- Подробности
- Просмотров: 655
Васильева Е.С.,
учитель-дефектолог ГБДОУ № 2, Петродворцового района Санкт-Петербурга
Гончар А.В.,
учитель ГБОУ № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка конспекта НОД по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»
Речь тифлопедагога |
Приблизительные ответы детей |
|||
Организационный момент |
||||
-Здравствуйте, ребята! У меня в руках звёздочка, давайте передадим эту звездочку по кругу, ласково обратимся к соседу и скажем доброе пожелание или комплимент. |
Дети передают звёздочку, говоря друг другу добрые пожелания и комплименты. |
|||
Введение в тему занятия -Ребята, что сейчас мы передавали из рук в руки? -А где находятся звезды? -Правильно! -Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Чтобы полететь в космос, что нам нужно построить? Верно! Присаживайтесь за столы. |
-Звёздочку. -На небе.
-Ракету! |
|||
Основная часть |
||||
Индивидуальная работа за партами.
-Перед вами образец ракеты, которую нужно построить. Из чего состоит наша ракета? -Правильно! -Назовите по очереди, из каких геометрических фигур, цветов и оттенков состоит ракета? -Хорошо, начнем собирать ракету, чтобы отправиться в космос. -Как здорово у вас получилось! |
-Ракета состоит из геометрических фигур. Перечисляют по очереди геометрические фигуры с названием цветов и оттенков. Собирают по образцу ракету из геометрических фигур на фланелеграфе. |
|||
-Ребята, каждый космонавт должен уметь держать равновесие, чтобы хорошо чувствовать себя в невесомости. «Не зевай по сторонам, Ты сегодня – космонавт. Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким». Фронтальная работа - Ребята, подойдите к доске.
- Что вы видите на карточках? - Попробуйте по очереди показать одну из них.
- Где на доске находится поза, которую ты нам показал?
- Хорошо, а теперь расскажите о своей позе.
- Молодцы! |
Дети подходят к доске, где представлены карточки с позами
- Разные позы. Ребёнок выбирает позу, показывает её. Дети по очереди называют её месторасположение на доске (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и.т.д.) Каждый ребёнок рассказывает о своей позе (правая рука на поясе, левая опущена вниз, ноги вместе и т.д.) |
|||
Работа с интерактивной доской (выстраивание сериационного ряда по насыщенности цвета).
-Ребята, как называют человека, который летит в космос? -Правильно! - Перед вами космонавты. Какого цвета костюмы космонавтов? - А оттенки одинаковые или разные?
-По очереди, выложим космонавтов от самого тёмного до самого светлого оттенка фиолетового цвета. -Какие вы молодцы! |
-Космонавт!
-Фиолетовые. -Разные: темно-фиолетовый, светло-фиолетовый, сиреневый. По очереди выполняют задание на интерактивной доске. |
|||
-Ребята, присаживайтесь за парты. Зрительная (релаксационная) гимнастика с использованием музыкального сопровождения «Космическая музыка» |
Дети садятся за парты, закрывают глаза и слушают космическую музыку. В конце музыки открывают глаза и моргают в течение 10 секунд. |
|||
-Для того чтобы смело путешествовать по космическим просторам, каждый космонавт должен знать астрономию и уметь читать карту звездного неба. С глубокой древности люди различали на небе группы ярких звезд, которые называли созвездиями, и присваивали им имена. Наиболее известным созвездием северной части неба считается Большая Медведица, которое на Руси издревле называли Ковшом. Опытный космонавт без труда увидит это созвездие. А мы попробуем его нарисовать (и запомнить, чтобы потом увидеть на ночном небе). Перед рисованием нам необходимо сделать пальчиковую гимнастику. |
Дети сидят за партами и слушают учителя.
|
|||
Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4,5, в космос полетел отряд». Раз, два, три, четыре, пять – (По одному загибают пальчики на обеих руках) В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх) Командир в бинокль глядит, Что он видит впереди? (Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль») Посмотрите, луноход, По Луне легко идет. Он шагает очень важно, В нем сидит герой отважный. (Дети «шагают» пальцами по столу). |
||||
Работа на индивидуальных карточках за партами.
-Посмотрим, сумеете ли вы распознать на небе созвездие Большой медведицы. –Переверните карточки и соедините ровной линией точки по цифрам. |
Дети рисуют по цифрам созвездие большой медведицы («Ковш»). |
|||
Работа на индивидуальных карточках. - С созвездием мы познакомились, а как хорошо вы знаете планеты солнечной системы? Возьмите карточку с изображением космоса.Чего не хватает в нем? Справа от вас на тарелочках лежат изображения планет Солнечной системы, мы будем располагать их на орбиты.
(у каждого ребенка на тарелочках лежат вырезанныекартинки планетСолнечной системы) На экране демонстрация планет Солнечной системы (презентация).
- Самая ближайшая к солнцу планета – Меркурий. Она самая маленькая планета Солнечной системы, названа в честь древнеримского бога торговли – Меркурия. Найдите планету Меркурий. Какого она цвета? Планеты в солнечной системе располагаются по орбитам. Что такое: «Орбита»? Если Меркурий самая ближайшая планета к солнцу, где мы её расположим? Правильно! Приклейте планету на свою орбиту. Следующая планета от солнца - Венера. Какого она цвета? Нашли её? Где расположим? Венера – вторая планета от Солнца. Она носит имя богини красоты. - Третья планета от солнца –Земля. Эта планета, на который мы живем. Эта планета – наш общий дом, который нужно любить и беречь. Какого она цвета? Как вы думаете почему? - Четвертая планета солнечной системы – Марс. Названа в честь Марса – Бога войны. Какого цвета планета? Расположите её на своей Солнечной системе. - Юпитер – пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Юпитер – газовый гигант. Эта планета названа в честь бога – громовержца. - Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Сатурн можно легко увидеть на небе через бинокль и телескоп. У Сатурна есть кольца, которые как будто оберегают планету. Кольца длинные и тонкие, похожие на гимнастические обручи. - Уран – седьмая планета Солнечной системы. Единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца - Нептун – восьмая планета названа в честь бога морей. На этой планете гуляют ветра. |
-Планет.
-Серого.
-Орбита - это дорожки, где располагаются планеты. -Ближе к солнцу.
- Оранжевого. -На следующей орбите после Меркурия. Синяя и зелёная. Потому что на нашей планете много морей и лесов. -Красного. Дети находят изображения планет и приклеивают их на орбиты.
|
|||
Подведение итогов |
||||
-Сколько всего планет в Солнечной системе? Назовите все планеты по порядку, начиная от Солнца. Молодцы! Нам пора возвращаться домой.Но для того, чтобы вернуться на Землю, нужно выполнить задание. Работа в большом пространстве на полу: -Посмотрите на звёзды. Они одного цвета? Какого? -Чем отличаются звёзды? - Возьмите любую звездочку. У кого самая темная звёздочка? Прикрепи на доску. -Посмотрите внимательно, у кого звездочка чуть светлее? Подходите по очереди к доске и самостоятельно выкладывайте звезды от самой тёмной к самой светлой. |
-8. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
-Да.Жёлтого. -Оттенком. Дети поднимают с пола по одной звёздочке и выкладывают сериационный ряд. |
|||
5-4-3-2-1 Пуск! (звучит запись звука взлетающей ракеты). - Наше путешествие закончилось. Вы прекрасно справились со всеми заданиями! |
||||
Рефлексия |
||||
Учитель раздаёт карточки-смайлики каждому ребёнку. - Вам понравилось занятие? Какое задание было самым интересным? Что было трудным? - Посмотрите на карточки и выберете смайлик, который отражает ваше настроение после занятия. Скажите, почему вы выбрали именно такой смайлик? - Вы все замечательно работали! Молодцы! |
Дети рассказывают свои впечатления о занятии. Выбирают карточку и рассказывают про свое настроение.
|
Речь тифлопедагога |
Приблизительные ответы детей |
|||
Организационный момент |
||||
-Здравствуйте, ребята! У меня в руках звёздочка, давайте передадим эту звездочку по кругу, ласково обратимся к соседу и скажем доброе пожелание или комплимент. |
Дети передают звёздочку, говоря друг другу добрые пожелания и комплименты. |
|||
Введение в тему занятия -Ребята, что сейчас мы передавали из рук в руки? -А где находятся звезды? -Правильно! -Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Чтобы полететь в космос, что нам нужно построить? Верно! Присаживайтесь за столы. |
-Звёздочку. -На небе.
-Ракету! |
|||
Основная часть |
||||
Индивидуальная работа за партами.
-Перед вами образец ракеты, которую нужно построить. Из чего состоит наша ракета? -Правильно! -Назовите по очереди, из каких геометрических фигур, цветов и оттенков состоит ракета? -Хорошо, начнем собирать ракету, чтобы отправиться в космос. -Как здорово у вас получилось! |
-Ракета состоит из геометрических фигур. Перечисляют по очереди геометрические фигуры с названием цветов и оттенков. Собирают по образцу ракету из геометрических фигур на фланелеграфе. |
|||
-Ребята, каждый космонавт должен уметь держать равновесие, чтобы хорошо чувствовать себя в невесомости. «Не зевай по сторонам, Ты сегодня – космонавт. Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким». Фронтальная работа - Ребята, подойдите к доске.
- Что вы видите на карточках? - Попробуйте по очереди показать одну из них.
- Где на доске находится поза, которую ты нам показал?
- Хорошо, а теперь расскажите о своей позе.
- Молодцы! |
Дети подходят к доске, где представлены карточки с позами
- Разные позы. Ребёнок выбирает позу, показывает её. Дети по очереди называют её месторасположение на доске (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и.т.д.) Каждый ребёнок рассказывает о своей позе (правая рука на поясе, левая опущена вниз, ноги вместе и т.д.) |
|||
Работа с интерактивной доской (выстраивание сериационного ряда по насыщенности цвета).
-Ребята, как называют человека, который летит в космос? -Правильно! - Перед вами космонавты. Какого цвета костюмы космонавтов? - А оттенки одинаковые или разные?
-По очереди, выложим космонавтов от самого тёмного до самого светлого оттенка фиолетового цвета. -Какие вы молодцы! |
-Космонавт!
-Фиолетовые. -Разные: темно-фиолетовый, светло-фиолетовый, сиреневый. По очереди выполняют задание на интерактивной доске. |
|||
-Ребята, присаживайтесь за парты. Зрительная (релаксационная) гимнастика с использованием музыкального сопровождения «Космическая музыка» |
Дети садятся за парты, закрывают глаза и слушают космическую музыку. В конце музыки открывают глаза и моргают в течение 10 секунд. |
|||
-Для того чтобы смело путешествовать по космическим просторам, каждый космонавт должен знать астрономию и уметь читать карту звездного неба. С глубокой древности люди различали на небе группы ярких звезд, которые называли созвездиями, и присваивали им имена. Наиболее известным созвездием северной части неба считается Большая Медведица, которое на Руси издревле называли Ковшом. Опытный космонавт без труда увидит это созвездие. А мы попробуем его нарисовать (и запомнить, чтобы потом увидеть на ночном небе). Перед рисованием нам необходимо сделать пальчиковую гимнастику. |
Дети сидят за партами и слушают учителя.
|
|||
Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4,5, в космос полетел отряд». Раз, два, три, четыре, пять – (По одному загибают пальчики на обеих руках) В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх) Командир в бинокль глядит, Что он видит впереди? (Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль») Посмотрите, луноход, По Луне легко идет. Он шагает очень важно, В нем сидит герой отважный. (Дети «шагают» пальцами по столу). |
||||
Работа на индивидуальных карточках за партами.
-Посмотрим, сумеете ли вы распознать на небе созвездие Большой медведицы. –Переверните карточки и соедините ровной линией точки по цифрам. |
Дети рисуют по цифрам созвездие большой медведицы («Ковш»). |
|||
Работа на индивидуальных карточках. - С созвездием мы познакомились, а как хорошо вы знаете планеты солнечной системы? Возьмите карточку с изображением космоса.Чего не хватает в нем? Справа от вас на тарелочках лежат изображения планет Солнечной системы, мы будем располагать их на орбиты.
(у каждого ребенка на тарелочках лежат вырезанныекартинки планетСолнечной системы) На экране демонстрация планет Солнечной системы (презентация).
- Самая ближайшая к солнцу планета – Меркурий. Она самая маленькая планета Солнечной системы, названа в честь древнеримского бога торговли – Меркурия. Найдите планету Меркурий. Какого она цвета? Планеты в солнечной системе располагаются по орбитам. Что такое: «Орбита»? Если Меркурий самая ближайшая планета к солнцу, где мы её расположим? Правильно! Приклейте планету на свою орбиту. Следующая планета от солнца - Венера. Какого она цвета? Нашли её? Где расположим? Венера – вторая планета от Солнца. Она носит имя богини красоты. - Третья планета от солнца –Земля. Эта планета, на который мы живем. Эта планета – наш общий дом, который нужно любить и беречь. Какого она цвета? Как вы думаете почему? - Четвертая планета солнечной системы – Марс. Названа в честь Марса – Бога войны. Какого цвета планета? Расположите её на своей Солнечной системе. - Юпитер – пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Юпитер – газовый гигант. Эта планета названа в честь бога – громовержца. - Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Сатурн можно легко увидеть на небе через бинокль и телескоп. У Сатурна есть кольца, которые как будто оберегают планету. Кольца длинные и тонкие, похожие на гимнастические обручи. - Уран – седьмая планета Солнечной системы. Единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца - Нептун – восьмая планета названа в честь бога морей. На этой планете гуляют ветра. |
-Планет.
-Серого.
-Орбита - это дорожки, где располагаются планеты. -Ближе к солнцу.
- Оранжевого. -На следующей орбите после Меркурия. Синяя и зелёная. Потому что на нашей планете много морей и лесов. -Красного. Дети находят изображения планет и приклеивают их на орбиты.
|
|||
Подведение итогов |
||||
-Сколько всего планет в Солнечной системе? Назовите все планеты по порядку, начиная от Солнца.
Молодцы! Нам пора возвращаться домой.Но для того, чтобы вернуться на Землю, нужно выполнить задание. Работа в большом пространстве на полу: -Посмотрите на звёзды. Они одного цвета? Какого? -Чем отличаются звёзды? - Возьмите любую звездочку. У кого самая темная звёздочка? Прикрепи на доску. -Посмотрите внимательно, у кого звездочка чуть светлее? Подходите по очереди к доске и самостоятельно выкладывайте звезды от самой тёмной к самой светлой. |
-8. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
-Да.Жёлтого. -Оттенком. Дети поднимают с пола по одной звёздочке и выкладывают сериационный ряд. |
|||
5-4-3-2-1 Пуск! (звучит запись звука взлетающей ракеты). - Наше путешествие закончилось. Вы прекрасно справились со всеми заданиями! |
||||
Рефлексия |
||||
Учитель раздаёт карточки-смайлики каждому ребёнку. - Вам понравилось занятие? Какое задание было самым интересным? Что было трудным? - Посмотрите на карточки и выберете смайлик, который отражает ваше настроение после занятия. Скажите, почему вы выбрали именно такой смайлик? - Вы все замечательно работали! Молодцы! |
Дети рассказывают свои впечатления о занятии. Выбирают карточку и рассказывают про свое настроение.
|