу математики были посвящены предыдущие уроки?

Ответьте на вопросы: (фигуры изображены на слайде)

1. У этой фигуры все стороны равны, противолежащие углы равны. (Ромб)

2. Все углы равны 90 градусам, противолежащие стороны равны. (Прямоугольник)

3. Фигура, которая состоит из трех сторон, трёх вершин и трёх углов? (Треугольник)

4. "Раздавленный" квадрат? (Параллелограмм)

5. Прямоугольник, у которого все стороны равны, у которого все углы прямые? (Квадрат)

6. Фигура ,каждая грань которой квадрат.(куб)

 

Как вы думаете, что из того, что вы назвали, можно потрогать и подержать в руках? Почему?

Вы правы. На самом деле каждый из вас уже держал его в руках, ведь это одна из любимых игрушек детства. Догадались, какая?

 

Учитель раздает ученикам деревянные кубики.

Назовите, пожалуйста, тему урока.

Какая у нас сегодня цель?

Геометрия.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куб, потому что объёмная фигура.

 

Кубики.

Куб.

Варианты ответов: изучать геометрическую фигуру куб, измерять части фигуры линейкой, вспомним, как называются части фигуры.

Практическая работа (14 мин.)

1) Рассмотрите кубик. Это геометрическое тело, оно находится в прострастве.Егоповерхность составляют грани. Посмотрите на них, что можем про них сказать? Какую форму имеют грани?

Одинаковые по какому признаку?

Сторону такой грани называют ребром куба. Что скажете про рёбра куба?

Как вы думаете, как называется точка, в которой сходятся ребра куба?

Что можно сказать про вершины куба?

Вы отлично справляетесь!

2) Перед нами стоит задача: сконструировать такой куб самостоятельно. Какие фигуры нам необходимы?

Я подготовила для вас такие квадраты. Они магнитятся. Это игра "Магникон", возможно, кто-тос ней уже знаком.

Учитель раздает по 6 квадратов на парту.

Вы будете работать вдвоем. Сконструируйте из них куб.

Поднимите руки, у кого получился куб? У кого не получилось? Почему?

3) Какой профессии присущи те действия, которые вы сейчас совершили?

Откуда обычно строители или сборщики узнают информацию, как именно собирать ту или иную вещь, здание? Да, у них обязательно будет чертеж.Как называется специалист, который только чертит, но не работает физически?

Подумайте и предложите, пожалуйста, чем будем заниматься?

Что нам понадобится?

Все верно. А поможет нам упражние №2 из учебника на странице 114.

Прочитайте задание. Что предложил вам автор учебника кроме рисунков?

Следуя этому алгоритму, выполните пожалуйста чертеж куба в тетради.

Сравните свой чертеж с рисунком в тетради.

У нас не отмечены вершины. Прочитайте задание из упражнения №3. Ответьте письменно на последний вопрос и проверьте друг друга.

(Выпиши видимые грани, а затем невидимые).

Рассматривают и ощупывают кубики.

 

Грани имеют форму квадрата, они одинаковые, их 6

Одинаковые по площади.

Ответ: они одинаковые по длине, их 8.

Угол, вершина.

Они тоже одинаковые, их 8.

Нам нужно 6 квадратов.

 

 

 

 

Ученики работают в паре, собирают куб.

Поднимают руки, отвечают, доделывают работу.

Строитель, сборщик.

У них есть инструкция или чертеж.

 

Инженер, архитектор.

Попробуем начертить куб.

Линейка, простой карандаш, тетрадь.

Открывают учебник, готовятся к работе.

Алгоритм, порядок действий.

Читают алгоритм, поэтапно выполняют чертеж.

Сранвивают, исправляют, доделывают.

Отмечают вершины, как показано в упражнении. Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку.

Физминутка (1 мин.)

Ребята, пора немного отдохнуть. Встаем.

Ученики выполняют физическую разминку для тела, для пальцев рук, для глаз.

Решение задач (13 минут)

1) При любом конструировании или стройке важно знать размеры будущего изделия или деталей.

Возьмите каждый линейку и свой кубик в руки. Что можно у него измерить?

Зная ребро куба, посчитайте, пожалуйста, площадь грани этого куба. Как будете считать?

 

Все совершенно верно. Это площадь одной грани.

 

2) А как посчитать площадь поверхности всего куба?

Разверните ваш магнитный куб – объемную фигуру - на плоскую поверхность парты. У вас получилась развёртка, это термин архитекторов и конструкторов.

Как узнать площадь поверхности этого куба?

Это важное умение находить площадь нам может пригодиться не только в профессии, но и в быту.

 

3) Прочитайте упражнение №5 на странице 115.

Эта ситауция тоже может встретиться в жизни. Что надо сделать, чтобы распилить деревянный брусок 2 м 75 см на одинаковые кубики с ребром 5 см?

Верно. Сколько кубиков получится?

 

4) Вы отлично справились. А теперь выполним задание, которое звучит так: собери мозаику. На экране изображены детали, левой клавишей мыши вы можете детали мозаики переворачивать и переставлять на картинку.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4623/train/218471/

Что у нас вышло?

 

 

Можно измерить ребро. Измеряют. Ребро у этого кубика 4 см.

Вспоминают и записывают формулу в терадь и на доске.

S = a . a = a2

S = 4 . 4 = 16 см2

16 . 6= 96 см2

 

Делают развёртку из конструктора.

 

 

Измеряют одно ребро.

S = 5 . 5 = 25 см2

25 . 6= 150 см2

 

 

Читают.

Сначала надо перевести 2 м 75 см в сантиметры.

2 м это 200 см. Значит: (записывают на доске и в тетради)

2 м 75 см = 275 см.

275 : 5 = 55 (шт.)

 

Выполняют задание на интерактивной доске.

 

Куб и его элементы.

Рефлексия (4 мин.)

Перед вами лист самооценки. Вспонимте все этапы урока и оцените свою работу на уроке.

 (Приложение 1)

Заполняют таблицу самооценки.

Организационный момент (1 мин.)

Запись домашнего задания: с. 115  №6, 11, карточка с заданием (Приложение 2)

Записывают домашнее задание.

 
Заключение:
Данная методическая разработка показала свою продуктивность в развитии интереса обучающихся к предмету, побудила учащихся использовать полученные на уроке знания и опыт в жизни, в овладении практическими умениями, отработанными на уроке, в улучшении качетсва знаний учащихся.
 
Список использованной литературы:
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие учителя/ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под.ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
  • Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010
  • Технологические карты к урокам математики .4 класс. Н.В.Лободина. Изд-во «Учитель». Волгоград 2015г.
  • И.Ф Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева Наглядная геометрия 5-6 классы
  • Современные педагогические технологии. Основная школа. Иваньшина Е. В., Ивашедкина О. А., 2017
Интернет-ресурсы:
  • https://resh.edu.ru/
  • https://infourok.ru
 
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме: «Куб»