Мачнева  Екатерина Михайловна, 

музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта по музыкальному  развитию
для детей подготовительного к школе возраста
по теме «Космическое приключение»

 
Цель: развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного моделирования. 
Задачи: 
Образовательные
- накапливать и обогащать музыкальный опыт детей;
- совершенствовать певческие навыки и умения в разучивании песни;
- совершенствовать навыки ритмичного движения, творческой импровизации в движении;
- формировать представления о космосе, расширять кругозор.
Развивающие
- развивать умение высказываться об эмоционально – образном содержании музыки;
- развивать чувство ритма, умение самостоятельно придумывать движения к танцам, отражая характер музыки;
- развивать дикцию, артикуляцию, дыхание посредством игровых артикуляционных, дыхательных упражнений, распевок;
- формировать правильную осанку через игровые упражнения, развивать умение переключаться с одного вида движения на другой.
Воспитательные
- воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение детей в группе.
Технологии: здоровьесберегающая, познавательно – исследовательская, игровая,  логоритмика.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, тематическое оформление зала, комплект детских музыкальных инструментов, танцевальные атрибуты, рисунки детей, проектор, скретч – карта.
Предварительная работа: слушание «космической» музыки; разучивание песен, игр, речевого материала; знакомство с приемами художественного моделирования в разных видах музыкальной деятельности: пластическим, графическим; тематические беседы на тему: «Солнечная система», «О космонавтах».
 
Непрерывная образовательная деятельность
Мотивационно-побудительная часть:
Дети входят в зал, за ними входит воспитатель, встают полукругом.
М.р: - Здравствуйте, ребята (пропеваю – дети отвечают)
Хоть поверьте, хоть проверьте, 
Показалось мне сейчас,
Что с пришельцами корабль,
Побывал в саду у нас.
А когда я подошла к ним,
Чтоб близи на них взглянуть,
Вмиг пришельцы улетели,
На планету, в дальний путь.
Лишь оставили, когда улетали, конверт с копией своего корабля, представляете? (показать) Ребята, а вы хотите узнать, что внутри? (Посмотрим? Дети достают диск, украшенный звездочками). 
Что это? Зачем он нужен? Диск пришельцев, интересно, будет ли он играть на нашем магнитофоне? Попробуем.
(вставляю диск. Звучит космическая музыка и затем голос звучит из магнитофона) Здравствуйте! Нам очень понравилось у вас дома на Земле. Будем рады, если вы посетите наш дом. А как он называется вам поможет понять наша карта.
М.р: - Готовы отправиться в космическое приключение? Ответ детей. Занимайте места в космической ракете. Дети встают на ковер врассыпную.
Упражнение «Ракета»
Проверим, все ли системы космического корабля работают.
Пристегнули ремни – показываем жестом, как пристегиваем ремень в автомобиле.
Проверяем топливо – предлагаю произнести звук «ш-ш-ш»
Закрываем люки – на звук «у-у-у» делаем glissando от С2 до С1 и обратно, рукой показываем – открываем – закрываем.
Проверяем радио – произносим короткий и длинный звук «у»
Включаем мотор – произносим звук «р-р-р» и вращаем кулачками.
Вот мы и в космосе.
Посмотрите, какое у вас над головами прекрасное звездное небо.
М.р: - Но где же карта, ребята? Поищем её. (на стене, между рисунками детей, висит карта.)
Дети находят карту, ставим на доску, рассматриваем.
Пение:
Распевка «Хор Вселенной»
М.р: - Как вы думаете, откуда мы должны начать? Посмотрите, что тут нарисовано? Нотки. Наверно нам нужно спеть песню? А что для этого обязательно надо сделать? Подготовить свой голос и распеться. Посмотрите на наше звездное небо. У каждой звезды свой голос, также, как и у нас. Изобразим его как звук «у-у-у» - каждый ребёнок пропевает звук «у». Мы услышали голос каждой звёздочки. А теперь послушаем, как наши звездочки умеют подстраивать свой голос друг к другу. 
Начинаю я. Дети по одному подстраиваются к предыдущему голосу. 
М.р: - Иногда звёзды собираются на свой хоровой праздник и тогда можно услышать «Хор Вселенной». Попробуем его изобразить. Для этого выберете себе разный звук, подумайте. Начинает Наташа и поет, пока не вступят все участники нашего хора. Молодцы! Я думаю первую подсказку мы поняли правильно. А теперь посмотрим, что на рисунке? Кораблик, божья коровка и часы с маятником. Ну и что же нам с этим делать?
Воспитатель: Я догадываюсь что (начинает отстукивать ритмический рисунок песни «Лунный кораблик»)
М.р: - А ведь верно. Ребята, прохлопаем вместе с Дианой Игоревной ритмический рисунок к этой песне.  Вспомнили? В полукруг вы все вставайте, дружно песню запевайте.
Исполняют песню «Лунный кораблик»
Слушание
М.р: - (дети стирают слой, под ним буква Н.  Переходим ко второй цифре, на ней нарисовано ухо и нотный стан.) Я думаю следующая загадка у наших космических друзей музыкальная. Послушаем, что же они там зашифровали. Может следующую букву?
Слушают звучание терминвокса. (показ иллюстрации муз.инструмента).
М.р: - Ребята, мы правильно разгадали подсказку наших гостей, смотрите, ещё одна буква «У» (стирают защитный слой)
Музыкально – ритмические движения.
М.р: - А теперь посмотрите на наше звёздное небо. Какие вы видите звёзды? Звезды бывают тёплые и холодные, они все разные и все разного цвета. И они оказываются умеют разговаривать. И об этом один замечательный композитор написал удивительную музыку. Мы её раньше слушали. Как зовут композитора? Как называется музыка? Возьмите музыкальные инструменты, которые подходят для изображения этого разговора и встаньте в полукруг. 
Встаем полукругом и играем «Космическую ночь» К. Дебюсси.
Д.И.: Ребята, смотрите, правильно отгадали. (стирают слой, появляется буква А)
М.р: - И последнее задание! Может кто-нибудь может его прочитать? Слушайте! 
Чтобы космонавтом стать,
Надо много – много знать.
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Покажем, какие мы ловкие и смелые.
Под музыку мы с вами сначала побываем в невесомости – будем ходить на носочках, а когда музыка поменяется, станем уклоняться от метеоритов – прыгать.
Музыкально – ритмические движения на Венгерскую народную мелодию.
М.р: - Мы все правильно разгадали. Вот и все буквы видно. (стирают оставшийся защитный слой, под ним буква Л)
Так откуда прилетели к нам пришельцы? Правильно. Садимся в нашу ракету (встаем змейкой).
Под веселую музыку дети «едут» на ракете. В это время воспитатель уходит за ширму.
М.р: - Ребята, мы и добрались до луны.  Познакомимся с Луной поближе. Замечают воспитателя – звездочета.
Здравствуйте! Дети тоже здороваются.
Д.И.: Здравствуйте, земляне! Я очень рада видеть вас! Вы не могли бы помочь мне? С нашей Луны видны и другие планеты, а как они называются, я совсем позабыл. Вы мне не поможете вспомнить?
М.р: - Конечно! Мы поиграем в игру «Звездочёт» и при помощи этой игры мы тебе расскажем названия всех планет. Вставай с нами.
Считалочка - пальчиковая игра «Звездочёт»
На Луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
 Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
 Кто не видит – выйди вон! [4.]
Д.И.
М.р: - Ребята, у каждой планеты есть свой звук, своя музыка. И у Луны тоже. И не простая мелодия, а целая Лунная соната, которую написал немецкий композитор Людвик ван Бетховен. С помощью музыкальных атрибутов и нашей фантазии попробуем представить, как могли бы танцевать под такую музыку наши инопланетные друзья.
Музыкальная импровизация «Лунная соната» Л.В.Бетховен
М.р: - Послушайте, от вашего танца начался настоящий звездопад. Звук металлофона. Посмотрите, сколько их тут нападало. И каждая из них особенная, своего цвета, характера и со своим настроением. Попробуем их изобразить.
 Рефлексия – создание картины, показать настроение в конце занятия.
М.р: - Вот и подошло к концу наше путешествие на Луну. Вам было интересно? Что особенно понравилось? Что было для вас трудным?  
М.р: - И мне было с вами очень интересно, вы были активными, любознательными, внимательными и музыкальными. 
М.р: - До свиданья, Звездочёт. Нам пора возвращаться домой, в наш детский сад. До свидания, гости! (пропеваем)
Под музыку дети «улетают» к себе в группу.
 
Список литературы:
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель. – 240 с.
2. Афанасьева А.Б. , Шекалов В.А. Музыка. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Дрофа, 2014. – 286 с.
Оригинал доступен на сайте КнигоГид https://knigogid.ru/books/862275-muzyka-1-klass-metodicheskoe-posobie-s-pourochnymi-razrabotkami
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240., нот. – ( Б-ка воспитателя дет. сада)
4. http://www.soloby.ru/594163
Вы здесь: Home публикации Методические разработки Материалы Методическая разработка конспекта по музыкальному развитию детей