Шапкина Марина Валентиновна,

учитель физики ГБОУ гимназии № 426 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка
«Маршрутная карта урока – возможности,
трудности и развитие…»

 
Маршрутная карта - средство создания индивидуальной образовательной траектории для учащихся с различным базовым уровнем в рамках одного урока. Она не является заменой учебника, рабочей тетради, предметного УМК, а служит средством индивидуального подбора заданий для конкретного урока. 
«Плюсы» использования маршрутной карты:
  • учет специфики класса;
  • учет возрастных и психологических особенностей;
  • возможность индивидуального подбора заданий;
  • возможность индивидуальной работы с учеником;
  • вариативность заданий;
  • снижение зрительной нагрузки для слабовидящих учеников;
  • позволяет организовать индивидуальную и групповую работу на уроке;
  • возможность использования для дистанционной работы.
Примеры маршрутных карт приведены в приложении. Материалы для их составления используются из многих источников Интернета [1, 2, 3,4], перерабатываются с учетом особенностей конкретного класса.
 
Приложение
1. 11 класс. Тема урока: «Лазеры»
 
В 2010 году исполняется ровно полвека с момента создания первого в мире лазера. Вторая половина XX-го века ознаменовалась яркими достижениями научно-технического прогресса: овладение ядерной энергией, освоение космоса, развитие радиолокационной техники, производство компьютеров... Среди этих достижений достойное место занимает создание лазеров и развитие лазерной техники.
 
Повторение опорных знаний
 

Что представляет собой свет согласно квантовой теории?

Сформулируйте
I постулат Бора

Сформулируйте
II постулат Бора

 

Имеют ли эти понятия практическое значение?

 

 

 

 

На уроке используем не только учебник параграф 76, но и мобильные гаджеты.

Слово лазер образовано как сочетание первых букв слов английского выражения “Light Amplification by Stimulated Emission Radiation”- «…». Переведите на русский язык данное выражение. Заполните таблицу.
 

Какое излучение называется индуцированным?

Замечательной особенностью этого излучения

Свойства вынужденного излучения

Свойства лазерного излучения

Типы лазеров

 

 

 

 

 

 
Найдите вехи этого изобретения и заполните таблицу
 
Создание лазеров
 

1916-1917 г

1940 г 

1954 г

1963 г 

1960 г 

А кто и когда создал первый лазер в России

А. Эйнштейн 

Советский физик В.А. Фабрикант …

Советские физики Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и независимо от них американский физик Ч. Таунс …

Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и Ч. Таунс

в США …

 
Разберемся, как работает лазер. Рассмотрите рисунки. Что происходит в каждом случае. Заполните таблицу.
 
Спонтанное и вынужденное излучение
 
 
 
Вывод: для получения … излучения необходимо создать … среду.
Вставьте пропущенные слова.
 
Как это работает?
 
 
Уникальные свойства лазерного луча, многообразие конструкций современных лазеров обуславливают широкое применение лазерных технологий в различных областях человеческой деятельности: промышленности, науке, медицине и быту.
 
Применение лазеров
 

Наука

Техника и связь

Медицина

Военное дело

 

 

 

 

 
Первичное закрепление: тест 
1. Какое излучение называют индуцированным?
А. Переход атома из возбужденного состояния в невозбужденное состояние любым способом. 
Б. Переход атома из возбужденного состояния в невозбужденное состояние самопроизвольно. 
В. Переход электрона в атоме с верхнего энергетического уровня на нижний, который сопровождается излучением, под влиянием внешнего электромагнитного поля. 
 
2. Какие свойства излучения относятся к лазерному излучению?
1. Когерентность.
2. Высокая монохроматичность.
3. Небольшая мощность излучения.
4. Большая рассеянность
А.1; 2. Б. 2; 3. В. 1; 2; 3; 4.
 
 
3. На рисунке показано устройство рубинового лазера, какой цифрой обозначен кристалл рубина?
А. 4. Б. 3. В. 2. Г.1.
 
4. На рисунке цифрой 2 обозначены элементы:
А. Кристалл рубина.
Б. Импульсная лампа
В. Система зеркал
 
 
5. Ввиду большой мощности лазера его КПД:
А. Больше 100%. Б.Незначительно меньше 100%. В.1-2%. Г. 50-60%
6. В настоящее время широко распространены лазерные указки, авторучки, брелоки. При неосторожном обращении с таким (полупроводниковым) лазером можно
 
А. Вызвать пожар.
Б.Прожечь и повредить тело.
В.Получить опасное облучение организма.
Г.Повредить сетчатку глаза при прямом попадании лазерного луча в глаз.
 
 
2. 10 класс. Тема урока: «Первый закон термодинамики»
 
Урок начнем с экспериментальных заданий:
1. Возьмите в одну руку металлический цилиндр. Что вы чувствуете? Как поменялась энергия ладоней? Подержите цилиндр в ладонях. А что теперь вы чувствуете? Почему?
2. Потрите ладони друг об друга. Что вы чувствуете? Почему ладони греются?
3. У вас на столе находится пробирка, содержащая 10 мл воды, термометр и лист бумаги. Измерьте температуру воды.
Закройте пробирку большим пальцем, заверните ее в бумагу. Энергично встряхивайте воду в пробирке в течение 40 секунд (время засеките по секундомеру в часах).
Откройте пробирку и снова измерьте температуру воды.
Ответьте на вопросы: 
а) как изменилась внутренняя энергия воды во время опыта? 
б) каким способом вы изменяли внутреннюю энергию воды в опыте? 
в) зачем пробирку с водой необходимо было заворачивать в бумагу во время опыта? 
г) что можно сказать о зависимости изменения внутренней энергии тела от совершённой работы? 
д) Что изменится, если пробирку с водой, не заворачивать в бумагу?
 
Работаем с параграфом 78 учебника. Найдите в этом параграфе формулировку главного закона природы и запишите его формулировку в тетрадь.
 
В чем главный смысл первого закона термодинамики? Найдите его формулировку и запишите себе в тетрадь. В чем заключается особенность главного закона природы в термодинамике? Найдите математическое выражение первого закона термодинамики, запишите себе в тетрадь. Какими буквами обозначаются в нем физические величины (внутренняя энергия, работа внешних сил, количество теплоты)? Запишите пояснения в тетрадь. 
 
Нас будет интересовать не только работа внешних сил, но и работа газа, которую он совершает. Как будет выглядеть, математическая запись первого закона, если вместо работы внешних сил указать работу, совершенную газом? В результате вашей работы в тетради должна появиться такая информация:
 

Главный закон природы (формулировка)

Первый закон термодинамики с учетом работы внешних сил (формулировка)

Математическая запись первого закона термодинамики с учетом работы внешних сил

Первый закон термодинамики с учетом работы газа (формулировка)

Математическая запись

первого закона термодинамики с учетом работы газа

 

 

 

 

 

 
 
Найдите в параграфе и запишите себе в тетрадь основное следствие первого закона термодинамики. 
 
 
Следующее задание для учащихся гуманитарных классов: приведите в соответствие следующие высказывания, воспользуйтесь Интернет ресурсами:
 

Вечный двигатель

1842 год – статья “Замечания о силах неживой природы”

Р. Майер

доказал невозможность создания вечного двигателя

Паровоз Стефенсона

1770 год

Г.Гельмгольц

устройство, способное совершать неограниченное количество работы без затрат топлива или каких-либо других материалов

Паровая лодка

Англия

Отказ Парижской Академии наук принимать проекты вечных двигателей

солнечная энергия превращается в энергию растений и остального живого

Д. Джоуль

Германия

Паровая повозка

1736 год

Пароход Фултона

получил наиболее точную формулировку

1807 год

пришёл к открытию закона

1775 год

врач

записал закон в математической форме

1824 год

ученый

мысль о том, что энергия может превращаться

 
Перенесите таблицу в тетрадь, заполнив ее, с помощью параграфа 79:
 

Процесс

Постоянная

физическая величина

График процесса

I закон термодинамики

и его особенности

Изохорный

… = соnst

 

 

Изобарный

… = const

 

 

Изотермический

… = const

 

 

Адиабатический

… = 0

 

 

 
Обращали ли вы внимание на туманное облачко, которое появляется у горлышка бутылки с охлажденной газированной водой сразу, после ее открывания? Чем это вызвано? Попробуйте ответить на данный вопрос.
Решите задачи по образцу:
 

Условие

Дано:

Решение

Ответ

Идеальный газ, находясь в тепловом контакте с окружающими телами, совершил работу 300 Дж. При этом внутренняя энергия газа увеличилась на 300 Дж. Получал или отдавал газ количество теплоты и сколько?

A = 300 Дж;

ΔU = 300 Дж;
___________

Q - ?

 

Q = ΔU + A

Q = 300 Дж+ 300 Дж= 600 Дж

 

Получил 600 Дж

 

При изохорном нагревании газу было передано от нагревателя 250 Дж теплоты. Какова работа, совершенная газом? Что произошло с его внутренней энергией?

 

 

 

При адиабатическом сжатии газа была совершена работа 200 Дж. Что произошло при этом с внутренней энергией газа?

 

 

 

 
1. Какое количество теплоты получил идеальный газ, взятый в количестве двух молей при изобарном нагревании на 50 градусов Кельвина? Как при этом изменилась его внутренняя энергия?
2. Для изобарного нагревания газа, количество вещества которого 800 моль на 500 градусов Кельвина ему сообщили количество теплоты 9,4 МДж. Определите работу газа и изменение его внутренней энергии.
 
Тренировочные задачи
1. Идеальный газ получил количество теплоты, равное 300 Дж, и совершил работу, равную 100 Дж. Как изменилась внутренняя энергия газа?
2. Идеальный газ совершил работу, равную 100 Дж, и отдал количество теплоты, равное 300 Дж. Как при этом изменилась внутренняя энергия?
3. Идеальный газ совершил работу, равную 300 Дж. При этом внутренняя энергия уменьшилась на 300 Дж. Каково значение количества в этом процессе?
4. Идеальный газ совершил работу, равную 300 Дж. При этом его внутренняя энергия увеличилась на 300 Дж. Какое количество теплоты получил газ?
ВАЖНО! На основе первого закона термодинамики проверяется новая установка или механизм. Если закон в новой теории не выполняется, то новая теория несостоятельна.
Для закрепления материала, выполните тесты ЕГЭ на страницах 259 и 262.
 
 
3.9 класс. Тема разговора: «Дисперсия света. Цвета тел»
 
Новое слово «Дисперсия». Пробуем разобраться.
1. Рассмотрим рисунок 145 страница 203. Что мы видим на этих рисунках? Заполним таблицу в тетради. В таблице можно сделать рисунки. 
 

Рисунок

Объекты

Что происходит?

Осветитель

Свет

Призма

а

Создает свет

В зависимости от светофильтра (цветное стекло)

нет

Свет распространяется прямолинейно!

б

Создает свет

Красный

есть

Свет изменяет направление распространения - преломляется

в

Создает свет

 

 

 

г

-

-

есть

-

д

 

 

 

 

 
Прочитайте страницу 204. Какой вывод можно сделать из описанных экспериментов? Запишите его кратко в тетрадь.
2. Найдите на странице 204 определение явления «Дисперсии». Запишите его в тетрадь. Что означает это слово в переводе с латинского языка?
3. Рассмотрите рисунки 146-147. Какие объекты изображены? Какие явления на них наблюдаются?
 

Рисунок

Объекты

Какое явление происходит?

Осветитель

Свет

Экран

Линза

146

Создает…

белый

 

 

 

 

147

 

белый

 

 

 

 

 
4. Какой вывод можно сделать? Запишите его в тетрадь.
5. Продолжите фразы и запишите их в тетрадь.
Белый свет является …, состоящим … Цветные лучи - … или …
6. Знаете ли вы волшебную фразу о цветных лучах, входящих в спектр? А можете придумать свою фразу, чтобы запомнить о чередовании цветов в спектре? Запишите ее в тетрадь. Вам встретилось новое слово «спектр». Что оно означает? Запиши в тетрадь. 
7. Прочитайте страницу 206 учебника. Как можно объяснить, почему помидор красный, а лист зеленый? Если вы можете, объясните, если нет, прочитайте страницу 206 учебника еще раз. Сделайте в тетради поясняющий рисунок в своих тетрадях.
8. Какой опыт проводил И. Ньютон? Какие предметы он использовал? Что проделал? Что наблюдал? Почему? Сделайте поясняющий рисунок в своих тетрадях.
9. Как вы думаете, как можно объяснить цвета прозрачных тел? Давайте обсудим. Основной вывод запишите в тетрадь.
10. Как вы думаете, зачем люди изучают спектры?
11. О каких новых приборах идет речь в параграфе? Как они устроены? Чем похожи? Чем отличаются?
Заполните таблицу в тетради.
 

Прибор

Назначение

Сходство

Различие

Что позволяют сделать?

Спектроскоп

 

 

 

 

Спектрограф

 

 

 

 
 
Домашнее задание параграф 49 упражнение 45.
 
 
4. 8 класс. «Агрегатное превращение. Плавление»
 
Рассмотрим график плавления и кристаллизации льда.
 
 
Перенесите график себе в тетрадь. Используя учебник, расшифруйте информацию, представленную на рисунке. 
Найдите в учебнике таблицу удельной теплоты плавления. Что показывает эта физическая величина?
 
Учимся анализировать ситуацию и представлять информацию в виде структурно-логической схемы.
 
 
 
 
Информация для «посвященных»
 
 
 
А вот и задачи…
 
 
5. 7 класс. «Знания – это то, что остается, когда все выученное забывается».
 
Спроси соседа, ответь сам, оцените знания друг друга (при правильном ответе ставим плюс, а при неправильном минус).
 

Вопросы

Ученик 1

Ученик 2

Что такое сила?

 

 

В результате чего может меняться скорость тела?

 

 

От чего зависит результат действия силы на тело?

 

 

Как изображают силу на чертеже?

 

 

Какое явление называется явлением всемирного тяготения?

 

 

Кто установил закон всемирного тяготения?

 

 

От каких величин зависит сила всемирного тяготения?

 

 

Какую силу называют силой тяжести?

 

 

Как зависит сила тяжести от массы тела?

 

 

Как направлена сила тяжести?

 

 

 
Вам уже известно, что на все тела, находящиеся на Земле, действует сила тяжести. В результате действия силы тяжести на Землю падает подброшенный камень, выпущенная из лука стрела, снежинки.
 
Вопрос: Почему же покоятся тела, подвешенные на нити или лежащие на опоре? 
 
Возможный ответ: По-видимому, сила тяжести компенсируется какой-то другой силой. Что это за сила и как она возникает? 
 
 
 
Укажите, какие из перечисленных тел являются упругими, а какие пластическими (неупругими):
Пластилин, резинка, воск, каучук, клей, свинец.
 
Вставьте пропущенные выражения в соответствующие им пустые места: направлению, упругой, сила, неупругой, движение, формы, скорости.
________ - это мера взаимодействия тел. Результатом действия силы может быть изменение __________ тела как по величине, так и по _____________, т.е. __________ тела изменяется. Результатом действия силы может быть также изменение ________ тела, т.е. деформация. Если изменения формы тела исчезают после того, как сила прекращает свое действие, то такая деформация называется _____________. Если изменения формы тела не исчезают, то деформация называется _______________.
 
Отметьте правильные утверждения:
 
Опыт: Возьмем резиновый шнур. Один конец его закрепим. Пусть первоначальная длина шнура была равна L1. Если к свободному концу шнура подвесить гирьку, то шнур удлиниться. Его длина станет равной L2. Удлинение шнура можно определить так:
ΔL= L2-L1
Если менять гирьки, то будет меняться и длина шнура, а значит, его удлинение (деформация). 
Какой вывод можно сделать из опыта? Если трудно, обратитесь за помощью к учебнику страница 73. Запишите его себе в тетрадь.
В этом и заключается закон Гука. Записывается закон Гука следующим образом: F=kΔl, где Δl – удлинение тела (изменение его длины), k – коэффициент пропорциональности, который называют жесткостью.
Выведем из формулы выражающей закон Гука, единицы измерения коэффициента жесткости: k=F/ Δl, [Н/м].
 
Домашнее задание параграф 26, задачник Марона № 237
 
 
Интернет-источники
 
1. https://infourok.ru/main
2. https://urok.1sept.ru
3. http://sverh-zadacha.ucoz.ru
4. http://class-fizika.ru/home.html
 
 
 
 
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Методическая разработка «Маршрутная карта урока – возможности, трудности и развитие